День 05: 08.08.19

 

Кимжа – Совполье – река Тойма.

 

75,0 км.

 

Дальше на Архангельск!

Переменная облачность, прохладно.

Покидаем прекрасную Кимжу.

Есть под Архангельском музей деревянного зодчества - Малые Карелы. Мы, может быть, сможем там побывать (забегая вперед, скажу – побывали!). Со всей Архангельской области туда свезены и собраны заново на новом месте множество шедевров архитектуры. Мы сейчас побывали в таком же уникальном месте, только тут все стоит на своих исконных местах, органически сливаясь с природным ландшафтом. Мало того: все это используется по прямому назначению! Здесь живут люди!

Как же прекрасно, что такое место уцелело в неприкосновенности!

Грейдер. Временами моросит дождь, впрочем, быстро прекращается.

Вчерашняя отворотка на Кильцу. Река Кимжа. Переправа. После того, как здесь чуть не застряла машина с продуктами, короткие дамбы на концах понтона успели подсыпать и сгладить острый угол.

Река Кимжа, переправа.

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Песчаный грейдер кончается, начинается песчано-гравийный. Трясет сильнее, чем хотелось бы.

Длинный тягун. Наверху лес понизился в высоте, и пошла глухая тайбола!

Тайбола

Мы уже употребляли это слово, как название старинной дороги. А, собственно, слово "тайбола" означает: низкорослый, разреженный, заболоченный лес, больше напоминающий лесотундру. Порой, смысл этого слова истолковывают, как сокращение: "тайга - болото", что, по сути, в общем-то, верно. Но, настоящее происхождение слова - угро-финское: "taibale" - "перешеек". И, действительно, тайбола лежит, больше, на водоразделах.

На протяжении ближайших 120 км у нас будет только одно жилое место - Совполье.

Встретили перевозчика Вадима, он посигналил нам фарами и помахал рукой через лобовое стекло. Надо сказать, что многие водители приветствуют нас гудками и фарами. Да, мы тут - необычное явление!

Тайбола потихоньку расступилась, начались настоящие верховые болота, поросшие низкорослой сосной.  В воздухе стоит пьянящий запах багульника. Болото, огромное, как океан, уходит за горизонт по обеим сторонам дороги. Это - Кольцевые болота. Они, действительно, гигантским полукольцом окружают Мезень, Каменку и близлежащие деревни Мезенского куста. Находясь здесь, самое неприятное - попасть под ощутимый дождь, поскольку поставить временный тент, да и просто накинуть его без растяжек на группу велосипедов с людьми - здесь просто негде: только дорога и болото. Хорошо еще, что трафик невелик! Но ведь Мезенский тракт прокладывали не просто так, а старались минимизировать открытые болота и провести нитку дороги максимально по лесным островам, коих здесь хватает. Так что "оазисы" есть! Главное - чтобы дождь не застал внезапно посреди длинного болотного перегона. Да и то - не безнадега будет!

 

Верховые болота

Бескрайние Кольцевые болота

Снегозадержатели

В необозримых топях

Снегозадержатели

 

Грейдер новый, хороший. Но ехать по нему тяжелее, чем по дороге вдоль Мезени: много крупного гравия. Чтобы провести нормальную дорогу, его вбухали в эти болотные почвы просто немеряно. Конечно, ему не страшны никакие дожди!

«..Пролегла дороги полоса

   Где летали только самолеты!»

Вдоль дороги, во мху, стоят снегозадержательные заборы, чтобы мощная поземка с болотных просторов не занесла дорогу окончательно. По этой же причине их ставят вдоль дорог, идущих по берегам Белого моря. Щиты, из которых собран забор, похожи на деревянные поддоны, поставленные на ребро.

Масштабы верховых болот завораживают! Есть в них какая-то инопланетная красота! Непривычен людям такой пейзаж, не строят они тут жилье. Я и на наших Туголесских болотах в Мещере чувствовал себя немного космонавтом. А безлюдье этих мест абсолютное сравнимое только с Луной, или с Мировым Океаном. Но я очень люблю верховые болота за их нетронутость, первозданность и потрясающую эстетику. Они напоминают мне японский парк, усаженный бонсаями, но колоссальной протяженности. А масса красивых и полезных растений, аккумулирующих солнечную энергию и превращающие ее в мощный коктейль витаминов: клюква, морошка, брусника, голубика...сфагнумом, коего здесь море, в войну раны перевязывали! А воду тут без кипячения можно пить прямо из моховых окошек! Так что, верховое болото - это мощная энергетическая машина! Про водоохранные свойства и напоминать излишне.

Иван-чай

Полярная ромашка

Лесной остров в болотах

Кстати, о воде. Вот она, течет в дренажных канавах, темная, как чай, чистая, кисленькая! Пить ее, может, и не стоит: пыли от машин многовато, а вот взять с собой для лагеря ее вполне можно. На болоте Ельня в Белоруссии мы пили такую воду прямо из окнищ - вкусная!

Между тем, уже давно пора перекусить. Но ни в тайболе, ни на болотах, ни на лесных островах уже не первый час нет ни одной отворотки. "Тут летали только самолеты!" И чтобы отойти в сторону от трассы, нужно перелезть через дренажку. Хороших перелазов не наблюдается. Ну, какая разница, просто остановимся на обочине, да и перекусим! Так и делаем.

Снегозадержатели

Болотные сосны

Еще долго-долго после нашего перекуса не появляется ни единой отворотки в сторону от главной дороги. Путь нехоженый! Здесь никогда не появлялись даже охотники.

Понемногу проглядывает солнце. Тепло.

С обочины вспорхнул рябчик и скрылся в зарослях. Верховые болота потихоньку заканчиваются, снова пошла тайбола. А вот и первая отворотка: блестит мокрыми колеями от караката!

Приближаемся к долине Немнюги. Пошел красивый, высокоствольный ельник. А вот и первая одинокая лиственница. Надо сказать, что, начиная от Мезени, нам еще не попалось ни одного экземпляра этого дерева. Это в Якутии лиственница растет везде, даже на болотах. Там у нее просто нет конкуренции. А в Архангельской области это дерево выбирает хорошие, дренированные почвы, в идеале - карст. И достигает порой гигантских размеров.

Слева у обочины - поклонный крест, установленный в честь Трифона Вятского, уроженца Совполья.

А вот и поворот налево, в Совполье. Грейдер сразу стал очень гладким. Красивый, еловый лес.

Название деревни не связано ни с совами, ни с полями. Речка Сова тут, скорее всего, тоже не причем. Название происходит от угро-финского "suopuoli" - "болотная сторона". Точнее уж не скажешь!

Совполье - куст из трех деревень: собственно Совполье, Чижгора и Соколово. Этот очаг жилья на многие десятки километров вокруг выглядит островом в океане.

Перед нами открывается очень красивая панорама на долину Совы и ближние деревни. Чижгора - прямо напротив нас, Соколово - в отдалении, Совполье - справа. В Чижгору ведет очень высокий, ряжевый мост. Высота, видимо, рассчитана на половодье. Так и оказалось: потом нам показали, докуда тут доходит вода. Очень высоко!

Архитектура – как в большинстве мезенских деревень: огромные, деревянные дома, крытые дворы.

 

Близ Немнюги

Крест Трифона Вятского

Совполье

Совполье

Вид на Сову и Чижгору

 

Изначально мы планировали завершить тут день, и встать лагерем на Немнюге, недалеко от Совполья. Но время еще есть. И мы решили пройти сегодня по максимуму, и подойти предельно близко к началу старого грейдера. Кто знает, каких усилий нам будет стоить Кулойский перегон! Не то, чтоб мы не верили главе Совполья, но уж очень свежа память о страшной дороге. Надо подстраховаться!

Заезжаем в Совполье. В деревне - одна улица: 2 ряда домов, таких, как в Кимже. В одном из дворов стоят три пожилых мужика и "Тойота" очень неслабой марки. Не УАЗ, не "буханка"! Первый к нам вопрос: откуда мы, и куда едем? Мы рассказали.

Потом мы проехались по Совполью до дальнего конца, и обратно. Возвращаемся, а мужики идут нам навстречу. Посоветовали проехать еще дальше, и посмотреть слияние Совы и Немнюги - красивое место! Но у нас сегодня в плане перегон порядка 20-25 км, так что мы поблагодарили и отказались. Ребята предложили нам обед и баню. Жаль, но тоже не ко времени.

- Вот если бы вы нам рыбы продали...

- Ну мы тут наловили немного...Будет!

Мужики открыли нам ворота (другого двора), и показали место обзора на Сову. Еще красивее, чем мы видели! А также открыли часовню во дворе (!) и пустили внутрь. На вид - просто сарай, но часовня - освященная!

И напоследок вынесли нам три куска рыбы. Просто так!

Короче, проводили, как родных. Как выяснилось, один из мужиков оказался, ни много ни мало, заместителем ген.директора судоремонтного предприятия "Звездочка" в Северодвинске!

Снова выходим на тракт. Менее чем через километр - река Немнюга и новый бетонный мост. Не переезжая моста, слева - знаменитое кафе "Хуторок", славное своими, действительно, вкусными блинами. Там же мы употребили и первую нашу рыбу - жареную щуку.

 

Совполье. Часовня.

Совполье

Артезианская скважина

Кафе «Хуторок»

 

Мост остался позади. Солнце, голубое небо. Тепло. Слева потянулась тайбола. Справа - огромное болото Чистое.

Глухая тайбола

Болото Чистое

Вскоре болото до горизонта протянулось и слева. Опять пошли снегозадержатели. И только наш тракт тонкой ниточкой рассекает необозримые пространства.

Вечер, стало прохладно. Болота вновь сменила тайбола. Надо подумать о воде.

Нашли близ дороги локальную болотину с чистым проточным ручьем и твердой приступкой. Вот где пригодилось складное ведро из БЦК: им удобно черпать. Налили 5-литровый бурдюк из каландрированного капрона. Повезем его с собой до стоянки.

Лиственничная тайга

Начался высокоствольный лиственнично-еловый лес. Нашли туда заход: старый железный лист, проложенный через дренажку. В принципе, место хорошее, только несколько неровное. Похоже, много лет назад тут были выборочные лесозаготовки, и подо мхом осталось многовато древесного хлама. Засекли точку. Если что - вернемся.

Через полтора километра - небольшая река Тойма (не путать с Верхней Тоймой притоком Двины). Хороший подход. За мостом - небольшой тягун. Далее - перекресток с лесной дорогой. Вправо уходит грунтовка, влево - старая дорога, поросшая дерном. Заходим на нее.

Красивый сосново-лиственничный лес с подлеском из брусники, багульника и можжевельника. Встаем, не уходя далеко от главной дороги. Опять же: за водой идти - 10 минут.

Где-то здесь уже кончается Мезенский район, начинается Пинежский.

Ясно тепло. Над лагерем кружится летучая мышь.