День 04:
07.08.19
Кимжа,
дневка. 20,7 км. |
|||
Переменная облачность, умеренно прохладно. Завтрак в "Кимженской Паужне". Гуляем по селу. В 10-00 открывается магазин возле Одигитрии. Магазин – из той категории, которые раньше назывались «товары первой необходимости». Там есть понемногу, но всего. Сегодня там - завоз с Большой Земли (выяснили вчера). Делаем закупку на завтрашний перегон + еще на один день. Уже собралась публика. Машина с Материка задерживается. Идут какие-то настораживающие разговоры. Расспросили людей. Оказалось - ничего страшного. Просто машина чирканулась днищем об угол между трапом и понтоном - последний высоковато поднялся. Но все поправили, и началась торговля. Местные женщины поинтересовались, нужен ли нам хлеб. Дело в том, что его надо заказывать заранее(!). И они, тут же, с готовностью, отдали нам свою партию! Вот она, поморская взаимопомощь! Кимжа - деревня небольшая, но гулять по ней можно очень долго. И - не надоест! Художники уже работают. Сегодня - прекрасная погода для живописи, как в смысле погоды, так и в смысле солнечной освещенности. А в просторных сенях сохнут их вчерашние этюды. Это представители московской студии "Пикассо", вместе со своим преподавателем Максимом Болговым, https://vk.com/id83473604. Надо решать вопрос о переброске нас через Кулойский перегон. Мы подошли к Евдокии Гавриловне, объяснили ситуацию и попросили посодействовать. Контактных данных перевозчиков у нас хватает, но ради 60 км вызывать машину из Архангельска или Северодвинска не очень бы хотелось. |
|||
Женщина сразу вошла в положение, и сказала, что у них на этом перегоне, действительно, часто бывают проблемы. Евдокия Гавриловна пообещала связаться с администрацией Совполья, и постараться раздобыть машину. А, может быть, и организовать жилье. Впрочем, последнее для нас - не актуально. На деревенской улице появилась лошадь. Идет сама по себе. Тут же появились собаки, и облаяли ее с ног до головы. Местные собаки, несмотря на несколько волчий облик (у всех в жилах течет лаячья кровь), обычно очень дружелюбные, общительные и молчаливые. А тут - просто как с цепи сорвались! Лошадь ушла, от греха подальше, в кусты. Это была лошадь мезенской породы, единственная на всю деревню, и принадлежащая одному из фермеров. Мезенская порода – особенная, они могут зимой "копытить" корм из-под снега, как северные олени, и ведут несколько полудикий образ жизни. Но, в отличие от кузоменьских лошадей на Терском берегу Кольского полуострова, мезенка – настоящая, домашняя лошадь, хотя в них течет много дикой крови. Мезенская лошадь произошла от дикой, лесной лошади, иначе говоря – тарпана. А именно - его северной формы. Правда, культурных кровей там тоже понамешано. Зимой они работают, а летом, в основном, шляются сами по себе, и копят силу на долгую зиму. И такое шляние вдикую - обязательное условие их содержания, иначе порода загнется. Мы с Леной обсудили эту тему: - Во как! А если убегут шляться, как же их
хозяин потом отловит? J - Сами придут! Овса-то хочется! А потом –
они толковые. А в Каргополе коровы, вообще, в тайге пасутся, рыжики в лесу
удобряют! (чистая правда!) - Во животяры пошли! - У них еще и зимний подшерсток вырастает,
как у волков! - А не просто так собаки облаяли нашу
лошадь! Чует, волчья стать, запах тарпана! К обеденному времени должна подъехать экскурсионная группа из лесного отеля Голубино. Нас присоединят к этой группе. И что очень хорошо: группа, перед этим, проедет Кулойский перегон, а, значит - можно будет расспросить водителя о состоянии дороги! Итак, голубинский автобус прибыл. И мы не поверили своим ушам! Дорога - в отличном состоянии! Это настолько невероятно, что, можно подумать: или я неправильно задал вопрос, или водитель неправильно меня понял. Но - факт налицо: автобус-то ЧИСТЫЙ! Мы пообедали с экскурсантами в "Паужне". Подошла Евдокия Гавриловна, она сегодня - за экскурсовода. Сразу информация для нас: глава администрации Совполья поедет сегодня по Кулойскому перегону, а вечером перезвонит, и расскажет, как там дела. Итак, экскурсия.
Как и весь Мезенский край, Кимжа славится своими поклонными крестами. Их вокруг - великое множество. Иные находятся в такой глухомани, что люди к ним и дорогу забыли. И вот бывает что в тайге: найдут упавший крест, который восстановлению не подлежит. Тогда его несут в Кимжу, в специальный "амбар крестов", устроенный на правах музея. Вот в такой амбар нас и привели первым делом. Далее, мы вышли на большое поле, за околицей села. На поле стояли еще несколько крестов. Но это были уже не только поклонные кресты, а захоронения в конце надела тоже. Евдокия Гавриловна процитировала исследователя, который утверждал, что на Мезени был обычай хоронить не только на кладбище, но и в ограде своей усадьбы. Да мы и сами не раз читали об этом. "Я ни разу ни о чем подобном не слышала, оставим это на совести автора. А вот в конце надела - да, это бывало." Вот слова коренной местной жительницы, более того - директора музея. И тут же – рассказ от Евдокии Гавриловны о том, кто где лежит, либо в честь кого крест поставлен. Наделов уже давно нет, поле заросло бурьяном. На дальнем конце поля - остатки сельскохозяйственных деревянных сооружений, темно-серых от времени. Но там же находится и электрическая станция. Кимжа, в смысле электричества, работает в автономном режиме, и станция – это, по сути, мощный дизель-генератор, обеспечивающий всю деревню. Внешняя линия питания к деревне не подведена. Станция - это примерно 8 постоянных рабочих мест. А вот про восстановление сельского хозяйства говорить пока не приходится. Здесь нужна либо государственная программа, либо, чтобы стало совсем плохо, и народ двинулся на подножный корм, как в начале 90-х. Исключение - несколько фермерских хозяйств на окраине. Но вы понимаете, что значит - поднимать агросектор силами энтузиастов возле Полярного круга! Это - уж совсем отчаянные люди! Но, главное, что есть на этом заброшенном поле - это 2 деревянные ветряные мельницы. Это - самые северные ветряные мельницы в мире! Когда-то в Кимже их насчитывалось 10, до нас дошли только эти две. Использовать по назначению их перестали еще в 50-е годы ХХ века, и с тех пор они медленно разрушались, пока уже в наше время не произвели их реставрацию силами энтузиастов, с привлечением реставраторов из Голландии. Причем, у одной из них был полностью восстановлен весь рабочий механизм. Вторая мельница была отреставрирована без реконструкции рабочего механизма, и используется, как музейное помещение. Внутри находится экспозиция по истории кимженских мельниц. Подробнее про кимженские мельницы: http://visitkimzha.ru/tosee/kimzha/windmills Среди огромных кимженских домов один выделяется маленькой табличкой. Это - "Политов дом", там организован музей, где воссоздан жилой интерьер поморской семьи, каким он был сто лет назад. Смотрите фото: В сельском клубе привлекла внимание выставка графики по местным мотивам. Смотрите некоторые фото: И, конечно же, посетили Одигитрию. Была возможность войти внутрь. Там еще, вовсю идут работы. Но, по некоторым признакам, служба уже иногда проводится. Поднялись на колокольню. Вид на село - просто потрясающий! На звоннице висят совсем новые колокола. Недавно в селе был праздник, кульминацией которого был колокольный звон! И, в заключение - посещение Дома ремесел, он же – Музей жита. Внутри находится экспозиция, посвященная всему, что связано с выращиванием зерновых в Мезенском крае, и последующей обработкой. В силу климатических факторов здесь выращивали только ячмень, отчасти - рожь и овес. Дом ремесел – это, также, общественная народная мастерская, где люди могут дополнительно заработать изготовлением предметов, например, ручного ткачества. И детей этому обучают. На Севере, в последние годы, вообще наблюдается подъем интереса к этому искусству. После экскурсии, некоторое время, еще гуляем. Обошли те места, куда еще не заглядывали. Нашли несколько старинных амбаров. Зимой мы на Пинеге видели амбары в Карпогорах, Кушкопале и Еркино. Они там были, все до одного - на сваях. Тут же, все, без исключения, стоят на земле. К головам деревянных коней, венчающих дома, мы уже привыкли. Но мы увидели, также, голову северного оленя, и голову лося. Я видел раньше подобные фото, и почему-то думал, что олень на крыше - это чисто мезенская традиция. Видимо, перепутал с основными мотивами мезенской росписи: «конь – олень». На самом деле, как нам объяснили, такой архитектурной традиции не было. Это - просто частный случай, прихоть хозяина, не более. И, наконец, мы решаем немного проехаться на велосипедах. В 15 км от Кимжи, на этой же стороне Мезени находится историческая деревня Кильца. Это - Кимжа в миниатюре, также попавшая в список красивейших деревень России. У нас, первоначально, была задумка, может быть, сделать туда радиалку. Но дорога в Кильцу в этом году более чем проблематична. Она там всегда не самая простая. Да и просто по времени уже поздно. Но начало дороги посмотреть можно. Спуск на Мезень. Немного не доходя до переправы, сворачиваем на тропинку вправо, и очень скоро оказываемся на высокой щелье, с деревянной, рыбацкой беседкой. Далее - только примятый след в высокой траве. Возвращаемся на тракт. Едем в сторону переправы через Кимжу, где-то должен быть указатель поворота на Кильцу. Глубоко внизу уже видна переправа. А вот и указатель. Влево уходит прекрасная (пока) дорога, уходящая в красивый елово-сосновый лес. Далее - сосняк-беломошник. И, временами, по краю - моховые болота. Ну, вот и все, начало дороги посмотрели - надо ехать обратно. Возвращаемся в Кимжу альтернативной лесной дорогой, со спуском на хорошей скорости. Песок держит хорошо. Вот что значит - примесь мергеля! Выходим на тот конец села с амбарами, где мы были последний раз. А дома нас ждут радостные вести. Кулойский перегон высох полностью! Более того: послали туда грейдерную машину, которая все идеально разровняла! Лучшего, даже, и желать трудно! Подробнее про Кимжу и Кимженский край: http://visitkimzha.ru/ |
|||
|