Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу

 

 

Актуальный репортаж с места событий.

Здесь размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты.

 

 

 16.08.14: Туголесская торфяная система

 

 

«…Мой край прекрасный, Туголесье,

     Тебе свою пою я песню!

     Из глубины твоих болот

     Заря истории встает!...»

 

Маршрут: пос.Туголесский Бор – озеро Глубокое – озеро Долгое – озеро Великое – Чистое Болото – урочище Журавлиха – восточное Туголесье – возвращение в Туголесский Бор – Воймежный.

 

65 км, 1 человек. 

 

Среди целей наших походов есть очень увлекательные, если не сказать - захватывающие объекты: болотно-торфяные системы. Вот что об этом мы писали ранее:

 

Каждая торфяная система - это отдельный мир, подчас, огромных размеров. Это - множество бывших карьеров, залитых водой и превратившихся в озера, подчас, редкой красоты. Это - многочисленные каналы и протоки, их соединяющие. Это - огромные болотные пространства, как тростниковые плавни, так и мхи, поросшие клюквой и голубикой. Это - растущие из топей черноольшанниковые дебри, похожие на амазонскую сельву. Это - большие, полностью осушенные участки, пустоши и сенокосы. Это - участки березовых и хвойных лесов на возвышенностях, затерянных среди торфяников. Это - брошенные и населенные бывшие торфяные поселки, а также дачные массивы на месте старых торфяных полей. Это, наконец, насыпи бывших узкоколейных дорог, все это соединяющие!

Именно бывший техногенный фактор дает возможность организовывать велосипедные походы в эти земли, тогда как в случае с неосвоенными болотами это гораздо сложнее.

Процесс исследования торфяных систем исключительно увлекателен. Разнообразие ландшафтов захватывает, а разные дорожные сюрпризы, как, например, разрывы в дамбах, придают особый азарт. Очень любопытны остатки гидросистем, узкоколеек, и брошеная торфяная техника.

На сегодняшний день нами относительно изучены торфяные системы:

 

- Лосиноостровская,

 - Орехово-Зуевская,

(УВЕЛИЧИТЬ)

- Губинско-Понаринская,

 - Петровско-Кобелевская,

 - Тасинская.

На очереди:

 - Туголесская,

 - Рязановская,

 - Мезиновская,

 - Бакшеевская,

 - Островская,

 - Гусевская,

 - а также Оршинская (Тверская обл.)

 

(Из трофи по Шатурской торфяной системе: http://bibolsh.narod.ru/actual-arh/shaturtorf290809/actual.htm)

 

Из тех перечисленных торфяных систем, что стояли «на очереди», в текущем, 2014 году нами была частично затронута Рязановская, она же Радовицкая система, самая большая из подмосковных. Но по ней были сделаны только самые первые шаги.

Так сложилась, что одна из интереснейших торфяных систем - Туголесская - до сих пор оставалась для нас белым пятном. Вопрос давно требовал своего решения!

Туголесская система расположена почти на самом восточном краю Московской области. Выброска - на одноименной платформе Туголесье Казанского направления. К югу от платформы - поселок Туголесский Бор.

Замысел трофи был следующий. С севера на юг от Туголесского Бора по системе проходила одна из главных линий местной узкоколейной сети. С большой вероятностью, она имело некое грунтовое продолжение в южном направлении, насколько далеко и какого качества – сказать сложно. Был шанс прохождения системы насквозь, с поворотом на крайнем юге в западном направлении, с выходом к деревне Вальковская. В этом случае планировался возврат к Казанской ветке ЖД населенными территориями по знакомым дорогам к Кривандино (Запутной, Заполицам – в зависимости от результатов и наличия времени).

В случае, если сквозное прохождение системы будет невозможно – исследуем край «квадратно-гнездовым методом», действуем по ситуации.

Туголесский Бор - классический поселок торфоразработчиков, дома в 1 - 2 этажа, большинство домов деревянные. Поселок обустроен очень скромно, жизнь в нем размеренная и спокойная. Торфопредприятие, как обычно в России в последнюю эпоху, давно не работает, чем живут люди - неизвестно. Но живут.

На торце деревянного, 2-этажного, многоквартирного дома висит большой плакат: "Мы любим свой родной край!" - текст на фоне огромного фото с пейзажем торфяника. Попались еще пара социальных лозунгов, что-то на тему любви к ближнему или смысла жизни, дословно не помню. Но сказано было хорошо, без наивности или излишнего пафоса. Главный магазин в поселке называется "Мещера". Так что пиарят они себя! И правильно делают!

На восточной окраине, возле пожарного депо МЧС к поселку примыкают дачные участки. Отсюда начинается главная дорога в Туголесские болота. Это – та самая бывшая трасса ныне разобранной узкоколейки, прямая, как стрела. Дорога уходит в южном направлении.

 

Поселок Туголесский Бор

Поселок Туголесский Бор

Туголесский Бор. Гаражи МЧС.

Начало бывшей узкоколейки

Туголесские болота

 

Надо же! Сколько лет езжу на велосипеде - а дорожный драйв не ослабевает. Вот и сейчас: как встал на трассу - аж затрясло! Хотел достать фотоаппарат, а руки дрожат, пальцы не слушаются. Откуда-то из глубины живота к горлу подступил горячий комок адреналина. "Тро-о-о-фи!" - истошно заорал внутри какой-то дух. "Трофи!" - благоговейно ответил я, и по небритой щеке скатилась скупая, райдерская слеза. Захотелось снять шлем и перекреститься...

Дорога не то, чтобы уходит за горизонт. Горизонт слегка закрывает дальнее мелколесье. Но дорога сужается вдаль до состояния точки. Достигнув этой предполагаемой точки, мы все равно видим впереди такую же картину.

Оглянувшись назад, вы видите то же: дорогу, сходящуюся в точку.

И так, по меньшей мере, несколько раз!

Дорога песчаная, хорошо наезженная. Песок несколько влажный после последнего дождя, и проходится относительно легко. Хотя, временами заносит. Торфяные поля начинаются сразу же за окраиной поселка. По бокам - березово-сосновое редколесье с многочисленными окнами болот или открытыми торфяными пустошами. Или же залитые водой обширные торфяные карьеры с многочисленными мелкими островами, поросшими низкорослыми деревьями. Местами - большие пространства черного торфа, усеянные редкими сосенками ростом с человека, эдакая "саванна" (похоже, следы низового пала, мох-то должен был быть). Болото переходное, багульник и голубика сочетаются с тростником.

Слева, в березовом мелколесье лежит большое Долгое озеро. К нему с дороги есть топкий рыбацкий подход. Озер в Туголесье множество, целая Туголесская озерная группа. Все озера мелкие, с торфяным дном, окружены болотами и находятся на разных стадиях зарастания. Еще больше залитых водой торфяных выработок. Вместе с многочисленными каналами все это создает сложный водный лабиринт.

Незадолго до Долгого озера проезжал Глубокое озеро, также расположенное слева от дороги. Озеро - совсем рядом, но в зарослях его не видно, подходов с дороги не обнаружил.

Отворотки с основной трассы есть, но редкие. Чаще всего они представляют собой полосы примятой травы, уводящие в свободный проход среди непролазных кустарников.

Вот откуда название "Туголесье"! "Тугой лес"! Большая часть массива заросла невысоким березово - осиново - ольховым мелколесьем толщиной в человеческий палец, максимум – в руку. Деревья и кусты растут так плотно, что через заросли может легко пробраться разве что мышь. Добавьте к этому густую траву в подлеске и часто - топкую почву, и картина края готова. У меня даже близко не возникало мысли сделать какую-нибудь разведку напрямик по азимуту, даже в сухих местах. Вообще, без бывших узкоколеек, перемещение по Туголесью было бы крайне затруднительно и сравнимо с путешествием по амазонской сельве. Кстати, с комарами здесь сейчас полный порядок: полностью безопасно. А вот в июне....представляю!

Справа в зарослях лежит большое озеро Великое. А вот и отворотка в его сторону! Извилистая дорога приводит на поляну среди мелколесья, где расположилась большая рыбацкая стоянка.

Огромный капитальный навес со столом и лавками. Даже патроны для ламп есть, питание, видимо, от привозимого движка. Кострище, мангал, туалет, умывальник. Даже колодец есть! Рядом – свежевырубленная поляна, видимо, под стоянку машин. Поляна густо усеяна шипами от срубленных прутьев.

Людей на стоянке сейчас нет.

Озеро - в двух шагах, но его не видно за тростниками выше человеческого роста. К озеру ведет тропа жидкой грязи. Далее в тростниках стоят 3 весельные лодки. От них сквозь тростники ведет туннель к открытой воде.

 

Медведка

Рыбацкий лагерь на озере Великом

Рыбацкий лагерь на озере Великом

Рыбацкий лагерь на озере Великом

Рыбацкий лагерь на озере Великом

 

Рыбацкий лагерь на озере Великом

Лодки на озере Великом

Каналы Туголесья

Дороги, уходящие за горизонт

Туголесские топи

 

Возврат на главную дорогу. Вскоре - ответвление такой же песчаной дороги, и тоже по линии узкоколейки. Уводит на северо-восток. Продолжаю движение на юг.

Болота вокруг – низинного характера, сосны нет, вокруг заболоченное мелколесье из березы, осины и ольхи. На болотах много тростника.

Дорога, перпендикулярная основной. Это улучшенная дорога, с прессованным гравием. Вдоль дороги идет канал. По моим расчетам, продолжение дороги на юг идет чуть восточнее. Ищу поворот на нее по гравийной дороге.

Непроходимое Туголесье

Плотина по новой технологии

Реанимируемое озеро

Каналы Туголесья

Канал недавно реконструирован. Местами его перекрывают маленькие плотины, насыпанные из камней, скрепленных сеткой из толстой рабицы. Установлены новые, свежепокрашенные задвижки - регуляторы уровня. Подобное мы видели в 2013 г.на Чистом болоте (между Губино и Петрушино) и в этом году на Радовицком мху. Видимо, это связано с программой обводнения бывших торфяных карьеров с противопожарными целями.

Из системы туголесских каналов берет исток река Ялма, приток Пры.

Поворот на юг. На большой пустоши лежит озеро с берегами, также укрепленными по технологии "камни - рабица". Похоже, культурный рыбный водоем.

Тут дорога и кончается. То, что уходит дальше на юг, не вызывает доверия с точки зрения прохождения: нечто, очень заросшее. Но основная, южная дорога также имеет какое-то продолжение, пусть и не очень хорошего качества. Возвращаюсь туда.

На юг также уходит отремонтированный канал. Еду параллельно. Дорога пока неплохая, только кусты уже совсем сжимают ее с боков.

Вокруг - кустарниковые пустоши, местами сухие. Это место называется "Чистое Болото" (не путайте с Петрушинским, оно тоже - «Чистое»). Действительно, вокруг чисто: ни души! Вообще, за весь день видел только одну случайную машину во всем Туголесье.

После очередной перемычки через канал дорога резко пропадает, исчезает из вида. Но, оказывается, что под травой тут некое подобие плотной тропинки. Просто давно никто не ездил.

Бобровые погрызы и хатки вдали. Под дорогой в местах ее пересечения с перпендикулярным каналом они прорывают маленькие туннели для подземного перехода из канала в канал.

Перемычка. Далее так: слева - березовый лес, справа - канал. На другом берегу – также березовый лес. Дорога теперь откровенно заросшая травой выше пояса. Но внизу еще угадывается тропинка. Правда, совсем уже не ровная. Но ехать можно.

 

Дорога становится глуше

Урочище Чистое Болото

Дорога становится еще глуше

Бобровый тоннель

Урочище Журавлиха

 

Исток реки Ялма

Дорога становится тяжелее…

Перемычка в недоделанном состоянии. Следы работ, остатки рабицы. Дальше тропа уже совсем заросшая. Но на юг уходит примятая трава и погнутые кусты. А до конца канала и предполагаемого окончания дороги, с последующим выходом из Туголесского массива, остается всего 3 км. Ну, ведь зачем-то кто-то ходил туда! Значит, связь есть. Прорвемся!

На всякий случай перешел по плотине на другой берег. Там дороги нет. Возвращаюсь - и дальше на юг.Ехать можно, но с большим трудом и на предельных передачах. Очень мешает растительность.

Канал рассекает березовый лес. В подлеске - высокая трава, густой кустарник и много-много крапивы. Внизу, судя по всему, еще и мокро. Лес абсолютно непролазный. Берег канала насыпной, здесь, по крайней мере, сухо. Но ехать можно только кусками, двигаюсь больше пешком.

Эти места называются «урочище Журавлиха».

Дальше - хуже. Ломиться сквозь заросли приходится с усилием. Ни о какой езде нет уже и речи.

И вот - круглый пятачок. Растительность по бокам примята, как будто здесь кто-то валялся. Дальше - все, дороги нет! Стало ясно: почти 3 км я шел по лосиному следу. А здесь лось устроил лежку. Потом пошел назад. Конечно, можно предположить, что это был забредший охотник. Но действовал он в этом случае очень странно. И никаких признаков человеческого следа, ни кострища, ни бумажки, ни одной сломанной ветки (только гнутые). А вот для лося все получается очень логично.

 

…еще тяжелее…

…еще тяжелее…

…еще тяжелее…

…еще тяжелее…

Здесь ночевал лось.   Дальше дороги нет

 

До конца дороги остается меньше километра. Попробовать проломиться?

Попробовал и понял, что это будет крайне тяжело. Тут нужен мачете. И есть ли резон? Не факт, что путь дальше вообще есть. На карте имеется поперечная канава. А если она достаточно широка и не имеет искусственной переправы (что скорее всего и есть), то тяжкий труд будет напрасным.

Итак, поворачиваем назад и проходим эти нелегкие 3 км обратно. Но по своему следу идти хоть немного, но легче.

Обратил внимание, что ноги ниже колена сильно покраснели, распухли, и к тому же облеплены мелкими, почти как москиты, комарами. Да и летает их вокруг что-то многовато. Не припомню, чтобы раньше видел комаров такого малого размера. Откуда только взялись!

Обрабатываюсь «Гардексом», опускаю брюки до ботинок. Дома ноги придется чем-то мазать.

По-настоящему чувствую себя довольным, когда снова появляется возможность ехать.

Знакомый перекресток с гравийной дорогой. Как говорится, солнце еще высоко, так что будет смысл разведать, куда она ведет. Поворачиваю в восточном направлении. Где-то на километр я сегодня туда уже заезжал.

Вокруг все те же пейзажи: непроходимое мелколесье из плотно-плотно стоящих деревьев и кустов, топи, тростники, сухие пустоши. Вдоль дороги тянется канал. Время от времени он пересекается с перпендикулярными каналами. На одном из таких каналов, весьма полноводном, второй раз за день увидел людей: рыбаков в резиновой лодке. Рядом на берегу стояла "Газель".

На дороге появилось много крупного гравия: свежая отсыпка. Ехать стало труднее. И чем дальше, тем гравий становился новее, а поверхность дороги - бесформеннее. Скорость резко упала.

Приближается восточный край Туголесья. Местность чуть-чуть пошла на подъем. Вдали показался лес. По предварительным данным дорога вскоре должна закончиться (если верить карте ГШ, рельсы сюда уже не были протянуты). Но по внешнему виду этого не скажешь. Дорога просматривается, насколько это возможно, и покрытие хуже не становится. Свежая отсыпка говорит сама за себя: за дорогой ухаживают, она куда-то ведет.

Впереди - огромный, ненаселенный Черустинский лес. В самой его середине через весь массив там проходит лесная дорога, которую мы проходили неоднократно. Никаких отвороток в сторону Туголесья я не помню. Отворотки там вообще можно по пальцам сосчитать. Итак, куда ведет дорога?

Отсыпка пошла наисвежайшая, похоже, ни одна машина не успела по ней проехать. Велосипед просто прыгает на камнях.

Неожиданно дорога поворачивает на 90 градусов, к югу. От пустоши перед недалеким уже Черустинским лесом ее теперь отделяет канал. До самого южного края Туголесья нет никакой населенки, так что дорога может идти очень долго. На ее исследование уже нет времени, оставим это на будущее. Теперь остается вернуться уже знакомыми дорогами в Туголесский Бор.

Снова проделываю скачущий путь по гравию, на разведку какого-то нового пути запаса времени нет.

В руках такое ощущение, как будто несколько часов работал отбойным молотком!

Вообще Туголесье впечатляет. Чувство другой планеты. Обитаемой, но другой, какой-то не для постоянного проживания людей. Заметил хотя бы такую вещь: вместо пчел здесь всюду летают осы. Первый раз подумал, что просто где-то близко осиное гнездо. Потом понял, что нет: это явление в порядке вещей.

Особенно ярко ощущается безлюдье. В ненаселенном лесу мы можем ехать часами, не встречая ни души. Но мы не видим, что там за деревьями, в паре сотен метров от нас. Точно так же мы не видим в пустой квартире людей, которые могут оказаться на улице за ее стенами. А вот когда часами едешь по почти открытому пространству, не встречая никого - тут ощущение несколько другое. И только какая-то возня, плеск и хлопанье крыльев за стеной тростников напоминает о том, что тут тоже какая-то жизнь. Но своя.

 

Водокрас Лягушачий

Глухомань

Озера Туголесья

Горелый торфяник

Горелый торфяник

 

След на обугленном торфе

Туголесские развилки

Снова Туголесский Бор

«Одиночное плавание»

На карьерах близ Туголесского Бора видел двух мужиков на дорожных велосипедах, часто останавливались. Видимо, рыбаки: проверяли снасти.

Туголесское болото обладает огромными запасами торфа. Более того: туголесский торф по качеству считается лучшим в области. При сжигании он дает очень высокий для этого вида топлива КПД. Торфопредприятие здесь закрылось в 1994 г., узкоколейки просуществовали несколько дольше. В лихие 90-е всю энергетику, включая Шатурскую ГРЭС, перевели на нефть и газ: сегодняшним днем жить всегда проще, чем завтрашним. И только в последние год - два появились признаки прозрения: подсчитали, что использование торфа экономически ощутимо выгоднее углеводородов. Не говоря уже о том, что запасы его неисчерпаемы. А местное население – практически безработное. Только вот незадача: система демонтирована, рельсы разобраны. Причем, процесс завершился только что, на наших глазах, здесь и сейчас. Воистину сказал древний мыслитель: "Ум имеет границы, глупость - безгранична!"

До поезда остается еще немного времени. Просто доезжаю по хорошему, безлюдному асфальту до глухой платформы Воймежный. Здесь уже везде сосновые боры.

Поездки по Туголесью еще предстоят!

 

 

Трек: СКАЧАТЬ

 

 

 

Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу