День 7:
25.07.20.
Мышкин -
Галачевская – Зарубино – Третьяковка – Антипово – Серково – Синицыно –
Крутово – Починок – Папоротная – Петровское – пос.Волга
– Горки – Шестихино – Новая Ура – Боровики – Ура – Новый Некоуз – Старый
Некоуз – Нестеровка – Правдино – Щербинино – Родная – Новинское – Каменка –
Караваевская. 79,1 км |
|||||||||||||||||||
Ясно, тепло, сухо. Покидаем Мышкин. Это город, где реально хочется жить! Помимо туризма, мышкари работают на объектах структуры нефтепровода, который тут рядом: компрессорных, вентильных, подстанциях, резервуарных. Этот же нефтепровод дает работу еще целому ряду населенных пунктов, через которые мы проедем. Подробнее о Мышкине: https://myshkinru.ru/index.htm Гена завтра в 08-10 отправляется из Бологого на электричке Бологое - Сонково. Пишет, спрашивает: где пересечемся? Немного подумав, отвечаем: выходи в Бежецке. Едем дальше на север. Дорога тихая, асфальт хороший, рельеф холмистый. Чередование полей и перелесков. Поля - не кусто-пусто, а какие-то более-менее ухоженные. То ли это влияние действующего земледелия - а оно здесь есть, хотя бы частично, то ли дренируемого рельефа левобережья. Волга рядом, иногда просматривается ее дальний берег. Само русло не видно, оно внизу. |
|||||||||||||||||||
После Синицыно на протяжении 2,5 км идет участок полноценного леса.
Здесь много грибников-ягодников.
Поселок Волга. Вдали видны фермы моста через Волгу. Поселок 1-2-х этажный, деревянный. Занимает довольно большую площадь, где среди кустов, деревьев и пустошей вольно раскиданы скромные дома. Больше похоже на большую деревню. Местность не то, чтобы симпатичная, но какая-то "свойская", и довольно зеленая. Самое главное, наше направление изменилось с северного на западное. Это - Бежецкий тракт. Мы теперь едем параллельно Виндавской железной дороге (Рыбинск - Виндава, нем.Vindau, ныне Венстпилс), одной из старейших железных дорог России. Дорога однопутная, раздваивается только в районах остановочных пунктов. Пассажирское сообщение - минимальное. Грузовое - больше. Те места, которые мы все время проходили, и еще будем проходить, называют еще "Савеловская Глухомань", по названию ЖД-направления. Места эти малонаселенные (хотя там есть известные исторические города), новейшая история не слишком коснулась этого края. Порой кажется, что время тут застыло где-то на уровне 30-х годов. Интереснейший сайт на эту тему: http://www.savelrr.ru/ За пос.Волга дорога входит в большой хвойный лес таежного вида. Редкие отворотки, на которых - оставленные машины грибников. Вообще считается, что на этом мередиане европейская тайга начинается где-то примерно на уровне Мышкина. Асфальт довольно потрепанный, чередуется с участками хорошего покрытия. Через 5 км лесной массив заканчивается, начинается классическое кусто-пусто. Появляется некоторая пересеченка. Новый Некоуз, райцентр. Не выше двух этажей. Ничем особо не примечательный поселок, но интересные деревянные дома есть и здесь. Это - дома, перенесенные из зоны затопления города Молога и окрестностей, ушедших под воду при создании Рыбинского водохранилища. Домов мышкинского типа становится меньше. Новый Некоуз появился в 30-е годы, как пристанционный поселок. И стал центром Некоузского района. Еще через полтора километра - село Старый Некоуз, или просто Некоуз. Много брошенных домов, но в стороне дальше справа от дороги видны крыши явно новых домов. Некоуз - древнее село, было райцентром, пока его не перенесли в пристанционный поселок Новый Некоуз. При строительстве Виндавской ЖД местные землевладельцы воспротивились этому, и ветка прошла на 4 км южнее. В наше время никто бы их и спрашивать не стал! Насколько же эфемерным стало понятие "собственность"! Слева от дороги - развалины большого храма Живоначальной Троицы. А в период своего расцвета он превосходил по стоимости оба собора Мышкина, вместе взятые! В этих краях живет много потомков переселенцев из затопленного города Мологи, что остался на дне Рыбинки. До сих пор тут в ходу слово "мологжане". Далее Бежецкий тракт делает 34-километровую петлю к северу и удаляется от железки на 11 км.
За Некоузом начинается 3-х километровый лесной массив, чернолесье с примесью ельника. В таком еловом участке находим приемлемое место для лагеря. Но хочется искупаться, а не так далеко протекает река Сить. Запомним текущее место, и поищем еще что-нибудь на Сити. Деревня Правдино, мост. Едем дальше. Пейзаж на Сити - один из самых безмятежных, которые только приходилось видеть. Речка в духе Левитана. И сложно представить, что в свое время вода в реке была красной от крови. В 1238 году состоялась большая битва с татарами на реке Сить. Было уничтожено все русское войско, да другого и трудно было ожидать при том соотношении сил. Но бились жестоко, не только без малейших шансов на победу, но и на элементарное выживание. Битва на Сити - подвиг, сравнимый с обороной Брестской крепости. Исследователи считают, что потери Орды в результате взятия Рязани, Владимира и битвы на Сити послужили причинами неудачи похода на Новгород. Другие эксперты называют причинами новгородские дремучие леса и особенно болота. В ответ на это хочется спросить: вы знаете, что такое крепкий зимник? Нет? Ну то-то! Сить протекает слева от дороги в нескольких сотнях метров, за стеной густого и низкорослого ольшаника. Там, где река ближе всего подходит к дороге, в ее сторону отходит сильно заросшая травой грунтовка (скорее всего, машина проехала один раз, и слегка примяла высокую траву) по краю заросшего поля. К реке - ни единой тропы. Смотрим, что тут за лес такой. Это непродираемая чаща. Но совсем рядом блеснула река, но где- то глубоко внизу. Похоже, берег очень крутой и обрывистый. Но лес такой неудобный, что ломиться через него даже несколько метров было очень лень. Тем более, что встать тут невозможно. В густой траве обнаруживаем толстый пень со следами погрыза бобрами. А наша дорога вскоре растворяется в траве. Можно было бы здесь встать среди высокой травы, но хочется искупаться. Возвращаемся на шоссе. Впрочем, и слово-то "шоссе" ему не идет: совершенно безлюдное, а асфальт совершенно битый. Едем. Слева деревня Щербинино, но вот незадача: деревня-то видна, а подъезда в нее нет! Где-то, конечно, есть, но искать его нету времени.
Деревня Родная слева в отдалении от дороги. Ищем подход к реке. Прошли деревню насквозь. Подхода к реке нет, есть непонятная пустошь. И тут появился местный дядька. Потом еще один. А вскоре, похоже, собралась и вся деревня, не больше 8 человек. - Вы кто такие, туристы, такие странные? - Мы - скитальцы! - Скита-а-альцы-ы-ы!... Наше появление вызвало у сельчан неподдельное изумление. Впрочем, они доброжелательно отнеслись и к нам, и к нашей задаче. Посоветовали деревню Караваевское, там "пляж есть". В Родной живут только летние жители, за исключением одной старухи, живущей тут круглый год. Кабы мы не бывали на Русском Севере - удивились бы: как здесь зимой можно жить, сюда и добраться-то надо суметь! Но мы знаем, что для России такая ситуация - не редкость. В Родной - старые, интересные дома, но половина из них - необитаемы и разваливаются.
Выходим на Уцелел маленький усадебный дом и липовая аллея. Ни то, ни другое не попало на фото: карта памяти закончилась. Через 1,5 км - отворотка налево. Асфальт, вокруг - кусто-пусто. Еще через 1,5 км - Караваевская. Что-то пляжа не видно, зато грязи хватает. Еще успеем, посмотрим другие места. Бетонный мост через Сить. Сходов к воде нет. Далее - кусто-пусто и безлюдье. Проверили грунтовку, ведущую в Леоново - не понравилось. А время позднее, уже не до купания. Надо вставать. На распутье дорог нашли место за стеной кустов. Даже не нашли, а подготовили: вытоптали место в высокой траве на окраине пустоши, в центре которой - водоем, не водоем, болото, не болото - так, лужа какая-то. Поставили палатку, включили горелку, освоились - и ничего стало! Только воздух очень сырой, пар изо рта клубами валит. Ясно, холодно, влажно. Над лагерем кружит летучая мышь. |
|||||||||||||||||||
|