День 5: 03.08.17
Лодочный
ручей - мыс Корабль – часовня безымянного Инока Терского – Кашкаранцы –
Оленица 65,5 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Переменная облачность, прохладно. Выходим на красный Терский грейдер, и сразу после моста сворачиваем обратно к морю, на старую дорогу.
Мы уже не первый километр едем по Аметистовому берегу . Оттого все тут такое красное: камни гравий и песок. Местная порода: песчаник с содержанием лимонита. А в него вкраплены жилы аметиста и флюорита. Промышленные разработки давно завершились, эффективный объем закончился. Но, себе на память, в россыпях что-нибудь отыскать можно, если повезет. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Спустя километр за ручьем, в море вдается высокий, красный, скалистый мыс - мыс Корабль, центральная точка Аметистового берега. С него - хороший обзор. Отсюда видно, как вдоль всего берега тянется высокий, красный обрыв. На мысу мы встретили пару искателей, они показали нам найденный осколок с вкраплениями драгоценного камня. Аметист можно найти не только на Корабле. Вокруг достаточно много разведочных канав, сохранившихся со старого времени. Мыс Корабль – безлесный, но лес вскоре подступает к дороге. Вот так и едем: справа - лес, слева - еще полоса деревьев, за ней - море. Лес невысокий и очень красивый, полностью хвойный: сосна с примесью ели. Молодые сосны (их большинство) имеют пирамидальную форму, поэтому сосновый лес издали трудно отличить от елового. А вот старые сосны по форме больше напоминают дубы. Похоже, что с возрастом они растут больше вширь, чем ввысь, и часто приобретают весьма причудливые формы. Внизу – беломошник, в сочетании с зеленомошником, травы практически нет, подлесок отсутствует. Ну, просто не лес, а декорация к опере Римского-Корсакова! Очень много низкорослого можжевельника, часто он образует сплошные заросли. Много стланиковой формы. А на берегу можжевельник растет "углами", с наклонным повышением от моря, и его заросли по форме напоминают волны. Такой дорогой я готов ехать бесконечно! Тони по берегу встречаются и дальше. После Трухинской нам попалось еще то ли 2, то ли 3 тони, точно не помню. Осматривать их мы не стали: впереди у нас еще будет всем тоням тоня!
Деревянная часовня на берегу. В старые времена, в этом месте к берегу прибило тело без признаков разложения (это - в море-то, где тело просто объедят все кому не лень!) человека в монашеском одеянии. Рыбаки...чуть не сказал "обзвонили" - оповестили все беломорские монастыри, которые все оказались в недоумении. Никто у них не пропадал! Человека захоронили здесь же, а потом начали происходить чудеса. Подробнее: СМ.ЗДЕСЬ. Так его и поименовали: Безымянный Инок Терский. Поставили часовню. В ХХ веке ее разрушили. Сейчас снова восстановили. Часовня маленькая и уютная. На полу - деревянная рака. Крышка свободно открывается. Внутри песок, в котором находятся мощи. К песку можно приложить ладони и обратиться к Иноку. И отпечатков ладоней на песке много. Расскажу о личном опыте. В этот поход я поехал с гастритом. Меня "крючило и дрючило" на протяжении более чем полугода. Вообще-то, в таком состоянии сидят дома, но я ничего не мог с собой поделать. Я предупредил всех участников, туго набил полрюкзака лекарствами - и вперед!
Так вот: сразу же по возвращении на Большую Землю я совершенно забыл, что это такое! ВООБЩЕ ЗАБЫЛ! Там на Терском берегу я изложил иноку свои проблемы. Моя Половина тоже замолвила за меня слово. Как хотите, так и истолковывайте. Но факт остается фактом. Возле часовни есть скамейка и стол. На берегу моря - очаг из камней. Стало быть, уставшему путнику пообедать не возбраняется. Что мы и делаем. А заодно и купаемся в Белом море. Холодное! Только запрыгнуть и выпрыгнуть. Но как бодрит! Неподалеку находится источник Инока Терского. Для этого надо пройти лесом по тропе, которая начинается от часовни, выйти на грейдер, перейти его, и на другой стороне почти сразу будет грунтовка, уходящая в лес. Грунтовка доступная для автомобиля. Через некоторое время будет пятачок, где машины оставляют. Дальше - около 50 м пешком. Всего от часовни до грейдера 160 м и от грейдера до источника около 330 м. Что интересно: дорога на источник идет наверх, и сам он находится не под горой, а наверху. Ходим двумя группами по очереди. К часовне подъехали велосипедисты из Питера. Не совсем велосипедисты: они на машинах, с велосипедами на крышах. Побывали в Териберке, доехали по Мурманской трассе до Кандалакши, а теперь едут в Варзугу. Обменялись с ними впечатлениями.
Далеко на западе, на границе моря и суши виден транслятор, маленький и тонкий, как игла. Это село Кашкаранцы. Нам - туда. В Кашкаранцах планируется заправка продуктами. Уже 15 часов, а магазины в глубинке закрываются рано. Хотя, совсем уж в глубинке можно узнать у местных, где живет продавщица, нанести ей визит, она откроет магазин и отпустит товар. Но это - где как. А у нас магазинов еще долго не будет. Поэтому подбираемся вдоль моря максимально близко к Кашкаранцам, а как только старая дорога начала вызывать некоторые сомнения (например много песчаных подушек), мы вышли на грейдер (он всегда рядом) и пошли на всех скоростях. Ну вот, соприкоснулись с грейдером вплотную, без машины! Красный, тряский, пыльный и красивый! Только пылить тут особо некому. По бокам - все тот же дремучий лес. Только, если слева от дороги - километровая полоса между грейдером и морем (но если этого не знать заранее, так и не поймешь: лес – и лес), то справа лес уходит в никуда. Там не будет ни кола ни двора до самого Баренцева моря! Нет, где-то там затерялись Ловозеро , Краснощелье и прочее. Но это все - очень точечно, и чтобы сосчитать эти пункты, хватит пальцев на одной руке. А все остальное – необозримые, дикие просторы. Еще дальше - Ледовитый океан, до Северного полюса. И снова океан. И безлюдная, северная Канада. Представляете, сколько это пилить до населенки, стоит только спешиться и сделать один шаг вправо? Аж жуть берет! Но довольно лирики, а то уже Кашкаранцы показались! Село стоит на полуострове, с трех сторон омываемом морем. Море видно из окон любого дома. Поворот в село - на его западном конце. А справа от дороги стоит мизерная военная часть. На первый взгляд, все поморские селения невзрачны. Дома маленькие, приземистые, деревянно-серого цвета, стоят несколько хаотично. Все это больше похоже, даже, на полярную станцию 30-х годов. Что же здесь так цепляет? Видимо, "намоленность", в светском смысле этого слова. Ведь сколько же поколений уходило с этих берегов на промысел, на Грумант, за Югру! Скольких проводили, скольких не дождались, скольких дождались! Глубинами сознания чувствуешь: здесь человеческий ДОМ, а не общежитие. Ребята, Москва, по сравнению с этим, просто отдыхает, даже если Вы - москвич в третьем поколении! Кашкаранцы расположены полукругом, по периметру полуострова. На улице – дети, у них играет какая-то музычка. 2 магазина недалеко от въезда: один - с левой стороны улицы, другой - с правой, и чуть подальше. Он открыт. Ну все получилось, как мы и предполагали. Могли бы и не лететь. На дверях магазина - номер телефона продавца, если что - звоните хоть до 24-00. Север, система выживания! Заправка, перекус на пороге магазина. Проехались по селу до кашкаранского маяка. Это также объект министерства обороны. По пути проезжаем мимо деревянной церкви Тихвинской Божьей Матери. В Кашкаранцах есть своя библиотека. Через окно мы рассмотрели многочисленные стеллажи с книгами. Подробнее о Кашкаранцах: СМ.ЗДЕСЬ. Кашкаранцы на ВК: https://vk.com/club16314912 Далее продолжаем путь по грейдеру. Сначала он идет по морскому берегу, потом по лесу. Грейдер безлюдный: редкая машина проедет мимо. У меня один за другим - 2 прокола. Меняем камеры. Солнечно, очень тепло. Заметили, что лес стал заметно выше. Дыхание Гольфстрима! Появились сплошные ельники. Красиво, но дорогу трясет! А морской берег проходит все так же рядом, за лесом, слева от дороги, не далее, чем в километре – двух, порой – и ближе. Один раз, во время пятиминутной остановки на отдых мы просто съехали с трассы и через пару минут оказались на морском берегу. Был отлив. Солнечная погода. А вдали, по курсу нашего следования, с неба свисают хвосты неслабого дождя. Будем готовы! Дорожные знаки ремонта, дорожная техника. Вот он, асфальт! Да еще какой великолепный! Такой и в Подмосковье еще поискать надо! Из машины, да еще будучи пассажиром, все эти прелести воспринимаются как-то скомкано. А на велосипеде – очень чувствуются!
Надо отдать должное добросовестности терских дорожников. Даже такой момент: впоследствии, видя знак "неровная дорога", мы несколько внутренне мобилизовывались, что естественно. И что же? На дороге оказывалась всего лишь символическая заплатка, на которую мы, без знака, и внимания не обратили бы! А местность от прокладки асфальта не изменилась совершенно. Все тот же дремучий лес. Попутно заметим: по всему нашему маршруту, кроме Кузоменьских песков, ручьи и речки встречались регулярно. Чего-чего, а воды на Кольском хватает. Причем - чистейшей! Теперь асфальт пошел свежевымокший. Тот дождь, которым мы видели не так давно с берега моря, вылился здесь, опередив нас. А мы – сухие! Есть у нас хорошие знакомые, пока что только по переписке: два Виталика. Они проходили Терский ранее, и дали нам много полезной информации. В том числе, места «пригретых» стоянок. Когда эти стоянки ложились в наш график, мы всегда ими с удовольствием пользовались. Сейчас вечер, и на подходе село Оленица. Рядом, на море - точка стоянки ребят. Сворачиваем влево, в сторону села. Мне нравится, как поморы обустраивают свои деревни. Детские площадки, простенький, но душевный парковый дизайн, скамеечки и прочие бытовые мелочи. В этом отношении Поморский край несколько напоминает Белоруссию. Причем, все это, явно, делается собственными силами. Вот и в Оленице примерно то же. На главной площади читаем табличку о недопустимости вывоза глендонитов за пределы региона. Об этом подробнее: СМ.ЗДЕСЬ. Глендонит – довольно дорогостоящий сувенир, а законом охраняется, чуть ли не как поголовье семги! Возникает вопрос: А только ли в качестве сувениров их используют? Может, они представляют интерес для нетрадиционной медицины, или в эзотерическом плане? Кое-что про эзотерику найти удалось: https://vk.com/wall-21131962_80 . Но, вообще, подобного интереса к глендонитам человечество проявляет очень мало, эти вопросы почти совсем не на слуху. А эзотерические свойства, если покопаться, если тщательно покопаться, приписаны вообще всему на свете!
Пытаясь выйти на стоянку Виталиков, упираемся в приморское, травяное болото. Возвращаемся на главную площадь, и расспрашиваем про дорогу у детей (взрослых нам не попалось). Они показали нам свою версию дороги, завершив ее словами: "Машины проходят и вы пройдете!" Выходим к рукаву реки Оленицы, и вдоль него поворачиваем к морю. Грязновато, но машины, и вправду, проходят. Далее - большой морской залив – губа Оленица, с дном, осушенным отливом, и лодочные сараи. Автомобильный след уводит по дну к горизонту туда, где кончается отлив (отлив тянется, насколько хватает глаз). А по берегу тянутся все те же приморские болота.
Вдали от берега, по осушенному морскому дну куда-то идут два человека. Не иначе, как копатели глендонитов! Копают их именно в отлив. Искать стоянку Виталиков уже некогда. Принимаем решение возвратиться на трассу и искать место недалеко от реки Оленицы. В селе есть храм Иоанна Предтечи: просто деревянный дом с крестом на стене. Есть и магазин, но похоже, что неработающий. Оленица на ВК: https://vk.com/club8392130 Недоехав до трассы, мы замечаем соблазнительную отворотку налево, в лес. Разведка выводит нас на мини-плато с удобной стоянкой. Небольшим, песчаным обрывчиком "плато" выходит на трассу, но с дороги (и без того пустынной) оно совершенно не просматривается. Грунтовка, что рядом, также выходит на шоссе. Метров через 300 - мост через Оленицу: это – наша пресная вода. Надо вставать!
Сразу же пешком отправляемся за водой. Удобный подход к реке только один: переходим мост в западном направлении, поворот налево - и спускаемся к берегу. На стоянке много сухих кусков медвежьего помета. Место «хлебное»: стоянка, похоже, часто используется автомобилистами, и медведь ее регулярно проверяет. По грунтовке, мимо стоянки проехал велосипедист, на современном внедорожнике, но одетый, как советский турист 50-х годов. С заплечным рюкзаком, имеющим форму ящика. Да как быстро проскочил, даже окликнуть его не успели! Вот что значит – стоянка не просматривается! Ясное небо, тепло. Полночь очень светлая. Перед отбоем я вышел на откос площадки, полюбоваться белой ночью. Тем более, что этот откос – северный, а, значит, в полночь – самый светлый. И вдруг вижу – на трассе тот самый велосипедист! Его одежда и рюкзак не дадут его спутать ни с кем! Человек поехал в сторону Варзуги. В разгар, хоть и белой, но, все-таки ночи! Удивительно! Интересно, чем он тут занимался почти 2 часа? |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|