День 4: 02.08.17

 

Старица р.Варзуга - Кузомень – Тоня Трухинская – Кабатовский ручей – мыс Толстик – Лодочный ручей

 

31,3 км.

 

Подъем в 7-00. В это время мы будем просыпаться в течение всего похода, за исключением дневок. А ставить лагерь вечером будем с таким расчетом, чтобы в 23-00 могли отбиться все желающие.

Пасмурно, прохладно. Еще раз убедились в том, что на р.Варзуга есть приливы и отливы.

К моменту выезда сквозь облака стало проглядывать солнце.

Вчера мы выполнили задачу максимально: подобрались к Кузоменьским пескам. Сейчас не прошло и 20 минут после старта, как мы снова вышли на простор пустыни.

Кузоменьские пески - явление рукотворное. Кузомень дословно обозначает: "Еловый мыс" ("Kuusiniemi", совр.финн.) Заготовка леса на топливо для солеварен и неумеренный выпас скота в 19 веке привели к появлению незакрепленных песков. Лесной пожар довершил начатое. Сегодня Кузоменьские пески занимают полосу вдоль Варзуги длиной 10 км и шириной 2 км, и тянутся до самого впадения реки в Белое море. Сопоставимую площадь занимают пески и на другом берегу Варзуги.

В песках - множество автомобильных следов. Большинство из них, так или иначе, идут в сторону села Кузомень, но много и бессистемных. Эти места ценят любители экстремальной езды по

(УВЕЛИЧИТЬ)

пескам на транспорте высокой проходимости. А при езде на обычном автомобиле здесь лучше вообще не останавливаться: есть риск потом вовсе не сдвинуться с места без помощи трактора. Что касается велосипеда, то с ним здесь трудно двигаться даже пешком. Мы идем, выбирая участки поплотнее.

Основная дорога, если ее можно так назвать, на Кузомень, огорожена с двух сторон снегозадерживающими заборами, чтобы зимой на дорогу не сдувало снег из пустыни и не заносило дорогу. Песок здесь, на дороге, самый рыхлый и глубокий.

 

Кузоменьские пески

Пустыня не щадит никого!

Дорога на Кузомень

Кузоменьская пустыня

Снегозадержатели

 

Здесь встречаются самые настоящие дюны и барханы, порой очень высокие. Пытаемся высмотреть в понижениях среди них проходы в сторону моря, по кратчайшей. Бесполезно: все перепутано! Ну и ладно. Тем более что село Кузомень тоже посмотреть хочется!

Пейзаж вокруг выглядит совершенно нереально. Представьте себе настоящую пустыню, пропитанную влажным морским воздухом, где по барханам со стороны моря быстро ползут клубы тумана, стелясь по пескам на уровне не выше колена. Песок откровенно марсианского цвета. Шарму добавляет пурпурный щебень поверх песка. Кожей ощущаем, что вокруг – холодно, но от влажности и физических усилий организму жарко!

Кузоменьские пески

Пустыня расширяется, пески надвигаются на Кузомень и окраины лесов. С ними борются, завозят торф, укрепляют им песок, высаживают траву и саженцы сосны. Мы видели такие участки рекультивации. Чья сторона берет вверх - пока сказать трудно. В любом случае, борьба нелегкая!

Низовья Варзуги

Марсианский пейзаж

Вспоминаю родное Подмосковье. Лес там, конечно, восстанавливается быстрее, чем за Полярным кругом, но и масштабы уничтожения лесов совершенно не сопоставимы с кузоменьскими. Берегите лес, черти, в конце-то концов!

А река Варзуга-то рядом, только за дюнами ее не видно. Делаем пешую разведку: вдруг путь по мокрой, прибрежной полосе сэкономит нам силы?

Предстала величественная картина: огромный разлив реки среди сплошных песков. Прибрежная полоса-то есть, да только перед ней – высоченный, крутой, песчаный обрыв!

По краю обрыва идут квадраты завезенного торфа. Он не черного, а какого-то пестро-серого цвета. Ветер поверх торфа очень быстро наносит новый песок. Ближайшие квадраты еще не засажены сосенками, и торф нам хоть немного сэкономит силы. Идем по нему.

Впереди в небе появились две полярные крачки. Они явно проявляют интерес к Гене, летают вокруг него кругами с громкими криками. А потом и вовсе стали пикировать на него, с намерением клюнуть в голову! Это очень бесстрашные птицы, их опасаются такие хищники, как песцы и поморники (не путать с поморами!), а их клюв – инструмент грозный. Вскоре выяснилась причина: впереди на песке показался птенец, пестрый и пушистый. Мы свернули от него как можно дальше. Птицы от нас отстали.

Торф заканчивается, но идет плотный, красный щебень. Я думаю, его потому великое множество по всей пустыне, что его завозят специально: хоть немного скреплять песок, чтобы тот меньше выдувался ветром.

Но кончается и это. Снова уходим на пески. А Кузомень уже рядом! Вот она, маленькая человеческая радость!

 

Кузомень

Кузомень

Кузомень

Кузомень - село в окружении песков. Пески - и на улице, главной, и, практически единственной. Но рядом - деревянные тротуары. Село живет! Дома - как старые, так и совсем новые. Новых и подновленных - больше. Есть средняя школа (совсем маленькая), почта, магазин. Есть дети на улице! Когда-то в Кузомени стояли в ряд трехэтажные избы, сейчас мы увидели только два двухэтажных дома, очень старых, один - нежилой.

Есть такая интересная тема: кузоменьские лошади. Много лет назад в этот суровый край завезли якутских лошадей. О том, как это было, рассказывают 2 варианта:

- лошади не захотели работать;

- все сгубила перестройка.

В любом случае, коней выпустили на вольную волю и предоставили самим себе. А они, не будь дураки, сами себе и предоставились! И успешно!

Кузоменьские лошади - это мустанги. Живут круглый год сами по себе, "копытят" снег (добывают из под него пищу), как их якутские предки, едят ягель, как северные олени и подбирают водоросли во время отлива. Могут запросто зайти в село. Людей не боятся, но и не слишком-то их к себе подпускают. Могут даже корм взять с руки, а могут и копытом лягнуть: это уж какое будет настроение! Бывает и третий вариант поведения: придут требовать корм, а не получив его, лягнут копытом (классическая гопническая психология!).

Про якутских предков - это официальная версия. Но ряд специалистов утверждает, что кузоменьские лошади - это уцелевший дикий вид, реликтовая плиоценовая лошадь, современник мамонта и шерстистого носорога. Что интересно: у них на спине есть "ремень" - черная полоса вдоль хребта, как у домашнего хомяка. Это очень древняя, архаическая черта, как у некоторых современных людей – массивные, неандертальские надбровные дуги. Изредка может проявляться у современных лошадей. "Ремень" имеют все лошади Пржевальского, и кузоменьские лошади тоже. Позже я специально читал материалы про якутских лошадей, и о "ремне" не было ни одного упоминания!

Наконец, провели экспертизу ДНК. Результат: эти лошади никогда не были домашними! А якутские - были. Подробнее: СМ.ЗДЕСЬ.

Мне скажут: а что, завоз якутских лошадей поморам приснился что ли? Я предполагаю, что одно другому не мешает. Завоз был, популяция была отпущена и растворилась в диком стаде.

При передвижении по пескам, мы не раз видели конские следы и их помет. И вот, на пустыре между двумя избами - семейство лошадей! Родители и жеребенок. Серого цвета (кобыла светлее), и с "ремнями" на спине. Мы пытались подойти ближе, но старый, бывалый жеребец недвусмысленно взглянул нам в глаза, и мы наглеть не стали.

А местные обращают на них внимание не намного, больше чем мы - на бродячих кошек!

Новый деревянный храм Сретения Господня. Чуть дальше - магазин. Его сразу можно не заметить: снаружи написано что-то про лицензии на лов рыбы.

К магазинам товаров повседневного спроса у нас прочно прилипло северное слово "фактория". Но далее по тексту, будем, для ясности, именовать их "магазинами".

Дозаправка. Горбуши нет, и здесь завоз был утром, и будет вечером. Взяли сливок местного производства. Но это же не сливки, это сметана какая-то, но не кислая! Объедение!

 

Улицы Кузомени

Сретенская церковь

Дикие кузоменьские лошади

«Фактория»

 

В Кузомени растет зеленая трава, и деревья, в огородах, по мере возможности, выращивают северные овощи. Река - в шаговой доступности. А со всех - сторон пески. Но кузоменьчане любят свой край! Некоторые хозяева, на своем участке, среди зелени, даже делают площадку из песка, чтобы походить по нему босиком! И мы видели такие подворья!

Подробнее про Кузомень: СМ.ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Кузомень на ВК: https://vk.com/club33794210

Покидаем село. На его юго-восточной окраине находятся какие-то избы хозяйственного вида, и неприхотливый, северный автотранспорт. Это - бывший аэродром. Дальше опять пески. Через 3,5 км - оконечность мыса Кузомень. Там Варзуга впадает в море. Восточнее мыса лежит "дальний" Терский берег. Там нет профилированных дорог и мостов (один пешеходный вроде бы есть), и через реки переправляются вброд. Но там есть жилые деревни. Самый удобный транспорт туда - вертолет. Примерно, 2 рейса за лето, туда делает из Мурманска теплоход "Клавдия Еланская". Посадка и высадка - на шлюпках. Одним словом, это берег «Терский-претерский» и попасть туда - отдельная тема.

Но на мыс Кузомень мы не едем, а выходим к морю по кратчайшей. Времени мало! Тем более, что мыс уже видно.

Ближе к морю пески сменяют тоже пески, но покрытые тонким слоем сухого мха. А дорога -  все те же две песчаные колеи.

Белое море! Легкий прибой, легкий ветер, пахнет солью и водорослями. Огромный, широкий, песчаный пляж протянулся, насколько хватает глаз. На берегу валяется множество плавника: древесины выброшенной морем. Она серо-серебристого цвета, и в большинстве своем - уже сухая. Горит ровным, ярким, белым, жарким пламенем: превосходное топливо! Путник на Белом море без дров никогда не останется!

 

К Белому морю

Локальная тундра

По тундре

Белое море

Белое море

 

Отлив обнажил песчаную полосу примерно наполовину, и будет отступать еще около трех часов. Здесь совершенно спокойно можно ехать по обсыхающему дну. Песок очень плотный. Мы, чуть ли не впервые за весь ходовой день, садимся на велосипеды и едем по кромке моря на северо-запад. Теперь это будет нашим основным направлением до самого конца.

Песок очень плотный, едется легко. Есть отдельные участки, чуть мягче, с которых хуже стекает вода. Но очень скоро осваиваешься и начинаешь определять такие места почти безошибочно.

Это не только приятная и экзотическая езда – это, пока что, единственный путь. Слева – море, справа - пусть не совсем голые, но пески. До постройки грейдера этот участок всегда проходился именно так. Единственное условие: надо попасть в отлив.

 

Начался отлив

Участники на Белом море

По полосе отлива

По полосе отлива

Морское дно – прекрасная дорога!

 

В сутки бывает 2 прилива и 2 отлива, т.е.по 6 часов каждый. Вода прибывает и убывает равномерно. График смещается в течение суток. Определяющих факторов много: положение Луны (главное!), Солнца, форма береговой линии, рельефа дна и проч. Самому все это просчитать сложно. Навигационные службы ежегодно составляют таблицы приливов-отливов, посуточно, для основных точек Мирового океана. и издают их. У нас есть распечатка такой таблицы на август этого года по Кандалакше. В устье Варзуги все начинается примерно на 2 часа раньше. График на сегодня мы посмотрели еще в Москве.

 

Лайда

Лайда

Велопоморы

Отлив продолжается

Осыхающее дно моря

 

Кузоменьские пески заканчиваются. К морю подходит песчаная дорога. Встречаем группу автомобилистов, общаемся. Они удивлены, что мы весь день будем ехать по берегу. "Там же одни камни!" Автомобилисты, как всегда, сильно нас недооценивают! Впоследствии оказалось, что это мы себя несколько переоценили!

Подтурок

Плавник на берегу

Теперь вдоль моря протянулась самая настоящая тундра. Совсем маленький, локальный участок. Зона тундр лежит отсюда далеко, и поморы тундрами называют голые вершины гор. А для этого места есть слово "подтурок". Поморы знают что трава на подтурке ниже, чем на лугу, но скотина ест ее охотнее.

На подтурке дорог почти нет: сыровато. Так что продолжаем путь по морскому дну. А вот ручейки из него выжимаются, а значит у нас будет пресная вода, и мы сможем сварить обед. Делаем это на горелке, специально припасенной для экспресс-готовки.

Вода в ручье с высоким содержанием железа, и с железным вкусом. Годится! Рядом - вросшие в мох  развалины старой тони. Они периодически здесь встречаются. Когда-то тоней на Терском было много. Они и располагались, самое дальнее - в прямой видимости друг от друга, а самое ближнее - вообще рядом. По существу, весь Терский берег представлял собой одну большую тоню, и жизнь здесь кипела. Сейчас их, конечно, меньше. А еще небо было голубее, трава зеленее... J

И вот - тоня Трухинская. Она действующая, принадлежит варзужскому колхозу, но пользоваться ей может каждый. Сейчас тут никого нет, дверь приперта палкой, что значит - "хозяин отсутствует". Это не более, чем знак, а так - входите! Изба с печкой, спальные места, небольшой запас продуктов, дрова...даже книги и журналы есть, да еще и продвинутого содержания!

Отличительная черта каждой тони - развалины старого карбаса на берегу. Их не сжигают, не разламывают, а просто оставляют под открытым небом. Традиция!

 

На тоне Трухинской

Промысловая изба

Промысловая изба

Тоня Трухинская

 

Подтурок закончился, к берегу подошел лес. Вместо плотного песка, под колесами пошел темно-пурпурный гравий, а вдоль береговой линии протянулся невысокий, чуть больше метра, обрывчик из камня такого же цвета. Отлив продолжается, но от береговой линии в море особенно не отъедешь: участки ила, много водорослей и много больших камней лежат в отливных лужах. И все это тянется очень далеко в море. Ехать стало заметно труднее. Так вот о чем говорили автомобилисты парой часов раньше!

Дальше - сложнее. Каменные поля следи отливных луж и донной грязи тянутся аж к самому горизонту. На берегу - уже не гравий, а каменный хаос, да еще с завалами из плавника. Береговая линия перестала быть прямой, одна за другой пошли полукруглые бухты до километра в диаметре. Срезать их по прямой оказалось еще сложнее, несмотря на то что вода из них отступила.

Мы поднялись на берег, пытаясь найти какую-нибудь тропу. Бесполезно: только трава по пояс и лес неподалеку.

 

Вода ушла

Пик отлива

Каменный хаос

Отлив в камнях

 

Трудный путь

Среди камней и луж

Пешком по берегу

 

У нас был трек от Веломурмана, и мы шли четко по нему. Значит, все по плану! Но как же тогда тут автомобили ездят? А они ездят!

Как оказалось потом, если увеличить масштаб навигатора до упора, то было бы видно, что путь мурманчан пролегал в паре десятков метров от нашего. Но ничего не просматривалось в упор!

Мыс Толстик

Мыс Толстик

Наконец-то – дорога!

Старый терский тракт

А как потом выяснилось, их дорога сходит с морского песка на западной оконечности подтурка.

Но продолжим. Устье ручья. Удалось переехать с разбега: неглубоко, и дно относительно ровное. Ломимся дальше. И вот на берегу показался высокий холм с тригапунктом и поклонным крестом. Мыс Толстик. Выходим на берег, и сразу же находим грунтовку. Идет со стороны Кузомени. Если ехать в направлении, противоположном нашему, заблудиться сложно.

С холма хорошо видно, что каменные поля на отливе совсем даже не уходят за горизонт, но тянутся достаточно далеко. Море спокойное. Солнце в тумане.

Теперь едем по грунтовке. Пересеченка. Много вросших в землю валунов и гравия. Кругом пустошь с покровом из толокнянки, брусники, мха и вереска. Травы почти нет. В стороне тянется лес.

Лес вскоре подходит к окраине дороги. Море - тут же, рядом.  На дороге, временами, попадаются песчаные подушки, и велосипед заносит.

Можжевельник

Лагерь на Лодочном ручье

Лодочный ручей

Лодочный ручей

Несколько обустроенных стоянок на морском берегу. Недалеко - 3 деревянных домика, место ночевки туристов от «Кола-Трэвел». В море впадает Лодочный ручей - поток воды с крупными камнями по всему руслу. Протекает в небольшом каньоне с красными, каменными стенами. Ручей можно пересечь по камням (с груженым велосипедом очень неудобно), а можно выехать на грейдер, и пересечь ручей по мосту. Грейдер – менее, чем в километре справа. Туда и продолжается наша грунтовка. Не успели мы отъехать по ней, как увидели хорошую отворотку влево, к ручью. В конце отворотки - прекрасно оборудованная стоянка со всеми возможными в походе удобствами. Ставим лагерь.

Переменная облачность, прохладно.