День 5: 04.10.13

 

Печоры – Ливамяэ – Заболотье – ЛезгиСорокино - Гверстонь – Подгорье – Кудина Гора – МолочковоКривскЛесицко - Печки – КорлыСтяглы - КриушиноСеверик - ЛогозовичиФедоровщина - НееловоПодосьеУграда - Псков.

 

Вело – 68 км.

 

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Сегодня наша главная цель – Печоры-Псковские, город на эстонской границе. Поскольку расстояние для езды на велосипеде туда-обратно несколько великовато, заброску от Пскова делаем на пригородном дизельном поезде. Поезд всего один в сутки, отправление из Пскова – 07-10, ходит только по следующим дням: пн,пт,сб,вск. Хорошо, что вообще не отменили! Есть, правда, регулярное автобусное сообщение, но с велосипедами это не самый удобный вариант.

Подъем в 06-00. Еще темно. Фактическое время суток по сравнению с московской долготой здесь сдвинуто почти на час, так что и светает, и темнеет позже. А поясное время – естественно, московское.

Вокзал от нас совсем рядом, так что времени собраться и доехать хватает. Пригородная касса – в одноэтажном доме слева от здания вокзала. Примерно к нему же на один из ближних путей подают поезд. Поезд – это тепловоз и один плацкартный вагон, попросту говоря – «кукушка».

Народа в поезде немного. Большей частью дачники и грибники. Велосипеды размещаем без поднятия вверх, без разбора и зачехления. С поездной бригадой и пассажирами проблем никаких.

Дорога однопутная. Темно, и за окном разобрать что-либо трудно. Проезжаем станцию Новоизборск, это пункт нашей заброски в старинный Изборск в один из следующих дней. И высаживаться надо будет быстро: поезд стоит не более 2 минут.

За Новоизборском поезд входит в красивые сосновые боры. Населенки почти нет. Проезжаем платформу с эстонским названием Ливамяэ. Дело в том, что до 1940 г. Печорский район входил в состав Эстонии, а железнодорожники в плане станционных названий всегда отличались своим консерватизмом. Сразу отметим, что на земле района эстонского населения было много во все времена. Здесь жил (а в небольшом количестве живет и поныне) особый эстонский субэтноссето. Но о нем позже.

ЖД-пути входят в коридор из рабицы. Это – погранзона. За крайним правым полотном рельсов – речка ххх, за ней уже Эстония. Приходит эсэмэска: «Вас приветствует Билайн в Эстонии».

Прибытие – 08-20. Выход с вокзала «Печоры-Псковские» без каких-либо формальностей.

Сам город лежит в 2 км от вокзала. Очень холмистый рельеф с сосновыми лесами.

Пасмурно, сухо, тепло.

Печоры – город, большей частью 1-2 этажный. С 1920 по 1940 г. входил в состав Эстонии по условиям Тартуского договора. Мало того, по численности населения это был второй город страны. Сейчас представляет из себя смешение стилей: эстонские постройки чередуются с русскими. Город достаточно тихий и приятный, но несколько замусоренный и не очень ухоженный. Население в значительной части связано с транспортом и таможней.

 

 

 

 

 

 

Сайт города Печоры: http://pechori.ru/

Еще в Пскове бросилось в глаза большое количество эстонских номеров на машинах. Вообще, для жителей этих мест пересечение границы – достаточно обычное дело. Наши псковские знакомые время от времени ездят туда просто отдохнуть на бальнеологическом курорте-аквапарке Вярска: http://www.spavyarska.ru/, http://varska-spa.ru/, для этого хватает выходного дня. Минеральная вода «Вярска» в псковских магазинах – очень распространенный товар. Для этнических эстонцев – граждан России пересечение границы вообще упрощено.

г. Печоры

(УВЕЛИЧИТЬ)

Осмотрев лютеранскую кирху, едем на Октябрьскую площадь с сохранившимися торговыми рядами и водонапорной башней эстонской постройки. В сквере возле башни видим покосившийся фонарь в ретро-стиле без стекла и лампочки. Оказалось, это просто памятник уличному фонарю!

 

 

 

 

 

 

 

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь – один из самых крупных и известных монастырей России, а также, в силу своего географического положения – стратегически важная крепость.

http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

http://pskovgo.narod.ru/pskov_19.htm

Монастырь находится в паре сотен метров от Октябрьской площади. Территория представляет из себя мощную крепость. На местности расположена несколько необычным образом: не на горе или возвышенности, как, вроде бы, принято, а наоборот: в глубокой чаше-котловине, окруженной высокими холмами. Что не помешало ему многократно выдерживать жесткую оборону от самых серьезных противников. Смотрите фото:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С велосипедами вход на территорию не благословляется. Паркуем машины недалеко от Михайло-Архангельского собора у ограды, взяв с собой деньги, документы и приборы.

Сегодня народа на территории совсем мало, что бывает не всегда.

Очень хотелось попасть в знаменитые Печорские пещеры, но в данный момент доступа туда не было. Известен пещерный некрополь, но не все его части доступны всем посетителям. Моему отцу довелось видеть там захоронения монахов буквально на открытом воздухе. Благодаря особому микроклимату или еще каким-то свойствам среды тела выглядят совершенно нетронутыми!....

Совершаем объезд монастыря по внешнему периметру. Физически это нелегко: рельеф вокруг сложный.

 

Печорская Лавра по периметру

Печорская Лавра по периметру

Печорская Лавра по периметру

Печорская Лавра по периметру

 

Михайло-Архангельский собор

Древний почтовый тракт

Эстонская застройка

Эстонская застройка

 

Перед тем, как покинуть город, обедаем в кафе в торговых рядах. Еще немного ездим по центральной части, затем выходим на шоссе в сторону Пскова. Окраины города – ничем не примечательный район: панельные пятиэтажки. Здесь находится единственное действующее предприятие города: завод «Евро-Керамика».

 

Шоссе, по которому мы едем, обозначено на 2-х километровых картах как грунтовка, а далее – и вовсе, как лесная тропинка. Но из предварительных источников нам было известно, что здесь построено хорошее шоссе. А по предварительному описанию оно проходит через пункты, входящие в погранзону. И больше никакой предостерегающей информации. То есть. Дорога проходит где-то на грани режимной территории. Поскольку не было 100% уверенности в свободном проезде, мы решили подстраховаться заранее, и послали заявки на пропуска в погранзону в псковское УФСБ. Не пришло ни ответа ни привета, ни «до», ни «после». Но пропуска и не понадобились!

Печорское шоссе

Шоссе близ Ливамяэ

На выезде из населенки трафик средний, потом падает до минимального. Покрытие хорошее, рельеф холмистый. Дорога идет великолепными сосновыми борами, жилья практически нет. Этот край – земля народа сето, «Сетомаа». Практически это эстонцы, но православной веры – вековое влияние Печорского монастыря. Также есть незначительные отличия разговорного языка, традиций и менталитета. Сегодня это очень малый народ: многие представители и без того некрупного этноса уехали в Эстонию после развала Союза. Смотрите о народе сето подробнее: http://pechori.ru/category/seto/

Сейчас в селе Сигово есть этнографический музей народа сето: http://pechori.ru/seto/muzej-zabytogo-naroda/. Его посещение нами не планируется.

Печорские боры

«Сетомаа»

Пересекаем однопутную ЖД-ветку, по которой мы недавно ехали. Платформа Ливамяэ. «Как? Невоняй?» - переспросил Чекин. Смотри, закроют тебе шенгенскую визу за антиэстонские высказывания! Они у нас обидчивые!....

Грунтовая отворотка на деревню Заболотье. У начала грунтовки – предупреждающий щит, о том, что дальше – погранзона. Да, до границы здесь около 3 км лесом. Таким образом получается, что погранзона проходит практически по нашему шоссе, которое само не входит в режимную территорию.

Шоссе близ Заболотья

Погранзона

Пасмурно, тепло, сухо. Сосновые боры, сильно пересеченная местность.

За дверстонь наша дорога сливается с шоссе от Новоизборска. Сразу развилка. Налево – на Круппскую волость. Здесь погранзона начнется очень скоро. Нам направо. В дудина Гора – мост через Обдех. Нам туда, но перед этим делаем маленькую радиалку на берег Псковского озера. Попутно замечаем, что хуторская застройка, хоть и нечасто, но имеет место на западе области: населенные хутора время от времени попадаются.

Псковское озеро

 

Кривск и Псковское озеро

(УВЕЛИЧИТЬ)

Молочково. Дачно-курортный поселок на берегу Обдехского залива. Береговая линия – обширные тростниковые плавни, как почти везде на озере, но есть и расчищенные подходы к воде, в т.ч.песчаный пляж. Рядом с пляжем – ровный мыс из больших валунов. Мыс явно искусственного происхождения. Такое ощущение, что когда-то он использовался, как причал. На берегу – сосновый лес, но свободные подходы к воде выглядят, скорее, как исключение: обилие коттеджной застройки и территорий всяких баз отдыха. В соседнем Кривске – такая же картина. Чуть дальше по берегу – Литовиж, это уже погранзона. Едем назад к мосту через Обдех.

Обдех течет среди широкого, тростникового болота. Километр спустя впадает в Псковское озеро.

Справа по ходу, между лесом и новыми застроенными участками, показалось небольшое озеро – Ледицкое. Боковым зрением я увидел, что по поверхности озера, возле дальнего, лесного берега по поверхности воды плавают какие-то большие, белые пакеты. Или же…..лебеди, что ли?

Озеро быстро исчезло из вида. Я попросил участников вернуться к озеру и потратить на него немного времени: интересно все-таки. Подъехали к воде, и не ошиблись: на озерной глади действительно плавала стая белых лебедей, 15 – 20 птиц!

Лебеди на Ледицком озере

В Московской области такая птица, как лебедь, бывает исключительно на пролете. В плавнях Чембурского озера близ гнапы мы наблюдали лебедей на зимовке. А в Псковской области, как выяснилось, лебедь на гнездовье – это явление обычное. У нас еще будет возможность это пронаблюдать.

Деревня Печки. Развилка на Новоизборск и Псков. Шоссе выходит в поля и заросли кустарника. Между дорогой и Псковским озером – группа деревень. Вдали периодически проглядывает озеро, но всего лишь в виде узкой полосы. Пейзаж достаточно монотонный, особенно в сегодняшнюю пасмурную погоду.

Псковское озеро

У деверик с левой стороны показывается большая река, которую мы сначала принимаем за Великую. На самом деле это приток Великой: маленькая речка Каменка, которая из-за подпора озера становится широкой.

Остатки мельницы

Остатки мельницы

В Неелово наш местный асфальт вливается в Рижское шоссе. Останавливаемся передохнуть на 5 минут. Справа по ходу на Псков, чуть в глубине маленького жилого квартала наше внимание привлекает нестандартное конусообразное сооружение. Подъезжаем поближе: средневековая каменная башня! Без крыши. Внутри видны следы перекрытий, углубления в стенах для несущих балок. На дне башни – куча мусора. Стоит себе сооружение на задворках каких-то гаражей и сараев! Вот она, история на каждом шагу!

Уже позже мы узнали, что это остатки ветряной мельницы.

По прямому, как стрела, Рижскому шоссе, въезжаем в город.

Вечером наносим визит маме Лены Науменко.