День 6: 29.07.16

 

Жарцы – Булавки – Полоцк – Экимань – Новополоцк – ршача.

 

64,1 км.

 

 

Лес под Коповищем

Фауна Поозерья

Фауна Поозерья

 

К утру дождь закончился. Переменная облачность, тепло, влажно.

Едем в направлении Полоцка. Вдоль асфальта – сосново-еловые леса.

Булавки. Заправка продовольствием, тут же – завтрак. Мы тут стали порой питаться одними молочными продуктами – и неплохо! Белорусская молочка против российской – все равно, что шампанское против джин-тоника! Пообщались с бывшим велосипедистом, интерес, как всегда, неизменный.

После Булавок шоссе идет сквозь дремучие еловые леса. Ближе к перекрестку нашей дороги с шоссе Полоцк – Витебск на смену елкам приходят сосны. Полоцк окружают очень красивые леса.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Окраины Полоцка. Застройка, в основном, одноэтажная. Что изменилось за последние 3 года: по линии фасадов домов, обращенных к проезжей части, появился общественный забор единого вида. Как в Россонах. Даже орнамент тот же.

Спасо-Ефросиньевский монастырь. Мы здесь были в 2013 г., сейчас заезжаем еще раз. Одно «но»: посещать территорию в велосипедных шортах неприлично. А длинные штаны лежат глубоко на дне плотно упакованного походного велорюкзака. На входе, конечно, есть юбки, но я же, все-таки, не шотландец! Но в монастыре есть очень полезная штука: Мужские штаны огромного размера, которые можно надеть сверху на что угодно. Вид в них, конечно, очень интересный!

Сайт Спасо-Ефросиньевского монастыря: http://spas-monastery.by/

 

Спасо-Ефросиньевский монастырь. Крестовоздвиженский собор.

Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Спасо-Ефросиньевский монастырь. Сетринский корпус.

В костюме паломника

Окраины Полоцка

 

Покидаем обитель, и, перекусив драниками, едем по улфросинии Полоцкой в центр города.

Спасская слобода, Красный мост, Полоцкий университет, иезуитский коллегиум, Верхний замок. Все знакомые места! По дороге к нам прибились двое местных мальчишек на велосипедах. Все им интересно! И наш маршрут, и техника, и, вообще, все. Не каждый день к ним такие приезжают! Мы доехали с пацанами до Софийского собора. Они нажали нам кнопку фотоаппарата, а мы скормили им две фляги воды и накачали своим насосом подспустившее колесо. На площади Свободы сердечно распрощались.

 

Софийский собор

Верхний замок. Вид на Двину.

Площадь Свободы

Памятник букве У

Проспект Франциска Скорины

 

Едем по проспекту Скорины и Нижнее-Покровской улице до олимпийского гребного центра, где проживали в прошлый раз. Переезжаем Западную Двину. На мосту беседуем с двумя пожилыми местными мужиками о путях-дорогах. Один из них – бывший подводник из Западной Лицы (Кольский п-ов).

Нижне-Покровская улица

Полоцк, вид с моста.

Костел Андрея Баболи

Полоцк

В этот приезд мы осматриваем город, что называется, на ходу. Едем параллельно южному берегу Двины, выезжаем из Полоцка на развязку, откуда начинается дорога в Новополоцк.

Еще в советское время, когда недалеко от Полоцка построили гигантский нефтеперерабатывающий завод, рядом построили для него отдельный город Новополоцк. Это – просто обычный новый город. Кратчайшая нитка нашего маршрута лежала бы без захода в него. Но хочется просто посмотреть на крупный белорусский город и его огромную промзону. Да-да, интерес для путешественника могут представлять не только леса и монастыри! Даже такой, казалось бы, непрезентабельный на первый взгляд объект, как промзона, может рассказать наблюдателю о многом.

Развязка на Новополоцк оказывается несколько сложной геометрии, разбираемся в ней не сразу.

Экимань. На примере этой деревни видно, что благосостояние народа Белоруссии – вопрос неоднозначный. Дома здесь делятся, примерно, через раз. Один – в прекрасном состоянии, очень аккуратный. Другой – в состоянии, чуть ли не предаварийном.

Сразу же скажем и о пресловутых белорусских дорогах. Их безупречное состояние – это миф! Конечно, все основные трассы находятся в превосходном состоянии, и все время поддерживаются в таковом. Но мы видели и много других дорог, откровенно битых, и абсолютно ничем не отличающихся от намозоливших нам глаза дорог российской глубинки. А миф этот, видимо, поддерживается путешественниками, которые нигде, кроме главных трасс, собственно, и не ездили.

Но в настоящий момент мы едем по отличной дороге!

Новополоцк – обычный, новый город. Чтобы составить о нем представление, достаточно посетить любой из "спальных" районов Москвы. Город вытянулся вдоль Западной Двины на 10 км в длину и 1,5 км в ширину. Это то, что касается жилой части. Производственная территория расположена отдельно, на расстоянии 4,5 км, и отделена от жилой большим, красивым хвойным лесом.

За прошедшее время Новополоцк удлинился. Появился квартал коттеджной застройки, баптистская церковь. Приросли и многоквартирные кварталы. В центре города появился костел.

Новополоцк

Новополоцкий трамвай

Новополоцк

Во всю длину берега Двины расположен парк. В начале, это - просто зеленая зона с грунтовой тропинкой по берегу. Здесь и останавливаемся искупаться.

Этот вариант купания отличался у нас ото всех остальных, и до, и после. Вместо озер с неизменно прозрачной водой, у нас была Двина с красноватой водой, как в нашей Мещере. Река берет много притоков, вытекающих из торфяных болот. Вода чистая, течение быстрое.

Город пересекается поперек очень быстро. Промышленная улица. Ведет через лес от жилого города до промзоны. Тут проложены единственная в городе трамвайная линия и прекрасное шоссе. Наша задача: проехать промзону насквозь и выйти на шоссе Полоцк - Миоры.

В промзоне Новополоцка находятся 2 больших предприятия: "Полимир" и "Нафтан" (Новополоцкий НПЗ) - стратегические предприятия белорусской экономики. Есть еще промплощадка бывшего завода БВК (биовитаминного концентрата), куда приезжал когда-то по работе Ваш покорный слуга. Завод БВК бездействует уже не первый год, и что сейчас делается на его территории - непонятно. Говорят, есть планы создать там какие-то новые производства, но планы эти есть уже давно.

Кроме этих 3-х крупных промплощадок, тут есть еще ряд предприятий поменьше. Жилья в промзоне нет, за исключением трудовой колонии, зажатой между заборами промышленных гигантов.

Подробнее о Новополоцке: СМДЕСЬ.

Сайт Новополоцка: http://www.novopolotsk.by/

Мы привыкли к тому, что промзона - это что-то очень пыльное, грязное и крайне неудобное для движения, особенно на велосипеде. Что бросается в глаза в новополоцкой промзоне: предельная чистота, аккуратность и простор. Автомобильного движения очень мало, да и людей тоже, хотя видно, что все работает. Даже появились сомнения: а все ли в порядке с нашей дорогой? Сомнения усилились, когда мы увидели стрелку "Миоры" в противоположном направлении. Ну, наша дорога туда не единственная.

Нет с дорогой не все в порядке! Настал момент, когда наш прекрасный асфальт перегородили массивные ворота с массивным забором. И еще КПП.

При подготовке маршрута дорога была проверена во всех отношениях. Все существует, все проезжаемо. Что же тут такое на самом деле?

Мы задали охране вопрос: была ли тут дорога на Миоры? Да, отвечают, была, и совсем недавно. Но, по распоряжению белорусского КГБ, ее перекрыли - по обе стороны асфальта были расположены нафтановские нефтехранилища. "Ну, Вы же понимаете, это ж - КГБ!..." Мужики явно чувствовали себя виноватыми.

А дорогу на Миоры нам порекомендовали именно ту, куда показывала синяя стрелка, и объяснили, как проехать. Порасспросили нас о путях-дорогах и о нашем образе жизни, выразили свое уважение. Пожелали нам счастливого пути и всяческих успехов, и еще раз извинились за то, что не могут пустить нас туда, куда мы хотели. Мы в ответ: "Да что Вы, у нас к Вам - никаких претензий!..." Короче, взаимно расшаркались в реверансах!

Теперь наш путь лежит четко в объезд территории "Полимира" по периметру. Самое главное - что не придется повторять путь и ехать через жилой Новополоцк.

Правильность пути подтверждает и то, что на трассе появились машины!

 

«Нафтан»

«Нафтан»

«Полимир»

Нефтехранилища «Нафтана»

Новополоцкая промзона

 

Справа - промзона слева - большой буферный лес. Дело к вечеру, и у меня появились мысли: а может, тут и встать? Лес-то хороший! Но пока держу эти мысли при себе.

Вот и выход на Миорское шоссе. Трафик довольно оживленный, но, вроде, не напрягает.

Ельник за Ушачей

Ельник за Ушачей

Мост через ршача. Слева – старый, еловый лес. Небольшой подъем, и поворот влево на песчаную, лесную грунтовку в сторону дурьяны. Едем. Чистый ельник глухого, таежного вида. Отъехав от трассы менее километра, сходим с дороги и ставим лагерь совсем рядом, на понижении, за моховым бугром. С дороги лагеря не видно.

Ставим палатку под звуки приближающегося грома и блеске дальних молний. Приведя все в порядок, мне захотелось еще поставить и "крытый двор " из тента: так, для удобства. Под только что установленным пологом на меня и обрушился ливень.

До палатки с теплым спальником - полтора метра, а мне пришлось сидеть полчаса на земле под тентом! Стоит на секунду высунуться - будешь мокрый до нитки! Перебрался, когда ливень немного ослаб.

Дождь шел всю ночь с перерывами.