День 6: 01.08.24
Чердынь
(городская программа), радиалка Чердынь – Покча – Чердынь. 28,7 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раннее утро. Густой
туман за окном. Как всегда! Прекрасная Чердынь накрылась мглой. Вот все-таки,
какие огромные разницы в погоде страны, даже в ее Европейской части! У нас
такие туманы - отдельные явления, а здесь - день за днем. Но световой день -
хоть загорай. Континентальный климат! И так же быстро все
разошлось! Итак, славная Чердынь! Есть на Русском Севере
такие селения, которые невозможно забыть! История там - прямо, как
законсервированная. И люди классические, и жизнь правильная! И сохранить их -
наш долг, и эта задача - реальная. Почитайте наши предыдущие
отчеты. Я, было дело, начал писать перечень этих малых городов, но потом
бросил это занятие: он оказался очень большим! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Но скажу даже не свое личное мнение: больше всего усилий
в этом направлении прилагает местный народ. У них - больше всего проблем, но
от них и больше всего отдачи. Сколько путешествуем - столько показывают
наблюдения. И самых интересных
людей, которые осваивают свою малую Родину, мы встретили море! И мы очень
счастливы, что встретили этих замечательных людей! Итак, славная Чердынь!
Нам говорили: очень
хорошее дело, - взять экскурсовода из Чердынского музея. Мы так и сделали. Еще: экскурсоводов в
городе хватает и без музея! В данный момент
краеведческий музей Чердыни находится на реставрации. А музей - просто
уникальный. Не буду задерживаться на подробностях, акцентируюсь на главном.
На время реставрации
(это где работают наши соседи "иностранцы") часть экспозиции
перенесли на территорию выставочного корпуса музея, в другое здание
неподалеку. Чердынский музей расположен в 4 зданиях: - главный корпус,
который сейчас на реставрации, - выставочный корпус, - экспозиция истории
музея, - музей истории веры. Пару слов об
экспозиции скажу позже. Билеты во все
подразделения продаются в выставочном корпусе. Там же мы запросили
экскурсовода. Лариса, кадровый
сотрудник музея. Идем по городским улицам.
Главное здание музея -
бывший дом купца Юрганова, впоследствии - здание уездной земской управы. На
реставрации до конца 2024 года. Во внутреннем дворе выставлена экспозиция
старинной сельскохозяйственной техники. Видна сквозь забор с улицы. Раньше
здесь был красивый липовый сквер, но в настоящее время от вырублен из-за
ветхости деревьев. Выходим на площадь
автостанции. Старое деревянное здание сейчас убрали, станцию немного
перенесли. Сейчас на ее месте строят визит-центр для туристов, из дерева, в
очень интересном стиле! По диагонали выходим к
культурному центру города, зданию новой постройки. Переходим Успенскую улицу
(чердынцы сохранили все свои исторические названия), здесь находится Успенская
церковь. Храм в настоящее время не действует, здесь находится музей
истории веры (в прошлом - музей атеизма). Но о нем - позже. Здесь начинается
Троицкое городище. Далее - Спасская
часовня в память убиенных 85 чердынских воинов. История уральского
средневековья. Подробности: https://m.vk.com/wall-171427178_14225 Дополнительно: сейчас
чугунная плита с именами воинов снова находится в часовне. Раньше находилась
в музее.
Деревянная церковь Ильи Пророка из села
Бигичи. Ее там разобрали, а в Чердынь перенесли. Для сохранности. Дальше, на высоком
берегу Колвы находится красивая смотровая площадка. Здесь когда-то находился
чердынский кремль, мощная деревянная крепость. Кремль пережил 11 осад, и ни
разу не был взят. Две башни в настоящий момент восстановлены. Со временем,
видимо, будет восстановлен весь кремль. На башни можно
подняться, но в данный момент обе закрыты. При раскопках на
Троицком городище был найден камень с отпечатком огромной человеческой
ступни. След сразу же был приписан богатырю Полюду! Сейчас этот камень
установлен на смотровой, а рядом - копье и щит. Встаньте на след, возьмитесь
за копье, и сила Полюда пребудет с вами! Кстати, аналогичный
след есть на вершине Полюда, тоже в камне. Но мы его не видели.
А вид отсюда, конечно,
шикарный. У нас возник вопрос: широко ли Колва разливается по весне? Да,
очень! В ближних зарослях на том, низком берегу отдельные бочаги не просыхают
весь год. Еще такой интересный
факт: в Колве купаться не рекомендуется по санитарно-эпидемиологическим соображениям.
Причина проста: в городе отсутствует полноценная канализация. Самое время спросить
про Ораловский тракт. Да, Лариса там бывала! Много лет назад они ездили туда
за кедровыми орехами: кедра там много! Но как выглядит дорога сейчас -
сказать трудно. Давно дело было! По возвращении домой
мы информацию по нему все-таки накопали! Для начала надо как-то переправиться
через Колву: моста нет. Дорога идет через огромное Чудово болото, которое во
всей красе было видно с Полюда. Старые мосты и гати во многом разрушены. Но
отдельные сухие участки выглядят так, что по ним просто хочется проехаться!
Однако в целом, передвижение по тракту - экстремальное приключение. Предлагаем вашему
вниманию текст о путешествии по Ораловскому тракту из открытых источников: https://south-rus.org/articles/?ELEMENT_ID=2860&ysclid=m0f2t7nmz3482210222 Также обратите
внимание на следующий пост (обязательно посмотрите комментарии): https://vk.com/wall-1876733_27265 Вот такие дела! Кто-то
шел почти по пояс в воде, а кто-то ухитрился на велосипеде проехать! Видимо,
одним повезло с обстоятельствами, а другим - нет. Ораловский тракт -
очень интригующая тема! Ежегодно по маршруту тракта
проводится лыжный марафон «Ораловская
верста», а также его летний аналог. Организатор мероприятий –
чердынский клуб любителей бега «Семигорье» (https://vk.com/klbsemigorye) Далее перемещаемся на
Воскресенское городище. Здесь находятся Преображенская
церковь и Воскресенский
собор - доминанта города. Раньше можно было подняться на его
колокольню, сейчас - не факт. Ладно, там видно будет. Точно, так оно и есть!
Колокольня закрыта, висит объявление. Перекрытие в аварийном состоянии. Не
везет нам в этот раз с подъемом на башни. Зато везет с подъемом на уральские
вершины!
Пермский край всегда
отличался, как староверческая земля. А по переписи населения в самом конце
XIX века губерния занимала первое место в России по количеству
староверческого населения. В Чердыни имели свои подворья и подолгу проживали
несколько купеческих семей староверов из Усть-Цильмы, которая и по
сегодняшний день является одним из крупнейших староверческих анклавов. "А как у вас
сегодня с этим дело обстоит?" - спросили мы экскурсовода. Женщина аж
поменялась в лице. "У нас их нет!!!" - было категорично сказано. Реакция была
какая-то...негативная, как нам показалось. Почему? Может быть, наш вопрос
показался провокационным? А может быть, были задеты религиозные чувства?
Похоже, что последнее. Лариса - женщина правильная, в храме подходит к
иконам, кладет земные поклоны...Она даже слова такого не употребляет:
"староверы". Только: "раскольники". Видит Бог, мы этого не
хотели. Просто чистый интерес к краю, как у нас всегда и везде. А за экскурсию -
огромное спасибо! Ну, и в завершение
староверческой темы скажу, что позже мы навели справки по ситуации в крае
сегодня. Да, по сравнению с прошлым веком все сильно изменилось. Староверы в
крае теперь немногочисленны, действующих приходов немного. Что касается
севера края, то создается впечатление, что здесь речь идет о единичных
случаях. Причем не в тех населенных пунктах, которые у нас на слуху, а в
полной лесной глухомани где-нибудь севернее Ныроба. Пообедав
(очень рекомендуем: "Метелица", Соборная ул.22), идем
самостоятельно осматривать музеи.
Выставочный корпус, где
сейчас временно находится часть основной экспозиции. Расскажу о самом
запоминающемся. На мой взгляд это следующее. Пермская деревянная
скульптура. В России почти не имеет аналогов. Исключительно духовной
направленности. Духовная скульптура для православия не характерна: это,
скорее, католическая традиция. Есть, конечно, исключения: Исаакиевский собор,
храм Христа-Спасителя.....Но, в целом, не характерна. Кроме Пермского края.
Здесь это - старая традиция. Скульптуры колоритны,
брутальны, и имеют явные внешние коми-пермяцкие признаки. Смотрите фото: Вторая тема: пермский
звериный стиль. Есть на свете еще скифский звериный стиль, а это - пермский.
Излюбленная техника - металлопластика, т.е.миниатюрные бронзовые барельефы.
Излюбленные персонажи - "Человек-Лось" и "Ящер". Часто
первый стоит на втором. Смотрите фото из
музея:
Прокомментирую
немного. Человека-Лося в реальной жизни вряд ли кто-то встречал. Хотя просто
лось - это очень уважаемый зверь в Приуралье, и, к тому же - герб Чердыни.
Лось стоит и у нас на Вятском городище. А вот Ящер? Я думаю, вы спорить не
будете: это крокодил! Вряд ли это
фантастика. Еще новгородские летописи сообщают примерно так: в такой-то год
лютые звери крокодилы появились в неисчислимом множестве, и многие люди
поедены бысть....примерно так. Ну не из зоопарка же они сбежали! Более того: и сегодня
наблюдатели в труднодоступных местах (Череповецкие болота, например)
фиксируют этих животных, например, в процессе охоты на водоплавающих птиц. Примерно в 2019 году
наши велосипедные коллеги организовали выезд в Подмосковную Мещеру в
святилище Ящера (окрестности села Заполицы). И нашли это место: большую яму,
выкопанную в торфе среди болота. Там карты (волхвы) древнего народа меря
содержали Ящера, ухаживали за ним и отправляли его культ. Подробнее об этом
месте: https://geocaching.su/?pn=101&cid=275 Вы спросите: а как
может крокодил жить в наших условиях? У нас же зимы холодные! Я отвечу: а как у нас
зимуют лягушки, змеи, ящерицы? Чем они лучше крокодилов? Короче, вопрос дискуссионный. Интересно, а как бы
выглядели персноажи пермского звериного стиля не выполненные в
металлопластике, а в натуральном, живом виде? Мы призвали на помощь
нейросети, и вот что получилось:
Ну, еще одна музейная
тема. Восточное серебро. Очень часто бывало так:
мужик пашет землю - плуг натыкается на нечто твердое. Смотрит - а это
серебряная чаша с бородатыми царями, львами, конями....таких находок в крае
было собрано немеряно. Чердынские купцы собрали обширные коллекции. Кое-что
подарили музеям. Конечно, самое ценное
и интересное - давно уже в Эрмитаже, в лучшем случае - в Пермском музее. В
Чердыни, почти всё - гальванокопии с оригиналов. Почему именно в
Пермском крае столько таких находок? Торговые пути! У пермяков - их
драгоценные меха, у восточных партнеров - их драгоценное серебро. Русь в то
время могла поставлять товары попроще: хлеб, лес, мед, воск.... Подробнее про музейную
экспозицию: https://cherdynmuseum.ru/%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b8/ Выставочный корпус
находится в бывшем здании женской гимназии. Рядом - здание с экспозицией по
истории музея. См.здесь: Теперь идем в Успенскую
церковь, в музей истории веры.
Очень хорошо сохранились старинные фрески. Экспозицию не очень усвоил:
видимо, надо быть больше погруженным в тему. Или сказалась общая усталость от
сегодняшнего дня? Не знаю. У нас сегодня еще рейд на Покчу. Но что запомнилось:
экспозиция по истории странствующего монастыря. Это был сложный период истории:
революция, гражданская война. Так вот: целый монастырь под руководством
игуменьи Руфины совершил чуть ли не кругосветное путешествие, меняя различные
города Азии и Америки. Можно как угодно
относиться к политическим и религиозным воззрениям. Но одно несомненно:
Руфина - женщина огромной духовной силы. Такие приключения сломали бы на
корню многих мужиков! Музей истории
веры: Напомним, что Чердынь 550
лет назад была столицей княжества Пермь Великая, имеет славную, древнюю
историю, здесь проходил важный путь в Сибирь, и во времена Ивана III
здесь велись кровопролитные войны с вогулами и сибирскими татарами. Подромнее
об истории Перми Великой и Чердыни: Эпизоды из истории Чердыни. Взято из открытых источников: Тропинкой по склону оврага
идем домой. По пути до отвала наедаемся мелкой, но очень сладкой северной
малины. Садимся на велосипеды
и отправляемся в село Покча. Покча - это та же
Чердынь, только маленькая. Там также, что ни дом, то памятник. Село находится в 6 км
к северу от Чердыни. Это шоссе на Ныроб. Какое-то время именно Покча являлась
столицей Перми Великой. На выезде из города
привлекла внимание церковь Всех Святых. Службы не проводятся, помещение никак
не используется, находится на консервации. Но здание симпатичное. Снова дорога идет
красивой тайгой. Головокружительный спуск сменяется не менее
головокружительным подъемом. Проезжаем брошенную деревню Крымкор. А через
полтора километра будет Покча. Село Покча: Главная улица - Мира, она
же - Ныробское шоссе. Вдоль нее село и вытянуто. А мы сворачиваем на
параллельную Коммунистическую. Этнографическая покатушка, так сказать. Покча, как и Чердынь -
сплошная история. И построена в таком же стиле. Больше всего, пожалуй, мне в
нем нравятся массивные уральские ворота с мощными фигурными столбами, и
отделка стен домов деревянными пирамидками: по виду напоминает Грановитую
палату в кремле. Главная доминанта села
- Благовещенская церковь. Она руинирована, но руины впечатляют, смотрите
фото: Обратите внимание:
купол у колокольни отреставрирован. https://uraloved-ru.turbopages.org/turbo/uraloved.ru/s/blagoveshenskaya-cerkov-sela-pokcha Храм стоит на высоком
берегу Колвы, но берег заметно ниже, чем в Чердыни. Проезжаем все село
насквозь, и снова выходим на трассу. На северной окраине Покчи находится
"источник мертвой воды". Несколько мощных ключей впадают в речку
Кемзелку, приток Колвы. Вода ледяная, и очень вкусная. Источник оборудован:
сделаны 4 бассейна, выложенные срубом. Один - накопительный, три - служат
купелями. Помимо основного источника, на дне купелей также бьют ключи. Из
купелей вода переливается в Кемзелку небольшим водопадом. Оборудованы удобные
мостки для захода. Сделаны скамейки, а на холме над источником, в окружении
вековых сосен стоит беседка. Очень благостное
место, уходить отсюда очень не хочется! Покча - излюбленный у
велочердынцев вариант для короткой покатушки, например, вечером после работы. Как известно, мертвая вода
лечит тело, а живая душу. Во всех сказках (да и в жизни) их рекомендуют
применять в комплексе. Но можно и отдельно. Сегодня же произошел
показательный случай. По дороге в Покчу, на головокружительном подъеме у одного
из участников вдруг резко заболела голова. Оказали первую помощь, посидели,
попили воды, оценили обстановку - и решили все-таки продолжить путь. Но
потихоньку, без фанатизма. А сейчас, не успели
выехать из села - все как рукой сняло! Совпадение? Кто знает! Но факт
остается фактом. Обратно едем по
главной улице. Массивные ворота домов глядят нам вслед. Кстати, их делают по
одному канону, независимо от того, из дерева или из кирпича. А знаете, чем
коми-пермяцкий дом отличается от русского? У пермяков крыша двускатная, а у русских
- четырехскатная. Точно такое же отличие в карельских национальных районах
Тверской области между карельскими и русскими домами. А забегая вперед,
скажу, что один раз мы видели старинную конструкцию дома коми - керку. Это
дом с односкатной наклонной крышей. Чердака как такового нет, есть чердачное
пространство под крышей. Обычно там хранятся сельскохозяйственные орудия,
сети, инструменты. Где мы это видели - уже не припомню, возможно в
Соликамске. Подробнее о Покче: https://uraloved.ru/uzori-sela-pokcha Головокружительный
спуск, внизу - речка Саженка. На подъем идем пешком: вода водой, а пока
побережемся. Нас обгоняет хрупкая
девушка на внедорожнике. И шпарит наверх, пока не растворяется в виде точки
уже далеко наверху. Зачет! А мы бы наверняка слезли раньше в любом случае.
Как же эти велочердынцы лихо расправляются со своим непростым рельефом!
Идем пешком, есть
возможность повнимательнее осмотреться. Здесь, внизу, лес наполовину
лиственный. Но абсолютно непроходимый. Совсем. Здесь пройдет разве что
чердынский лось. Я не раз встречал в
лесу лосей. Обычно, заметив человека, они убегали (к моему счастью). И порой,
я смотрел им вслед огромными от удивления глазами. Характер леса был такой,
что вздумай я побежать - я бы очень быстро переломал себе ноги. А у него ни
веточка не хрустнула под копытами! Кстати, есть сведения,
что коми в древности использовали боевых лосей. И такой кавалерии любой лес
был нипочем! Во времена вогульских войн коми-пермяки являлись под знамена
чердынского князя верхом на лосях. И это во многом уравновешивало
преимущества вогулов, которые тоже имели свою отменную лосиную кавалерию. Как мы уже говорили,
вогулы были великолепными вояками! Даже сейчас слово "манси"
вызывает у коренных уральцев чувство настороженности. "Почему погибла
группа на перевале Дятлова?"
"Это манси-разбойники виноваты!" https://dzen.ru/a/WoHPuptAPB1uUQnG?ysclid=m0hu7dv0zq291524341 https://m.vk.com/wall-32102873_3132?ysclid=m0guhsk3ry582239297 https://viatcheslav-livejournal-com.turbopages.org/turbo/viatcheslav.livejournal.com/s/916338.html
В наше время многие
старинные приемы дрессировки животных утрачены. Так, общеизвестный факт: в
отличие от индийских слонов, африканские совершенно не поддаются приручению.
Но известен исторический факт: армия Ганнибала использовала именно
африканских слонов. И даже перешла на них Альпы, заставив Рим вздрогнуть! Итак, снова Чердынь!
Садимся на велосипеды. Кафе в отеле
"Семь Холмов" отказалось нас обслуживать, хотя еще не закрылось. Ну
и ладно. Лучший друг русского человека - магазин "Пятерочка"! Полюд открыт взору,
никаких облаков. Завтра погода будет хорошая. А мы возьмем курс на Соликамск. Велочердынцы пожелали
нам удачной дороги, и выразили сожаление, что не удалось встретиться лично.
Да сам виноват: надо было их хотя бы в Покчу позвать! Попросили написать
статью в Чердынскую газету "Северная Звезда". В
пути писать сложно, я нашел время ночью в Соликамске. Вот статья: Удачи вам,
велочердынцы! Спасибо за все, древний город Чердынь! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|