День 3: 04.01.15
Кондопога:
Нигозеро – Кондопожский канал – ЦБК – бывшее село Кондопога – Успенская
церковь 145 км. |
|||||||||||||||||||||||||
Пасмурно, -5 С. Слава Богу, мороз! Но снега так же мало, гололед стал еще крепче. В сторону озера дует сильный холодный ветер. Как заметили в следующие дни, если ветер есть, он достаточно сильный и всегда дует в сторону озера. Это, видимо, бора в миниатюре. Есть такое явление, когда холодный воздух, будучи более тяжелым, скатывается с гор и разгоняется до приличной скорости. Это и есть бора. Известна новороссийская бора, от которой замерзает Черное море. Еще более внушительна новоземельская бора. И уж совсем чудовищное явление - антарктическая бора, когда воздух, скатываясь с ледникового купола с высоты 3000 м достигает на побережье ураганной силы. Наш ветер по сравнению с этим - ничто, но физическая природа похожа. Путь до автовокзала - около 30 минут. Вышли за час, с поправкой на приобретение билетов, гололед и всякий форсмажор. Автобусы до Кондопоги ходят примерно 2 раза в час. Вокруг Петрозаводска построено обводное шоссе с современными развязками. Мурманская трасса. Дорога очень хорошего качества, трафик невысокий. Мы уже ездили по Мурманке на велосипедах в 2009 г.по отрезку Кондопога - Пальозеро. Поселок Шуя, одноэтажная застройка. Мост через одноименную реку. Шуя - популярная сплавная река, имеются интересные пороги. Наиболее освоена многочисленными туроператорами, есть программы для совершенно неподготовленных групп. Большей частью Мурманка идет среди леса. И чем дальше, тем лес будет непрерывнее. Янишполе, большое село. Собственно, поля никакого нет, есть Yanispuoli ("Заячья Сторона", кар.). Хотя, если "поле" понимать, как "поле деятельности" - то перевод почти созвучен. Село стоит на берегу Кондопожской губы Онежского озера. Здесь в озеро впадает река Суна, образуя перед впадением разлив в виде озера. На льду много рыбаков. С дороги просматривается губа с дальним берегом, на котором виден Кондопожский ЦБК - градообразующее предприятие. Указатель "Кондопога". Сам город стоит в 4 км на восток от Мурманской трассы. А тут - промежуточная остановка, заправка, магазин, гостиница, еще несколько дорожных строений.
Поворот направо. Вскоре - вокзальная площадь. ЖД-вокзал и автостанция находятся рядом. На вокзале - бесплатный туалет, чем-то похожий на провинциальную пенсионерскую квартиру. Сразу за ЖД-путями - Нигозеро, севернее соединенное проливом с большим озером Сандал. Береговую линию облепили лодочные гаражи. Нигозеро соединено каналом с Кондопожской губой, при впадении в губу находится плотина Кондопожской ГЭС. Уровень Сандала поднят выше естественного, туда перенаправлена большая часть стока Суны. ГЭС построена, как источник энергии для ЦБК. |
|||||||||||||||||||||||||
Идем по шоссе в восточном направлении. Пересекаем незамерзающий канал. Была мысль позже прогуляться вдоль него от Нигозера до плотины, но совершенно не видим удобной тропы. А она где-то есть, эдакая пешеходная зона. Может, снегом занесло? Снега тут побольше, чем в Петрозаводске. Окраина города. Прямо на восток уходит асфальт на Мянсельгу. Называется – Медвежьегорское шоссе. Через пару километров оно перейдет в грейдер. Впереди – крутой, высокий тягун. Помню, как дважды мы спускались с него на холостом ходу, когда ехали из Заонежья. А сейчас – малоприметный поворот направо. Ничем не примечательная, достаточно разбитая промзоновская дорога.
Мы направляемся к главной достопримечательности Кондопоги и одной из главных достопримечательностей края – Успенской церкви. Она находится не просто на окраине города, она отрезана от города огромной промзоной Комбината. Храм находится в бывшем селе Кондопога. Оно внешне ничем не отличается от крупного карельского села, но административно относится к городу Кондопога. Городу, который построили сравнительно недавно. От автостанции туда ходит местный автобус, но редко. Ждать очень неохота, сами дойдем! Хоть дорога и промзоновская, но трафик очень низкий. Тротуар отсутствует, но можно без опаски идти по встречке. Местность пересеченная, дорога идет вверх. Справа – заборы, ворота, склады. промышленные сооружения, трубопроводы. Слева – чернолесье, либо низкорослый сосняк, растущий на скальниках и каменных россыпях. Если бы не промзона, было бы даже красиво. Дорога побитая, но это ощущалось бы на велосипеде. На Успенскую церковь мы в свое время ездили дважды.
В спину – холодный, но попутный ветер. На обратном пути он будет в лицо, будем морально готовы. Дорога забралась достаточно высоко. Справа открылся вид на Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат во всей красе. Дымит вовсю! На улице зима, поэтому дыма действительно много. На переднем плане перед Комбинатом – поселок из недорогих дач. Люди занимаются хозяйством фактически под трубами. Вот уж кому не позавидуешь! Промплощадка, действительно, огромная. Как-никак, производит треть российской газетной бумаги. И в Европе это – самое крупное предприятие своего профиля. В смысле экологии предприятие, конечно, тяжелое. Но такова специфика отрасли. Удивительно, что до сих пор еще не чувствуем тяжелого запаха, как мы уже писали когда-то – «смесь запахов тушенки, солдатских портянок и мусоропровода». Удачный для нас ветер сносит заводские выбросы в сторону.
По пути попалась пара автобусных остановок в разрушенном состоянии. Неудивительно: высаживаться тут теперь особо некуда. С правой стороны попадаются какие-то промышленные сооружения, но в руинированном состоянии. А въезд на ЦБК будет позже. С левой стороны, за небольшим замерзшим озерцом, местность поднимается и встает высокой скальной стеной. А дорога вскоре поворачивает направо и спускается вниз. Вот тут-то нас и настигает тяжелый запах. А как же живут люди вблизи предприятия, поселок которых мы видели недавно? Ветер же порой дует и в их сторону! Слева в лесу видны круглые, бетонные бассейны: системы биологической очистки. Далее по эстакаде переходим небольшое каменное ущелье, по дну которого проходит грузовая ЖД-ветка и в данный момент на путях стоит под парами маневровый тепловоз. А затем открывается красивый вид сверху на бывшую старую Кондопогу, Кондопожскую губу и Успенскую церковь.
В материалах за 2009 год мы писали, что Успенская церковь является вторым по высоте деревянным зданием мира после дома Сутягина в Архангельске (на тот момент он был уже разобран). Но появилась информация, дающая повод к сомнениям. Надо было проверить. Вышло следующее. Еще никогда я не сталкивался в интернете с такой путаницей и таким объемом противоречий, как по данному вопросу. Причем, информацию в блогах я даже не рассматриваю. Путались вполне солидные источники. Путались в фактах, путались в цифрах. Кто-то считал высоту конкретного храма с колокольней, кто-то - без. Несколько раз рекордсменом указывали Спасо-Преображенскую церковь в Кижах (что, впрочем, недалеко от истины). Высоту дома Сутягина вообще пришлось определить методом статистики (т.е.какую высоту назовут чаще других). В итоге получился следующий, очень приблизительный "рейтинг": 1) Церковь архангелов Михаила и Гавриила, Марамуреш (Румыния), 1721 г., высота - 72 м,из них – 18 м высота шпиля. 2) Пагода в Инсянь (Китай), 1056 г., высота – 67 м. 3) Церковь Вознесения Господня (Россия, Пияла, Архангельская обл., Онежский р-н), 1654 г., высота – 45 м. 4) Церковь Дмитрия Солунского (Россия, Верхняя Уфтюга, Архангельская обл., Красноборский р-н), 1784 г., высота – 45 (или 43 ?) м. 5) Успенская церковь, (Россия, Кондопога, Карелия), 1774 г., высота - 42 м. Фактический рекорд принадлежит Пагоде Тяньнин из китайского города Чанчжоу высота – 154 м. Но следует учесть, что ее строительство проводилось с 2002 по 2007 г., т.е.,это - новейшее сооружение. Из деревянных зданий аналогичной высоты, не сохранившихся до нашего времени, история зафиксировала следующие: Вознесенская церковь (Россия, Типиницы, Карелия, Медвежьегорский р-н), 1781 г., высота – 50 м. Сгорела от молнии в 1975 г. Владимирская церковь (Россия, Белая Слуда, Архангельская обл., Красноборский р-н), 1642 г., высота – 45 м. Сгорела от молнии в 1962 г. И, конечно же, скандально известный дом Сутягина (Россия, Архангельск), уничтожен в 2008 г. Его высота в итоге оказалась даже несколько ниже Успенской церкви: 38 м. На 1 м ниже - Спасо-Преображенская церковь в Кижах: 37 м. Ну, есть еще, нет, не здание, а сооружение – полностью деревянная радиомачта в Гливице (Польша), высотой 118 м. Известна еще и тем, что связана с началом Второй Мировой. Итог: здание, к которому мы приближаемся, действительно уникальное. Приведенные данные ни в коем случае не претендуют на истину в последней инстанции. Сведения в сети очень сырые, могут быть найдены новые факты и уточнения. Дорога выходит почти на берег озера. Направо - въезд в ЦБК. Налево - старая Кондопога. Стандартное, северное село. Длинная главная улица вдоль берега. На берегу - бани, мостики и лодочные гаражи. Есть старинные дома, есть новые. Несколько 2-этажных многоквартирных домов. Главное отличие - непосредственная близость промзоны с двух сторон и уникальный храм. Охранник открыл церковь и даже немного рассказал о ней, и, в частности, о том, что 2 центральные колонны окрашены внизу охрой, а выше - соком черники. Вопрос, знакома ли нам такая ягода, вызвал у нас улыбку. Видимо, наше нездешнее происхождение выдали шапки (северный человек их очень оценил). Уже третий раз отмечаем красивый вид на озеро с точки церкви. На этот раз - зимний. Губа покрыта хорошим льдом. Погода несколько раз меняется на глазах. Солнце, частично выглянув сквозь облака, устроило игру красок.
На этом месте раньше была еще вторая церковь: Рождественская, а также отдельная колокольня. К сожалению, обе в свое время были разобраны. Рождественская церковь в наше время была построена заново, но уже в городе, и внешне отличается от оригинала. А в Успенской церкви раз в год, в престольный праздник проводится служба. В остальное время это - туристический объект. Через охранника, при желании, можно вызвать местное такси, довезет до города за 300 р. Так и сделаем, холодный ветер не стихает, идти ему навстречу не хочется. К храму подъезжают организованные группы, сменяя одна другую. А вот и рейсовый ПАЗик. Возвращаемся на нем в город. Такси не понадобилось. Кондопога - город рабочий. Достаточно благоустроенный, большей частью - пятиэтажный. На одной из улиц видим металлическую конструкцию с колоколами. Это - карильон, механическая звонница, созданная с чисто эстетическими целями. Есть еще и второй карильон возле Ледового дворца, единственного в Карелии. Кондопога - вообще город спортивных традиций, оттуда родом олимпийские чемпионки-лыжницы Лазутина и Медведева. На берегу губы увидели ту самую Рождественскую церковь, что некогда была в одном комплексе с Успенской. Конечно, это уже другое здание. Видели еще Сретенскую церковь, перестроенную из насосной станции. В 2009 г.мы тут пообедали в кафе "Руны", оно нам очень понравилось. На этот раз по случаю праздников кафе было закрыто, работал только буфет с микроволновкой. Задерживаться не стали, заправились калитками - и в обратный путь. Сайт города Кондопога и Кондопожского
района: http://www.kondopoga.ru/ Снова – юго-западный берег Кондопожской губы, тот, что ближе к Мурманской трассе. Снова – обзорная точка с видом на Комбинат. И теперь, уже со знанием дела, можно попытаться рассмотреть Успенскую церковь. Получилось, но на какое-то мгновенье и смутно: видимость в сумерках была уже плохая. Петрозаводск. Самое лучшее занятие вечерами - гулять по городу. Хотя сегодня очень холодно из-за сильного ветра. Все лужи на онежском льду замерзли. Ветер перевивает редкий снег по глади Петрозаводской губы. Трек: СКАЧАТЬ |
|||||||||||||||||||||||||
|