День 3: 04.01.15

 

Кондопога: Нигозеро – Кондопожский канал – ЦБК – бывшее село Кондопога – Успенская церковь

 

145 км.

 

Пасмурно, -5 С. Слава Богу, мороз! Но снега так же мало, гололед стал еще крепче.

В сторону озера дует сильный холодный ветер. Как заметили в следующие дни, если ветер есть, он достаточно сильный и всегда дует в сторону озера.

Это, видимо, бора в миниатюре. Есть такое явление, когда холодный воздух, будучи более тяжелым, скатывается с гор и разгоняется до приличной скорости. Это и есть бора. Известна новороссийская бора, от которой замерзает Черное море. Еще более внушительна новоземельская бора. И уж совсем чудовищное явление - антарктическая бора, когда воздух, скатываясь с ледникового купола с высоты 3000 м достигает на побережье ураганной силы. Наш ветер по сравнению с этим - ничто, но физическая природа похожа.

Путь до автовокзала - около 30 минут. Вышли за час, с поправкой на приобретение билетов, гололед и всякий форсмажор.

Автобусы до Кондопоги ходят примерно 2 раза в час. Вокруг Петрозаводска построено обводное шоссе с современными развязками.

Мурманская трасса. Дорога очень хорошего качества, трафик невысокий. Мы уже ездили по Мурманке на велосипедах в 2009 г.по отрезку Кондопога  - Пальозеро.

Поселок Шуя, одноэтажная застройка. Мост через одноименную реку. Шуя - популярная сплавная река, имеются интересные пороги. Наиболее освоена многочисленными туроператорами, есть программы для совершенно неподготовленных групп.

Большей частью Мурманка идет среди леса. И чем дальше, тем лес будет непрерывнее.

Янишполе, большое село. Собственно, поля никакого нет, есть Yanispuoli ("Заячья Сторона", кар.). Хотя, если "поле" понимать, как "поле деятельности" - то перевод почти созвучен. Село стоит на берегу Кондопожской губы Онежского озера. Здесь в озеро впадает река Суна, образуя перед впадением разлив в виде озера. На льду много рыбаков.

С дороги просматривается губа с дальним берегом, на котором виден Кондопожский ЦБК - градообразующее предприятие. Указатель "Кондопога". Сам город стоит в 4 км на восток от Мурманской трассы. А тут - промежуточная остановка, заправка, магазин, гостиница, еще несколько  дорожных строений.

Кондопожский канал

Кондопожский канал

Поворот направо. Вскоре - вокзальная площадь. ЖД-вокзал и автостанция находятся рядом. На вокзале - бесплатный туалет, чем-то похожий на провинциальную пенсионерскую квартиру. Сразу за ЖД-путями - Нигозеро, севернее соединенное проливом с большим озером Сандал. Береговую линию облепили лодочные гаражи.

Нигозеро соединено каналом с Кондопожской губой, при впадении в губу находится плотина  Кондопожской ГЭС. Уровень Сандала поднят выше естественного, туда перенаправлена большая часть стока Суны. ГЭС построена, как источник энергии для ЦБК.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Идем по шоссе в восточном направлении. Пересекаем незамерзающий канал. Была мысль позже прогуляться вдоль него от Нигозера до плотины, но совершенно не видим удобной тропы. А она где-то есть, эдакая пешеходная зона. Может, снегом занесло? Снега тут побольше, чем в Петрозаводске.

Окраина города. Прямо на восток уходит асфальт на Мянсельгу. Называется – Медвежьегорское шоссе. Через пару километров оно перейдет в грейдер. Впереди – крутой, высокий тягун. Помню, как дважды мы спускались с него на холостом ходу, когда ехали из Заонежья. А сейчас – малоприметный поворот направо. Ничем не примечательная, достаточно разбитая промзоновская дорога.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Мы направляемся к главной достопримечательности Кондопоги и одной из главных достопримечательностей края – Успенской церкви. Она находится не просто на окраине города, она отрезана от города огромной промзоной Комбината. Храм находится в бывшем селе Кондопога. Оно внешне ничем не отличается от крупного карельского села, но административно относится к городу Кондопога. Городу, который построили сравнительно недавно. От автостанции туда ходит местный автобус, но редко. Ждать очень неохота, сами дойдем!

Хоть дорога и промзоновская, но трафик очень низкий. Тротуар отсутствует, но можно без опаски идти по встречке. Местность пересеченная, дорога идет вверх. Справа – заборы, ворота, склады. промышленные сооружения, трубопроводы. Слева – чернолесье, либо низкорослый сосняк, растущий на скальниках и каменных россыпях. Если бы не промзона, было бы даже красиво. Дорога побитая, но это ощущалось бы на велосипеде. На Успенскую церковь мы в свое время ездили дважды.

Кондопожский ЦБК

В спину – холодный, но попутный ветер. На обратном пути он будет в лицо, будем морально готовы. Дорога забралась достаточно высоко. Справа открылся вид на Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат во всей красе. Дымит вовсю! На улице зима, поэтому дыма действительно много. На переднем плане перед Комбинатом – поселок из недорогих дач. Люди занимаются хозяйством фактически под трубами. Вот уж кому не позавидуешь!

Промплощадка, действительно, огромная. Как-никак, производит треть российской газетной бумаги. И в Европе это – самое крупное предприятие своего профиля. В смысле экологии предприятие, конечно, тяжелое. Но такова специфика отрасли.

Удивительно, что до сих пор еще не чувствуем тяжелого запаха, как мы уже писали когда-то – «смесь запахов тушенки, солдатских портянок и мусоропровода». Удачный для нас ветер сносит заводские выбросы в сторону.

Это была автобусная остановка

Шоссе вдоль промзоны

По пути попалась пара автобусных остановок в разрушенном состоянии. Неудивительно: высаживаться тут теперь особо некуда. С правой стороны попадаются какие-то промышленные сооружения, но в руинированном состоянии. А въезд на ЦБК будет позже.

С левой стороны, за небольшим замерзшим озерцом, местность поднимается и встает высокой скальной стеной. А дорога вскоре поворачивает направо и спускается вниз.

Вот тут-то нас и настигает тяжелый запах. А как же живут люди вблизи предприятия, поселок которых мы видели недавно? Ветер же порой дует и в их сторону!

Слева в лесу видны круглые, бетонные бассейны: системы биологической очистки. Далее по эстакаде переходим небольшое каменное ущелье, по дну которого проходит грузовая ЖД-ветка и в данный момент на путях стоит под парами маневровый тепловоз. А затем открывается красивый вид сверху на бывшую старую Кондопогу, Кондопожскую губу и Успенскую церковь.

Старая Кондопога

Старая Кондопога

Успенская церковь

В материалах за 2009 год мы писали, что Успенская церковь является вторым по высоте деревянным зданием мира после дома Сутягина в Архангельске (на тот момент он был уже разобран). Но появилась информация, дающая повод к сомнениям. Надо было проверить.

Вышло следующее. Еще никогда я не сталкивался в интернете с такой путаницей и таким объемом противоречий, как по данному вопросу. Причем, информацию в блогах я даже не рассматриваю. Путались вполне солидные источники. Путались в фактах, путались в цифрах. Кто-то считал высоту конкретного храма с колокольней, кто-то - без. Несколько раз рекордсменом указывали Спасо-Преображенскую церковь в Кижах (что, впрочем, недалеко от истины). Высоту дома Сутягина вообще пришлось определить методом статистики (т.е.какую высоту назовут чаще других).

В итоге получился следующий, очень приблизительный "рейтинг":

 

1) Церковь архангелов Михаила и Гавриила, Марамуреш (Румыния), 1721 г., высота - 72 м,из них – 18 м высота шпиля.

2) Пагода в Инсянь (Китай), 1056 г., высота – 67 м.

3) Церковь Вознесения Господня (Россия, Пияла, Архангельская обл., Онежский р-н), 1654 г., высота – 45 м.

4) Церковь Дмитрия Солунского (Россия, Верхняя Уфтюга, Архангельская обл., Красноборский р-н), 1784 г., высота – 45 (или 43 ?) м.

5) Успенская церковь, (Россия, Кондопога, Карелия), 1774 г., высота - 42 м.

 

Фактический рекорд принадлежит Пагоде Тяньнин  из китайского города Чанчжоу высота – 154 м. Но следует учесть, что ее строительство проводилось с 2002 по 2007 г., т.е.,это - новейшее сооружение.

Из деревянных зданий аналогичной высоты, не сохранившихся до нашего времени, история зафиксировала следующие:

Вознесенская церковь (Россия, Типиницы, Карелия, Медвежьегорский р-н), 1781 г., высота – 50 м. Сгорела от молнии в 1975 г.

Владимирская церковь (Россия, Белая Слуда, Архангельская обл., Красноборский р-н), 1642 г., высота – 45 м. Сгорела от молнии в 1962 г.

И, конечно же, скандально известный дом Сутягина (Россия, Архангельск), уничтожен в 2008 г. Его высота в итоге оказалась даже несколько ниже Успенской церкви: 38 м. На 1 м ниже - Спасо-Преображенская церковь в Кижах: 37 м.

Ну, есть еще, нет, не здание, а сооружение – полностью деревянная радиомачта в Гливице (Польша), высотой 118 м. Известна еще и тем, что связана с началом Второй Мировой.

Итог: здание, к которому мы приближаемся, действительно уникальное.

Приведенные данные ни в коем случае не претендуют на истину в последней инстанции. Сведения в сети очень сырые, могут быть найдены новые факты и уточнения.

 

Дорога выходит почти на берег озера. Направо - въезд в ЦБК. Налево - старая Кондопога. Стандартное, северное село. Длинная главная улица вдоль берега. На берегу - бани, мостики и лодочные гаражи. Есть старинные дома, есть новые. Несколько 2-этажных многоквартирных домов. Главное отличие - непосредственная близость промзоны с двух сторон и уникальный храм.

Охранник открыл церковь и даже немного рассказал о ней, и, в частности, о том, что 2 центральные колонны окрашены внизу охрой, а выше - соком черники. Вопрос, знакома ли нам такая ягода, вызвал у нас улыбку. Видимо, наше нездешнее происхождение выдали шапки (северный человек их очень оценил).

 

Успенская церковь изнутри

Иконостас

«Небо» (внутренняя часть купола)

Алтарь

Иконостас

 

Успенская церковь изнутри

Успенская церковь изнутри

Успенская церковь изнутри

 

Уже третий раз отмечаем красивый вид на озеро с точки церкви. На этот раз - зимний. Губа покрыта хорошим льдом. Погода несколько раз меняется на глазах. Солнце, частично выглянув сквозь облака, устроило игру красок.

 

Кондопожская губа

Кондопожская губа

Кондопожская губа. Вид на Комбинат.

Кондопожская губа. Вид на старую Кондопогу.

Кондопожская губа

 

На этом месте раньше была еще вторая церковь: Рождественская, а также отдельная колокольня. К сожалению, обе в свое время были разобраны. Рождественская церковь в наше время была построена заново, но уже в городе, и внешне отличается от оригинала. А в Успенской церкви раз в год, в престольный праздник проводится служба. В остальное время это - туристический объект.

 

 

 

 

 

 

Через охранника, при желании, можно вызвать местное такси, довезет до города за 300 р. Так и сделаем, холодный ветер не стихает, идти ему навстречу не хочется.

К храму подъезжают организованные группы, сменяя одна другую. А вот и рейсовый ПАЗик. Возвращаемся на нем в город. Такси не понадобилось.

Кондопога - город рабочий. Достаточно благоустроенный, большей частью - пятиэтажный. На одной из улиц видим металлическую конструкцию с колоколами. Это - карильон, механическая звонница, созданная с чисто эстетическими целями. Есть еще и второй карильон возле Ледового дворца, единственного в Карелии. Кондопога - вообще город спортивных традиций, оттуда родом олимпийские чемпионки-лыжницы Лазутина и Медведева.

На берегу губы увидели ту самую Рождественскую церковь, что некогда была в одном комплексе с Успенской. Конечно, это уже другое здание. Видели еще Сретенскую церковь, перестроенную из насосной станции.

 

Улица Кондопоги

Карильон

Рождественская церковь

Сретенская церковь

 

В 2009 г.мы тут пообедали в кафе "Руны", оно нам очень понравилось. На этот раз по случаю праздников кафе было закрыто, работал только буфет с микроволновкой. Задерживаться не стали, заправились калитками - и в обратный путь.

Сайт города Кондопога и Кондопожского района: http://www.kondopoga.ru/

Снова – юго-западный берег Кондопожской губы, тот, что ближе к Мурманской трассе. Снова – обзорная точка с видом на Комбинат. И теперь, уже со знанием дела, можно попытаться рассмотреть Успенскую церковь. Получилось, но на какое-то мгновенье и смутно: видимость в сумерках была уже плохая.

Петрозаводск. Самое лучшее занятие вечерами - гулять по городу. Хотя сегодня очень холодно из-за сильного ветра. Все лужи на онежском льду замерзли. Ветер перевивает редкий снег по глади Петрозаводской губы.

 

Трек: СКАЧАТЬ