День 1: 02.01.15
Москва –
Петрозаводск, заброска. Поезд № 018 Москва - Петрозаводск, отправление в 20-42. На улице + 3 С, лужи. В Архангельск под Новый Год - 2013 с билетами туда и обратно проблем не было. На этот раз пришлось позаботиться о билетах заранее. Карельское направление очень раскрученное, на Новый Год пассажиропоток большой. Тем не менее, в нашем плацкартном боксе 1 место так и оставалось свободным. Точно так же заранее были приняты меры по бронированию гостиницы и экскурсий через туроператора. Где-то около 6 утра поезд, как обычно, сделал 30-минутную остановку на станции Свирь. Тут всегда бывает смена локомотивной бригады, и проверка ходовой части вагонов. Температура плюсовая, валит густой, мокрый снег. Как-то там, в Петрозаводске, будет с погодой? День 2: 03.01.15
Петрозаводск:
центр города. 23 км. |
|||||||||||||||||||||||||
Прибытие в 08-33. Синие предрассветные сумерки. + 3 С. Осадков нет.
Петрозаводск вытянулся длинной узкой полосой вдоль берега Петрозаводской губы Онежского озера. Местность спускается к озеру террасами, параллельными берегу. Поэтому, из многих мест города можно наблюдать как озеро, так и кромку леса, подходящего к верхней террасе. И возникает ощущение, что город окружен дикой природой, что, в общем-то, так и есть. Рельеф города чем-то напоминает футбольные трибуны, где вместо игрового поля - озеро. |
|||||||||||||||||||||||||
Пока поезд идет через город, озеро хорошо видно из окна (в темноте, конечно, мало что разглядишь). Противоположный берег губы - дремучий лес, подходящий к самой воде. На берегу есть редкие маленькие дачные поселки. Рельеф точно такой же - футбольная трибуна, только повыше и покруче. Высшая точка - гора Большая Вара видна из любой точки набережной. Проспект Ленина идет по кратчайшей от
вокзала к набережной, это около 2 км (ширина города - не более 5 км). Мы по
ней как-то доходили до озера в ожидании московского поезда. Улица идет
постоянно вниз, спускаясь к Онего.
А спускаться приходится аккуратно! Тротуары покрыты льдом после новогодней оттепели. Тут его не убирают, да и посыпают мало. А если и посыпают, то исключительно песком: соли тут нет. Но, при здешнем уличном движении, гололед - не такая уж беда! Даже невооруженным глазом заметно, что снега в Петрозаводске выпало на порядок меньше, чем в Москве. Водители неизбежно вежливы и предупредительно пропускают пешеходов. Пешеходы, в свою очередь, предельно корректны, и способны стоять на красный свет даже на абсолютно пустой улице. Между тем, понемногу светает. Центр города застроен в стиле 50-60-х годов, в сталинско-хрущевском духе. Дома выше 5 этажей бывают редко. Изредка попадаются здания в стиле петербургского классицизма. Иногда бывают деревянные, 2-этажные дома (больше - во внутренних частях кварталов), обитые штакетником. Порой в их архитектуре встречается что-то финское. Излюбленные цвета деревянных домов - темно-зеленый и серо-голубой. В годы Великой Отечественной город был сильно разрушен и после почти весь отстроен заново. Планировка города близка к шахматной, заблудиться сложно. Тем более, что со многих точек видно озеро, а где не видно - наклон улиц говорит сам за себя, как стрелка компаса. Онежская набережная. Рекордный гололед, что не удивительно: во время оттепели вся вода стекала сюда. Набережная - это красивый бульвар длиной 2 км. Есть еще набережная Варкауса, это просто зеленая полоса вдоль берега, с грунтовыми дорожками. Остальную часть длинной береговой линии занимают многочисленные причалы и портовые сооружения. Позже увидим и песчаный пляж. Красоту набережной сейчас оценить трудно: уж очень нефотогеничная погода. На Петрозаводской губе - толстый лед, но сверху сплошь покрыт лужами. Губа - большой залив, почти без островов (всего 2 совсем маленьких острова). На юго-востоке залив переходит в Центральное Онего и сливается с горизонтом. На северо-западе губа соединяется узкой протокой с Логмозером, крупным водоемом. В этом месте горят яркие огни. Сначала мы подумали, что это какой-то гидроузел. Оказалось - лесопильный завод. Противоположный берег, как уже говорилось, лесной и малонаселенный. Уже издали видно, что берег высокий. Отдельной вершиной выделяется Большая Вара. На фоне сплошного лесного темного фона берега, чуть правее и ниже Большой Вары видно маленькое белое пятно. Это урочище Чёртов Стул, о нем – позже. У береговой линии светятся 2 маленьких огонька: это поселки Бараний Берег и Зимник. Зимник - потому что раньше тут заканчивалась зимняя переправа по льду и продолжалась дорога на Ялгубу и Суйсарь. Петрозаводская губа – открытая всем ветрам акватория. Естественных закрытых бухт там очень мало, и только 2 маленьких острова: Лойостров (Дровяной) и Неглинный остров (Калинина. Другого Калинина, это крестьянин был такой). Подробнее о Петрозаводской губе СМ.ЗДЕСЬ Подробнее про Онежское озеро СМ.ЗДЕСЬ. Более подробную информацию для водников СМ.ЗДЕСЬ Тепло и сыро. Передвигаемся по льду, как
пингвины, в развалку и раскинув руки. Набережная
уставлена скульптурами, в большинстве своем - весьма авангардными.
Потом сфотографируем. Заканчивается набережная сквером с памятником Петру и
морским вокзалом. Мы, собственно, идем заселяться. Можно было бы пройти напрямую, но хотелось сразу пройтись по Набережной. А теперь нам - вверх. Подъем по пр-ту Маркса оказался довольно
труден. Никакого сцепления! Посмотрел на часы, а когда поднял глаза - что-то
не то вокруг, а что - не пойму. Потом понял: улица вместе с домами медленно,
но с ускорением поехала вперед. Чудом удержался!
Площадь Кирова (бывшая Соборная), в просторечии - Театральная. Здесь находится Музыкальный театр, на противоположном конце - Карельский Национальный театр и Кукольный театр в одном здании. На середине площади - главная елка города. Улица Луначарского. Проходит по высокой плотине. Главная река города - Лососинка образует запруду с небольшим парком вокруг. Летом в центре пруда работает фонтан. Лососинка - речка маленькая, но каменистая и порожистая на всем протяжении. После плотины - мощный слив, больше напоминающий водопад. В самом низу под плотиной находится заброшенный дом без окон, по архитектуре похожий на жилой. Но построить его в таком месте? Вряд ли он был жилым. Угол улиц Луначарского и Гюллинга. 5-этажный жилой дом. Здесь находится мини-гостиница "Ауринко", бывший "Азимут". Дополнительный ориентир: рядом - большой, высотный отель "Карелия". "Ауринко" занимает часть цокольного этажа: не первый этаж, и не подвал. Подоконники - на уровне земли. Окна закрываются снаружи металлическим занавесом с механическим приводом, включающимся из номера. На второй день ударил мороз, и мокрый привод замерз. Но ничего: ест еще и внутренние жалюзи! Всего в гостинице около 10 номеров и мини-кухня. Наши окна выходят в тихий жилой двор. Достаточно комфортно. Большой плюс: до центра - 15 минут максимум, до Набережной - 3 минуты. Озеро видно от порога. И очень тихо! В водопроводе Петрозаводска совершенно бесподобная, очень вкусная вода! И неудивительно: Онежское озеро – рядом. А из него мы пили воду без кипячения, порой, черпая ее прямо из-за борта, на ходу байдарки. Либо – прямо купаясь в озере. Воду подобного качества мне приходилось пробовать только в Красноярске. Вода ОЧЕНЬ мягкая, и, просто помыв руки, приходится долго смывать мыло. Оставляем вещи и гуляем по городу.
По дороге попадается промзона в самом центре города. Это - знаменитый Онежский тракторный. Но вид у завода совсем не рабочий. Оказалось: производство вывели из центра, как и многие предприятия в Москве. На территории какая-то питерская фирма ведет реконструкцию. Часть предприятия переоборудована в офисный центр. На остальной территории строится жилой комплекс. Пару корпусов оставят, как памятник промышленной архитектуры. Здесь же, на территории, находится музей промышленности Карелии. Стоит вспомнить, что до тракторного завода здесь находился Петровский пушечный (позже – Александровский) завод. Тем не менее, завод частично работает. 2 цеха на окраине города, в районе Вытегорского шоссе. А со старой промплощадки производство выведено полностью. Пешеходный мост через бурную Лососинку. На другом берегу - здание театрального вида. Судя по барельефу на фасаде, это ДК Онежского тракторного. Но сейчас все стены здания оклеены вывесками многочисленных арендаторов. Так сказать, офисный центр. Как выяснилось позже, это здание является еще и выставочным залом города, а официальное его название – Экспоцентр.
Площадь Ленина, центральная площадь Петрозаводска. Старое название – Круглая площадь. Полностью сохранилась со старых времен. 2 здания присутственных мест охватывают ее по кругу. Сейчас в них находится Национальный музей Карелии (иными словами - краеведческий). Отдел природы, занимающий одно из зданий, в эти дни, к сожалению, не работает. На посещение музея отводим последний день. Интересно, что главная площадь города - чуть ли не самое тихое место Петрозаводска. Здесь не только очень малое движение автомобилей, здесь почти не бывает и пешеходов! Где-то в середине дня возвращаемся в гостиницу для окончательного заселения. У нас запланировано 2 выезда через туроператора, которые мы заранее подготовили в декабре, как и бронирование гостиницы. Это - Кивач и Марциальные Воды (оба в один день), и Рускеала. Оба выезда будут осуществлены через агентство "Сааристо-Тур". Теперь нам не лишне заглянуть в агентство и сделать оплату, благо находится оно недалеко. Нашли организацию без особого труда. Но вот незадача: у них сегодня выходной. Решаем все формальности по телефону через представителя и договариваемся об оплате на месте, в автобусе. Улицы Петрозаводска: Городские штрихи
Петрозаводска: Сейчас, мы почти все время двигаемся по улицам, параллельным Лососинке. Территория вдоль речки почти на всем протяжении - парковая зона. Местами, как, например, в районе Онежского тракторного, река течет в глубокой, живописной долине. Выходим на набережную Ла-Рошель. Столь необычное название связано с тем, что французский город Ла-Рошель является городом-побратимом Петрозаводска. А три мушкетера тут абсолютно ни при чем! Тут находится Дом Кукол. Это, собственно, музей искусства изготовления кукол и одновременно творческая мастерская. Музей основан Татьяной Калининой - энтузиастом и мастером своего ремесла. Учреждение очень популярное, и неизменно посещается всеми туристическими группами, приезжающими в Петрозаводск. Находится на 1-м этаже обычного, жилого дома. Посещать музей лучше, конечно, с экскурсией. Примкнуть к очередной организованной группе не проблема: поток посетителей постоянный. Вам расскажут, кто лег в основу того или иного персонажа. Узнаём много нового. Оказывается, одних только домовых на свете существует не менее десятка! Каждый - со своей "специализацией", характером, особенностями. Есть и Амбарник, и Ригошник, и Банник...В славном семействе домовых, наверное, нет, разве что, Туалетника. Впрочем - нет, завелся у нас не так давно в московской квартире! Издавал по ночам разные звуки, спускал воду, когда не надо... Только новый, шведский, наливной механизм, похоже, задобрил этого хулигана! J Где-то на стыке этнографии и литературоведения есть такая, вполне серьезная отрасль науки - демонология. Кто ей интересуется - тому прямая дорога в Петрозаводск. Информативно, наглядно и совсем не страшно! На самом деле, в музее - очень теплая, домашняя аура, это отмечают и те, кто куклами никогда не интересовался. В музее постоянно устраиваются временные выставки. На этот раз была выставка картин из шерсти и экспозиция японских кукол. Ну, там персонажи очень серьезные, в основном - самураи и гейши. Одним словом, смотрите фото: На улице - ранний, северный, зимний вечер. В ближайшие дни предстоят самостоятельные выезды в ближние, так сказать, регионы. Теперь нам надо пройтись до автовокзала: разведать до него дорогу и уточнить расписание автобусов. Автовокзал находится совсем недалеко от ЖД-вокзала, на другой стороне ЖД-путей. На здании - дублирующая надпись: "Autoasema", что на карельском языке означает то же самое. Еще не так давно все вывески дублировались на карельском. Порой забавно было, скажем, на полустанке Лижма, где мурманский поезд останавливается на 2 минуты, и, обычно, никто и никогда не входит и не выходит, видеть надпись "Lizma". Этнические карелы составляют не более 20% населения республики. Обычно, проживают компактно. Например, в окрестностях Сямозера. Или в окрестностях озера Куйто в Калевальском районе. Причем, родной язык помнят, как правило, люди пожилого возраста. В этом смысле, знание карельского языка даже лучше у тверских карел - потомков беженцев из Карелии в результате многочисленных шведских войн. Но с национальной культурой не все так уж плохо. Есть и специализированные школы (сами видели, гуляя по городу), и детские сады с изучением языка. Чаще, к сожалению, все-таки финского. Любые подобные начинания старается поддерживать материально страна-соседка, причем, достаточно напористо. Финский и карельский языки очень похожи. Различие тут, скорее, культурное. Финны - лютеране, карелы - православные. Подробнее о демографии Карелии: СМ.ЗДЕСЬ Хочется упомянуть про известного карельского рок-музыканта Сантту Карху. Он пишет и исполняет песни не только на карельском, но даже на его ливвиковском диалекте. (СЛУШАТЬ ЗДЕСЬ) А что касается Петрозаводска - то это, практически, русский город. А что касается географических названий - то тут карельский язык сплошь и рядом! Итак, ситуацию с автобусами выяснили. Просто гуляем по городу. Что касается питания: очень годится «Чайная ложка», пр..Ленина 31. Но особенно порекомендовали бы кафе «Петрозаводск», ул.Правды 6. И вкусно, и недорого, и приятный интерьер. А от нашего жилья – не более 10 минут ходьбы.
С тыльной стороны Национального музея расположен Губернаторский парк. В центре - памятник Г.Р.Державину, который, помимо поэзии, побывал также и в должности губернатора края в течение 2-х лет. Удивительно через дом от главной площади столицы республики наблюдать гаражи-ракушки и 2-этажные деревянные дома. Но, тем не менее, все очень органично сочетается и отторжения не вызывает! В парке, с тыльной стороны музея,
выставлены узлы и механизмы, найденные на месте Петровского завода. Очень
удивило, что каналы стволов чугунных пушек в отлитой заготовке высверливали
огромным сверлом, больше похожим размерами на фонарный столб. Сверло
приводилось в действие механизмом, главная шестеренка которого также
выставлена. Если бы не знал, подумал бы, что это деталь от эскалатора метро.
Впрочем, нет, слишком большая.
Порадовала первая в мире железная дорога. Она использовалась, как внутризаводской транспорт. Такого понятия, как рельсы и шпалы, не было. Была сборная конструкция: шпалы с рельсами одновременно. Хотя материалы использовались разные: для подобия шпал – чугун. Для аналога рельсов – сталь. Секция получалась длиной около 5 метров. А из таких секций уже собиралось полотно. Подробнее: СМ.ЗДЕСЬ Ну, и, конечно, пушки тоже выставлены. Возвращаемся мимо собора Александра Невского – главного храма города. Он находится недалеко от нашего жилья. По возможности, сходим туда на Рождество. Завтра – Кондопога. Пора и на отдых. Трек: СКАЧАТЬ |
|||||||||||||||||||||||||
|