Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу

 

 

Актуальный репортаж с места событий.

Здесь размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты.

 

 

01.05.16: Троице-Чижи – 2016, «духовный подвиг».

 

 

Маршрут: плазанское – Сонино – Казанское – Сонино – Фомино – Рахманово – Быково – Семеново – Троице-Чижи – Часовня – Бразуново – Аверкиево – леса Аверкиевского лесничества с лесами в аварийном состоянии – Павловский Посад.

 

75,2 км, 2 человека. 

 

 1 мая 2016 года. Теплая, солнечная, весенняя погода, с новой, свежей зеленью. А, также - Пасха. Самое время устроить велосипедный выезд, и, желательно, с некоторыми элементами паломничества по случаю светлого праздника. Очень подходящее место - погост Троице-Чижи.

Долгое время Троице-Чижи были просто безлюдным урочищем, затерянным в дремучих лесах Павлово-Посадского района Московской области. Хотя, от населенки Чижи находились, в общем-то, недалеко.

Это была маленькая пустошь, окруженная густым, старым, еловым лесом, поросшая высокой травой, с маленьким, старым кладбищем, и руинами старой Троицкой церкви. В урочище вела одна-единственная, не всегда проезжая лесная дорога из деревни Часовня, что находится в 3 км юго-восточнее. А также – глухие, лесные тропы, проходимые только пешком. Это место изредка посещали только немногочисленные родственники похороненных на погосте, туристы, кладоискатели и любители аномальных явлений, которые здесь, периодически, наблюдаются.

Впрочем, все перечисленные явления, были, как правило, достаточно безопасные.

Почему обо всем этом мы говорим в прошедшем времени? Потому что, где-то с 2007 г. началось возрождение обители. Была отсыпана дорога, построена деревянная церковь, маленькая часовня, и началось восстановление каменного храма. В обители поселился настоятель с семьей, и начали проводиться регулярные службы.

В Чижах мы раньше бывали неоднократно:

 

http://bibolsh.narod.ru/ways/fryasevo/fryasevo.htm

http://bibolsh.narod.ru/actual-arh/olenyefair290707/actual.htm

http://bibolsh.narod.ru/actual-arh/chiji271208/actual.htm

http://bibolsh.narod.ru/actual-arh/chiji120909/actual.htm

 

Интересно посмотреть, что там изменилось за наше отсутствие!

Платформа Казанская Горьковской железной дороги. Менее 1 км к югу пересекаем Носовихинское шоссе, и вскоре въезжаем в большое, старинное село Казанское, которое раньше называлось не иначе как Меря, в честь ныне исчезнувшего народа.

 

У Носовихинского шоссе на подходе к Казанскому

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

В селе сохранилось много старинных, капитальных домов, много - 2-этажных, с каменным низом и деревянным верхом. Главная улица вымощена булыжником. Это - хоть и не музей под открытым небом, но что-то от этого есть. Проезжаем мимо Казанской церкви, в честь которой было переименовано село.

 

Казанская церковь

Село Казанское

 

Южнее села мы въезжаем в большой массив Фрязевского леса - так мы условно его называем по станции Фрязево, откуда начиналось большинство наших поездок по этому лесу. В последние годы были погублены большие площади этого леса, из-за применения короеда. Осознанно или случайно - нам пока на 100% не известно. Но, отдельные, хорошо известные нам дороги, теперь могут оказаться непроезжими, из-за так называемых "санитарных рубок" и ветровалов. Вот, заодно и выясним ситуацию в лесу, а то давно тут не были!

Остатки велосипеда в глубине леса

Расходится сеть лесных дорог. Вправо уходит прямая, как стрела, полузаросшая просека в направлении Всеволодово. Раньше по ней можно было более-менее ехать. Сейчас она разбита тяжелой техникой. Везде следы вывоза леса.

А мы, по плану, хотим проехать в южном направлении, до Власово. Здесь проходила хорошая, лесная дорога. Сейчас по ней получается проехать только первые пару сотен метров. Дальше – глубокая, танковая колея в жидкой грязи. Вывоз леса.

Делать нечего, поворачиваем в Казанское. А потом, местными дорогами, по рощам, полям, окраинам леса и деревням, идущим цепочкой, параллельно Носовихинскому шоссе, выходим на местный асфальт: Павловский Посад - Аверкиево. То же самое можно было сделать по Носовихе, но очень не хотелось.

Крест на повороте на Часовню

Дорога в Троице-Чижи

Лес вдоль асфальта мало изменился. Разве что добавились некоторые новые вырубки.

Поворот с дороги направо, асфальтированная отворотка на Часовню. Здесь установлен поклонный крест: прямо, как на Русском Севере. А 2,5 км спустя - поворот вправо, на лесную дорогу в Чижи.

Лес вокруг Чижей откровенно порадовал! В отличие от многих здешних мест, он прекрасно сохранился, все такой же глухой и дремучий, как и прежде. Короеды совершенно не тронули его: то ли святость места, то ли аномальная аура.. вот муравейников тут, как и раньше - великое множество, и размеры их, подчас, просто огромные! Что само по себе хорошо. Буреломы в лесу, конечно, есть но ведь и лес очень старый!

Отец Дионисий

Теперь здесь отсыпана хорошая дорога, проходимая почти в любую погоду. Для отсыпки использовался, в том числе, молотый кирпич от большей части кладки старого храма. Степень разрушения церкви была высока, и ее на три четверти просто переложили заново. Большую часть старой, несущей конструкции оставили только в колокольне.

Обитель встретила нас новыми, рублеными воротами-часовней. Уже вечер, и все праздничные службы закончились. Тишина и безлюдье! Впрочем, нет: над домом настоятеля вьется дымок. А вот на завалинке сидит и сам отец Дионисий.

Мы похристосовались с настоятелем и попросили благословения задержаться минут на 20. Батюшка, как всегда, любезен! Он предложил нам открыть деревянный храм, но мы, за поздним часом, отказались.

Итак, что же здесь изменилось за наше отсутствие? Ну, понятно: появилась надвратная часовня. Окончательно выкопали пруд. Сделали еще один маленький пруд на окраине урочища, там где протекает речка Слогавка. Она здесь совсем маленькая: еле заметный ручеек с топкими берегами. Пруд оборудован, как купель. Детская площадка значительно увеличилась в размерах. Кроме отца Дионисия, тут живет и его семья. Каменный храм близок к завершению, но все еще в лесах. И по всей бывшей пустоши мы видим много-много всяких строительных материалов. Работа продолжается.

Смото:

 

Крест в Троице-Чижах

Помещение возле купели

Пруд-купель

Троице-Чижи

 

Храм Троицы Живоначальной в Чижах

Троице-Чижи

Троице-Чижи

Детская площадка

Крест в Троице-Чижах

 

Пруд

Старый Троицкий храм

Часовня

Дом настоятеля

 

Пруд

Колокольня

Ворота

 

Крест на острове

Дорога из Чижей

 

Сайт Троицкого храма в Чижах: http://troitsachizhi.ru/

История Троицкого храма в Чижах: СМДЕСЬ

Отец Дионисий В Контакте: https://vk.com/id22247995

 

Дорога из Чижей

Старый дремучий лес вокруг Троице-Чижей

 

Старый дремучий лес вокруг Троице-Чижей

Декоративная мельница

 

Ну, пора и ехать, а то уже и сумерки близко. Возвращаемся на асфальт до Часовни, потом на тихое шоссе, по которому и доезжаем до Аверкиевского лесничества. Теперь наш путь лежит лесами до платформы Кузяево – старый, добрый и очень красивый путь. Выходим на полосу гладкого бетона, отполированного почти до зеркального блеска. Нестись по нему до свиста в ушах среди старого елового леса дремучего, таежного облика –это всегда было ни с чем не сравнимым удовольствием! Но сейчас ельник выглядит, мягко говоря, очень плохо. Три дерева из четырех сухие. Угробили великолепный лес! Доигрались, землепользователи хреновы!

Дорога длинная и прямая, как стрела. За гладким бетоном идет старый, битый бетон. Лес лучше не становится. Появляются одна за другой свежие вырубки. На дороге - лесовозный мусор и ошметья грязи.

Старый бетон заканчивается, дальше идет грунт. Раньше он проходил через небольшую болотину, впрочем - нормально проходимую пешком. Далее до Кузяево шла хорошая, лесная дорога. Сейчас грунт сильно разбит. Но вариантов нет: надо только вперед. Если повернем на электричку по Горьковской ветке, то, скорее всего, мы просто не успеем на последний поезд.

Дорога все хуже и хуже, грязи все больше и больше. И уже минут через пять наступает момент, когда дальше двигаться невозможно никаким образом.

Грязь на дороге становится абсолютной. Совершенно жидкой. С глубиной больше, чем по колено. Не пройдет даже джип-внедорожник: грязь полностью зальет ему выхлопную трубу. Местность вокруг изменилась до неузнаваемости. Вместо леса – огромная, уходящая вдаль пустошь со штабелями бревен вдоль непроезжей дороги, насколько хватает глаз. Обойти эту дорогу по свежей раскорчевке еще можно было бы попробовать, от безысходности. Но только без велосипеда. Не прошло бы и одной минуты, как ходовая часть наших машин встала бы намертво от моментально налипшей грязи, и велосипеды превратились бы в тяжелый груз. И сколько часов занял бы такой обход - неизвестно. В любом случае, ночь в лесу без снаряжения была бы обеспечена.

Слышали, как в песне поется: "Враги сожгли родную хату..." Эта мысль прошла красной нитью через голову, на какое-то время заставив забыть о собственных дорожных проблемах. Посмотреть бы в глаза этим врагам! Только не говорите мне, что это короеды! Те "всего лишь исполняли приказ"!

Одного не пойму: как же мы собираемся тягаться с Америкой, при таком отношении к своей собственной земле!

Между тем, надо пошевеливаться. Сгустились глубокие сумерки. На поезд мы можем успеть только на Казанскую ветку. По прямой до нее - всего-то 2 км. Но Кузяево отрезано. До Шевлягино - темный лес по азимуту. Хотя, нет! Мы сейчас ехали на Кузяево в юго-западном направлении, от Аверкиево. Есть еще просека в южном направлении. Потом - опять в юго-западном. А там - грязная и мокрая тропа до дачных участков. За ними - Шевлягино. Вариант очень неоднозначный, да еще и в ночи. Но других вариантов нет, надо пробовать. Самое главное сейчас - не пороть горячку, не стараться успеть любой ценой, чтобы не нахватать щепок в ходовую часть, не погнуть  петух, не порвать цепь, не перелететь через руль.

Просека от Аверкиевского лесничества на юг. Песчаная дорога. Плотный обычно песок, сейчас порядком взрыхлен тяжелой техникой. Приходится сбавлять скорость.

А справа в лесу происходит нечто нехарактерное. В чаще горят прожектора. Слышен шум моторов и визг электропил. Ну какие леспромхозовцы будут работать в ночи, да еще в праздник? "Черные лесорубы"! Это их метод: валить и вывозить лес под покровом ночи. Это уже опасно: этим деятелям лишние свидетели не нужны. Гасим фонари.

Мне приходилось видеть черных лесорубов в карельской глухомани. Но чтобы вот так, в Подмосковье!...

Перпендикулярная просека. Хорошо, что не разбитая! Находим нужный поворот на юг. Удается проехать и пройти не более 50 м. Дальше - непролазная грязь. Тут всегда не очень-то сухо, но самый плохой участок дальше, в долине ручья. Можно представить, что там сейчас. Мы только зря потеряем время.

Итак, сегодня у нас не просто пасхальная покатушка, а, так сказать, с элементами "духовного подвига"!

Домой мы, в любом случае, попадем только завтра. Можно было бы соорудить навес из жердей и лапника, настелить лапника вниз, разжечь костер, соорудить нодью, и дремать до утра. Но еда и питье почти закончились, а хочется есть. Одеты мы, тоже, по-летнему, потому что мы на такой сценарий совершенно не рассчитывали. Подумав, принимаем следующее решение. Едем в Павлов Посад, заправляемся в круглосуточном магазине. Потом, потихоньку, едем в сторону Москвы, чтобы согреваться в движении. Впрочем, ехать, может быть, придется и не «потихоньку». Все зависит от ночной температуры. Ехать будем недалеко от Горьковской ветки, чтобы подсесть на первый поезд.

Лесными просеками, мимо черных лесорубов, приезжаем в Аверкиево. Допиваем остатки чая - и вперед!

Между тем, ночь выдалась холодная. Наступил момент, когда езда уже не только не согревает, а наоборот: встречный ветер воспринимается, как ледяной. Останавливаемся, и проводим инвентаризацию наших вещей. Что может пригодиться?

Есть анарак. Отлично. Он создаст парниковый эффект и защитит от ветра. Кроме того, у него есть капюшон. Голова защищена. Один участник снаряжен! Что еще есть? Дождевой чехол для велорюкзака. Обматываю его вокруг корпуса, и надеваю обратно стопер. Уже лучше! Еще есть полиэтиленовый пакет. На голову его, поверх подшлемника! Еще одна башка спасена!

Осталась проблема: перчатки - с короткими пальцами. Ладно, буду попеременно одной рукой рулить, а другую - засовывать куда-нибудь, где потеплее!

Впрочем, засовывать пришлось недолго: ближе к Павлову Посаду наступило некоторое общее согревание.

Вожделенный магазин с едой! По очереди один участник греется впрок в магазине, другой ест на улице и присматривает за велосами. И так - несколько пересменков, пока магаз не закрылся. Жаль, не круглосуточный!

Наши импровизированные утеплители не слишком-то помогают. Но теплый магазин и продовольствие подняли энергетику. Заедем на вокзал, сверим расписание - и за город, на Носовиху.

И тут - нежданный-негаданный подарок. На вокзале открыт зал ожидания! И там тепло! Вот оно, маленькое человеческое счастье J. Остаемся и СПИМ!

Надо сказать, случай уникальный. Попробуйте-ка так в Москве, да без билета! А тут - ни денег не взяли, ни паспорта не спросили. Тем удивительнее, что это - пригородная станция не слишком далекого подмосковного города. Какие уж, там, казалось бы, вообще, залы ожидания!

Справедливости ради отметим, что в 02-00 зал, все-таки, закрыли. Но выгонять никого не стали. По нужде, правда, тоже выйти уже не реально. Ну да ладно!

Небо окрасилось в темно-голубой цвет. Подали первый поезд из Крутого. Вот и окончился маленький духовный подвиг в Светлую Пасху! Не Бог весть что-то такое сложное, но такие вещи порой несколько мобилизуют.

В Москве взошло раннее, майское солнце. Необычно ехать ранним утром по городу, возвращаясь из однодневной покатушки! Теперь – горячая, японская ванна-фуро и – спать, спать, спать! А через несколько дней ждет дорога в Ростов Великий и на озеро Неро.

 

Трек: СКАЧАТЬ

 

 

 

Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу