Если говорить точнее, этот весьма интересный край расположен к востоку от Москвы, примерно между следующими точками:
1) г.Электроугли на северо-западе; 2) г.Павловский Посад на северо-востоке; 3) пос.Кратово на юго-западе; 4) плф.Виноградово Рязанского направления на юго-востоке. |
Границы лесного массива весьма условны, особенно на востоке и юго-востоке, где, строго говоря, леса сливаются с массивами Средней и Дальней Мещеры, а по большому счету тянутся аж до Тихого Океана. Но мы особо выделяем именно этот лес, отличаемый бросающейся в глаза ненаселенкой и малым количеством дорог с твердым покрытием. Дорог, по большому счету, две. Малое Бетонное Кольцо («Бетонка») и Егорьевское шоссе делят массив на 4 большие части крест-накрест. Параллельно Егорьевке идет железная дорога Москва-Черусти. Прочие пути – несущественны и второстепенны. В восточной половине массива вдоль Егорьевского шоссе протянулся густонаселенный оазис – Гжельское Ополье, где деревни и поселки переходят один в другой. Перекрестие больших дорог находится примерно в районе плф.52-й км и д.Кошерово. Юго-восточная четверть массива закрыта для посещения и обнесена колючей проволокой. |
В ней – 2-3 охраняемых КПП (а может и больше), за колючкой – тот же лес, и ни кола, ни двора. Лес, кстати, здесь особенно шикарный. Объект, который там находится – либо в центре леса (по карте там есть какие-то городушки), либо под землей. Один эксперт сказал, что все это очень похоже на склады боеприпасов (склад – в центре, а большой лес – буферная территория, чтобы никого осколками не достало, ежели не дай Бог рванет). Но все это – предположения, истина неизвестна.
Лес этот – самый ближний к Москве из настоящих, серьезных лесов. Облик его таежный, хвойный, сосново-еловый. Хотя ландшафты лесной полосы в нем представлены практически все. Ну, тайга и тайга! Болот тоже хватает. Ну, и остальное, все как положено: грибы, ягоды, птицы, звери и страшные насекомые!
Лес представляет большой интерес для велопоходов выходного дня, а удобные пути заброски-выброски делают его особенно привлекательным. Один маленький недостаток: местность далеко не везде и не всегда проходима. Ранее мы вообще ездили по асфальту возле массивов, бродили, как кот вокруг горячей каши! Потом нашли внутренние дороги, точки въезда-выезда, открыли некоторые сезонные закономерности – и полюбили этот край всей душой!
Маленький комментарий к заголовку: самой популярной частью леса у нас является северо-восточная, туда мы добираемся через ст.Фрязево. Там останавливаются электрички направления Москва-Владимир, и она же - конечная остановка ветки Москва-Фрязево через Монино с Ярославского вокзала.
Итак, Фрязевские Леса – очень обширное поле деятельности. Приведем примеры нескольких однодневных походов этого сезона. По первому маршруту было порядка четырех походов: начиная с первых чисел мая, и заканчивая концом октября, по первому снегу. Естественно, с некоторыми вариациями: так, осенью, после засушливого лета, мы смогли перелезть через серединные болота в истоках рек Дрезны и Слогавки, что весной и летом было никак невозможно. Но, поскольку все эти пути хорошо привязываются примерно к одинаковой местности, мы сочли возможным прокомментировать их все в одном разделе и проиллюстрировать на одной карте.
В 3-х км к югу от станции Фрязево находится д.Всеволодово. Менее, чем в 1,5 км к северо-востоку от нее начинается длинная лесная дорога, большей своею частью ровная, как стрела, с редкими поворотами. Общее направление - юго-восточное, дорога пересекает почти всю северо-восточную часть Большого Леса. Это – просека под кабель. По ширине просека годится для проезда грузовика, |
||
Разбито изрядно! |
фактически же (год на год не приходится) там может быть проложена тропинка не более, чем для велосипеда. Для последнего, дорога почти всегда хорошо проходима, но в особо неудачный сезон на ней возможны локальные препятствия! |
|
В конечном итоге дорога выводит к поселку Аверкиевского лесничества, поэтому будем именовать ее Аверкиевским Трактом.
Начало тракта выложено старыми, полуразрушенными бетонными плитами, кусками ушедшими в землю. Спустя 1,5 км – развилка на юг и северо-восток. Поворачиваем на юг (направо). Заметим, что, как только дорога входит в лес, лес идет самый что ни на есть серьезный: хвойный, высокоствольный, таежного типа, и таковым остается до самого конца. В середине пути, правда, несколько понижается ростом (приболоченная местность!)
Километр спустя – большая вырубка справа, поросшая мелколесьем. Далее – налево, и, оставив другую большую вырубку слева - долго-долго по прямой. Там, где начинается эта прямая, перпендикулярно тракту проходит широкая, но сильно заросшая кустарником просека. Здесь, с тракта в лес направо уходит еле заметная тропинка (ее начало практически не видно). Тропинка спускается вниз и выводит на очень красивую поляну непонятного происхождения. Точнее, дальше тянется эдакая цепочка полян, последняя из них упирается в ручей. Это место очень любят глухари (наше условное название – «Глухариная Падь»). Также сюда довольно часто заходят лоси. Возвращаемся на тракт. По пути – ольховый распадок, течет ручей из Глухариной Пади. Далее местность очень полого понижается к югу. Высокоствольный хвойный лес. Впереди просматривается свободное пространство – большое вытянутое на северо- |
Глухариная
Падь (май) |
|
Аверкиевский
Тракт |
восток болото, исток речки Слогавки. За ним вдали – высокий противоположный берег болота, с зубцами еловых вершин. Болото здесь низинное, поросшее тростником и мелким березняком. В мае здесь постоянно слышно овечье блеяние в небе – это бекасы, здесь их летает много. Дорога проходит по пересыпи через Слогавку, пропущенную по 2-м бетонным трубам. Далее, примерно полкилометра – по насыпи через болото. Заболоченный низкорослый ольшаник. За ним – подъем, и, снова высокий ельник. |
|
По обочинам дороги – большие глубокие бочаги, полные воды. Поднимаются террасами вверх. Странно, что они никуда не выливаются.
Но вот подъем закончился. Мы на поверхности эдакого «плоскогорья».
Долина Слогавки осталась позади и внизу. Слева – квадратная вырубка. Немного дальше – такая же справа. Еще чуть дальше, с правой стороны – полянка с маленьким озерцом. Озерцо это просто обожают тритоны, их здесь немеряно, и они достаточно крупные. Немного не доезжая Тритонового озера сворачиваем вправо, по кромке вырубки, и углубляемся в лес. Очень хорошая дорога, ведет в сторону серединных болот. Где-то 2 км спустя – большая поляна с удобными старыми кострищами. На поляне – группа огромных старых лиственниц, и, как будто бы посадка фруктовых деревьев. Такое ощущение, что здесь когда-то было человеческое жилье, скорее всего – |
Лосиная
лежка |
||
Бобровая
плотина |
лесничество. Часть поляны распахана странными полукольцевыми грядками, видимо, разметка под лесопосадки. Далее дорога становится гораздо менее удобной. Вскоре ее перпендикулярно пересекает длинное, узкое и достаточно топкое болото. Здесь обычно путь и кончался, но в этом сезоне болото насухо высохло. Проезжаем дальше, в отрезанный мир. Это очень симпатичная сухая сосновая грива, вытянутая параллельно болоту. За ней – еще одно такое же болото, по всем признакам – тоже труднопроходимое в обычный сезон. Проложена гать, которая вряд ли очень помогает. Но сейчас и здесь сухо! |
||
Далее – еще одна сосновая грива. На кустике приклеена бумажка в скотче: «Есино, 7 мая, http://aisafronov.100km.ru/ . Вообще-то, это сайт лыжных марафонцев (100 км говорит само за себя!). Видимо, проводили здесь какую-то акцию, вряд ли лыжную. Дорога спускается вниз, переходит в пустошь, и в виде аллеи из низких елочек упирается в канал с водой. Все, приехали! Канал хороший, глубокий. Через него – ненадежная переправа из поваленного бревна. Но в этот раз на дворе – конец октября, лежит первый снег, и на улице - легкий мороз. Бревно обледенело, а первый лед на канале пока что не внушает доверия. Так что переправу не делаем, устраиваем привал, а после – параллельно каналу на юг. На канале – многочисленные следы бобров, загрызы и несколько плотин. Плотины довольно большие, канал основательно зарегулирован и представляет из себя несколько каскадов. Рядом с нашим костровищем – свежие следы лосиной лежки |
Чай из снега |
||
Дальше дороги как таковой нет, идем пешком по нехоженому снегу (благо неглубокий), ориентируясь по навигатору. Идти приходится достаточно долго, но дальше тропинка будет. Надо только немного удаляться от канала на восток.
Лес – старый светлый березняк с примесью сосны. Справа, за каналом – серединные болота, канал этот не последний, там их будет целая сеть. Тропинка, идущая на юг, сворачивает затем на запад и идет вглубь этих каналов. Обычно там можно пройти только пешком и в болотных сапогах. Но в начале октября 2005 года мы съездили туда, спешились и прошли с велосипедами по высохшим болотам на тот берег. На том берегу лес производит впечатление особенно дремучего, весь в ветровалах. Пять лет назад мы здесь нашли свежий скелет лося, разобранный и разбросанный по косточкам. (!) Такое было под силу, увы, только волкам! Как вариант: одичавшим собакам, но комплекция у них тоже должна была быть почти волчья!
Здесь самый трудный момент – найти в этих ветровалах начало тропинки на юго-запад, которая выводит затем на лесную дорогу северного направления. На север дорога выводит в конце концов в воинскую часть Ногинск-5, это закрытый военный городок, но со стороны леса но совершенно открыт. Да и не удивительно: редкий безумец способен посетить городок, выйдя из этой глухомани!
На юг дорога выводит в дер.Коломино, оттуда можно доехать (верхом, естественно!) до плф.Кузяево Черустинской ветки.
Дорога на Ногинск-5 постоянно пересекают очень неслабые болота, порой здесь и болотные сапоги не помогут. Но только не в этом сезоне!
От Ногинска-5 до Фрязево – менее 5 км, за ворота проходной выпускают без лишних вопросов. А вот в обратную сторону – не факт! Если очень надо проникнуть в городок со стороны Фрязево: по соседству с Ногинском-5 есть д.Всеволодово. Вот со стороны деревни есть удобный пролом в заборе!
Но вернемся мысленно на Аверкиевский тракт, с которого мы свернули в районе Тритонового озера. Тракт, прямой, как стрела, по-прежнему идет на юго-восток. Лес становится заметно ниже, заболоченный. Мох в подлеске – выше щиколотки. Просеки, уходящие с тракта вбок, проходимы только в очень сухую погоду. Впрочем, заболоченный участок, прилегающий к дороге, не так велик, если перебраться через него, далее, в глубине – лес достаточно сухой (но мелких внутренних болот всегда хватает!).
Спустя 2,5 км дорога делает маленькое колено на восток, и, почти сразу же снова идет дальше в прежнем направлении. Здесь лес снова становится высокоствольным. Именно в районе этого колена нам довелось видеть странный отпечаток на муравейнике, поразительно напоминающий след медвежей лапы! Сразу скажу, что медведь в 80 км от МКАД – это на грани вероятного, их в |
Тракт постоянно пересекают звериные следы: |
|
Летом |
И зимой |
московской области можно сосчитать по пальцам, и то лишь в можайском, талдомском, дмитровском, лотошинском и сергиево-посадском районах. Но если такому редчайшему случаю и довелось произойти – то именно под Фрязево. Чисто теоретически, донельзя заблудившийся косолапый мог попасть туда из дальней Мещеры через леса егорьевского района. Между прочим, в 2004 году мне довелось видеть живого бобра в Яузе, в районе Свиблово! Тоже заблудился, заплыл из Лосиного Острова. Так что подобные случаи, хоть и редкие, но, все же, бывают.
Тропа на
полигон |
Тракт идет высокоствольным лесом. 2 км после колена, справа, в глубине леса находится полигон. Иногда там стреляют, так что аккуратнее! Еще через 2 км тракт, как таковой заканчивается перпендикулярной ему лесной дорогой. Направо она вымощена старыми бетонными плитами и уходит в никуда, т.е.обрывается в болоте. Какие-то тропинки оттуда все же куда-то уходят, но прорваться туда пока что не получалось ни разу. Налево дорога – из песка, выводит в поселок Аверкиевского лесничества. Там начинается асфальт, и можно доехать до Павловского Посада или до Куровского. Можно и вернуться во Фрязево. |
Воронка с
водой |
Еще пример достаточно интересного маршрута – на погост Троице-Чижи. Погост расположен в дремучем лесу между деревнями Власово и Часовня, окружен болотами и труднодосягаем. В настоящее время это - поляна среди леса с развалинами церкви (Церковь Святой Живоначальной Троицы 1789 года постройки) и кладбищем. Когда-то здесь было селение, заброшенное уже очень давно. Во всяком случае, еще до революции это место считалось всего лишь погостом, и здесь жили только настоятель храма и еще несколько человек. В старинные времена на этом месте находилось языческое капище древнего угро-финского народа Меря, населявшего московский край до прихода славян. Само название "Чижи" – это переиначенное, интерпретированное финно-угорское слово "Кижи", что значит "гулянье". В этом случае церковь (ещё первоначальная, |
||
деревянная)
была поставлена в столь безлюдном месте для того, чтобы "погасить"
своим присутствием капище, место гуляний, существовавшее здесь. Это место считается аномальным, всевозможные НЛО наблюдаются здесь постоянно. К урочищу примыкают участки леса, где КАЖДОЕ дерево имеет следы молний. Есть сведения, что военные летчики имеют негласное предписание не пролетать над Чижами, поскольку авиационные приборы в этом месте изрядно колбасит. 12 ноября 2005 года состоялся очередной поход в это место. Первый снег уже |
Чистим зубы
в дороге |
|
успел растаять, земля была голая и достаточно сухая. Летняя сушь давала о себе знать до сих пор необычайной проходимостью мест, непролазных в любое другое время. Температура : 0 +1 С, пасмурно. Попытка проехать от Фрязево до Власово свернув с Аверкиевского тракта на северо-восток закончилась неудачей: неплохую прямую лесную тропинку донельзя разбил лесовоз. Нашли обходной путь по трассе газопровода, и выскочили на власовское поле.
Первая попытка востановить в памяти тропинку из Власово в Чижи на юго-восток привела к тому, что в лесу была полностью потеряна дорога. Разделившись для того, чтобы поймать сигнал навигатора в просветах деревьев, и удалившись друг от друга где-то метров на 20, мы протеряли друг друга совершенно. Ориентировка по крику ни к чему не привела: не слышно. Пришлось созваниваться по сотовому и кричать по сигналу, только так и нашлись. Очень серьезный лес, однако! Дорога в Чижи начинается, как выяснилось, с главной улицы деревни, |
Гать через
болото |
ведущей на юг. Далее – поле, и поворот в лес. Почти сразу же – мощная гать из бревен и шпал, сейчас проходимая, но по всем признакам, бывает иногда и под водой.
Дорогу пересекла линия газопровода. Того самого, через который мы выехали на власовское поле. В обе стороны по ветке газопровода есть тропинка (слабенькая!), но добраться по газопроводу почти до Чижей лучше не пытаться: не факт, что он проходим везде, во всяком случае мы точно знаем, что на его пути одна речка без переправы есть!
На подходе к Чижам – старый хвойный высокоствольный лес. Бросается в глаза обилие муравейников и их более чем приличная высота.
Церковь
Троицы в Чижах |
Очень скоро дорога выскакивает на поляну урочища. В пути между байкерами шел досужий разговор о семьях, детях, производственных проблемах и несправедливости жизни вообще. Тут Лоцман цыкает на всех: мол, нельзя в таком сакральном месте базарить обо всякой приземленной лабуде. Странно, но сказанное принимается сразу же, очень серьезно и безо всяких возражений. Перед нами – древний погост. Полная тишина. Руины, кладбище и группа деревьев явно не лесного происхождения, в т.ч.несколько огромных старых тополей. За нашей спиной – ручей, точнее – верховья реки Дрезны, в сильно усохшем виде. Как проехали – сами не заметили. |
|||
Кладбище погоста посещается, часть могил имеет ухоженный вид. Но все захоронения старые (год не запомнили). На колокольню церкви ведет каменная лестница в узком колодце внутри стены. Крест на колокольне – в горизонтальном положении. Из погоста лесная дорога уходит на юго-восток, в д.Часовня. В обычный сезон дорога исключительно тяжелая, по пути – 2 нешироких, но очень мокрых болота, солидная гать помогает разве что джипам – внедорожникам. Труднодоступность урочища со всех сторон легко объяснима: это верховья Дрезны, болотистый край, из которого речка выдавливается по капле; и |
|
|||
весь лес здесь пересечен притоками Дрезны – небольшими протоками и канавками с весьма условными берегами. Где Дрезна, а где приток – порой и не поймешь.
Лес резко расступается, деревня Часовня стоит в поле. Здесь начинается асфальт, выводящий на очень тихое, почти безлюдное шоссе Павловский Посад – Куровская. Встретив большую группу охотников (человек 20) и немного пообщавшись, берем курс на Фрязево, растянув удовольствие дорогой через Малыгино – Власово и немного по лесу.
Ни с какими аномалиями на сей раз не столкнулись. Но экзотика урочища и мощь окружающего его леса – выше всяких похвал!