День 5: 05.01.19

 

Архангельск – Цигломень – Лайский Док – Рикасиха – Северодвинск – Солзенский завод – (обратный путь до Архангельска).

 

159,0 км.

 

 

Прибытие в Архангельск – 05-10. В поморской столице мы будем еще 3 дня. Сегодня у нас по плану – Северодвинск, завтра – Нёнокса. Послезавтра – день по городу и отъезд на Родину. А все это время мы будем жить на Пур-Наволоке, в отеле "Столица Поморья". Очень хорошее жилье! Мы тут уже останавливались в январе 2013 г,: СМДЕСЬ.

Ночной Архангельск

Деревянный тротуар в центре города

(УВЕЛИЧИТЬ)

Позавтракав в фаст-фуде на площади 60-летия октября, не спеша идем по Воскресенской, до "Столицы Поморья". Там оставляем большой рюкзак, и идем по Троицкому проспекту до гостиницы "Двина". В нижнем вестибюле – место сбора экскурсионной группы.

В путь! Автобус проезжает Северодвинский мост (он же – Старый мост, в отличие от Краснофлотского – Нового) и выходит на трассу М-8 (оно же – Архангельское шоссе). И вот тут – сонный провал, уже мало что помню. Припоминаю только поворот на Цигломень – один из наимненее престижных районов Архангельска:

"..Цигломень – страна чудес,

…Вошел с деньгами, вышел – без!.. "

Проснулся только у Лайского дока, места расположения Лайского судоремонтного завода.

Въезд в Северодвинск

Северодвинск. Как и его старший брат – Архангельск, город находится в дельте Северной Двины. Но если Архангельск расположился на многочисленных островах дельты, и от города до Белого моря еще 30 километров, то Северодвинск выходит своим фасалом непосредственно к Белому морю. Город находится в конце Никольского рукава – крайней западной протоки Двины.

Архангельск принято называть родиной российского флота. Если говорить совсем строго, то родина российского флота – даже не Переславль-Залесский, а Олений пруд в Измайловском лесопарке на востоке Москвы. Но вклад Архангельска в создание российского флота неоспорим. Соломбала была в свое время стратегической судоверфью и внесла решающий вклад в победу в Северной войне. Северодвинск сейчас – центр военного-морского, атомного, подводного судостроения. То есть, город полностью принял эстафету Архангельска, и сегодня обеспечивает передний край обороны страны.

Еще до основания Архангельска, на месте сегодняшнего Северодвинска находился Николо-Корельский монастырь, и долгое время именно он являлся морскими воротами России. В этом смысле, Северодвинск, можно, в какой-то мере, рассматривать, как предшественника Архангельска. Сейчас то, что осталось от монастыря (Никольский собор) находится на территории ПО "Севмаш" - режимного предприятия, и доступ туда крайне затруднен. Но, люди, все-таки, его посещают каким-то образом, по предварительной заявке. Теоретически, это возможно, но сложно. Въездные ворота монастыря – интересное, деревянное сооружение, аналогов которому не сохранилось, было разобрано, перевезено в Москву, и вновь собрано на территории заповедника Коломенское.

Северодвинск. Остров Ягры. Набережная.

Северодвинск состоит из двух частей: материковой, и острова Ягры. Остров отделяет широкий водоем: Никольская протока. Оба берега протоки – грандиозная, судостроительная промзона. Материковый берег занимает ПО "Севмаш", на котором и создаются суда нашего атомного, подводного флота. Островная часть - судоремонтное предприятие "Звездочка". Переезжаем протоку по мосту, откуда открывается впечатляющий вид на промзону. Едем на остров Ягры.

Море студеное

На острове Ягры

Люди во льдах

Южную половину острова занимают городские кварталы, "Звездочка" и новые жилые районы. Панельные дома выходят фасадом прямо на набережную Белого моря. Северную половину занимает зона отдыха: дюнные сосновые леса и шикарный, длинный, песчаный пляж. Ягры - необычный для дельты остров. Почти все другие острова - с низкими берегами, и не очень четкой береговой линией: плавни, одним словом. А вот Ягры, скорее, напоминают Рижское Взморье.

Белое море сковано льдом. У берега - нагромождение торосов почти полуметровой толщины, это - результат работы приливов-отливов. Дно возле острова – мелкое, ближние торосы сейчас лежат на мокром песке, и в трещинах между ними можно увидеть, как вода уходит от берега. Сейчас - отлив.

Когда глаза привыкли к белому сиянию, за почти километровой полосой сплошных льдов, на северо-западе, стало различимо серо-фиолетовое пространство. Открытое море! Белое море до конца еще не встало. Но, к середине января, встанет, наверняка. А в северном направлении лед уже сейчас уходит за линию горизонта.

Промзона ПО «Севмаш»

ПО «Севмаш»

Краеведческий музей. Экспозиция судостроения.

Тренажер управления подлодками

Едем обратно на материковую часть. Посещаем краеведческий музей. Что существенно отличает его от множества других краеведческих музеев: интересная экспозиция, посвященная атомному судостроению. Всё - на действующих макетах, со всеми техническими подробностями. Среди прочего, есть действующий тренажер управления подлодкой. К нему, в первую очередь, пустили, естественно, детей.

Северодвинск - добротный город с широкими улицами, основательными домами, современной планировкой, чистый и аккуратный. Это - второй город области по численности населения. Основной архитектурный стиль города – сталинский, по крайней мере, его центральная часть. Но есть еще очень интересные кварталы с деревянными, многоквартирными домами. В смысле квартир: в таком доме их несколько, но редко больше 8. Внешне, даже сложно сказать, что такая застройка напоминает: не то деревянный модерн начала ХХ века, не то что-то немного скандинавское, но точно не бараки! С этих кварталов и начинался город в конце 30-х годов. По этим местам стоит побродить! Но мы наблюдали их только из окна автобуса.

Теперь наш путь лежит за пределы города на запад, по шоссе Северодвинск - Онега. Солнце уже опустилось близко к горизонту. Красивейший закат в виде оранжевого, огненного столба, с диском солнца в самом низу.

Улицы Северодвинска:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северодвинск со всех сторон окружен огромными верховыми болотами, поросшими низкой сосной. Да и сам-то город стоит на намывном основании, кроме, может быть, части острова Ягры: его плотно намыло море. В то время, как большинство прочих островов дельты намыла Двина.

Мы едем на Солзенский производственно-экспериментальный лососевый завод. Предприятие занимается разведением мальков лососевых рыб, в первую очередь – семги, из икры, забираемой у взрослых, дикоживущих особей. Да, разведением именно мальков, а не взрослой, товарной рыбы! Даже не мальков, а скорее молоди. По достижении определенного возраста молодь выпускается в реку Солзу, и служит исходным материалом для поддержания природной популяции семги.

Дело в том, что семга уже не могла сама подняться по своей нерестовой реке для икрометания. При строительстве Северодвинска Солза стала использоваться для городского водоснабжения, а для создания запасов воды на реке были построены 2 плотины. Через какое-то время поголовье семги в Солзе резко уменьшилось. Оказалось, что, несмотря на предусмотренные в конструкции рыбоходы, лососевые все равно не могли преодолеть препятствия. Поэтому, для поддержания поголовья ценной рыбы потребовалось вмешательство человека.

Экскурсию по заводу провел лично директор завода Александр Лавров.

Кроме семги, на заводе выращивают еще кумжу. За несколько лет была отработана процедура разведения, откорма и выпуска в природу рыб, применительно именно к условиям Поморского края. Была разработана методика ускоренного выращивания мальков за счет температурных параметров. Следует заметить, что забор икры у производителей осущесвляется безопасными методами, позволяющими использовать взрослую рыбу многократно.

Корма применяются искусственные, специализированные для лососевых, датского производства, в гранулах.

В первом цеху выращиваются личинки. Здесь стоит почти полная темнота, емкости с водой прикрыты металлическими листами. Но, когда глаза привыкнут, в воде можно разглядеть трехсантиметровые существа с еще не рассосавшимися желточными мешками. Сейчас они ведут малоподвижный образ жизни.

Вспышку для фотоаппатата тут использовать категорически нельзя!

Второй цех - выростной. По залу, в шахматном порядке, расставлены емкости с циркулирующей водой торфяного цвета. Воду используют из Солзы – родной реки данной популяции. Мальки сгруппированы по возрасту и размерам.

 

Цех выроста личинок

Мальки семги

Откормочный цех

Отдельно взятая выростная емкость

 

Молодь семги

Молодь семги

Молодь семги

Александр Лавров

 

Выросшая молодь

Экскурсия по заводу

Их скоро выпустят!

 

Подробнее о работе завода СМДЕСЬ.

Кирха Св.Екатерины

Обратный путь. Уже темно. Проезжая через окраину Северодвинска мы видим строительные башенные краны, подсвеченные иллюминацией разных цветов. Первый раз видим такое!

Остаток вечера гуляем по Архангельску. А вдали, за Северной Двиной, за Кегостровом, в черном небе видно желтое сияние. Это подсвечивает небеса город Северодвинск!