День 7: 04.08.23

Озеро Липовское – Курголово – укрепрайон «Батарея-212» - Кайболово – Тисколово.

24,3 км.

Солнечно, тепло. Легкий ветер поднимает волну. На противоположном берегу различаем избушку. На озере - отдельные рыбаки на лодках.

Липовское озеро

Вода в озере – соленая!

Набираю себе в дорожную флягу воды прямо из озера. Я начал пить морскую воду для экономии пресной.

Не делайте большие, страшные глаза! Морская вода сама по себе не ядовита. Опасность для здоровья и жизни

(УВЕЛИЧИТЬ)

она представляет только в том случае, если употреблять ее постоянно, вместо пресной. У вас просто полетят почки, и вы умрете в муках. Но и это относится к традиционному, привычному морю, но не к Балтийскому. Здесь вода напоминает по вкусу "Ессентуки-17", только без газа. И довольно приятна в употреблении, особенно в жару и при физической нагрузке.

И полностью отказываться от пресной воды я ни в коем случае не собираюсь!

Берег Липовского озера

Выход на трассу. Как выглядит вчерашний, прекрасный кургальский лес при ярком свете сегодняшнего солнца и на фоне голубого неба - не сказать словами, не передать фотографиями!

Асфальт на короткое время становится ровным и новым на вид. Курголово (Kurkola). Скромный аккуратный поселок под пологом соснового леса.

Что нравится: здесь на полуострове во всех интересных местах стоят информационные щиты. Про природу, про историю - про все!

На задворках деревни скромно стоит старый ДОТ.

Мост через Липовскую протоку. Далее снова начинается булыжная дорога, точнее две. Мы уходим на более северо-восточную, и едем по прозрачному, светлому сосновому мелколесью.

Дороги Кургальского

Липово

Курголово

Липовская протока

Дорога на север полуострова

Вскоре сосны сменяются невысоким чернолесьем, но не мокрым.

У Гены снова прокол. Клеимся.

Чему нас учит дальняя дорога в смысле велосипедных камер?

1) Перед стартом в дальний поход надо не полениться, и поставить на оба колеса НЕЗАКЛЕЕННЫЕ камеры! Тогда будет большой шанс, что они не расклеятся под давлением груза. А такое - более, чем возможно.

2) С собой в поход ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно брать специальный велокомплект для заклеивания камер. Если использовать заплатки из старой камеры и резиновый клей, или "Момент", это, по-хорошему, надо 24 часа на схватывание. А специальная велосипедная заплатка будет действовать через 15 минут. Проверено!

Но что она удержит походный груз через пару лет - это не факт!

Итак, пока мы тут читали морали, Геннадий подзаклеился, и успешно!

А я тут много чего говорил, но, забегая вперед, скажу, что у меня тоже спуститься камера через пару дней, и не из-за прокола, а от старой заплатки!

"Неча на зеркало пенять, коли рожа крива!"

Снова едем по старой Кургальской дороге. Отворотка направо в сторону залива (я говорю: то "море",то "залив"! Балтика - очень своеобразное море! Соленость - 2%!)

Укрепрайон «Батарея-212»

Сворачиваем. Там - старый береговой укрепрайон «Батарея-212». Оборудованы как минимум 2 береговых артиллерийских гнезда, третье должно быть, но мы его просто не рассмотрели. Гнезда - как на форте Красная Горка: бетонный разворотный круг со следами огромного подшипника. Рядом - бетонный пункт управления. Все очень заросло!

Но есть и один действующий военный объект: РЛС на самой высокой точке местности. Он работает.

Там, где мы находимся - почти самая северная точка Кургальского. Раньше лес не закрывал линию огня, но теперь он стал гораздо выше, и залив не виден. Для орудий это не существенно, а для наблюдательных пунктов - очень. Но дело не в выросшем лесе: военные технологии изменились.

Покидаем укрепрайон.

Дремучий кургальский лес

Булыжная дорога продолжается. Лес снова стал высоким, деревья - огромными. Мы думаем, низкое чернолесье на оконечности мыса связано именно с лесными работами, направленными на обустройство огневых позиций. Высокий, старый лес был сведен. А сейчас, за ненадобностью, горизонт наблюдения стал просто зарастать кустами и низкими деревьями.

Итак, едем старым, дремучим, огромным лесом по грунтовой обочине военно-технической булыжной дороги.

Едем, и снова не хотим, чтобы этот процесс заканчивался! Такая красота кругом!

И вот - поворот, шлагбаум, резкий спуск вниз.

Мы уже заранее знаем, что там - реабилитационный центр для людей, имеющих сложное прошлое. Своего рода, поселение. Коммуна чуханов, по-русски говоря. Ехать туда - не надо. У них - своя жизнь, свое сообщество.

Пост технического наблюдения

Кайболово, маяк.

Направо от шлагбаума - отдельный поворот. Там – пограничный пост технического наблюдения на высоком берегу. И маленькое поселение персонала. Сложно сказать по внешнему виду, действующее все это, или уже нет.

Выходим на главную дорогу.

Снова поворот направо. Кайболово (Kaipaala). Маяк. Совсем маленький поселок персонала. Есть от него дорога направо, разведываем. Тот же поворот на шлагбаум особого поселка. Не задерживаться в Кайболово нас простимулировали огромные собаки, взявшиеся неизвестно откуда. Впрочем, дистанцию они соблюдали.

Ох, "дистанция" - это, похоже, одно из ключевых понятий Ингрии!

Снова главная дорога, и едем дальше.

Где-то здесь, на берегу между Кайболово и Тисколово должен быть неплохой пляж, плановое место нашей дневки. Ну, вместо одной дневки у нас получается две полудневки, сегодняшнее расстояние тоже будет не больше 30 км. Ищем отворотку. Но ее все нет.

Тисколово сверху

Бор возле тисколово снизу

Тисколово (Kiiskala). Старое финское селение на берегу. Оно расположено глубоко внизу от главной дороги. Ну мы уже поняли, что все, что справа от нас, расположено на морском берегу у подножия очень глубокого обрыва. Такой здесь рельеф. Так вот почему раньше отворотки не было!

Деревня шикарно смотрится с высоты на фоне моря. Вот где бы жить точно не отказался!

Итак, наш пляж должен быть где-то севернее деревни. Но сверху нам показалось, что главная улица как будто бы перекрыта забором из рабицы. Надо идти пешком на разведку! Почему пешком? Потому что, в случае неудачи нам придется обратно толкать груженые велосипеды на эту высоту, причем только в паре. Так что оставляем велосипеды и трех человек здесь, рядом с работающими мобильными РЛС на шасси Уралов-вездеходов.

Крутой грунтовый спуск неправильной формы вниз. Деревенская улица. Заметив людей в одном из дворов, подходим с вопросами.

Две петербургские леди. Как мы определили? Да это видно за километр! В женщинах нет ничего ингрийского. Просто невозможно представить, как они хмурым, балтийским зимним днем вытягивают из проруби сеть с салакой! Они как будто бы только что вышли из светского салона.

Дачницы!

Женщины очень обеспокоились, что мы будем мусорить и жечь костры. Они просто не представляют, кто приехал!

Далее они рассказали, что здесь ходит медведь (с медвежатами!), и недавно он разломал у их соседей дом (!) и съел весь мед!

Лена к медведям всегда относится настороженно, и в глазах мелькнула тень тревоги. А я подумал: "Ну врать здоровы!" Почему медведь? Да потому что, если бы они рассказали про змей-горыныча, то мы бы точно не поверили! Ну не хочется женщинам, чтобы в этом идиллическом их месте на самом краю России ночевали чужие люди, свалившиеся из внешнего мира, как снег на голову!

Эти мысли я вслух высказал позже, в приватной обстановке.

В конце концов, что нам медведь, когда у нас есть Гена! Он, как товарищ Сухов из "Белого солнца пустыни" - один целого полка стоит! :)

А пока они, тем не менее, рассказали нам про пляж и дороги. И вообще, держались совсем не враждебно. Мы заверили их в своих лучших намерениях (уже который раз по счету!) и пошли наверх к ребятам.

Там мы изложили следующий план. Едем еще 3 км. Там будет хороший автомобильный спуск. Заодно и посмотрим место, где завтра будем подниматься: не здесь же это делать!

И вот обещанный спуск: широкий, ровный, но очень крутой. Скатываемся вниз со свистом в ушах. На склонах глинта растет густой, тенистый широколиственный лес. Местность очень напомнила долину реки Неман под Гродно. Только абрикосов не хватает! Трудно поверить, что это - Север!

Внизу мы оказываемся в прекрасном сосновом лесу. Чтобы попасть на пляж, надо проехать Тисколово насквозь. А давайте проверим берег с этого конца: может, тут еще лучше? Но, на берегу мы упираемся в сплошные тростниковые плавни. Едем в деревню.

Мы поприветствовали наших леди еще раз, и не преминули напомнить о наших, самых лучших намерениях!

Тисколово осталось позади. Среди морских волн показался длинный каменный риф, на котором сидело множество морских птиц. А немного дальше в траве стояла большая стрелка с надписью: "Пляж там".

Отличный песчаный пляж. В море - большие камни. За полосой выброшенных водорослей и полосой песка тянутся кусты шиповника. Вот он, второй символ Ингрии - шиповник! Но вместо него почему-то выбрали цветок "анютины глазки". По официальной версии - за сходство цветовой гаммы с флагом Ингрии.

За шиповником - полоса сосен на песчаных буграх. За ними - грунтовая дорога. А сразу за ней поднимается очень высокая, почти отвесная стена глинта, заросшая широколиственным лесом. Кое-где наверх ведут очень крутые тропинки.

Исключительно колоритное место, мы не ошиблись в выборе! Если пляж в городе Сосновый Бор был очень удобен, как акватория, как плавательный бассейн, если хотите, то тисколовский пляж просто прекрасен сам по себе. Это самый колоритный пляж нашего похода!

Пляж безлюдный, но мы проедемся вдоль него и выберем себе место. Хотя вставать здесь можно, где угодно.

Пляж в Тисколово

Рубленый стол, скамейки, навес, умывальник на сосне. Рядом висит северный оберег в виде восьмилучевой звезды, сплетенный из палочек и цветных ниток. Нам такой амулет знаком по Кенозерью. Встаем здесь.

На море гуляет ощутимая волна, ветер достаточно сильный. И тут вдали от берега образовалась мощная туча с фиолетовым хвостом до земли. Это ползет на нас.

Мы приостановили работы по устройству лагеря и решили понаблюдать за движением. Объект приближается! Туча расплылась, как ядерный гриб, дождевой шлейф стал темный и очень широкий. Идет четко на нас!

Ветер стал очень сильный. Мы свалили велорюкзаки в общую кучу, накрыли тентом, велосипеды поставили к дереву (велосипедный тент лежит внутри котла!) А сами сидим на скамейках и ждем развития событий.

И только Геннадий не торопясь ставит свою палатку! Зачем? Ведь же накроет лютым ингерманландским ливнем, это ежу понятно! Но: хозяин - барин.

Шлейф разделился на две половины, между ними образовались огненные "ворота", ослепительно подсвечиваемые солнцем. Сейчас именно "ворота" идут на нас. Есть шанс, что мы останемся сухими.

А Гена уже скрепляет стойки!

"Ворота" сдвинулись к северо-востоку и подернулись мутной пеленой. Там теперь тоже идет дождь, но менее сильный, чем по краям. А на нас идет левая, очень темная опора "ворот".

Гена уже закрепляет тент палатки.

Ветер резко поменялся, в небе, на высоте. На уровне земли он явно дует в том же направлении.

Весь грозный фронт пошел по диагонали. Есть шанс, что нас прихватит лишь краем ливня.

Ливень полностью снесло вправо! Над нами - голубое небо, и показалось солнце! Дождь теперь поливает Кайболовский маяк, это отлично просматривается отсюда.

Абсолютно распогодилось! Фантастика! Это - Ингрия, ребята!

Балтийские волны

Наша водская усадьба

В полном выигрыше был, конечно, Гена! Пока мы там объявляли "воздушную тревогу", он прекрасно обустроил свой лагерь. У этого человека - очень счастливая рука! Забегая вперед, я скажу, что Гена сумел взять билеты на поезд, и туда, и обратно, чуть ли не в последний день! Смог успешно заклеить несколько проколов камеры. Смог проехать три дня без переключателя.

Забегая вперед, скажу: потом он еще поставил себе новый переклюк, усовершенствовал его в пути, отдал мне запасную камеру, прошел две пограничных зоны без пропуска, заселился в гостиницу без брони! Это просто какой-то Микки Маус, от которого отскакивают все пули!

Гена уже поставил свой ингерманландский хутор. Мы с Леной, Валей и Наташей строим себе классический водский дом на две избы для двух семей: старшую и младшую, и с огромным хозяйственным двором между ними, сделанным из двух тентов. Великолепное сооружение получилось!

Обязательно надо искупаться, несмотря на сильный ветер, который, увы, не стихает. К берегу прибой принес кашу из водорослей, шириной метра на полтора. За ней - чистая вода. Камней много, но большинство из них - большие, их видно. А между ними - чистый песок. Но есть и отдельные подводные камни, я об один из них отбил себе палец ноги, но не критично.

Ветер сильный, небо чистое. Я перед сном выразил желание прогуляться до конца пляжа, чтобы увидеть, где этот конец находится. В целях безопасности ко мне прикрепили Гену (а вдруг - обещанные медведи?), и мы пошли.

Баклан

Ингерманландские небеса

Машина, палатка, открытый шатер. За раскладным столом сидят две петербургских леди (другие леди, но тоже из Питера, это видно).

И очень скоро пляж заканчивается, начинаются завалы водорослей и тростниковые плавни.

По возврату мы видим силуэт морской птицы на песке возле лагеря. Баклан. Похоже, не справился с сегодняшним сильным ветром, может быть - перенес травму. Пытается встать на крыло, но не получается. Может быть - просто старик. А ветер очень сильный!

Несколько позже наш лагерь проходят соседские леди с бокалами вина. У них тоже свой драйв! Мы их предупреждаем про баклана. Женщины отнеслись с пониманием!

Ложимся спать. Ясно, прохладно. Не стихающий ветер долго не дает уснуть. Зато он начисто выдул сегодня всех комаров, и моментально высушил вещи. Да сушить-то сегодня нечего, разве что - плавки!