День 5: 02.08.23

 

Бухта Пейпия – Старое Гарколово – Новое Гарколово – мыс Липуниеми – Колгомпя – Логи – Горки – Валяницы – Вистино – Ручьи – порт Усть-Луга – Лужицы – Краколье – пос.Усть-Луга – Выбье – устье р.Выбья.

 

69,5 км.

 

Облачно, тепло, сухо. Очень уединенное место! Купаемся с утра.

 

Лагерь в бухте Пейпия

 

Посветлу обнаружилось, что местность в лесу у нас за спиной явно идет немного вниз, и лес там быстро становится сырым и высокотравным. От нашей стоянки не просматривается, но, вполне возможно, что там дальше есть те самые болотины (или лагуны), о которых мы говорили вчера. А когда поедем обратно, то и увидим разводья, на которые не обратили внимания ночью. Перемычка через них насыпана, и бетонные плиты лежат для прочности.

А полуостров этот не зря называется Дубовским! Прямо на месте нашего лагеря растут молодые самосевные дубы вперемешку с другими деревьями. Почему самосевные? Да потому что здесь их сажать точно никто не будет, это не петергофский парк! Сюда еще добраться надо суметь.

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Бухта Пейпия

Мощные балтийские тростники

Бухта Пейпия

Лесной путь на Петергофскую дорогу

 

Покидаем место нашей стоянки. Проезжаем через охотбазу. А вскоре выходим на Петергофскую дорогу.

Очень красивый сосновый лес.

Из-за поворота показалась…

…башня Дибича!

Старое Гарколово

Вчера мы не заправлялись продовольствием ввиду обильного ужина на старой мельнице. Поэтому позавтракали мы крайне скромно: так, кое-что из НЗ. Гораздо актуальнее сейчас будет вода. Ближайший населенный пункт - Старое Гарколово (Harkola).

В деревне первым делом заезжаем посмотреть башню Дибича.

Автор идеи - граф Иван Дибич - русский военный, герой войны 1812 года. При его племяннике и прямом наследнике по завещанию Дибича в Старом Гарколово был построен каменный замок в неоготическом стиле.

Во время Великой Отечественной замок сильно пострадал, до нашего времени дошла только башня и фрагменты старого парка.

Подробнее про башню Дибича:

https://a-121.ru/ot-harkola-do-starogo-garkolovo-ili-o-chem-rasskazy-vayut-ingermanlandskie-derevni-tsikl-zametok-i-ruiny-mogut-by-t-velichestvenny/

А вот магазина в деревне нет. По главной улице проехать тоже не получилось: возник сверхновый забор, не учтенный электронными картами.

Но с главной трассы есть еще один поворот, а там сразу - колодец. Увы, технический. Хозяин посоветовал нам заправиться на следующем повороте: там хорошая вода. А вот продовольственный магазин будет только в селе Логи, а до него еще 16 км!

Вода оказалась, действительно, вкуснейшая! Прогулялись деревенской улицей до моря. Вековые сосны на берегу, огромные камни с верхушками, выбеленными морскими птицами, лодки на берегу. Достойное место для замка выбрал Дибич!

Лес под Старым Гарколовом

Итак, вода есть, душа спокойна! На трассу не выходим, деревенской улицей въезжаем в красивейший сосновый лес. В Ингрии вообще красивейшая природа! И чего это большинство питерских тянет на северный берег, в Репино да Комарово? Нет, там природа совсем не хуже, мы это сами видели! Но сколько же там людей!

Смотрел я тут как-то видеосюжет супружеской пары блоггеров. Они из года в год регулярно ездили в Финку. Настал карантин 2020 года, границы закрыли. Люди были в ступоре: и куда ж теперь?! По воле, можно сказать, случая, взяли они и поехали на Кургальский полуостров. Люди были в шоке от увиденного! И потом долго недоумевали: как такое вообще могло получиться, что раньше они даже ничего не слышали ни о чем подобном? И это - прямо в родной, Ленинградской области!

А теперь они делают об этом крае репортаж за репортажем!

Ну а мы, тем временем, едем шикарным бором по самому берегу залива. Слева - вековые сосны, зеленый мох и можжевельник. Справа - море, камни и крики птиц.

Тропинка углубляется в лес. Проезжаем брошенную погранзаставу им.Андропова. А еще позже опять выходим на главную трассу.

Интересная отворотка в лес. Мыс Липуниеми. Там будет отличный пляж. Ну, надо же искупаться!

Пляж и вправду отличный. Песок, сосны, шиповник, камни в море. Как и везде здесь, тут тоже мелко. Особенность Финского залива!

 

 

 

 

 

 

 

Окрестности мыса Липуниеми

 

Здесь есть народ: машины, палатки, но - немного. Да и купающиеся - в основном дети.

Говорят, что дети - наше будущее. Ну что ж, радостно за такое будущее! Особенно, когда видишь, как взросляк в прохладную (не ледяную!) Балтику, мягко говоря, окунуться не торопится.

Да, еще важный момент! Море стало по-настоящему солоноватым! Я, чуть позже, чтобы не тратить пресную воду, стал наливать себе во флягу балтийскую воду. И оказалось - неплохо, в пути шла очень даже в охотку. Похоже на "Ессентуки-17", только без газа! Или - на регидрон. Приятно, однако!

Цветущий шиповник на берегу Балтики

А пельмени на воде из залива мы варим уже не первый день. Только теперь подсаливать надо меньше!

Долго ли, коротко ли - но есть уже хочется, и ощутимо!

Поворот на мыс Колгомпя. Перед нами - ворота СНТ. Калитка открыта. Для очистки совести я подъехал и спросил у случайно оказавшегося там человека: можно ли насквозь проехать на мыс? Ответ утвердительный.

Почему для очистки совести? Потому что чувствую настроение народа. А чего тут чувствовать, я сам жрать хочу, как волк зимой! Не есть, а именно жрать! Мы-то изначально рассчитывали на Гарколово.

Но я подъехал к ребятам и спросил: как они относятся к радиалке на Колгомпя? Ответ был предсказуемый. Я выдохнул: "Едем дальше!"

Конечно же, Колгомпя - очень красивое место. Но никогда не надо доводить дело до фанатизма! Особенно, когда вы едете не одни. Да, не скрою, я бы сейчас поехал. Но как бы я чувствовал себя потом - это должны быть мои личные проблемы, а не общественные!

Но в душе я даже обрадовался, что народ высказал такое пожелание!

Поворот, стрелка: "Логи". Что-то тут не так: и рановато, и направление не совсем то? Но написано же по-русски...хотя, название может быть и ижорским.

Стоп! А где мы находимся? На Сойкинском полуострове! И Гарколово проехали, и у мыса название какое красивое было...Мы на Ижорской земле!

 

"Видишь свет вдалеке

В утренней синей мгле,

Это - огонь в моей руке,

Мы - на своей земле!"

(Очень вольный перевод одной ингерманландской песни).

 

Ижорская земля - не том историческом смысле, в каком она когда-то была, не от Наровы до Приладожья. А в современном смысле. Земля, где в наше время живут представители ижорского народа, помнят свой язык (далеко не все), возрождают свою культуру (стараются многие).

Даже само слово "Ингрия", что в русском варианте, который чаще всего употребляем мы, что в шведской интертрепации (опечатка умышленная), означает именно ижорский вариант произношения: "Ingermaa", что значит "Удивительная земля" (швед."Ingermanland"), или просто "Ingeri" (рус."Ингрия"). Произношение по-фински (ингерманландский диалект финского) отличается от ижорского всего на 2 буквы, что для русского уха малоразличимо.

Была под Копорьем одна ныне заброшенная деревушка (названия не помню, но мы ее проезжали недалеко), которую русские соседи так и называли: "Ингери". Потому как в ней жили другие люди, с другим языком и обычаями, и другим акцентом русского языка.

Про Сойкинский полуостров подробнее:

https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200700508

Про угро-финское население Ингрии я еще скажу чуть позже: мы же сегодня вступим с ними в контакт! А пока надо что-то выяснить с Логами (я уж склоняю на русский манер, типа как: "Я отпуск провел в Дубаях").

Резкий спуск вниз. Ох, туда ли мы едем?

Внизу - большая поляна среди леса. На ней - коттеджный поселок с недорогой, но авангардной архитектурой по одному для всех проекту. И видно, что построен недавно, все еще в процессе. А дальше - только море, видно по приборам.

"Апарт-комплекс "Логи". Ну, это, примерно, как "Арзамас-16" (ныне - город Саров), который ну совсем никакой не Арзамас!

Делаем обратно крутой подьем.

Лес пошел мелколиственный. Едется тяжело: подъема, зрительно, вроде бы и нет, но он есть. Очень-очень длинный.

Справа - огромный квадрат, расчищенный от леса, и много строительной техники. Это либо карьер, либо возводится очередной новый терминал порта Усть-Луга. Не дошли еще даже до стадии котлована. Зона порта будет теперь нас сопровождать на протяжении 25 км до самого устья Луги, терминал за терминалом. Она будет от нас на расстоянии всего лишь от километра до пары сотен метров, параллельно нашей дороге, но почти нигде не будет видна напрямую. А мы скоро въедем в Сойкинский куст старинных ижорских деревень, переходящих одна в другую.

А пока что, вместо хорошего асфальта, начинается дорога, разбитая в хлам! Это работа тяжелой строительной техники. А вот и она, постоянно ездит взад-вперед. И пылища до небес! Видно, что раньше здесь был асфальт, а сейчас здесь покрытие, в высшей степени неопределенное.

Помните, я говорил вчера народу, что промка Ленинградской АЭС - это наш самый неприятный перегон? Так вот, по сравнению с зоной строительства порта, оно - просто Курортный Проспект в Кисловодске!

По отвороткам направо видно, что тот квадрат, который мы недавно видели - не единственное место притяжения строительной техники. Работа кипит по всему Сойкинскому берегу Лужской губы.

Ижорский колодец Kaivo в селе Логи

Село Логи (Loas), на этот раз - настоящее! Останавливаемся на площади, по всем признакам тянущей на центральную. Короткий привал. Расспрашиваем народ про магазин. Ответ: "Она его закрыла, и вам уже вряд ли откроет". В Вистино-то точно будет, но усталость уже серьезная. Извлекаем с самого дна бесценную вещь - последнюю банку тушенки. Находится еще немного хлеба, делаем бутерброды и набираемся сил для нового рывка, прямо здесь, на скамейке.

На площади - колодец (на крыше его написано "колодец Kaivo", что, собственно и обозначает: "колодец"). Люди с емкостями для воды идут к нему непрерывным потоком, подъезжают на машинах, заливаются помногу-помногу. Нам рассказали, что это знаменитый угро-финский колодец. Они не употребили слово "ижорский": по нашей экипировке ясно, что мы издалека, и можем не знать такого слова. А может быть, потому что этот колодец был популярен не только у ижор.

Колодец питается ключами, потому его временно вычерпать (желающих-то море!) просто невозможно.

На Сойкинском полуострове

В селе много домов без заборов.

Отсюда хорошо видна самая высокая точка полуострова - Сойкина гора с РЛС.

Продолжаем наш путь.

Вистино (Viistinä). На окраине указатель: "Столовая". Едем по стрелке. Начинается откровенно промзоновская дорога, которая уходит вниз к заливу.

Стоп! Вот какая мысль пришла. В том же направлении был указатель "Общежитие". Ясно, в расчете на кого там столовая. И нет никакой уверенности, что нам не скажут: "Кормим смену!" Тогда, не солоно хлебавши, нам придется проделать обратный путь вверх, а рельеф Сойкинского мы уже представляем!

Вистино - центр притяжения окрестных деревень, этнографическая столица ижорской земли. Здесь есть несколько магазинов (магазин одежды называется "Inkeri"), органы власти, дом культуры, музей. Сам поселок стоит под сенью вековых сосен и очень уютный на вид. Особого внимания заслуживает ижорский музей, но сегодня там, к сожалению, методический день. Рядом с музеем находится гончарная мастерская ижорской керамики. И совсем рядом с ними - интересный пруд с красивым садово-парковым дизайном.

 

Вистино, ижорская столица.

Вистино, магазин “Inkeri

Ижорский музей

Ижорская керамика

 

Остановились в кафе грузинской кухни, где и наелись от души! После этого главное - суметь ехать. А ехать надо, потому что нам сегодня надо успеть в деревню Лужицы, в музей народа водь.

Марина Павловна Ильина - хранительница музея, коренная вожанка, один из немногих людей на планете, в совершенстве знающая язык водь. Созваниваемся с ней. Нас ждут.

Вистино плавно переходит в деревню Ручьи (Rutza). По плану, у нас - поворот налево из центра деревни на Сойкину гору, самую высокую точку полуострова. Там находится старая церковь Николая Чудотворца, оттуда очень красивый вид на залив. В хорошую погоду оттуда видна Ленинградская АЭС.

Сегодня мы уже натаскались по горам, да еще и по разбитым дорогам. Еще один серьезный подъем будет уже перебором. Я не стал напоминать народу про Сойкину гору, и мы поехали по прямой (правда, это короче всего лишь на 3 км). Да и договоренность с Лужицами несколько поджимает.

Самое время поговорить об угро-финском населении Ингрии. Древнейшее население, как и на всем Русском Севере, были саамы, но это уходит настолько в глубокую древность, что влияние этого на современную историю совсем не ощущается.

Из ныне живущих народов региона древнейшими являются ижора и, особенно, водь.

Позже, но еще в домонгольские времена, появились славяне из Новгорода. Ингрия в составе Новгородской республики носила название "Водская Пятина", административным центром которой было Копорье.

Позже других в регионе появились финны-ингерманландцы. После русско-шведской войны, окончившейся Столбовским миром, земли Ингрии покинуло множество православных людей. На опустевшие земли шведы перевезли переселенцев из восточной Финляндии, из которых потом сложился отдельный этнос со своим диалектом. Финны из Финляндии и финны-ингерманландцы считают себя отдельными народами и не общаются между собой даже в быту.

Ингерманландцев в России сегодня насчитывается около 8000 человек.

Ижор сегодня - порядка 200 человек. Но владеющих ижорским языком - почти 400. То есть, чуть меньше половины ижорского народа официально записаны, как русские. А сколько еще тех ижор, которые и записаны, как русские и не владеют родным языком?

К слову: большинство ингерманландцев официально записано, как "финны".

Народа водь сегодня 106 человек. Еще пару лет назад их было 80, за это время в водь записались еще несколько человек.

При этом родной язык в совершенстве знают всего 8 человек, включая Марину.

Еще в Ингрии проживает некоторое количество эстонцев (в т.ч. в Псковской области) и карел, некоторое количество настоящих финнов. Также в Ленинградской области живет около 2000 вепсов, но это уже другой этнокультурный регион - восток области, Страна Вепсов. Это совершенно другая тема отдельного похода, мысли о котором есть.

Раньше этническую принадлежность определяли не столько язык и обычаи, сколько религия. Да и сегодня ее значение достаточно велико. Ингерманландцы - лютеране. Их язык - практически финский.

Ижора и водь - православные. Ижорский язык близок карельскому, водский язык ближе к эстонскому.

Водь - самый белокурый народ мира по статистике!

Бурные события ХХ века отразились на угро-финском населении региона самым пагубным образом: оно сократилось в разы.

Статистика такова: на сегодняшний день в исконных угро-финских деревнях коренное население не превышает 10-15%. А чаще, и того меньше. Но, тем не менее, везде, хоть немного, хоть 1-2 человека - но есть!

Я говорю только о данных официальной статистики. А носителей генофонда в глубинке Ленинградской области, естественно, гораздо больше, чуть ли не каждый третий. Но генофонд - это не этнос. Этнос это - язык, традиции и самосознание. Вот с этим - беда.

Ассимиляция - страшное слово!

Не могу не упомянуть о том, что Ингрия даже имела некоторый опыт государственности, правда очень ограниченный по территории и короткий по времени. Речь идет о республике Северная Ингрия, самопровозглашенной в годы Гражданской войны в России. Это была маленькая территория к северу от Невы, а ее столицей было даже не Токсово (нынешняя этнокультурная столица ингерманландских финнов), а малоизвестное село Кирьясаало, расположенное почти на тогдашней границе с Финляндией.

Несмотря на маленькие размеры, самопровозглашенная республика имела все признаки полноценного государства, вплоть до почтовых марок и воинских орденов.

Армию государственного образования возглавил Юрьё Эльфенгрен, финский дворянин, бывший офицер русской армии. Это был своеобразный человек. Есть такой типаж: делом жизни для них является либо война, либо революция, к мирной жизни они совершенно не приспособлены. Типичные примеры: Шамиль Басаев и Эрнесто Че Геварра (это совершенно разные люди, что по политическим убеждениям, что по моральным принципам. Но психологический тип - примерно одинаковый). То же самое можно сказать и про Эльфенгрена. С кем бы в союзе ему было не воевать, лишь бы - против большевиков! В союзе с финнами, с белорусскими националистами, с крымскими татарами, с Савинковым.....и закончил плохо. Как и самопровозглашенная республика.

Эта тема хорошо освещена в нашем отчете 2018 года:

https://bibolsh.narod.ru/ways/ingria-light2018/day5/day5.htm

Итак, пока мы тут говорили о проблемах угро-финнов, у славянских велосипедистов появились свои проблемы. Деревня Ручьи закончилась, и мы обнаружили, что едем не по своему маршруту - по дороге в Косколово (Koskolova), а по неизвестной трассе. Но трасса - высшего качества, и просто не может привести, куда не надо.

Один из терминалов порта Усть-Луга

Но все-таки останавливаемся, чтобы проверить данные. Да, это совершенно новая дорога, соединяющая действующие терминалы порта с поселком Усть-Луга и с последующим выходом на Таллинское шоссе. Дорога идет параллельно старой дороге и обходит с западной стороны деревни Вистинского куста. Шоссе идет параллельно новой портовой ветке ЖД, совсем рядом с ней. А вскоре наша дорога проходит внизу под ЖД на ту сторону полотна, где снова параллельно продолжает путь.

По сторонам дороги постепенно начинается старый еловый высокоствольный лес. Вдоль обочины тянутся груды вывернутых из земли валунов. Дорога плавно спускается вниз. Открылись обзоры на терминалы Усть-Лужского порта. Зрелище впечатляющее. Это ведь сейчас - первый порт на Балтике и второй в России!

Порт Усть-Луга на ВК:

https://vk.com/mtpustluga?ysclid=loaoudsnvm489483091

Выезжаем на шоссе, ведущее к Усть-Луге, переезжаем по эстакаде портовые ЖД-пути. На западном конце эстакады предупреждаем Марину о скором прибытии.

Трасса здесь неширокая, трафик не слишком высокий, но неприятный. По сторонам - чернолесье, и в ней отдельные объекты портовой инфраструктуры.

Через 4,5 км после эстакады - поворот направо в деревню Лужицы (Luutsa). Она расположена параллельно шоссе, представляет собой почти одну длинную улицу. Огромная портовая зона подступила почти вплотную к последнему месту компактного проживания очень малого народа. Это для вожан - чужая, агрессивная среда. А если будут реализованы планы расширения порта на юг с расселением деревень Лужицы и Краколье - это будет трагедия для древнего этноса.

Этническая столица води внешне отличается от ижорской. Если на улицах Вистино откровенно чувствуется пульс жизни, то в Лужицах стоит тишина. Даже близость портовой промзоны не ощущается.

Музей народа водь в д.Лужицы

Здание водского музея построено в традиционном водском стиле по всем правилам. Это уже третий по счету музей: первые два были уничтожены в результате умышленного поджога. Земля Лужской губы теперь ведь пахнет большими деньгами!

Вспоминаю, откуда лично для меня идут корни сегодняшней темы. 1970 год. Мне - 7 лет, но я уже умею бегло читать. Попалась мне в руки книга, рассчитанная на 5-6 класс, называлась она "Глобус". Это был сборник статей по географии мира. Без особой систематики. Книга просто делилась на 3 раздела: СССР, зарубежные страны и великие географические открытия. Была там статья про город Колпино. Красная нить статьи такова: вроде бы ничем не примечательный пригород Ленинграда, но это на самом деле земля с интересным прошлым и богатой историей. Было там несколько слов о населении области. Написали про вепсов, которых всего несколько тысяч. Об ижорах, которых осталось всего 300 человек. И дословно:

"В Кингисеппском районе 9 человек еще не забыли язык водей".

"Надо же, какие народы есть!" - удивленно подумал я тогда.

Только много лет спустя, когда появился серьезный интерес к угро-финской этнографии, я вспомнил эту книгу детства.

"9 человек! 40 лет уже прошло! Наверняка, и в живых-то никого не осталось! Нет сейчас такого народа!" И я полез в интернет проверить свои мысли.

Оказалось - есть! И не 9, а больше 60! Все равно очень мало, но все-таки! И мало того: они изучают свой язык, возрождают свою культуру. "Надо туда ехать!" - подумал я.

Флаг народа водь

Думал ли я в далеком 70-м, что приду к ним в музей!

Марина поприветствовала нас на своем родном языке. Экскурсия началась.

Итак, водский дом. Состоит из зимней и летней избы, соединенных просторными сенями. Летняя заранее предназначена для старшего сына. Как только он женится, летнюю избу разбирают, собирают для новой семьи на новом месте, кладут печку. А на старом месте строят новую летнюю избу. Для следующего сына!

Сзади, ко всему этому комплексу, примыкает крытый двор из природного камня с добавлением кирпича. Такие сооружения мы уже видели, и увидим еще не раз. Там содержалась скотина, находился разный инвентарь, на чердаке хранилось сено. Крытый двор в различном исполнении - традиционное хозяйственное сооружение у многих народов Русского Севера, оно дает возможность выполнять многие работы, не выходя на улицу.

В сенях и зимней избе - экспозиция. В частности, привлек внимание сундук в виде бочки. Почему такой? Чтобы было легко выкатить в случае пожара! Вот этот сундук, например, пережил два музейных пожара и спас кое-какие экспонаты.

Понравились представленные женские костюмы.

Многие экспонаты имеют знак принадлежности к определенной семье, "talomerkit" (дословно - "домашняя метка"). Ранее я бессознательно перенял этот вожанский метод, и в фитнес-центре помечал свои тапочки и пакет пятиконечной звездой!

В крытом дворе экспозиция продолжается. Кроме того, большое помещение позволяет проводить общественные мероприятия в непогоду. Музей ведь - центр притяжения водского народа!

В летней избе находится аудитория изучения водского языка. Занятия проводятся регулярно.

Чем занимался народ водь? Земледелием для пропитания, разведением льна для одежды. Но, поскольку почвы здесь очень бедные, главным занятием было рыболовство, благо залив рядом. Женщины принимали в этом участие наравне с мужчинами: в цене была каждая пара рук. Особенно важным считался зимний лов салаки. Деревянную будку на полозьях лошадь увозила по льду залива на 80 км от берега. Там, в слабоотапливаемом пространстве 2х2 м артель жила и работала в течение трех месяцев. Праздником для работника был день, когда он отправлялся с каким-либо поручением на материк: можно было принять баню!

Марина говорит:

- Мы не стремимся к популярности, нам не нужен пиар. Нам важно сохранить себя, как этнос.

- А как же курсы языка?

- А с кем на нем разговаривать? Настоящих носителей - 8 человек, и большинство - в преклонном возрасте. Да, молодежь, дети, приезжают на лето, с удовольствием изучают. Заканчиваются каникулы - и в город. А там - все общение на русском. Практики нет!

И еще было сказано: "Говорят, что мы народ очень веселый, лихой, дружелюбный. Да, все это так. Но мы народ очень закрытый. Этому нас научили постоянные войны и депортации. Поэтому с чужими мы всегда держим дистанцию."

Мы задали вопрос про заборы (точнее, их отсутствие): это национальный менталитет, или случайное совпадение? Марина ответила: "Ох, как же я не люблю эти заборы!" Фактически, вожане стали ставить заборы только в связи со строительством порта Усть-Луга. Вокруг появилось огромное количество гастарбайтеров, и многие - отнюдь не из Балтийского региона!

Да и то: разве это заборы (там, где они есть)? Так, совсем тонкая рабица, это мы увидим чуть позже.

Спросили: есть ли в Лужицах еще старые дома? Ответ: есть, но мало.

Фото из музея:

 

 

 

 

 

 

 

«Крытый двор»

Часть крытого двора, служащая своеобразным конференц-залом

Аудитория изучения водского языка

Вожане – участники ВОВ

 

 

Про музей и экспозицию подробнее можно прочитать здесь:

http://www.vatland.ru/museum/3museum.php

https://a-121.ru/my-zhivem-na-odnoj-zemle-muzej-vodskoj-kultury-v-derevne-luzhicy/

Купили интересную литературу. Покидаем гостеприимное подворье музея. Попрощались на вожанском языке: увы, не запомнил, как это звучит! Хочу сказать: угро-финские языки - сложная тема для русского человека. Но очень интересная: многие слова нашего языка лежат именно там! А что касается населения ингрийской глубинки (и не только!) - там очень во многих течет угро-финская кровь!

Выезжаем. Небо очень хмурое. С погодой может быть все, что угодно. Но надо ехать!

Тихая центральная улица Лужиц. Кое-где - дома без заборов, в большинстве - других - заборы символические.

Проехав Лужицы насквозь, выходим на главную трассу.

Покидаем столицу водской земли! (Vaddamaa!)

Пожелаем многострадальному народу преодоления всех трудностей, и в конечном итоге - счастья и процветания!

 

"Приют исконного чухонца,

Где словно замерли века,

Сплошные в небе облака,

И раз в неделю светит солнце!

 

Тебя, благословенный край,

Делили русские и шведы,

Свои баталии, победы,

А мы за всех за них страдай!

 

Но память вечная жива

На лоне северной природы,

И Финского залива воды,

И полноводная Нева!

 

Святая Ингрия моя,

Где был когда-то счастлив я!"

 

Через 2 км - поворот налево. Нам - туда: прямо - это на южный берег Луги, там есть грузовой терминал, но нет моста. Мы едем через Краколье (налево).

Краколье (Jõgõperä) - это тоже водская деревня. Но из вожан там живет одна лишь бабушка, знающая водский язык. И та: постоянно посещает курсы родного языка в Лужицах!

Проезжаем Краколье. Финишная дорога на Усть-Лугу. Справа от дороги - вековой еловый лес. Порт не смог все уничтожить!

Мост через Лугу. Даже ничто не напоминает, что рядом - огромный порт!

За мостом - поворот направо. Поселок Усть-Луга. Еще недавно это был просто поселок завода "Ленрыба". А сейчас там живет персонал порта. Многочисленный персонал второго по значимости морского порта России, после Новороссийска!

А у нас интерес простой: закупиться на весь перегон Кургальского полуострова! Там магазинов нет! Вообще!

Усть-Луга. Бывший маленький поселок в устье большой реки. А сейчас - житница огромного порта России! На вид - ничего особенного. Подъезжаем к "Магниту".

Море гегемонов! Изо всех краев державы, что слышно по разговорам! Тут - вся география! И, конечно, Средняя Азия! Но не так много, как можно было бы подумать

Но - все равно, МНОГО!

Гегемоны, в основном, молодого возраста.

Заправляемся в Магните. Покупателей - море. Кто берет жрачку, кто - бухло, кто - и то, и другое. Многие уже датые.

Нам - наплевать, нам - только бы заправиться на Кургальский. Но за вожан и ижору - просто душа болит за такое соседство!

Хотя мы и находимся в крупном поселке, комаров здесь - безумное количество! Дежурные по велосипедам отбиваются от них постоянно. Только потом мы поняли, что комары настоятельно предупреждали нас о серьезном изменении погоды!

Стемнело раньше времени из-за низкой облачности. Едем обратно с фонарями.

Знакомая дорожная развязка. Налево - мост через Лугу, прямо - Преображенка, направо - Кургальский.

Вот он, начался! Сразу же въезжаем в дремучий хвойный лес. Даже в темноте видно, как он красив. Кургальский - это самое прекрасное место на всем нашем маршруте!

 

"Земля моя обетованная!

Жемчужина Ингерманландии!

Кургальский сон мой наяву,

Я думой о тебе живу!"

 

Начинает моросить дождь. Под первыми каплями проезжаем старую финскую деревню Выбье (Vipiä) и речку Выбья. Почти сразу за мостом - отворотка направо в лес.

Дождь крепчает. Похоже, что земля обетованная решила проверить нас на прочность. Да, не только вожане умеют держать дистанцию с чужими, но и их земля – тоже!

Это Ингрия, ребята!

Ну, ничего, Кургальский, ты полюбишь нас за наш искренний дух!

Сначала идет гравий. Потом начинается песок, и очень глубокий. Песок моментально мокнет под дождем, и набивается, куда ни попади! Кругом - великолепный сосновый лес, но нам не до романтики.

Изначальный план ночевки был такой: встать на берегу близ устья Выбьи. Но сейчас дорога каждая минута. Мало того: песок стал совсем непроходимым: перед морским берегом встали высокие дюны.

Встаем под соснами. А дождь зарядил серьезно, даже глубокий песок его не успевает впитывать! Образуются серьезные лужи там, где мы еще 10 минут назад начали ставить палатку. В итоге, мы под ливнем сменили, как минимум, три пятачка! И все это делается только при свете налобных фонарей.

Кое-где пришлось копать дренажные канавки, мини-лопата у нас была.

Время далеко за полночь. Лагерь, худо-бедно, поставлен. Как мы будем спать в этой мокроте?

Да нормально! Внутри палатки оказалось тепло, и неожиданно сухо. Да уже и не до чего: спать охота! Убийственно спать охота!

Это Ингрия, ребята!