День 4: 01.08.23

 

Бухта Батарейная – Кандикюля – Липово – Сосновый Бор – Керново – Копорки – Копорье – Головкино – Семейское – Большое Райково – Урмизино – бухта Пейпия.

 

71,4 км.

 

Солнечно, тепло, сухо. С утра купаемся в Батарейной бухте.

Хочу предупредить всех! Балтийское море - очень опасное, как для купания, так и для судоходства на маленьких плавсредствах! Для последних - особенно.

Есть такое явление: отбойное течение. На Балтике очень много мысов и обширных мелководных бухт. Ветер с моря, порой, нагоняет воду в бухту. Уровень воды в большой бухте Балтики повышается. Порой незаметно для глаза, всего 15-20 см. А воды ветер нагоняет много! Объем поступающей воды получается огромный! Это же - колоссальная масса!

Если рельеф дна непростой, есть подводные мели, что очень характерно для Балтики, уходящая вода образует мощное узкое течение со скоростью до 3 м/с.

А теперь - представьте. Вы вышли купаться. Зашли по пояс (это очень далеко!). А тут ветер переменился! Куда пошла вода? Правильно, в открытое море! И с огромной силой!

И если человек не уплыл очень далеко, он может, хотя бы, упереться ногами в дно. Не знаю, насколько это будет действенно, но шансы все же повышаются. А вот с плавсредством - сложнее.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Если вы попали в такой поток - главное не паниковать, и двигаться перпендикулярно течению. И очень скоро вы попадете в зону покоя: ширина отбойного течения, как правило, не превышает 10-20 м.

 

 

 

 

 

 

 

Батарейная бухта утром

 

А мы тем временем выходим на центральную лесную дорогу, и через полтора километра оказываемся на Петергофской дороге.

Дорога на Кандикюлю

Красивый сосновый лес. Кандикюля (Kantikylä), плановое место вчерашней стоянки. Но мы ни капли не пожалели, что встали в Батарейной. Несмотря на ее....не совсем экологичное прошлое, сейчас она считается одним из самых чистых мест Ингрийского берега. Не зря ее так любит народ, не зря было сломано столько копий по поводу строительства терминалов!

Дорога идет по уступу глинта: справа местность спускается вниз, слева - поднимается вверх. Там, в лесу наверху проходит биатлонная трасса.

Пляж Липово. Это городской пляж города Сосновый Бор, он протянулся по берегу почти на 5 км. Наверху, над песчаным пляжем - полоса красивого, прозрачного соснового леса. Под его пологом проходит полоса асфальтовой дороги, закрытой для автомобилей. Останавливаемся искупаться.

Мы сейчас на дальней, северной окраине пляжа. Отсюда, с верхней террасы просматривается он весь. Снова удивляемся: даже в центре городского пляжа, в жаркую, солнечную погоду купающихся немного. В Северодвинске, на острове Ягры, их и то побольше будет!

Прекрасное песчаное дно, и сравнительно быстрый набор глубины. Здесь реально зайти с головой не так уж и далеко от берега.

Пляж очень чистый, хоть и городской. Забегая вперед, скажу: это, пожалуй, чуть ли не лучший пляж Ингрийского берега, в том смысле, чтобы искупаться. Самый впечатляющий будет в Тисколово!

 

 

 

 

 

 

 

Пляж Липово

 

Асфальт под соснами идет до главного входа на пляж Липово. Далее - в процессе прокладки. Похоже, будет уровневая городская велодорожка.

Начало города Сосновый Бор (Uustia). Гипермаркет «Лента» на въезде. Это новый, крупный, многоэтажный, современный город. Город атомщиков! Главное предприятие - Ленинградская АЭС. По внешнему виду больше всего напоминает подмосковный Зеленоград. Только все улицы украшены многочисленными природными валунами, коих в этих землях - немеряно! Герб Ингрии - крепостная башня, явно срисованная с Копорья. Я бы в качестве герба региона взял бы большой-большой валун!

Формально город относится к погранзоне, россиян пускают по паспорту, иностранцам нужен пропуск. Но ни одного КПП мы не увидели, ни одного вопроса нам не задали.

Собор иконы Неопалимая Купина

Памятник участникам локальных войн

Сворачиваем с основной трассы налево, на проспект Героев, чтобы пообедать в городе. Сегодня нам предстоит долгий путь в Копорье и дальше.

На ул.Космонавтов внимание привлекает собор иконы Неопалимая Купина, выполненный в оригинальной авангардистской архитектуре. Ходили дурацкие разговоры, что сверху храм выглядит, как знак радиационной опасности. Ничего подобного: сверху он выглядит, как крест в круге!

Находим приличное кафе в ТЦ «Галактика», обедаем.

А теперь – в Копорье!

День сегодня жаркий. По погоде. Забегая вперед, скажу, что он будет жарким и во всех отношениях.

Детский городок Андерсенград (чуть по подобию Петра не сказал - Андерсенбург! :) ) - достопримечательность города, выполнен в виде эдакого замка с оформлением по произведениям писателя. Я промахнулся парой дворов, но поворачивать не стали: программа и так напряженная. Да и Копорье будет посолиднее любого Андерсенграда!

Городским сосновым лесопарком подъезжаем к мосту через речку Коваши. Мост закрыт на ремонт, въезд перекрыт бетонной плитой. Едем в объезд. Там на повороте я пережил падение, к счастью - на рыхлый песок.

Ленинградская АЭС

Жилой город закончился, началась промзона АЭС. До самой станции еще далеко: идут бесконечные подстанции, склады, терминалы, автобазы - обслуживающая инфраструктура! Не очень романтично, но и не грязно. Трафик жесткий. Вдоль дороги тянутся тротуары, но не везде: временами выезжаем и на обочину. В целом, отрезок пути несколько утомительный. Протяженность его – 8,5 км.

Проехали и мимо самой АЭС. Грандиозное сооружение!

Как я потом скажу народу: "Это был самый неприятный участок маршрута!" Если бы я знал, как я ошибался! Я просто еще не видел район строительства новых терминалов Усть-Луги!

Промзона заканчивается. Резко падает трафик: все разъехались по складам и терминалам. По обе стороны дороги - хвойный лес.

Неспроста город Сосновый Бор так назвали! Прекрасные боры окружают город атомщиков со всех сторон! Есть где на досуге погулять нашим энергетикам!

Подробнее о городе Сосновый Бор:

https://peterburg.center/story/gorod-sosnovyy-bor-v-leningradskoy-oblasti.html

Населенный пункт Керново. Перекус в местном магазине и заправка водой. Здесь - поворот на Копорье (Kabrio).

Копорье - средневековая крепость, построенная немцами и отбитая новгородцами. До нее - 12 км по безлюдным ингрийским лесам. Но асфальт здесь хороший!

Полное безлюдье. Дремучий смешанный лес. Низкий трафик. И несколько раз мы по мостам пересекаем речку Копорка, что течет в глубине серьезных оврагов.

Копорская глухомань!

Долго ли, коротко ли, но мы доехали до первого населенного пункта: поселочка при ЖД-полустанке Копорье. До самого поселка еще остается 2,5 км.

Начиная от поворота, вся наша дорога шла, хоть тихонько, но на подъем. А после полустанка мы ощутили этот подъем в полной силе! Копорье стоит на одной из самых высоких точек Ижорского плато. И последние участки пути мы уже преодолевали пешком.

Оглядываемся назад. У нас за спиной - глубокая прибалтийская низина. Виден Финский залив. Потрясающая панорама! Понятно, почему Копорье выбрали, как укрепленный пункт. Высоты здесь преобладающие!

 

Дорога на Копорье

Копорская глухомань!

Дорога на Копорье

Вид в сторону Финского залива

 

Справа - восстанавливаемая Никольская церковь. А еще несколько метров - и мы видим башни Копорской крепости.

Копорье - крепость, которую Александр Невский отбил у Ливонского ордена, что позже обеспечило победу в битве на Чудском озере. Позже крепость неоднократно переходила из рук в руки. В настоящем виде она сохранилась со времен реконструкции в преддверии Ливонской войны.

Ингрия - это земля, на территории которой на протяжении многих столетий постоянно происходили битвы между Востоком и Западом.

Крепость стоит на высоком холме, сложенном известняковым плитняком, со всех сторон окруженном глубокими скалистыми оврагами. Холм же, в свою очередь, стоит и на без того уже очень высокой точке. Сейчас в крепости идут реставрационные работы, посещение - только в составе организованных групп. Но, к моменту, когда мы сюда подъехали (18 с минутами) объект и вовсе уже был закрыт. Но мы на другое и не рассчитывали. Тем более, что подъем на стены и башни сейчас закрыт. Более того, обойти крепость по кругу сейчас невозможно: везде ограждение. Подойти можно только к крепостному мосту, главным воротам и прилегающей части стены.

 

 

 

 

 

 

 

Копорская крепость

 

Подробнее о Копорской крепости:

https://a-121.ru/koporskaya-tverdynya-chast-pervaya-istoriya-kreposti/

Сайт музея «Копорская крепость»:

https://www.lenoblmus.ru/museums/muzey-koporskaya-krepost

Во времена Великого Новгорода Копорье было столицей Водской Пятины: так в Новгородском государстве именовалась Ингрия. Про Водскую Пятину и народ водь мы еще будем говорить. А пока едем по главной улице Копорья, ныне не очень большого, преимущественно одноэтажного села.

Ущелье реки Копорка

Дорога идет параллельно глубокому оврагу, на дне которого течет по камням речка Копорка. Здесь, в 300 метрах от крепости, в высокой траве начинается малоприметный спуск в ущелье. Найти его не очень сложно: это единственная, хорошо набитая тропинка вниз.

Ущелье с крутыми стенами, густо поросшее широколиственным лесом. Здесь прохладно и в самую жаркую погоду. На поверхность периодически выходит плитняк: здесь все стоит на камнях.

Тропа приходит к источнику, бьющему из скалы. Вода ледяная и очень вкусная.

Водопад на реке Копорка

Тропа идет дальше вниз и приводит на дно ущелья. По плоскому каменному дну, усеянному валунами, журчит Копорка. Здесь она совсем маленькая, глубиной в лучшем случае по щиколотку. Рядом - метровый отвесный плитняковый уступ, речка падает с него тонкими струйками, чуть ли не каплями. Наверху уступа - длинная, плоская каменная плита, река ее лишь немного смачивает. Вдали виден еще один уступ.

Ну, какой ни есть, а все-таки водопад. Весной, по большой воде и речка глубже, и водопад помощнее. Но ущелье выглядит своеобразно!

Поднимаемся наверх. Здесь еще есть усадьба Гревова (в руинах), но мы едем в «Пятерочку». Вдруг слышу - сзади ребята дают сигнал на остановку. Ворота, калитка. Из содержимого таблички вытекает, что здесь можно поесть.

Заходим. Подворье, напоминающее гостевой дом хорошего уровня. Старинный главный корпус и несколько сооружений более нового времени. Солидное мангально-барбекюшное хозяйство. Большой летний шатер с остатками элитной трапезы.

Это - клуб семейного отдыха Kaparga Loft. Также известен под названием «Frau Mersch». Группа молодых предпринимателей из Петербурга выкупили старое историческое здание водяной мельницы, произвели его ремонт и переоборудовали его для приема посетителей.

Нам предложили блины, стейки из мяса и тунца и много овощей. А также - копорский чай с медом.

Что такое "копорский чай?" А это не что иное, как иван-чай, он же - кипрей. Копорье с давних времен прославилось заготовкой сырья для этого напитка, и копорский чай стал именем собственным.

Обратите внимание, в последние годы иван-чай обрел невероятную популярность. Несмотря на то, что в России его растет немеряно, и его может заготавливать каждый желающий, в сетях продаж он стоит дороже цейлонского! История повторяется, времена делают просто новый виток спирали!

Нам копорский чай в этом месте понравился исключительно! Мы даже не поняли, что это - именно он. Только потом нам рассказали, что у лофта есть свой особый поставщик - одна-единственная семья в Копорье, которая доподлинно знает, как это делать. Много они произвести не могут: только для себя, и вот, для партнеров. Это же просто семья!

Что еще можно сказать? Мы до этого какого иван-чая только не перепробовали! И собственного, и купленного на ярмарках в Москве за немалые деньги. И ферментированного, и неферментированного. Тот чай, что мы попробовали сейчас, от всех предыдущих отличается в лучшую сторону.

Я немного забегаю вперед. Ну а пока что нам готовят ужин, хозяева предложили зайти в апартаменты (бывший мельничный корпус). Сказали только: "Просим не заходить в жилые коридоры: постояльцы отдыхают".

Что сказать? Стиль ретро? Может быть. Мне это больше всего напомнило стиль Радзивиллов, но скромнее, и меньше по масштабу. Это, скорее, похоже, на средней руки поместье ингерманландского дворянина, из немцев, шведов, ну или финнов дворянского звания. Сделано великолепно! Я еще было подумал: "Зачем выбелили кладку из валунов и кирпича, такой бы колорит был!" Но, по возврату на Родину, посмотрел старые фото: кладка была - чистый кирпич, и очень дешевый. До лофта в этом здании, после мельницы, был и склад, и гестапо во время оккупации, и лесопилка, и мастерские...чего только не было! Привели в порядок, буквально, в последние пару лет.

Мельница, спросите вы? Да! Была плотина на Копорке, была запруда. Сейчас этого нет. На месте пруда - луговина. И там могут желающим дать место поставить палатки для желающих. Так что, имейте ввиду. Организаторы мыслят широко!

Есть мысли восстановить и плотину, и запруду. Для отдыха народа, но не в ущерб кемпинговой зоне. Мысли, совместные с администрацией Копорья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клуб семейного отдыха в Копорье

 

Мы задали вопрос: "Напротив вас, на том берегу Копорки, был провал. Правда ли, и если да, то в каком состоянии он сейчас?"

Поясню: многие знают "провал" в Пятигорске. В Копорье имеется что-то подобное, только гораздо меньших масштабов. Об этом объекте чего только не написано: и карст, и Гиперборея, и марсиане, и золотая карета Карла XII....

Знающий народ ответил следующее. Все очень просто. В советские времена здесь долбили круглую яму под фундамент щитовой будки. Здесь же камень везде! Яму выдолбили, а будку так и не построили: перестройка настала! Ну а сейчас ее просто завалили мусором!

Вот так и рушатся легенды!

Короче: подошло время, и мы наелись до отвала! «Пятерочка» уже не нужна, да и поздно. Попрощавшись с продвинутыми хозяевами, мы едем дальше. Надо ехать шустро: уже почти 20-30. В Подмосковье была бы темень, ну а здесь пока светло.

Сайт Kaparga Loft: https://www.kaparga.info/loft

Едем мы не по той дороге, по которой приехали в Копорье, а по дороге западного направления. Почти сразу за чертой села будет развязка: на север и на запад. Нам - на запад.

Сложно сказать, сколько едем на холостом ходу, приходится даже притормаживать. Копорье находится очень высоко.

Уже давно должен был начаться грейдер. Его нет: идет великолепный евроасфальт с отбойниками. Как же быстро на свете все меняется!

При этом трафик отсутствует почти полностью. Дорога пустая.

А вокруг - на редкость дремучий хвойный лес, ели и сосны просто невероятной высоты и невероятной толщины! Я такие видел только в Алексеевской роще на Лосином острове: они там были посажены еще при Алексее Михайловиче в его царских охотничьих угодьях. Да еще такие деревья видел в погранзоне на финской границе, да на отдельных островах Онежского озера! Да еще в сибирской тайге, между Кемеровом и Анжеро-Судженском!

И еще: после Копорья по этой дороге на протяжении 10 км нет никакой населенки совершенно! Это - глухой край!

Едем на холстом ходу 7 км!

Со временем начинаем крутить педали, но совсем с небольшим усилием: местность идет вниз.

Копорские дали в сумерках. Окрестности Головкино.

Вековой лес расступается, появляются небольшие поля. Скатываемся в глубокую долину реки Ваба. За ней начинается огромный тягун.

Маленькая деревня Головкино (Kolokka). Я показал на дома: "Не иначе, как ижорские!" Дома были без заборов, а крыльцо выходит чуть ли не на шоссе. Традиция!

После подъема оглядываемся назад. Такое ощущение, что мы взлетели на вертолете. Местность больше напоминает уральскую парму. На вершине дальних холмов (хочется сказать - гор) виднеется Копорье. Оно нереально высоко!

Рельеф стал относительно ровным. Вдруг видим - Вали с Геной нет! Хорошо, что связь работает. Созваниваемся. У Геннадия сломался задний переклюк, ребята его чинят. Случай неприятный сам по себе, но ситуация осложняется тем, что солнце уже село, а нам ехать еще 20 км, и там на месте искать лагерь. Конечно, мы найдем, чего делать, если что - встанем и в другом месте. Главное, чтобы участник мог ехать.

А пока что нам на выручку приходят светлые и длинные ингрийские сумерки!

Звонок от ребят. Переклюк неремонтопригоден. Они замкнули укороченную цепь непосредственно на переднюю и заднюю звезды, т.е. из внедорожного велосипеда сделали дорожный. А вот они и сами показались!

Включаем мигалки и едем. Дорога пустая, но береженого Бог бережет. Сумерки-то сгущаются!

Табличка: "Кингисеппский район". На его территории кончается Россия! Позже мы увидим в Пскове на набережной надпись большими буквами: "Здесь начинается Россия". И мы сказали друг другу: Это не Ингрия, это - Псковщина! Здесь Россия начинается, а в Ингрии она заканчивается!"

Кингисеппский район обозначил себя исчезновением великолепного евроасфальта, вместо него пошел старый грейдер, как было пару лет назад. Но ненадолго: вскоре опять пошел асфальт, но не такой, как был, а в стиле лихих девяностых российской глубинки: в заплатках, ямах, трещинах, и разноцветный! А вот началось и село Семейское (Tatza).

Ижора - не ижора, но каждый десятый дом здесь без забора. Сейчас мы еще предполагаем, что разговоры про "заборный менталитет" - это, возможно, сказки. Но уже завтра, когда мы спросим про это у коренной вожанки (народ водь), женщина ответит: " Ух, как же я не люблю эти заборы!"

Где корни этого менталитета? Хуторская система - традиционная форма проживания угро-финнов. От кого обычно отгораживаются? От чужих! А если все кругом свои? Если все знают друг друга за десятки километров, и в лицо?

При хуторской системе даже создать семью - непростой процесс. Познакомиться на дискотеке и на следующий день - в ЗАГС - здесь такое не катит!

Сразу хочу заметить, что, например, в чисто русском Заонежье (республика Карелия) в малых деревнях тоже заборы никогда не ставили. И не ставят по сей день. Лично видел!

2 км за Семейским - поворот направо, в сторону Балтики. Уже темно! Включаем фонари на полную.

Едем долго, тьма сгущается. На этом перегоне есть деревни, которые сейчас спят. Асфальт вроде бы удовлетворительный.

Деревни Большое Райково (Suur Raikowa) и Урмизно (Nurmisto). Деревни спят.

В местах, свободных от леса, залегли туманы.

В темноте мало чего разглядишь, но пытаюсь - надо контролировать ситуацию. Например, могу распознать, что лес кругом примерно тот же, что и был раньше. А вот уже пошел чистопородный сосновый лес! Это значит, во-первых, что близко Петергофская дорога. А во-вторых, мы можем поставить лагерь хоть сейчас. А вот и нужная просека показалась! Я озвучил эту мысль народу. Народ отказался: хочет на залив. А я в этом и ни капли не сомневался!

Выходим на основную трассу. Дорога абсолютно пустая. Вокруг шикарный сосновый лес. Едем еще 3 км в западном направлении и находим нужную отворотку, направо и немного направлением назад.

Лесная дорога сначала покрыта бетоном, затем гравием, далее переходит в песчаную. Сосновый лес.

Совсем рядом - берег бухты Пейпия, полукруглый залив более большой Копорской губы, где мы рассчитываем найти подходящее место. Поэтому внимательно смотрим налево в поисках любой отворотки.

Наш ориентир - охотбаза "Динамо". Про нее ходят нехорошие слухи. Через базу проходит, если не единственная, то самая удобная дорога на мыс Дубовский, что выступает в море северо-восточнее Пейпии. Так вот, база считает себя чуть ли не монополистом в отношении этой дороги: говорят, что были конфликты с проезжающими. Но говорят, что кур доят! Посмотрим. Сам мыс нам не нужен, хлопотно. Время-то уже полночь! Нам бы просто на берег встать.

А вот и "Динамо". Теперь через нее нам ехать по-любому. Ворота открыты, несмотря на табличку: "С 23-00 до 06-00 проезд закрыт". Никого. Едем.

База - просто деревянные домики.

Еще по предварительным данным пляж здесь отделен от леса цепочкой то ли болотин, то ли морских лагун. Узкая цепочка вытянута параллельно берегу на пару - тройку километров. Но люди как-то проходят. Ну, не прорвемся, так встанем, где получится. Лес здесь хороший!

Дорога делает пару колен по лесу. Вдруг: глубокий песок, пара бетонных плит сверху, и дорога выкатывает на песчаный берег.

Над простором большой бухты Пейпия - абсолютный штиль. Вода, как зеркало, отражает свет не до конца погасшего полночного неба. Небо здесь выглядит примерно так же, как в Москве 22 июня. Вдали, на Сойкиной горе светит маяк. Из-за горизонта еле заметным отсветом подсвечивает облака Кингисепп.

Пляж совсем узкий: только легковой машине проехать, и то с трудом. Между полоской песка и лесом - стена мощных тростников выше человеческого роста. Но они растут на совершенно сухом песке! Место для палаток есть только на окончании нашей дороги, да и то не густо.

Пошли с Валентином обследовать берег. Через пару десятков метров пляж перекрывает огромная куча водорослей. Но что-то подсказывает, что возможности не исчерпаны. Перелезаем через водоросли. Пляж имеет продолжение.

Через несколько десятков метров мы видим в тростниках широкий проход по глубокому песку до леса. Поляна с невысокой травой. Места на всех хватит!

Нет, место занято! Машина с палаткой. Ведем разведку дальше.

Через сотню метров - такая же поляна-двойник. Свободно! Старое кострище и чайник на дереве говорят о том, что место это - обжитое.

И кроме соседней машины с палаткой (обитатели которых давно спят) вокруг - ни души!

Остается время еще искупаться на ночь. Дно песчаное, без камней вообще, и невероятно мелкое! Забегая вперед, скажу, что это был рекорд по мелкоте!

И, похоже, у воды стал, как будто бы, появляться соленый вкус. Правда, настолько мизерный, что и уверенности-то в этом нет!

Тепло, сухо, ясно.