День 3: 31.07.23

 

Большая Ижора – Лебяжье – форт Красная Горка – Гора Валдай – Шепелево – Шепелевский маяк – бухта Батарейная

 

37,5 км.

 

Тепло, сухо, солнце в дымке.

 

Большая Ижора, лес.

 

Из карьера на наш берег выходит много уток, и они совершенно свободно прогуливаются по лагерю!

 

Большеижорские утки

 

Большая Ижора. Выкатываемся обратно на Приморское шоссе.

С правой стороны - полоса сосновых боров вдоль моря, отделенных от проезжей части отбойником. Слева - территория 15-го арсенала ВМФ за колючей проволокой, размер - 3х1 км.

(УВЕЛИЧИТЬ)

В центре территории находится озеро Ижорское.

Сосновая полоса справа совсем неширокая, сквозь сосны виден залив. Находим проход в отбойнике и по хорошей тропинке подъезжаем к морскому берегу.

Это уже территория заказника «Лебяжье», до поселка Лебяжье отсуюа около 2 км.

Сосны доходят до края невысокого обрывчика. За ним - песчаный пляж. На краю обрывчика стоит стол со скамейками под крышей. На пляже - почти никого. Это при том, что этот пляж считается уже хорошим. Купаемся.

Вода бодрит, но не холодная. Пресная, но на вкус не очень аппетитная: видимо, какой-то мизер соли в ней есть. Дно мелкое, песчаное, чтобы окунуться, идти надо долго.

Ну все, Балтику, считай, обкатали!

 

 

 

 

 

 

 

Пляж Лебяжье

 

С пляжа видна на востоке Кронштадтская дамба, сам Кронштадт и купол Морского собора (на фото почти неразличимо).

Вдали на горизонте еле просматривается северный берег залива. И вдруг....на его фоне видно некое подобие белого маяка, но видно гораздо четче дальнего берега. Ясно, что он находится гораздо ближе. Я подумал, что это оконечность острова Котлин, на которой находится форт Риф. Сам форт с маяком виден, а вот дамба, ведущая к нему, из-за дальности сливается с поверхностью моря. Позже сегодня эта тема еще всплывет.

Надвигается ливень…

На западе выделяется высокий мыс Красная Горка. С облака над ним свесился залповый хвост, там поливает дождь. За ним в том же направлении идут еще несколько хвостов.

Минут через 15 явное ливневое облако появляется недалеко от нас, в недавно еще чистом небе. Наблюдаем за направлением его движения: не исключено, что может зацепить нас по касательной.

Выходим обратно на трассу. Она идет совсем рядом с ЖД-веткой на Сосновый Бор. На заливе пляж заканчивается, снова идут тростниковые плавни.

На нас надвигается небольшое локальное облачко с небольшим дождевым хвостом, сразу за ним - большой, яркий просвет до горизонта. Одевать дождевики, или быстренько прорвемся? Конечно прорвемся!

Не тут-то было! Совершенно непостижимым образом, за считанные секунды в небе образовалась темно-фиолетовая туча, занявшая полнеба, и на нас из нее обрушился сильнейший ливень. Все, что мы еле успели сделать - одеть чехлы на велорюкзаки. Дождевики успели одеть не все, и теперь уже безопаснее самому промокнуть до нитки, чем, доставая куртку из рюкзака, промочить до основания спальник и все сухие вещи. Да и толку от дождевика при таком ливне не так уж и много!

Шоссе моментально превратилось в одну большую реку. Проезжающие фуры окатывают нас с ног до головы. А с трассы в сторону не сойти: с груженым велосипедом через отбойник перелезть невозможно! Разобрать груз под ливнем тоже невозможно.

Поняв, что дождь прекращаться не торопится, едем дальше: терять уже нечего. Из морских тростников нам вслед смотрит белая цапля.

Поселок Лебяжье (Lepäsi). Дождь все-таки прекратился, но сухой нитки нет ни у кого из нас. Карманы, ботинки - вода хлюпает везде.

Лебяжье официально относится к погранзоне. Граница отсюда очень далеко, погранзона связана с близостью Ленинградской АЭС. Россиян сюда пускают по паспорту, а то и вовсе по номеру автомобиля Ленинградского региона. Проезжаем пункт контроля. Реакции на нас - никакой!

Справа проезжаем старый, деревянный лоцманский квартал. По плану - осмотр, но сейчас не до того. Первым делом надо согреться, хоть немного просохнуть и поесть. Ищем кафе.

На главной площади поселка - заведение под названием "Столовая". Как выяснится позже, заведений с таким названием в области множество. И кормежка в них исключительно добротная.

Лебяжье. После ливня.

Греемся, не спеша едим сытный обед. Тут же в туалете отжимаем от воды все, что можно отжать.

Как я смог пропустить формирование этого ливня - ума не приложу! Наш смарт-штурман Валя рассказал, что на динамической погодной карте осадков также абсолютно ничто не предвещало неприятностей: ливень возник просто ниоткуда. Я сказал на это: "Ничего удивительного! Здесь может случиться все, что угодно. Это ИНГРИЯ, ребята!"

Между тем, пока мы обедали, дождь на улице начинался и прекращался еще несколько раз.

На тот момент я ни грамма не сомневался, что сегодня придется найти ночлег где-то под крышей: настолько нереальным представлялось просушиться где-то по-другому. Вариантом для этого представлялась деревня Черная Лахта. Там берег залива - очень широкая полоса тростников, отличные места для нагула рыбы. И там находится порядка 5-6 рыболовных баз, где можно поискать места. Но до Черной Лахты еще доехать надо.

Дожди перестали, едем. Поворот с шоссе направо и по диагонали на северо-запад (ул.Мира). Ориентир: на развязке - памятник защитникам ленинградского неба, самолет ИЛ-2 на постаменте. Далее - отдельные малоэтажные строения и сосново-березовый массив под названием "Поляна Бианки". Здесь прошла юность писателя.

Подробнее о Лебяжьем: https://zapovednik.space/material/lebjazhe

Улица идет коттеджной застройкой. Это старинная дачная местность. Заборы и участки прерываются, и мы выезжаем на высокий обрывистый берег залива с отличным обзором на морские дали. Балтийский глинт обрывается тут почти вертикальной стеной.

Ловлю себя на том, что мы неплохо подсохли, несмотря ни на что. Впереди - форт Красная Горка (Uhinmäki). Надо ехать и смотреть!

Красная Горка - форт береговой обороны восточной части Финского залива. Изначально крепостью, закрывающей морской подход к Петербургу был Кронштадт и его многочисленные островные форты. Он же одновременно был главной базой Балтийского флота.

В XIX веке Кронштадт устарел для задачи, и в преддверии Первой Мировой на противоположных берегах Финского залива были построены 2 форта с дальнобойной артиллерией, способной огнем перекрыть весь залив: форт Ино на северном берегу, и Красная Горка - на южном.

В отличие от форта Ино, который не успел сделать ни одного выстрела, форт Красная Горка принял участие и в Гражданской, и в Великой Отечественной войнах. В боях Первой Мировой не участвовал.

Если форт Ино после того, как его территория отошла к Финляндии, был частично разобран под блоки для строительства линии Маннергейма, а то, что осталось, представляет сейчас наполовину руины, наполовину помойку, его южный дублер в настоящее время - ну не то, чтобы прямо-таки музей, но частично - да. Что смогли, то музеефицировали. Что не совсем смогли - остается наполовину в заброшенном виде. В целом форт сейчас занимает большую территорию, и вместе с лесным массивом и морским берегом называется "Эколого-патриотический маршрут Красная Горка". И это, пожалуй, самое точное определение.

Кроме того, на территории форта есть и действующий военный объект: филиал 15-го арсенала ВМФ. Со стороны видны только вспаханная полоса с колючей проволокой, и работающий локатор над лесом. На территории также есть жилые дома, большей частью одноэтажные. Но как населенный пункт это место выглядит полузаброшенным.

Итак, едем сосновым лесом. 2 переезда через брошеное, вросшее в землю ЖД-полотно. И через 80 м после второго переезда сворачиваем вправо на лесную грунтовку, хотя чуть дальше можно было бы заехать и более накатанной дорогой.

Сразу же оказываемся на крыше низкого, вросшего в землю бетонного укрепления с бойницами.

Едем хвойным лесом. Проезжаем мимо неогороженного жилого подворья, больше напоминающего партизанский лагерь. И примерно спустя километр выходим к мемориалу ВОВ.

 

 

 

 

 

 

 

Красная Горка, военный мемориал.

 

Далее дорога лесом выводит нас к обрыву, еще более грандиозному, чем предыдущий. Становится понятным название этого мыса: "красная" - значит "красивая".

С обрыва на востоке виден Кронштадт. Но...опять белый маяк, и уже под другим ракурсом. Сейчас четко видно, что он находится не на острове Котлин, а на каком-то отдельном островке. Это видно очень ясно, т.к. маяк освещается ярким солнцем.

Валя нашел его на навигаторе при большом разрешении. Это маяк Толбухин, он находится примерно в 5 км от Котлина, и с островом никак не соединен. Но находится на линии форта Риф.

 

 

Далее - бетонный пункт управления. А за ним - самое интересное: береговые орудийные батареи и сверхтяжелые орудия на ЖД-ходу калибром 180 и 305 мм. В войну они могли вести огонь по финской территории через залив.

 

Красная Горка. Морской обрыв.

Морской обрыв.

Морской обрыв.

Пункт управления

 

Пункт управления

Огневая позиция

Батарея береговой артиллерии

 

Сверхдальнобойные орудия

Сверхдальнобойные орудия

Сверхдальнобойные орудия

Лафет от крылатой ракеты 50-х годов

 

Пережидаем лютый ингерманландский дождь!

Вот тут небо снова опасно сгустилось. Мы приготовили общественный тент, и как только пошел дождь ощутимой силы, мы собрали велосипеды в кучу, окружили их со всех сторон, а сверху на все набросили тент. Все было сделано быстро и оперативно.

Опорами для тента служили мы сами. Своеобразное ощущение: по вам колотит дождь, вы чувствуете холод от воды, но при этом остаетесь сухим!

Если бы все не было проделано вовремя, повторилось бы примерно то же, что и сегодня под Лебяжьим. "Это Ингрия, ребята!..."

На территории есть еще музей форта, но он работает только по выходным.

Подробнее о форте Красная Горка:

https://soglas-proekt.ru/blog/fort-krasnaya-gorka.html?ysclid=ldabeyc289758583011

Красная Горка, военно-техническая дорога.

Едем мимо недоступной территории арсенала. Едем мимо бывшей станции Краснофлотск. Едем по дороге, вымощенной булыжником (так сделано для тяжелой военной техники). Покидаем территорию форта и выходим на одну из наших главных трасс - Петергофскую дорогу, Петербург - Усть-Луга. Собственно, по ней мы и едем уже второй день. Это первый в этих землях и самый старинный тракт.

По обеим сторонам дороги - шикарные сосновые леса. Приближаемся к повороту на Черную Лахту (Mustalahti). Но мы уже все практически сухие. Заехать было бы все равно интересно: в Черной Лахте - интересная деревянная архитектура. Далее за ней находится форт "Серая Лошадь", а далее - бухта Графская Лахта. Но потрачено много времени на борьбу с непогодой, и если мы ходим успешно посетить Шепелевский маяк (а это очень стоит сделать!), то участком, о котором сказано выше, придется пожертвовать.

Гора-Валдай, Троицкая церковь.

Деревня Гора-Валдай. Название странное. Это все равно, что "ромовая баба" или "морская свинка", оба из которых - ни то и не другое. Так и здесь: никакой горы тут нет, а Валдай - за 250 км отсюда. На самом деле название происходит от финского "Harjavalta" - "волость на возвышенности".

Деревня отделена от дороги старым забором. Любопытства ради въезжаем внутрь через недействующий КПП. Дело в том, что в старинной ингерманландской деревне в советские времена находился военный городок тыловой части авиации Балтийского флота. В годы ВОВ часть активно участвовала в обороне Ораниенбаумского плацдарма.

Деревня и по внешнему виду напоминает военный городок (панельные пятиэтажки). Но сохранилась и старинная Троицкая церковь, имеются остатки усадьбы Алютино.

Снова выходим на главную дорогу. Справа по навигатору находится населенный пункт Пулково (Pulkkala, не путать с известным аэропортом!). На деле - какие-то остатки деревянного забора на окраине леса.

Дорога идет вдоль берега большого Горовалдайского озера.

Деревня Шепелево (Harmaala), заправляемся продуктами в «Пятерочке».

Спустя километр - асфальтовая отворотка направо. Дорога на Шепелевский маяк.

Резко спускаемся вниз на холостом ходу (глинт!) У подножия - влажный приморский лес, смесь широколиственного с черноольшанником.

Выходим на открытое пространство. Дорога по насыпи и бетонным плитам пересекает тростники с разводьями. Начинается Горовалдайский п-ов, который до постройки маяка был островом. Сосновый лес, песок, автостоянка. Маяк - популярное и очень красивое место. За забором с колючей проволокой - маячный городок в старинном ингерманландском стиле: краснокирпичные и валунно-кирпичные дома. Справа от забора - проход вдоль моря.

 

 

 

 

 

 

 

Множество огромных камней на мелководье. Вершины камней - белые от помета морских птиц. Огромное количество водорослей, как прибитых к берегу, так и выброшенных на берег. Резкий йодистый запах. Вдали на востоке - большая полукруглая бухта с песчаным пляжем и сосновым лесом. Заросли тростников на мелководье. Чайки на берегу, в небе и на камнях. На море штиль. Небывалое чувство умиротворения и покоя!

 

Шепелевский мыс

 

 

Классический ингрийский мыс! Такие места всегда очень красивы, и при первой же возможности мы очень рекомендуем их посещать.

Берег дополнительно укреплен множеством колотых камней. Обходим по берегу маячный поселок. Мы уже давно, с 2018 года заметили, что на берегах залива вдоль моря - заросли кустов шиповника сразу за полосой пляжа, тут его множество. Он придает берегу особый колорит. Сейчас он наполовину отцвел, но смотрится все еще впечатляюще.

Здесь все заросли шиповника - за забором. Это связано с тем, что в непогоду прибой доходит до забора. Это легко отследить по бурым полосам прошлогоднего тростника на земле.

Выходим на оконечность мыса. Старый действующий маяк. Недалеко от него - на порядок более высокая мачта РЛС с вращающейся антенной. В море - нагромождение камней. На берегу - группа с сабами. У нас возник вопрос: не бояться они ходить здесь по воде среди таких камней? И сами себе же и ответили: с осадкой саба здесь только и ходить! Но, конечно, не при большой волне.

Заходим на другую сторону мыса. Отсюда открывается вид на Батарейную бухту вдали. Немного дальше маяка стоит бывшая пограничная вышка, ажурная металлическая конструкция, очень высокая. Говорят, что виды с нее потрясающие. Но старые деревянные настилы - опасные.

 

 

 

 

 

 

 

Шепелевский мыс

 

Идем обратно к нашим велосипедам (к маяку ходим посменно).

Подробнее о маяке:

http://mayaki-sssr.spb.ru/mayaki-baltiiskogo-morya-rus/168/

Петергофская дорога. Не успеваем мы проехать и 100 метров - поворот в бухту Батарейная.

По плану у нас ночевка на берегу, за мысом Каменный (Kiviniemi) в районе поселка Кандикюля. Это около 3 км отсюда. Но дело к вечеру, и мы решаем: если в Батарейной бухте нам понравится - останемся.

На въезде - развалины КПП, исписанные граффити. Здесь при Советской власти находилась база заправки дизельных подводных лодок. Также здесь испытывались подлодки, работающие на перекиси водорода - немецкая трофейная технология. При всех их достоинствах, имелся существенный недостаток - такие лодки были очень аварийноопасны, поэтому со временем от них отказались.

Местность - прекрасный сосновый лес, спускающийся несколькими уступами к морю. В лесу разбросаны бетонные бункеры для хранения горючего и для персонала. Все давно заброшено. Ближе к воде - множество палаточных лагерей и более капитальных сооружений из подручных материалов. Все обитаемое, по крайней мере - в сезон. Посередине лесного массива проходит песчаная дорога, местами вымощенная булыжником. В сторону залива от нее уходят отворотки.

В начале 2000-х "Сургутнефтегаз" планировал здесь построить нефтеналивной терминал, даже закладной камень поставили с соответствующей надписью в граните на века. Но что-то не срослось: то ли экологи бухту отбили, то ли акценты перенесли в порт Усть-Луга.

Но праздновать победу рано! Группа компаний 'Содружество", мощная структура по переработке сельскохозяйственной продукции, имеет виды на Батарейную бухту в плане постройки зернового терминала. И здесь тоже - вопрос не однозначный.

Кто не слышал о пресловутой "зерновой сделке"! Но речь сейчас не о ней, а о том, что продовольствие на мировых рынках становится дороже и востребованнее нефти и газа. И то ли еще будет!

Но сейчас идет обсуждение вопроса о переносе зернового терминала в порт Усть-Луга. Ну, дай-то Бог!

Наши наблюдения: по данным СМИ зерновой терминал должен быть построен (если должен!) к 2024 году. Никаких признаков столь большого строительства нет и в помине!

На этом закончим обсуждение федеральных проблем. У нас сейчас - центральная лесная грунтовая дорога через лесной массив бухты Батарейная. Сворачиваем вниз по очередной отворотке к заливу. Дорога выходит к самому интересному сооружению бухты!

Насыпь бывшей железнодорожной ветки. Рельсов уже давно нет. Бетонный бункер у самого моря. А дальше - пирс. Осмотрим его потом.

У начала пирса слева - ровная площадка в сосновой роще, никем не занятая. Ставим лагерь!

Рядом, увы, общественная туалетная площадка, видим по салфеткам. Но места достаточно! Главное - ровно! Устанавливаем палатки и натягиваем между сосен сложную систему веревок, коих у нас достаточно. Развешиваем вещи, требующие окончательной просушки. Прогноз погоды - хороший.

Самое интересное: совсем рядом находится старый пирс заправки подводных лодок. Вернее, то, что осталось от него. Насыпь, облицованная бетоном и укрепленная волнорезами. Промежуток между двумя бетоннно-волнорезными облицовками наполнен камнями. Там же сделан канал из бетонных плит для прокладки заправочных рукавов. В конце сооружения - старая металлическая ферма, перекинутая на ближний бетонный блок в море. Ферма - в аварийном состоянии. Далее в море, на одной линии находится ряд бетонных блоков, ферм между ними уже нет. Все это вместе - остатки очень длинного пирса.

Возле начала пирса, по обе его стороны - густое скопление водорослей. Но стоит отойти чуть дальше - полоса водорослей не превышает метра по ширине. А дальше от берега - чистое, песчаное дно.

 

 

 

 

 

 

 

Бухта Батарейная

 

Купаемся в сумерках от души.

Ясно, тепло, сухо. Отбой.

Вот такая неоднозначная, непредсказуемая погода. А что вы хотите? Это - Ингрия!