День 3: 31.07.23
Большая
Ижора – Лебяжье – форт Красная Горка – Гора Валдай – Шепелево – Шепелевский
маяк – бухта Батарейная 37,5 км. |
|||||||||||||||||||||
Тепло, сухо, солнце в
дымке. Из карьера на наш
берег выходит много уток, и они совершенно свободно прогуливаются по лагерю! Большая Ижора.
Выкатываемся обратно на Приморское шоссе. С правой стороны -
полоса сосновых боров вдоль моря, отделенных от проезжей части отбойником.
Слева - территория 15-го арсенала ВМФ за колючей проволокой, размер - 3х1 км.
|
|||||||||||||||||||||
В центре территории
находится озеро Ижорское. Сосновая полоса справа
совсем неширокая, сквозь сосны виден залив. Находим проход в отбойнике и по
хорошей тропинке подъезжаем к морскому берегу. Это уже территория
заказника «Лебяжье», до поселка Лебяжье отсуюа около 2 км. Сосны доходят до края
невысокого обрывчика. За ним - песчаный пляж. На краю обрывчика стоит стол со
скамейками под крышей. На пляже - почти никого. Это при том, что этот пляж
считается уже хорошим. Купаемся. Вода бодрит, но не
холодная. Пресная, но на вкус не очень аппетитная: видимо, какой-то мизер
соли в ней есть. Дно мелкое, песчаное, чтобы окунуться, идти надо долго. Ну все, Балтику,
считай, обкатали! Пляж Лебяжье С пляжа видна на
востоке Кронштадтская дамба, сам Кронштадт и купол Морского собора (на фото
почти неразличимо). Вдали на горизонте еле
просматривается северный берег залива. И вдруг....на его фоне видно некое
подобие белого маяка, но видно гораздо четче дальнего берега. Ясно, что он
находится гораздо ближе. Я подумал, что это оконечность острова Котлин, на
которой находится форт Риф. Сам форт с маяком виден, а вот дамба, ведущая к
нему, из-за дальности сливается с поверхностью моря. Позже сегодня эта тема
еще всплывет.
На западе выделяется
высокий мыс Красная Горка. С облака над ним свесился залповый хвост, там
поливает дождь. За ним в том же направлении идут еще несколько хвостов. Минут через 15 явное ливневое
облако появляется недалеко от нас, в недавно еще чистом небе. Наблюдаем за
направлением его движения: не исключено, что может зацепить нас по
касательной. Выходим обратно на
трассу. Она идет совсем рядом с ЖД-веткой на Сосновый Бор. На заливе пляж
заканчивается, снова идут тростниковые плавни. На нас надвигается
небольшое локальное облачко с небольшим дождевым хвостом, сразу за ним -
большой, яркий просвет до горизонта. Одевать дождевики, или быстренько
прорвемся? Конечно прорвемся! Не тут-то было!
Совершенно непостижимым образом, за считанные секунды в небе образовалась
темно-фиолетовая туча, занявшая полнеба, и на нас из нее обрушился сильнейший
ливень. Все, что мы еле успели сделать - одеть чехлы на велорюкзаки.
Дождевики успели одеть не все, и теперь уже безопаснее самому промокнуть до
нитки, чем, доставая куртку из рюкзака, промочить до основания спальник и все
сухие вещи. Да и толку от дождевика при таком ливне не так уж и много! Шоссе моментально
превратилось в одну большую реку. Проезжающие фуры окатывают нас с ног до
головы. А с трассы в сторону не сойти: с груженым велосипедом через отбойник
перелезть невозможно! Разобрать груз под ливнем тоже невозможно. Поняв, что дождь
прекращаться не торопится, едем дальше: терять уже нечего. Из морских тростников
нам вслед смотрит белая цапля. Поселок Лебяжье
(Lepäsi). Дождь все-таки прекратился, но сухой нитки нет ни у кого из нас.
Карманы, ботинки - вода хлюпает везде. Лебяжье официально
относится к погранзоне. Граница отсюда очень далеко, погранзона связана с
близостью Ленинградской АЭС. Россиян сюда пускают по паспорту, а то и вовсе
по номеру автомобиля Ленинградского региона. Проезжаем пункт контроля.
Реакции на нас - никакой! Справа проезжаем
старый, деревянный лоцманский квартал. По плану - осмотр, но сейчас не до
того. Первым делом надо согреться, хоть немного просохнуть и поесть. Ищем
кафе. На главной площади
поселка - заведение под названием "Столовая". Как выяснится позже,
заведений с таким названием в области множество. И кормежка в них исключительно
добротная.
Греемся, не спеша едим
сытный обед. Тут же в туалете отжимаем от воды все, что можно отжать. Как я смог пропустить
формирование этого ливня - ума не приложу! Наш смарт-штурман Валя рассказал,
что на динамической погодной карте осадков также абсолютно ничто не
предвещало неприятностей: ливень возник просто ниоткуда. Я сказал на это:
"Ничего удивительного! Здесь может случиться все, что угодно. Это
ИНГРИЯ, ребята!" Между тем, пока мы
обедали, дождь на улице начинался и прекращался еще несколько раз. На тот момент я ни
грамма не сомневался, что сегодня придется найти ночлег где-то под крышей:
настолько нереальным представлялось просушиться где-то по-другому. Вариантом
для этого представлялась деревня Черная Лахта. Там берег залива - очень
широкая полоса тростников, отличные места для нагула рыбы. И там находится
порядка 5-6 рыболовных баз, где можно поискать места. Но до Черной Лахты еще
доехать надо. Дожди перестали, едем.
Поворот с шоссе направо и по диагонали на северо-запад (ул.Мира). Ориентир:
на развязке - памятник защитникам ленинградского неба, самолет ИЛ-2 на
постаменте. Далее - отдельные малоэтажные строения и сосново-березовый массив
под названием "Поляна Бианки".
Здесь прошла юность писателя. Подробнее о Лебяжьем: https://zapovednik.space/material/lebjazhe Улица идет коттеджной
застройкой. Это старинная дачная местность. Заборы и участки прерываются, и мы
выезжаем на высокий обрывистый берег залива с отличным обзором на морские
дали. Балтийский глинт обрывается тут почти вертикальной стеной. Ловлю себя на том, что
мы неплохо подсохли, несмотря ни на что. Впереди - форт Красная Горка
(Uhinmäki). Надо ехать и смотреть! Красная Горка - форт
береговой обороны восточной части Финского залива. Изначально крепостью,
закрывающей морской подход к Петербургу был Кронштадт и его многочисленные
островные форты. Он же одновременно был главной базой Балтийского флота. В XIX веке Кронштадт
устарел для задачи, и в преддверии Первой Мировой на противоположных берегах
Финского залива были построены 2 форта с дальнобойной артиллерией, способной
огнем перекрыть весь залив: форт Ино на северном берегу, и Красная
Горка - на южном. В отличие от форта
Ино, который не успел сделать ни одного выстрела, форт Красная Горка принял
участие и в Гражданской, и в Великой Отечественной войнах. В боях Первой
Мировой не участвовал. Если форт Ино после
того, как его территория отошла к Финляндии, был частично разобран под блоки
для строительства линии Маннергейма, а то, что осталось, представляет сейчас
наполовину руины, наполовину помойку, его южный дублер в настоящее время - ну
не то, чтобы прямо-таки музей, но частично - да. Что смогли, то
музеефицировали. Что не совсем смогли - остается наполовину в заброшенном
виде. В целом форт сейчас занимает большую территорию, и вместе с лесным
массивом и морским берегом называется "Эколого-патриотический маршрут
Красная Горка". И это, пожалуй, самое точное определение. Кроме того, на
территории форта есть и действующий военный объект: филиал 15-го арсенала
ВМФ. Со стороны видны только вспаханная полоса с колючей проволокой, и
работающий локатор над лесом. На территории также есть жилые дома, большей
частью одноэтажные. Но как населенный пункт это место выглядит
полузаброшенным. Итак, едем сосновым
лесом. 2 переезда через брошеное, вросшее в землю ЖД-полотно. И через 80 м
после второго переезда сворачиваем вправо на лесную грунтовку, хотя чуть
дальше можно было бы заехать и более накатанной дорогой. Сразу же оказываемся
на крыше низкого, вросшего в землю бетонного укрепления с бойницами. Едем хвойным лесом.
Проезжаем мимо неогороженного жилого подворья, больше напоминающего
партизанский лагерь. И примерно спустя километр выходим к мемориалу ВОВ. Красная Горка,
военный мемориал. Далее дорога лесом
выводит нас к обрыву, еще более грандиозному, чем предыдущий. Становится
понятным название этого мыса: "красная" - значит "красивая". С обрыва на востоке
виден Кронштадт. Но...опять белый маяк, и уже под другим ракурсом. Сейчас
четко видно, что он находится не на острове Котлин, а на каком-то отдельном
островке. Это видно очень ясно, т.к. маяк освещается ярким солнцем. Валя нашел его на
навигаторе при большом разрешении. Это маяк
Толбухин, он находится примерно в 5 км от Котлина, и с островом никак
не соединен. Но находится на линии форта Риф. Далее - бетонный пункт
управления. А за ним - самое интересное: береговые орудийные батареи и
сверхтяжелые орудия на ЖД-ходу калибром 180 и 305 мм. В войну они могли вести
огонь по финской территории через залив.
Вот тут небо снова
опасно сгустилось. Мы приготовили общественный тент, и как только пошел дождь
ощутимой силы, мы собрали велосипеды в кучу, окружили их со всех сторон, а
сверху на все набросили тент. Все было сделано быстро и оперативно. Опорами для тента
служили мы сами. Своеобразное ощущение: по вам колотит дождь, вы чувствуете
холод от воды, но при этом остаетесь сухим! Если бы все не было
проделано вовремя, повторилось бы примерно то же, что и сегодня под Лебяжьим.
"Это Ингрия, ребята!..." На территории есть еще
музей
форта, но он работает только по выходным. Подробнее о форте
Красная Горка: https://soglas-proekt.ru/blog/fort-krasnaya-gorka.html?ysclid=ldabeyc289758583011
Едем мимо недоступной территории
арсенала. Едем мимо бывшей станции Краснофлотск. Едем по дороге, вымощенной
булыжником (так сделано для тяжелой военной техники). Покидаем территорию
форта и выходим на одну из наших главных трасс - Петергофскую дорогу,
Петербург - Усть-Луга. Собственно, по ней мы и едем уже второй день. Это
первый в этих землях и самый старинный тракт. По обеим сторонам
дороги - шикарные сосновые леса. Приближаемся к повороту на Черную
Лахту (Mustalahti). Но мы уже все практически сухие. Заехать было бы
все равно интересно: в Черной Лахте - интересная деревянная архитектура.
Далее за ней находится форт "Серая
Лошадь", а далее - бухта Графская Лахта. Но потрачено много
времени на борьбу с непогодой, и если мы ходим успешно посетить Шепелевский
маяк (а это очень стоит сделать!), то участком, о котором сказано выше,
придется пожертвовать.
Деревня Гора-Валдай.
Название странное. Это все равно, что "ромовая баба" или
"морская свинка", оба из которых - ни то и не другое. Так и здесь:
никакой горы тут нет, а Валдай - за 250 км отсюда. На самом деле название
происходит от финского "Harjavalta" - "волость на
возвышенности". Деревня отделена от
дороги старым забором. Любопытства ради въезжаем внутрь через недействующий
КПП. Дело в том, что в старинной ингерманландской деревне в советские времена
находился военный городок тыловой части авиации Балтийского флота. В годы ВОВ
часть активно участвовала в обороне Ораниенбаумского плацдарма. Деревня и по внешнему
виду напоминает военный городок (панельные пятиэтажки). Но сохранилась и
старинная Троицкая церковь,
имеются остатки усадьбы Алютино. Снова выходим на
главную дорогу. Справа по навигатору находится населенный пункт Пулково
(Pulkkala, не путать с известным аэропортом!). На деле - какие-то остатки
деревянного забора на окраине леса. Дорога идет вдоль
берега большого Горовалдайского
озера. Деревня Шепелево
(Harmaala), заправляемся продуктами в «Пятерочке». Спустя километр -
асфальтовая отворотка направо. Дорога на Шепелевский маяк. Резко спускаемся вниз
на холостом ходу (глинт!) У подножия - влажный приморский лес, смесь
широколиственного с черноольшанником. Выходим на открытое
пространство. Дорога по насыпи и бетонным плитам пересекает тростники с
разводьями. Начинается Горовалдайский п-ов, который до постройки маяка был
островом. Сосновый лес, песок, автостоянка. Маяк - популярное и очень
красивое место. За забором с колючей проволокой - маячный городок в старинном
ингерманландском стиле: краснокирпичные и валунно-кирпичные дома. Справа от
забора - проход вдоль моря. Множество огромных
камней на мелководье. Вершины камней - белые от помета морских птиц. Огромное
количество водорослей, как прибитых к берегу, так и выброшенных на берег. Резкий
йодистый запах. Вдали на востоке - большая полукруглая бухта с песчаным
пляжем и сосновым лесом. Заросли тростников на мелководье. Чайки на берегу, в
небе и на камнях. На море штиль. Небывалое чувство умиротворения и покоя! Шепелевский мыс Классический
ингрийский мыс! Такие места всегда очень красивы, и при первой же возможности
мы очень рекомендуем их посещать. Берег дополнительно
укреплен множеством колотых камней. Обходим по берегу маячный поселок. Мы уже
давно, с 2018 года заметили, что на берегах залива вдоль моря - заросли
кустов шиповника сразу за полосой пляжа, тут его множество. Он придает берегу
особый колорит. Сейчас он наполовину отцвел, но смотрится все еще
впечатляюще. Здесь все заросли
шиповника - за забором. Это связано с тем, что в непогоду прибой доходит до
забора. Это легко отследить по бурым полосам прошлогоднего тростника на
земле. Выходим на оконечность
мыса. Старый действующий маяк. Недалеко от него - на порядок более высокая
мачта РЛС с вращающейся антенной. В море - нагромождение камней. На берегу -
группа с сабами. У нас возник вопрос: не бояться они ходить здесь по воде
среди таких камней? И сами себе же и ответили: с осадкой саба здесь только и
ходить! Но, конечно, не при большой волне. Заходим на другую
сторону мыса. Отсюда открывается вид на Батарейную бухту вдали. Немного
дальше маяка стоит бывшая пограничная вышка, ажурная металлическая
конструкция, очень высокая. Говорят, что виды с нее потрясающие. Но старые
деревянные настилы - опасные. Шепелевский мыс Идем обратно к нашим
велосипедам (к маяку ходим посменно). Подробнее о маяке: http://mayaki-sssr.spb.ru/mayaki-baltiiskogo-morya-rus/168/ Петергофская дорога. Не
успеваем мы проехать и 100 метров - поворот в бухту Батарейная. По плану у нас ночевка
на берегу, за мысом Каменный (Kiviniemi) в районе поселка Кандикюля. Это
около 3 км отсюда. Но дело к вечеру, и мы решаем: если в Батарейной бухте нам
понравится - останемся. На въезде - развалины
КПП, исписанные граффити. Здесь при Советской власти находилась база заправки
дизельных подводных лодок. Также здесь испытывались подлодки, работающие на
перекиси водорода - немецкая трофейная технология. При всех их достоинствах,
имелся существенный недостаток - такие лодки были очень аварийноопасны,
поэтому со временем от них отказались. Местность - прекрасный
сосновый лес, спускающийся несколькими уступами к морю. В лесу разбросаны
бетонные бункеры для хранения горючего и для персонала. Все давно заброшено.
Ближе к воде - множество палаточных лагерей и более капитальных сооружений из
подручных материалов. Все обитаемое, по крайней мере - в сезон. Посередине
лесного массива проходит песчаная дорога, местами вымощенная булыжником. В
сторону залива от нее уходят отворотки. В начале 2000-х
"Сургутнефтегаз" планировал здесь построить нефтеналивной терминал,
даже закладной камень поставили с соответствующей надписью в граните на века.
Но что-то не срослось: то ли экологи бухту отбили, то ли акценты перенесли в
порт Усть-Луга. Но праздновать победу
рано! Группа компаний 'Содружество", мощная структура по переработке
сельскохозяйственной продукции, имеет виды на Батарейную бухту в плане
постройки зернового терминала. И здесь тоже - вопрос не однозначный. Кто не слышал о
пресловутой "зерновой сделке"! Но речь сейчас не о ней, а о том,
что продовольствие на мировых рынках становится дороже и востребованнее нефти
и газа. И то ли еще будет! Но сейчас идет
обсуждение вопроса о переносе зернового терминала в порт Усть-Луга. Ну,
дай-то Бог! Наши наблюдения: по
данным СМИ зерновой терминал должен быть построен (если должен!) к 2024 году.
Никаких признаков столь большого строительства нет и в помине! На этом закончим
обсуждение федеральных проблем. У нас сейчас - центральная лесная грунтовая
дорога через лесной массив бухты Батарейная. Сворачиваем вниз по очередной
отворотке к заливу. Дорога выходит к самому интересному сооружению бухты! Насыпь бывшей
железнодорожной ветки. Рельсов уже давно нет. Бетонный бункер у самого моря.
А дальше - пирс. Осмотрим его потом. У начала пирса слева -
ровная площадка в сосновой роще, никем не занятая. Ставим лагерь! Рядом, увы,
общественная туалетная площадка, видим по салфеткам. Но места достаточно!
Главное - ровно! Устанавливаем палатки и натягиваем между сосен сложную
систему веревок, коих у нас достаточно. Развешиваем вещи, требующие
окончательной просушки. Прогноз погоды - хороший. Самое интересное:
совсем рядом находится старый пирс заправки подводных лодок. Вернее, то, что
осталось от него. Насыпь, облицованная бетоном и укрепленная волнорезами.
Промежуток между двумя бетоннно-волнорезными облицовками наполнен камнями.
Там же сделан канал из бетонных плит для прокладки заправочных рукавов. В
конце сооружения - старая металлическая ферма, перекинутая на ближний
бетонный блок в море. Ферма - в аварийном состоянии. Далее в море, на одной
линии находится ряд бетонных блоков, ферм между ними уже нет. Все это вместе
- остатки очень длинного пирса. Возле начала пирса, по
обе его стороны - густое скопление водорослей. Но стоит отойти чуть дальше -
полоса водорослей не превышает метра по ширине. А дальше от берега - чистое,
песчаное дно. Бухта Батарейная Купаемся в сумерках от
души. Ясно, тепло, сухо.
Отбой. Вот такая
неоднозначная, непредсказуемая погода. А что вы хотите? Это - Ингрия! |
|||||||||||||||||||||
|