День 1: 29.07.23

Посадка на поезд.

 

Погода в последние дни перед походом нас не баловала как на Родине, так и в том краю, куда мы намеревались прибыть. Но прогноз на предстоящие две недели был в целом неплохой. А в день старта погода во второй половине дня разгулялась, лужи подсохли, мы без проблем добрались до Ленинградского вокзала и посуху загрузились в поезд.

Поезд 016 "Арктика", Москва - Мурманск, отправлением 00-40, уже 30 июля. Едем на нем до Ладожского вокзала, Санкт-Петербург. Другие ночные поезда мы просто не рассматривали: мурманский поезд был единственный, где имелись плацкартные вагоны, что жизненно необходимо для нормальной перевозки велосипедов. Плацкартные вагоны были и в проходящих ночных поездах типа "Волгоград - Санкт-Петербург", следующих через Восточный вокзал. Но садиться с велосипедами в проходящий поезд - значит обрекать себя на известные неудобства.

В принципе, велосипеды можно без проблем перевезти в сидячих вагонах, опыт есть. Но: первый день пути нам нужен весь целиком, с раннего утра (позже объясню, почему). Этому требованию удовлетворял только самый ранний "Сапсан". Но на него бы Валентин с Наташей просто не успели бы из Королева.

Так что, мурманский поезд был для нас лучшим вариантом!

В зале ожидания - три больших водных группы с собраными, упаковаными плавсредствами и кучей рюкзаков. Не хотелось бы с ними в один вагон!

Наша группа встретилась на вокзале, разбираем и упаковываем велосипеды возле нашего вагона. Как вдруг приближается большая вокзальная телега, доверху наполненная водным снаряжением. Мы внутренне напряглись....проехала мимо! Мы облегченно выдохнули.

 

 

 

 

 

 

По дороге на вокзал

 

Погрузились нормально, в вагоне не было крупного багажа. Поезд тронулся.

Хочу сразу рассказать, что наш маршрут частично будет проходить через 2 пограничные зоны, куда нужен пропуск:

1) Ленинградская область: Ивангород. Также погранзона распространяется на поселок Лебяжье и город Сосновый Бор, что расположены довольно далеко от границы (это связано с ограниченным режимом посещения Ленинградской АЭС). Но российских граждан туда пускают просто по паспорту.

2) Псковская область. Гдовский район, почти весь. В пропуске обычно пишут: "Весь Гдовский район".

Полностью ознакомиться с границами погранзоны Псковской областит вы можете здесь:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405436191/?ysclid=lnrrv6aerm566802605

Очень рекомендуем заказывать пропуск на федеральном портале госуслуг:

https://www.gosuslugi.ru/43708

Заказать нужно два пропуска: по Ленинградской и по Псковской области отдельно.

Годится пропуск только в бумажном виде, с оригинальной печатью. Никаких цифровых форм не предусмотрено: силовые ведомства везде и во все времена очень консервативны.

Способ получения: рекомендуем выбрать получение по почте, т.е. в почтовый ящик, обычным бумажным письмом. Можете и лично явиться в УФСБ в Питере и Пскове, но будет ли это удобно? Нам - ну очень неудобно, а по Пскову и просто теряет смысл: это конечный пункт похода.

А теперь - самое главное: заказывайте пропуск КАК МОЖНО РАНЬШЕ! Услуга это бесплатная, и ни к чему не обязывает. Срок действия пропуска - год. По нормам, заявка рассматривается и выполняется в течение месяца - полутора, но фактически это может занять значительно больше времени. А может и вообще потеряться на почте.

У нас, в результате, два участника оказалось без пропуска в Ивангород, а один - еще и без пропуска в Псковскую область. В первом случае - не так критично: если что - крепость не увидим, жалко конечно, но логистика при этом не поломается: город лежит чуть в стороне от основного маршрута. А вот в случае с Псковом у нас становиться недоступным целый день велосипедного хода, плюс еще полностью теряем берег Чудского озера. Наши действия?

Решили в Ивангород ехать наудачу. Развернут - так развернут, ну не расстреляют же! А для Псковской области придумали 2 схемы объезда погранзоны. Но человек будет это делать 3 дня в одиночку, с последующей встречей с нами в Пскове.

Забегая вперед, скажу: все обошлось. И маршрут прошли без потерь, и в полном составе, и без приключений. Но рассчитывать на это не советую: у нас это было просто везение. Как говорит Николай Фоменко, комментируя бои без правил: " Не пытайтесь повторить это дома!"

На этой оптимистической ноте закончу описание первого дня. Теперь - спать! Завтра рано утром - Ингрия!

 

День 2: 30.07.23

 

Москва (поезд) – Санкт-Петербург (электричка) – Петергоф – Мордвиновка – Мартышкино – Ломоносов – Большая Ижора.

 

35,8 км.

 

Ладожский вокзал, прибытие – 09-13. Поезд здесь стоит почти час, так что не торопясь выгружаемся, собираем велосипеды.

Отличная летняя погода! На голубом небе - ни единого облачка!

Очень понравились пандусы на вокзале: длинные, пологие, широкие. Как раз для груженых велосипедов! Выкатываемся на привокзальную площадь и Заневский проспект. Теперь нам предстоит проехать по городу от Ладожского до Балтийского вокзала, а там, на электричке - до Петергофа (Pietarhovi), откуда мы начнем велосипедный путь.

 

Ладожский вокзал

 

Изначально мы планировали сесть на велосипеды прямо на Московском вокзале (по первоначальной программе заброски) и проехать своим ходом через Лиговский проспект, парки вдоль Дудергофского канала и Стрельну, но

(УВЕЛИЧИТЬ)

поезд получился прибытием чуть позже, на другой вокзал, путь чуть длиннее, времени чуть больше....для первого дня 80 км будет многовато, разбивка лагеря будет поздновато, да и дорогу посмотрим очень бегло.

А в Константиновский дворец в Стрельне нас все равно не пустят: это официальная резиденция президента. Так что начнем от Петергофа и неспешно проедем 40 км.

Набережная Обводного канала

Тем более, что в пути может быть задержка в связи еще с одним обстоятельством.

Сегодня - последнее воскресенье июля, День Военно-морского Флота. В городе будет морской парад. Разведут мосты: Троицкий, Литейный, Дворцовый и Благовещенский. На Английской набережной соберется высшее руководство страны. Частично перекроют дороги, частично ограничат движение.

Но: наш мост Александра Невского разводить не будут, и это очень большой плюс для нас. Путь нашего следования по городу, по предварительным данным, тоже, вроде бы, не перекроют. Но перераспределение транспортных потоков - это более чем вероятно. И вообще, надо быть готовыми ко всему!

Едем по Заневскому, переезжаем мост Александра Невского. С него хорошо видна Александро-Невская лавра. Едем по Синопской набережной, а затем - по набережной Обводного канала.

Нормально, нигде ничего не перекрыли! И городской транспорт тоже не докучает. Наверное, сегодня все или на параде, или где-нибудь в Зеленогорске загорают. Начало хорошее!

Примерно за час и 15 минут добираемся до Балтийского вокзала, чуть не перепутав его с Варшавским, настолько они близко находятся друг от друга. Последний уже давно не работает по назначению, сейчас там - торговый центр.

Садимся на ораниенбаумский поезд, едем до станции Новый Петергоф.

По пути порадовали платформы: в старом, добром стиле и почти все - без турникетов. Велопитерцы, цените свое счастье, пока гром не грянул!

Новый Петергоф, вокзал в неоготическом стиле. Вот здесь турникет есть. Едем через Александрийский парк, доступ туда - свободный, в отличие от соседнего парка Александрия (название такое, что их часто путают) и многих других. И совершенно ясно, что к петергофским фонтанам нас тем более не пустят. Да мы и не планировали, зная это. Тем более что там только ленивый не был! В подтверждение этих слов, по нашей дорожке движется много народа, и все - в одном направлении, а именно - в этот самый парк.

А мы выходим на Санкт-Петербургское шоссе и останавливаемся завтракать в первом же кафе.

Пока мы поглощаем разные бургеры и крепкий кофе, расскажу, почему первый день похода был нам нужен весь, с самого утра. Дело в том, что в предместьях Питера просто негде поставить лагерь. Города, поселки, парки дворцы, коттеджные поселки и частные владения непрерывно переходят одно в другое. Все, что есть незастроенного между ними - это либо какие-то кусты, либо участки такого леса, где и вставать-то не захочешь: мокрое чернолесье с высокой травой и крапивой. Единственный резервный участок, который мы заприметили - квадрат приличного леса на окраине Ломоносова, примерно 2х2 км, окруженный со всех сторон новостройками. Иными словами, до места первого лагеря надо отъехать от Питера на определенное расстояние. И желательно - не слишком далеко от главной нитки маршрута.

А первый лагерь был у нас запланирован к югу от поселка Большая Ижора. Раньше - почти бесполезно.

Народ покушал, едем. Прекрасные, широкие тротуары с микропандусами. Изредка едем по обочине. Петергоф - очень приятный, уютный, домашний город. Застроен в стиле петровского классицизма, либо сталинскими малоэтажками, выполненными под тот же старый стиль. Это - особенность всех петербургских пригородов, включая промышленный город Колпино (Kolpina)со знаменитым Ижорским заводом, по крайней мере - его исторический центр. Исключение составляют, может быть, ШушАры (Suosaari)с их бесконечными небоскребами и многочисленными терминалами. Да еще окрестности бизнес-центра «Лахта» - там находится самый высокий небоскреб Европы, принадлежащий Газпрому.

 

Петергоф. Привокзальная площадь.

Старинная почта.

Петергоф. Санкт-Петербургский проспект.

Собор Петра и Павла

 

Петергоф, как и многие места дальше по нашему маршруту, находится на краю Ижорской возвышенности. Она обрывается, где несколькими уступами, где одним высоким обрывом к Финскому заливу. Это понижение называется "Балтийский глинт". Ижорское плато отличается крайне малым количеством естественных водотоков: почти вся вода уходит в карст, в песчаниковый плитняк. Тем не менее: это старинный сельскохозяйственный район, пейзажи которого порой напоминают Белоруссию. Но и дремучих лесов здесь хватает, с чем мы еще столкнемся.

Однако, ближе к Балтийскому глинту воды выходят на поверхность в виде многочисленных ручьев и речек. Многие из них мы пересекаем. На этой системе природных водотоков было еще в петровские времена устроено водное питание петергофского каскада фонтанов. В отличие от своего прототипа - каскада фонтанов Версаля, в петергофские фонтаны вода поступает самотеком, в то время как версальские фонтаны обслуживаются системой насосов:

https://spbvedomosti.ru/news/gorod/lichnyy-fond-veterana-fedora-krutko-peredali-v-arkhiv/

Слева от шоссе начинается парк Сергиевка. Переходим на ту сторону и поднимаемся на крутой, но короткий тягун - уступ Балтийского глинта. И сразу же выходим к загородному дворцу герцога Лейхтенбергского, зятя Николая I. Дворец выполнен в псевдоримском стиле. В настоящий момент там находится НИИ биофака ЛГУ.

Парк сделан на базе естественного хвойного лесного массива с примесью вековых дубов. Его дорожки устроены так, что даже в самый сильный ливень остаются сухими. Парк рассекает система глубоких оврагов с расположенными в них прудами.

На дне одного из оврагов, рядом с источником находится большая каменная голова, вытесанная из природного валуна. Автор неизвестен, кого изображает эта скульптура - тоже неизвестно. Гипотез на эту тему множество: и про продолжение скульптуры глубоко под землей, и про то, что это - портрет Петра (что-то и вправду есть!), и про то, что скульптура послужила прототипом живой головы из поэмы "Руслан и Людмила"...в пользу последней версии может послужить отверстие на переносице, на которой предположительно мог закрепляться ныне утраченный шлем.

 

Дворец герцога лейхтенбергского

Парк Сергиевка

Каменная голова

Ферма. «Английский дом».

 

Подробнее о парке Сергиевка: https://p24p.ru/sergievka.htm

Подробнее о Петергофе: https://peterhof.ru/

Кирха Св.Иоанна

Сделав по парку петлю, мы выходим в Мартышкино (Tyrö). Никакого отношения к мартышкам этот поселок не имеет, а название происходит от старинного слова "мартын" - морская птица. Либо от слова "мартыш" - лодочник, перевозчик, что более вероятно. В старые времена тут был их поселок, мартышы занимались перевозкой кирпича для строительства Кронштадта.

По улице Горской снова делаем подъем на глинт, наверху осматриваем лютеранскую кирху святого Иоанна и скатываемся вниз на Морскую улицу - продолжение Санкт-Петербургского шоссе.

В просветах между одноэтажными домами временами видна гладь Финского залива. Береговая линия здесь густо заросла тростником, образующим обширные плавни. В сезон здесь останавливаются большие стаи перелетных птиц.

Пробуем выехать на морской берег, но упираемся в ворота яхт-клуба. Далее проехать к морю и вовсе нереально: там будет морской терминал города Ломоносов. Так что, въезжаем в Ломоносов (Rampova), бывший Ораниенбаум ("Апельсиновое Дерево"). По-простому - "Рамбов", название это, по нашим данным, до сих пор в ходу.

Ломоносов. Дворцовый пр-т.

Собор Архангела Михаила

Итак, Рамбов. Очень симпатичный город, в стиле питерских пригородов. На пути нас встречает собор Михаила Архангела.

А немного дальше - вход в шикарный Ораниенбаумский парк, с дворцом Меншикова и Катальной горкой. Мы разведали проход. С велосипедами - не пускают. Вход платный. На проходной есть велопарковка, обещают присматривать. Но это - не наш формат!

Начиная от окраин Питера, через Стрельну, Петергоф, Ломоносов - идут сплошные дворцы и парки. Один только Петергоф - это сплошные парки! Их - множество!

Короче, предместья Петергофа - это отдельный формат, это - не наш формат! На это нужен отдельный день.

Мы проедем мимо весь Ораниенбаумский парк, не заезжая в глубину парка. Издали мы видим и дворец Меншикова, и Катальную Горку.

Наверное, все на свете знают про блокаду Ленинграда. Но мало кто знает про то, что кроме Ленинграда есть на северо-западе еще 2 плацдарма, на которые не ступила нога немецкого солдата. Самый маленький - это Ореховый остров у истока Невы, на нем стоит Шлиссельбургская крепость. Средний по размеру - это Ораниенбаумский плацдарм. И это единственное место в пригородах Ленинграда, где полностью сохранились все памятники истории и архитектуры, в т.ч. Ораниенбаумский дворцово-парковый комплекс.

Прокол камеры, мы остановились на заклеивание напротив главного входа в Ораниенбаумский парк. Нашли себе участок в полосе влажного черноольшаника, вплотную примыкающего к берегу залива. Леса такого типа сопровождают прибрежную полосу южного берега Невской губы от Питера до Кронштадтской дамбы, а также произрастают на острове Котлин.

Едем дальше. Ораниенбаумский парк закончился. Вдоль дороги пошли смешанные леса вполне красивого вида. Это - по левую сторону нашей дороги. А по правую сторону - краны, склады и нефтеналивные емкости Ломоносовского морского терминала. И вот тут начала пропадать связь навигатора! Ничего удивительного: стратегическая зона, праздник ВМФ и близость Стрельны с президентом вместе! Связь временами появлялась, но на минуту - другую, не больше. Ясное дело, война же идет!

Впоследствии, уже дома, пришлось вручную восстанавливать утраченные отрезки трека, что, впрочем, было несложно.

Проезжаем развязку дороги на Кронштадтскую дамбу. В 2018 г., в рамках первомайского поход "Ингрия-лайт", мы ездили в Кронштадт по дамбе, с северного берега, от платформы Горская Выборгского направления. По первоначальному плану мы собирались продолжить путь до ингрийского берега, до Ломоносова-Ораниенбаума. Но по факту оказалось, что южная часть дороги проходит по подземному тоннелю, без пешеходного тротуара. От этого варианта мы однозначно отказались, и вернулись в Питер северной дорогой, опять же через Горскую. А теперь мы оказались в Ломоносове в соответствии с новым маршрутом! Только парк не посетили. Есть повод приехать еще!

Подробнее о городе Ломоносове:

http://www.oranienbaum.org/

Большая Ижора, плавни Финского залива.

Большая Ижора, узкий прибрежный бор.

За Кронштадтской развязкой начинается поселок Большая Ижора (Haisevaisi). Говорящее название! Дорога здесь идет по самому берегу залива. Шикарный вид на тростниковые плавни! Немного позже начинается сосновая роща, вытянутая узкой полосой вдоль берега. Но за соснами пока что идут те же густые тростники. Встаем здесь на короткий отдых. Это - заказник "Лебяжий", он будет тянуться по берегу залива почти до Красной Горки.

На другой стороне дороги также начинаются сосны. Дорога становится откровенно красивой! Справа от дороги сосновая полоса становится шире, за деревьями залив уже не видно. К морю сворачивают многочисленные отворотки. Но мы туда не едем: у нас есть запланированный выход на залив.

Вот я все говорю: "Море, море...." а в 2018 году, следуя северным берегом, мы завернули в районе поселка Пески (Vohnala) дорогой, идущей круто вниз, и уперлись в ворота СНТ. Мы спросили охранника:"Там море?" Он ответил: "Да, океан!"

Ха-ха-ха!

Дело в том, что у питерских понятия "море" нет. Да какое там уже море, коли вода в нем пресная! У питерских в ходу термин "залив"! Финский залив!

 

 

Вид на Кронштадт из Большой Ижоры

 

Сегодня у нас получится около 40 км велосипедного хода. В Большой Ижоре есть на берегу залива точка с хорошим видом на море и большой песчаный пляж. По изначальному плану мы туда съездим завтра утром, но у нас и сегодня времени предостаточно. Так что сегодня и сделаем первый выход на море, а до него закупаемся копченым терпугом в рыбном магазине на перекрестке нашей основной дороги - Приморского шоссе и Сосновой улицы.

Далее, через 400 м будет поворот направо в квартал одноэтажной застройки на улицу Лесная. По вроде бы неприметному переулку движется в обе стороны много народа. Еще 300 м по кварталу - и мы входим в сосновый лес лесопаркового типа, с примесью черной ольхи. Здесь очень людно: музыка, шашлыки, даже корпоратив какой-то....а еще через 300 м начинается широкий и длинный песчаный пляж. Ходим на берег посменно в 2 группы, т.к. груженые велосипеды вязнут в глубоком песке.

На пляже - много народа. Но купаются единицы. Как покажет будущее, это здесь нормальное явление. Несмотря на приемлемую температуру воды, народ лезть в воду откровенно не торопится. И еще: залив у берега почти везде ну очень мелкий, чтобы добраться до глубины по пояс, порой приходится долго идти по мелководью.

Попробовали воду на вкус. Пресная! А запах-то - морской! Такая уж особенность у Балтики: пресная вода с морским запахом!

На пляже висят таблички: "Купаться не рекомендуется!" У нас в Москве написали бы: "Строго запрещено!" :)

Информация, конечно, не о чем: скорее всего, для того, чтобы, как обычно, снять с себя ответственность. Но не факт: мы уже читали, что Большая Ижора - пляж, скажем так, грязноватый. А до Кронштадтской дамбы пляжи вообще всерьез не рассматривают!

Дальше пляжи будут лучше.

В штормовую погоду волны здесь заходят очень далеко, что видно по отдельным лужам с водорослями вдали от кромки воды и полосам старого тростника на песке.

 

 

 

 

 

 

Пляж Большая Ижора

 

Выходим обратно на Приморское шоссе и откатываемся чуть-чуть назад. Здесь, на повороте на улицу Астанина находится "Пятерочка'. Женщины идут закупать продовольствие. В этом походе мы имеем возможность делать пополнение запасов почти каждый день.

К нам подъезжает человек из Велопитера. Приятно подивился на наши объемные рюкзаки. Сам он ездит совсем налегке, но на очень приличные расстояния.

В небольшом скверике возле магазина сидит группа местных чуханов, из тех, что способны так просиживать многими часами: понемногу выпивают, общаются.

Тут чуханы чего-то не поделили. Женщина резко поднялась со скамейки, ушла с ихнего собрания и крикнула напоследок мужику: "Тебе никто ничего не должен! Да кто ты такой? Ты когда последний раз работал? Десять лет назад?"

Наш новый знакомый сказал: "Любовь и голуби, часть вторая!"

Он, вообще, любит под конец покатушки взять 100 г коньяка, присесть к чуханам и послушать их разговоры. Особенно, когда грамм 50 у него попросят, а он нальет. "Ну такой бред порой несут! Но они все про все знают: и что в стране делается, и в мире!"

Тем временем девушки закупились, мы душевно попрощались с велопитерцем и двинулись дальше: по ул.Астанина.

Вообще, Большая Ижора больше всего напоминают какую-нибудь Купавну, или старые тихие районы Балашихи. О пригородах Петербурга уже ничего не напоминает.

Переезд через ЖД-ветку на Сосновый Бор. Резкий тягун (глинт!) и далее - одноэтажная частная застройка и СНТ "Парус". В этих краях есть интересная традиция: на углах жилых кварталов ставить по огромному валуну. А также делать из них изгороди, ими размечать автостоянки. А в прежние времена из природных валунов, в сочетании с кирпичами строили здесь дома. И до сих пор то здесь, то там можно обнаружить такие сооружения. В основном - сараи и амбары на частных подворьях. Но строили также жилые дома, мельницы, сельскохозяйственные постройки...также подобной архитектурой отличается и Псковская область, пожалуй, еще больше Ленинградской.

За западной окраиной "Паруса" грунтовая дорога входит в очень красивый ингрийский хвойный лес. Дорога хорошо наезжена, но колеса перемешали дорожную грязь с остатками недавних дождей, поэтому ехать приходится аккуратно, чтобы не навернуться на груженых велосипедах.

В лес в разные стороны уходят множество отвороток. Главная же дорога выводит к двум песчаным карьерам, окруженным очень красивым сосновым бором. В карьерах чистая вода и хорошие песчаные заходы. Есть стоянки других людей, но их не много. А к ночи и вовсе разъезжаются почти все.

На карьере обитает много уток, они вплотную подходят к лагерю. Несмотря на их присутствие, мы купаемся, вода очень чистая.

Не сразу, но мы заметили на берегу небольшую баню. Понравилась конструкция печи из валунов и радиатора батареи. Камни были еще теплые.

 

Карьер в лесах за Большой Ижорой

О программе на завтрашний день

Баня на карьере

 

В полукилометре к югу отсюда находится еще один карьер, самый маленький из трех. А лесной массив, подступающий к карьерам - очень большой, примерно 35х25 км. В его глубине лежит огромное Таменгонтское болото.

Тепло, ясно, сухо. Белые ночи здесь уже закончились, но настоящей темноты нет всю ночь, небо на севере не гаснет. В палатке без фонаря можно найти почти любую вещь.