День 4: 11.05.22
Катунки –
Кириха – Сицкое - Чкаловск – Карабасиха – Бральгино – Гребнево – Демидово –
Новая – Малое Чухово – Пурех – Кузнецово – Круглово – Трофаново – Вершилово –
Шеховская – Урково – плотина Нижегородской ГЭС – Заборово – Тарханово –
Городец. 72,8 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Пасмурно, прохладно. Дождя нет. На крыльцо пришел большой, рыжий кот, с большой круглой головой. Очень разговорчивый и ласковый. При поднесении к нему руки встает на задние лапы, и тыкается в ладонь головой. На задних лапах может при этом стоять очень долго, почти как человек! Прежде, чем покинуть гостеприимный дом, решаем без тяжелых рюкзаков осмотреть Катунки. Шикарный парк усадьбы Грузинских-Турчаниновых, тянется аж от Нижегородского шоссе. Большую его часть занимала база отдыха автоГАЗа, сейчас законсервирована. Все это находится на берегу речки, название которой так и не удалось выяснить. Очень маленькая она, но обладает всеми местными признаками: глубокий овраг и широкое устье. Через последнее перекинут пешеходный мост со множеством свадебных замочков. На другой стороне речки, на высоком холме, стоит очень красивый собор Рождества Богородицы. На склоне холма белыми камнями выложена надпись: "Катунки". Храм выглядит особенно эффектно с воды, чего мы, к сожалению, не имели возможности увидеть. Но и с берега он очень красив. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Возвращаемся в дом, загружаемся в дорогу. Оставили коту творога и сметаны. Напоследок, надо еще вот что рассказать о Катунках. Фабрика напротив нас все же работает. Она имеет опыт старинного производства тканей по своей уникальной, катунской технологии. Сейчас предприятие перепрофилировалось с массовой продукции на уникальную, аутентичную, сувенирную. И вывеска " Катунская вышивка" - это магазин изделий катунского творчества, плюс выставочный зал этого же направления. Подробнее о фабрике: https://katunki.company.site/ И уже позже, похоже, выяснилось, что места для ночлега есть и в здании фабрики тоже. Они, скорее, в формате хостела, и довольно популярны у рыбаков. А администрация у них одна. Большое спасибо добрым хозяевам, и большого успеха в гостиничном деле! За Катунками - будущее. Прекрасное место! Еще упомянем имение в Катунках, которое отошло в качестве приданного Наталье Гончаровой, когда она вышла замуж за Пушкина. Пушкины-Гончаровы не побывали здесь ни разу, и, недолго думая, продали имение нижегородскому купцу Наумову. Сейчас в усадебном доме поселковая больница. Мы ее не видели. Подробнее о Катунках: http://katbibl.ucoz.ru/istoria_sela.html Очень прохладно. Сухо. Даже солнце порой выглядывает.
Острова леса очень часто подступают по пути нашего маршрута. Порой, они очень небольшие: километр плюс-минус. Но: на вид - очень мощные, прямо вековые, и всегда на въездах стоят знаки: "Осторожно, дикие животные". Стоит сказать о том, что нижегородские леса - прекрасные! Особенно: керженские, балахнинские, саровские (мордовские), и в северной части области, уж не знаем, как их лучше назвать. На границе Костромской и Нижегородской областей, в междуречье Унжи и Ветлуги есть огромный, совершенно безлюдный лесной массив. Просто огромный! Иногда встречалось такое название: "Итенские леса". В свое время, в Галиче Костромском, мы спрашивали: "Можно ли проехать там на велосипеде?" Нам отвечали: "Там у нас даже внедорожники-полноприводники 4х4 делают большой круг мимо этого леса!" Вот так! Но это пока, как говорится, "мысли о будущем". А сейчас - едем к Нижнему. Чкаловск. Ранее назывался Василево. Родина нашего воздушного героя, Валерия Павловича Чкалова. По происшествии многих лет имя Чкалова кажется уже несколько забытым. Но для тех лет, Чкалов был – это то, что Гагарин сегодня! Музей Чкалова. Дом, где он родился и вырос. Простой, русский парень! По отзывам современников - исключительно спокойный и уравновешенный человек. Что совершенно не вяжется с его фото: там он - брутальный супергерой. В доме Чкалова много фото и оригиналов предметов личного пользования. Рядом - ангар, где собраны самолеты того времени. В т.ч., самолет, на котором Чкалов с экипажем совершил полет из России в Америку через Северный Полюс. А также там выставлен личный самолет Чкалова (подарок Советского правительства), на котором герой летал к себе на Родину и катал там земляков! Личное наблюдение. В самолетном ангаре есть стенд, где, по определенной теме выставлены портреты Гагарина и Чкалова. У меня сразу возник вопрос: кто круче смотрится? Ответ однозначный: Чкалов! Совершенно брутальный, крутой мужик, герой! Это, ни в коем случае, не в обиду Гагарину! Просто, Юрий Алексеевич - какой-то очень интеллигентный. Что, на самом деле, совсем даже не минус. Сайт музея Чкалова в городе Чкаловск: https://vchkalov.ru/
Пообедали в Чкаловске в кафе "Василева Слобода". У нас стало в ходу обращение к участникам: "Ну, что, Чкаловы? Летим?" Еще стоит отметить, что Чкаловск - очень ухоженный и презентабельный город, особенно его одноэтажный сектор.
Подробнее о городе Чкаловск: http://chkalovsk.narod.ru/about.html https://anashina.com/vasilyovo-gorod-chkalovsk/?ysclid=lbjr90ii3s29870101 Одну за другой пересекаем реки Санахта, Троца, Юг. Все они - в том же волжском стиле: глубокий и широкий овраг плюс залив в устье. Переменная облачность, сухо, прохладно. Еще раньше участники обнаружили на трассе, не помню где, точку торговли рыбой и попросили остановиться в похожем месте. Рыбный магазин попался нам где-то между Санахтой и Троцей. Закупили терпуга, судака и сома, все - в копченом виде. В Ивановской области никакой торговли рыбой не было и в помине!
А теперь подъезжаем к самой южной части водохранилища. Дорога раздваивается: направо уходит в Балахну в объезд Заволжья (в Заволжье там тоже можно проехать), налево выходит на дамбу Горьковской плотины. Нам туда. Плотина создает подпор всего огромного водоема. Ее длина около 8 км (без учета плотины ГЭС): самая протяженная в России и одна из самых длинных в мире. Вместе с бетонной частью гидроузла (она будет дальше) - почти 13,5 км. Едем по асфальту дамбы к восточному берегу. Слева плещутся волны водоема, уходящего за горизонт в северном направлении. Справа - понижение. Там тянутся какие- то коммуникации, дренажные каналы. И идут строительные работы. Полоса огорожена, насколько хватает глаз. За полосой - лес. Поверху дамбы идет двухполосное шоссе. Трафик умеренный. Ближе к берегу водохранилище проходит пешеходная полоса. С правой стороны, за технической полосой, начинаются кварталы частного сектора города Заволжье. Завтра мы через него проедем. А сегодня мы сделаем единственное за поход посещение волжского левобережья и побываем в городе Городец. Это будет большая радиалка. Конец дамбы. Дорожная развязка в виде кольца. Направо уходит дорога в город Заволжье, налево - в Городец. Но сначала надо пройти бетонную часть плотины и переехать Волгу. Здесь надо быть особенно аккуратными: проезжая часть узкая, трафик плотный. Справа - машинный зал Нижегородской ГЭС, обочины практически нет. Обзора на водосброс - тоже. За машинным залом справа открывается вид на большой искусственный квадратный водоем - раздельный бьеф между двумя шлюзами. Примерно через 3 км мы подъезжаем к мосту над ближними шлюзами. Остановка, пешая разведка. Мост крутой, проезжая часть узкая, обочины почти нет, трафик плотный, наши велосипеды груженые. Принимается решение взойти на верхюю часть моста пешком, включив фонари. Сверху - интересный вид на шлюзы. Аккуратно спускаемся вниз на холостом ходу. Подробнее о Нижегородской ГЭС: https://ru.wikipedia.org/?curid=179414&oldid=125344600 Итак, мы на левом берегу Волги! Развилка: основной поток уходит прямо в гору. Нам - резкий поворот направо и далее - дорога под горой, по берегу Волги. Почти весть Городец стоит наверху, на горе. Мы едем у подножия склона, поросшего лиственным лесом. Справа бьеф, терминалы грузового порта, краны, корабли. Затем - плотина подпора бьефа, на нее не пускают. Да нам и не надо! После плотины - собственно, русло Волги. Городец - старейший город Нижегородской области с прекрасно сохранившейся старинной архитектурой, фактически - город-музей. Мы едем у подножия горы улицей, которая несколько раз меняет название. Одни старые, очень интересные дома! Но многие из них пока что не в лучшем виде. Жаль, что наверху почти весь город отреставрирован и вылизан, а до этой подгорной улицы реставрация пока не добралась. А было бы очень интересно! Городец, подгорная часть: Мы доезжаем подгорной улицей до улицы Большой Кировский съезд (от слова "съезжать", большая часть города стоит на горах). Поворот налево, еще несколько метров - и вот он, отель "Яръ". Старинное здание. Нас ждут. Заселяемся. Городец был нами изначально запланирован под гостиницу, из логистических соображений. Нет смысла вставать где-то рядом в лесу, и потом осматривать музейный город отдельно. А дальше у нас - 2 семейных праздника, дни рождения. Плюс к тому дневка в нижнем: тоже соображения логистики. Итого нам предстоят 4 ночевки под крышей. А погода, как раз, налаживается! Получается, что в силу совокупных обстоятельств мы так и не разу не воспользовались палатками! Номера просто роскошные! Особенно наша "двушка", это люкс с огромным помещением, столь же огромным санузлом с большой треугольной ванной. Люкс мы, конечно, не заказывали, но так уж разместили. Нам сказали: "Вам повезло, народа сейчас почти нет". Сайт гостиницы: https://яр-городец.рф/ Гостиница «Яръ» Вообще, всю дорогу люди проявляют к нам живейший интерес, и всячески высказывают свое расположение. Впрочем, как и везде в походах. Остаток дня гуляем по Городцу пешком. Город великолепный: очень красивый, тихий, по-домашнему уютный. См.фото: С гор открываются прекрасные виды на Волгу и гидроузел: В городе множество музеев, больших и малых. В районе набережной Революции (что на горах) есть целый музейный квартал: Это только в России бюст Александра II может быть установлен на набережной Революции! :) В Городце полноценная, развитая инфраструктура. Для путешественников здесь есть все! В частности, для питания рекомендуем кафе "Блинолюбовъ". В Городце, как и в Нижнем, для улиц распространено название "съезд", от слова "съезжать" что связано с гористым рельефом. Завтра мы еще объедем город на велосипедах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|