День 11:
02.08.22
Колвица -
Лувеньга – экологическая тропа «Лувеньгский Берег» - Песчаный ручей -
Крестовый перевал – «Турбаза 51». 31,8 км. |
|||||||||||||||
Тепло, солнечно. Прощаемся с Ларисой, сердечно благодарим за все и собираемся в путь. Я задал вопрос: "Могу ли я рекомендовать Вас заинтересованным людям и размещать Ваши координаты в наших публикациях?" Лариса дала добро. Так что привожу контактные данные: Виктор: +7-921-285-30-07 Лариса: +7-921-516-49-12 e-mail: ivlevv@inbox.ru Не успели мы выехать на мост, как с Белого моря пришла фиолетовая туча. Мы оценили ее размеры, скорость и направление. Она выльется на Домашнюю и сопредельные вершины, нас, скорее всего, зацепит краем. Между тем, уже слышны далекие раскаты грома! |
|||||||||||||||
Какое-то время едем по главной (и единственной) улице
Колвицы. По поводу единственной улицы: плоховато мы на тот момент знали село! Есть еще главная улица на южном берегу Колвицкой губы, помимо северного берега. Деревню окружают просто нереальные пейзажи! Трасса, на
которую мы опять вышли, выглядит несколько прозаичнее. Но что же она мне так
напоминает? А вот что! Горный Крым! Трассу, которая проходит там вдоль Южного
берега, но поверху, в объезд всех населенных пунктов. И напоминает не столько
рельефом, сколько характером растительности. В лесу появился густой,
лиственный подлесок и трава. Да и в древостое лиственных пород заметно
прибавилось. И только, если внимательно присмотреться, можно заметить, что
виды растений здесь несколько другие. В основном, это ольха и береза. Но
микроклимат - налицо. Да, если разобраться, у нас ведь здесь тоже южный
берег! Только Кольского полуострова. Вообще, Кандалакшский район называют жемчужиной Кольского
полуострова. Красивые горы, высокоствольные леса, ласковое Белое море,
теплый, мягкий климат (относительно!), бесчисленные острова залива, множество
ручьев и речек - все это создает неповторимое обаяние края, настоящей
Ривьеры, по меркам Кольского. Ручьев с гор стекает, действительно, много, в отличие от
засушливого Крыма. Часто, не сразу находя дренажную трубу под трассой, они
долго журчат в канаве вдоль дороги. Это напоминает Карелию в мае. Обилие
ручьев будет сопровождать нас до самой Кандалакши. Спустя 2 км после выхода из Колвицы на трассу, слева в лесу появляется СНТ. Здесь же находится гостевой дом "Колвицкие Зори". Дом очень фешенебельный, но и цены соответственные: от 3000 р за ночь с человека. До берега Колвицкой губы - несколько метров. Имеется баня и лодки. Первоначально мы планировали остановиться здесь, но на наши даты мест не было. Тогда мы договорились с хозяевами о размещении велосипедов и вещей на время восхождения и прочих радиалок. Когда мы нашли жилище, это утратило актуальность, о чем мы сообщили уже из Умбы. Но скажу прямо: дом, где мы остановились, нравится мне больше. Одна река у порога чего стоит! Начал накрапывать дождь. А его эпицентр зацепился за вершину Домашней. Дождь набрал силу. Мы спрятались в сосновый лес. Ну что значит: спрятались? Как мы уже отмечали, сосна - защита больше психологическая. Дождь ослаб, и мы продолжаем путь. Дорога постепенно поднимается вверх по диагонали склона
горы Окатьева. Слева внизу остается Колвицкая губа. Увидев отворотку, делаем
радиалку на берег Колвицкой
губы.
Длинный 10-километровый залив с горами по берегам. Берега высоту набирают
сразу же от воды. Повторяем этот спуск. Поворот на него – через 7 км от выхода из Колвицы на трассу. Дождь прекратился. На море отлив. Камни густо облеплены фукусом. Водоросли в зоне отлива по-поморски называются "турА". Отсюда название прибрежной пустоши - "подтурок", то есть то, что находится сразу за турой. Там, где мы сейчас, подтурок отсутствует: сразу начинается лес. Дождь ушел еще дальше Домашней, примерно на Верес-Тундры. Даже отсюда видно, что поливает там не слабо! Возвращаемся на трассу. Обогнув по дуге основание горы Окатьева, дорога
разворачивается на север и скатывается вниз. Путь идет параллельно открытому
морю, но, большей частью, море закрывает лес. Большие перепады высот. Справа
все время тянутся Лувеньгские Тундры, они совсем рядом, можно сказать, нависают
над местностью. Перед ними лежит равнинная полоса примерно километровой
ширины, а часто подъем в горы начинается прямо от уровня трассы. В проемах
стены леса открываются очень красивые виды. У самой дороги - обустроенный родник, заправляемся.
У дождя открылось второе дыхание. Но не сильное, и в сочетании с солнечным светом. Ехать особо не мешает. Потом прекращается вовсе. Становится жарко. Справа, в разрыве леса показалась высокая, красивая гора конической формы. Наверху, в солнечном свете, желтеют горные тундры. "Куртяжная!" - сказал я. Но позже понял, что перепутал. По ходу удаления от горы, она постепенно приобрела силуэт Окатьевой. Да мы просто по полукругу объехали ее с торца! Пару раз начинался короткий дождь, в третий раз он начался
довольно серьезный. Упаковали вещи и себя самих, едем. А тут уже и Лувеньга! А в Лувеньге
автобусная остановка! Прячемся, пережидаем. В прошлом году, во время похода по
российско-белорусскому Поозерью, автобусная остановка была у нас самым
распространенным укрытием от дождя. А тут мы уже успели забыть, что это
такое! Между тем, подошел рейсовый автобус на Кандалакшу и забрал пассажиров.
А мы переждали дождь, в общем-то - недолгий. А вот и знакомая остановка! Лувеньга. Встаем перекусить остатками (семгу пока бережем!), а заодно и немного просушить дождевые доспехи. По плану, 2 последние ночи мы собираемся провести под крышей...."в Кандалакше!" - скажут знатоки географии. Логично. После Лувеньги, кроме Кандалакши, уже ничего и не остается. Но нет, не там. А не доезжая дотуда 3 км: на Крестовом перевале, на маленькой турбазе для горнолыжников, сноубордистов и байкеров-даунхильщиков. А оттуда уж будет, куда порадиалить в этом горном краю. На сегодня планировалось встать лагерем спустя 7 км после Лувеньги. А на завтра до базы останется всего-то 8,5 км! Возник вопрос: а стоит при таких-то расстояниях ставить лагерь, потом его разбирать, да еще и в условиях вероятного дождя, о котором пишут прогнозы? Не проще ли сразу доехать, заселиться и переночевать лишнюю ночь? Решено. Звоню владельцу базы Павлу Бухманову, и договариваюсь о нашем прибытии этим вечером. Чтобы не мотаться всей группой, я
поехал разведать магазин. Лувеньга - маленький поселок, но внешне приближающийся к
городскому типу. Несколько панельных, 3-этажных домов, остальное -
одноэтажное. Справа от дороги находится эдакий
советский "деловой центр" поселка, выполненный отчасти в
финско-скандинавском стиле. Половина его находится в запустении, а половину
занимает почта, еще что-то там, и магазин. Последний называется "Мир
пива", или что-то в этом роде. Это - тот самый случай, когда говорят: не верь своим глазам! Пива, конечно, хватает, но это -
самый нормальный магазин. На всякий случай, проверяю еще одну торговую точку. Чуть
дальше по шоссе, не доезжая моста, поворот налево в панельный квартал. Будет
табличка: "Вход со двора". Точка есть, но сейчас не работает. Возвращаюсь на остановку, заправляемся продовольствием и
покидаем Лувеньгу. Едем заправляться в тот самый скандинавский дом. Этих запасов нам должно хватить до Кандалакши. Хотя, при желании, мы можем столоваться у Бухманова. "Мир пива" прекратил свое существование. Как его прекратило и все, что было в этом доме. Хотя нет: фельдшерско-акушерский пункт, вроде бы, остался. А все остальное стоит бесхозное, и смотрит на мир пустыми окнами, как дом с привидениями. Удивительно! Самое колоритное здание Лувеньги остается невостребованным! Местные дети подсказывают нам, где сейчас магазин. По месторасположению - вроде, тот самый, который был закрыт прошлый раз. Чуть дальше по шоссе - мост через реку Лувеньгу. Спуск на холостом ходу, разворот (не тормозить же на пике спуска), и мы въезжаем в квартал маленьких панельных домов. Нет, магазин не тот, о котором я подумал. На центральной площади квартала стоит здание в среднем стиле между советским брутализмом и крепостью в романском стиле. Сейчас деловой центр поселка - тут. Тут же и магазин. Остаюсь дежурным по парку.
И практически каждый, кто проходил мимо меня, обращался ко мне с расспросами: откуда, куда, и как вообще все было. Все это время я только и делал, что давал сплошные интервью, одно за другим. Не было разве что представителей от "Мурманск-ТВ"! - А чего вы здесь-то закупаетесь, в Кандалакше все в полтора раза дешевле! - Так вам на машине туда ехать 15 минут, а нам - 2 часа в один конец, да еще дважды крутить педали на Крестовый! Лучше мы здесь купим с наценкой, а сэкономленное время употребим на что-нибудь интересное! Когда Лена вышла из магаза, я вел продолжительную беседу с человеком, по имени Леонид. Ему наш образ жизни оказался очень близок по духу. - Ребята, если у вас найдется часа три, я покажу вам такое место, какое вы сами никогда не найдете. Это уникальное озеро. Мы поедем все вместе, я - на машине, вы - на велосипедах. Потом вернемся обратно! Человек собирался сейчас туда ехать в любом случае, потому что забыл там тапочки (не один я такой, оказывается!), а одному ехать не очень хочется. Предложение интересное, что и говорить! Но время-то у нас посчитано. А приезжать к Бухманову за полночь было бы не очень правильно! Так что, поблагодарив Леонида, расстаемся с лучшими пожеланиями. Озеро называлось Лувеньгское. Еще о Лувеньге: СМ.ЗДЕСЬ. Лувеньга на ВК: https://vk.com/club89469630 На трассу мы не возвращаемся. Если получится, проедем некоторое расстояние отрезком Старого Терского тракта. Выходим с главной площади дворами в юго-западном направлении. Немного едем по грунтовке среди одноэтажной застройки и входим в лес. Сразу же форсируем небольшую болотину, за которой в лес углубляется хорошая грунтовая дорога. Вообще-то, это уже территория Кандалакшского заповедника, его материковая часть. Но нет никаких указателей, заграждений, не увидели мы даже обещанного кордона на въезде. Видимо, не там смотрели, кордон должен быть. Стоп, вот он, щит: "Экологическая тропа Лувеньгский Берег". Везет же нам в этом походе на экологические тропы! А будет еще и Кандалакшская. Уже позже мы узнали, что по нашей дороге проходит только часть Лувеньгской тропы, причем, пока не понятно, на каком отрезке именно. Другая часть проходит по литорали, там проложены мостики, есть обзорные точки для наблюдения за морскими птицами. О Лувеньгской экологической тропе: https://kandalaksha-reserve.ru/Prosveshaytes/Ekologicheskaya-tropa-Luvengskiy-bereg Дорога отличная, и совершенно пустынная. Иногда на ней встречаются большие лужи, но все хорошо проходимы пешком по краю. А справа за лесом временами проглядывают Лувеньгские Тундры, в том числе и та самая Куртяжная. Напомню, что "тундрами" в этой местности называются не бескрайние равнины с оленями, а горные массивы. От финского "tunturi", что дословно означает "безлесная вершина". То есть, в нашем понимании, гора с горной тундрой на вершине. В одном месте с дороги вправо идет короткая отворотка, почти сразу выводящая на берег моря: глубоко врезанный залив с низкими, топкими берегами. Ну а с заповедным режимом тут, судя по всему, достаточно мягко. На перекрестке дороги и перпендикулярной просеки стоит...по внешнему виду, маяк. Моря, правда, мы не видим, но по приборам оно совсем рядом, за лесом. И с моря маяк, наверняка, виден. С отдельных точек дороги мы различаем гору Волосяная. Мы узнали ее по двум большим скалам на вершине. Там - бесподобная обзорная точка на Кандалакшский залив. Через 5,5 км от Лувеньги Старый тракт выводит нас на окраину СНТ. Вот тут в 17 году мы уже были! И Старый тракт сейчас одновременно является главной поселковой улицей. Пора ставить лагерь. Спустя 5,6 км после Лувеньги мы видим
грунтовую отворотку налево. Едем дачным поселком.
Вот она, близость большого города! Проезжаем поселок насквозь, едем лесом.
Справа - лесное озеро с красивым видом на горы. А проехав немного дальше, мы
выходим на берег моря. Уже не помню, то ли видимость была плохая, то ли голова была занята другим....Но сейчас, когда мы выкатились на берег этого небольшого, таежного озера, нашим глазам открылась просто величественная картина! Вся цепочка гор - как на ладони! Мощные округлые вершины - одна за другой во всей красе! Тут и Лувеньгские Тундры, и Кандалакшские! Могучая горная цепь! Кавказские горы несравненно выше. Про другие горные системы уж и не говорю. Но горы Кольского - это неизгладимое впечатление! Сложно объяснить, почему. Кольский - это, вообще, мистическая земля! Небольшой обрывчик и галечно-песчаный пляж. На море -
абсолютный штиль. Множество островов вблизи и вдали. Сосново-еловый лес,
очень освоенный, много стоянок. Это место очень популярно у жителей
Кандалакши. Но, по нашим меркам, народа здесь мало. Рядом впадает большой
ручей Песчаный, через него есть пешеходный мостик. На другом берегу также
есть стоянки. На этот раз мостик, почему-то не обнаружили. Хотя, были на том же самом месте. Брод (автомобильный) есть, а моста нет. Возможно, ошибки штурмана, т.е.меня. Забегая вперед, скажу, что ошибки никакой не было. По возвращению домой мы тщательно изучили спутниковые снимки. Моста, однозначно, не видно, зато прослеживается явный разрыв дороги на Песчаном ручье. А вот на нашем фото 17 года мост есть, причем в шаговой доступности от тогдашнего лагеря. Более того: снимок сделан со ВТОРОГО моста: под ногами у фотографа – поток бурлящей воды! Видимо, за 5 лет от обеих мостов просто ничего не осталось! А вот дров тут очень мало. Зато на лесной дороге стоят
несколько пластиковых мешков с упакованным мусором. Такое отношение радует!
Позже мы узнали, что это место для Кандалакши - примерно то
же, что для нас, в Подмосковье - Подосинки на Нерской. Здесь постоянно
устраивается фестиваль «Город Солнца – Город Мастеров». Поставив лагерь, купаемся, пока не начался отлив. Солнце,
тепло, тихо. Напротив нас - большой остров Бережной,
поросший лесом. На берегу острова, через каждые 100 метров стоят таблички.
Надписи не видны, но и так ясно, что там написано: высадка запрещена,
территория заповедника и прочее. Все острова Кандалакшского залива (кроме
двух, о них - позже) это - заповедник. Рядом с нами находится небольшой, безлесный полуостров, на
нем стоят автомобилисты с лодками. Полуостров отделяет очень мелкую бухту с
мокрой луговиной по берегу, заросшей высокой травой. Отлив уже идет, и видно,
что на морском дне тут тоже растет трава! Не водоросли, а именно – трава,
амфибиотическая какая-то. Растения-галофиты. То есть те, кому не страшна морская вода во время прилива. Среди них - морские астры. Это цветущие растения, с цветами, действительно похожими на астры, только совсем маленькие. Что удивительно: в прилив их полностью заливает море. И ведь цветут! Растений-галофитов целая группа. И тут, похоже, их полная подборка. А на востоке развернулись во всей красе Лувеньгские,
Домашние, Колвицкие Тундры и еще массив расположенных восточнее Порьих Тундр,
которые мы увидели только отсюда. Да, на этом месте стоит побывать уже ради того, чтобы полюбоваться дальними горизонтами. Отсюда также хорошо виден Карельский берег. Он тоже гористый, и высота гор тоже где-то до 500 м, но, в среднем, несколько ниже, чем на Кандалакшском берегу. И горы Карельского берега повышаются постепенно на запад, в сторону финской границы, в то время, как Кандалакшские горы стоят стеной в полную высоту почти на самом морском берегу. Очень наглядное сравнение двух берегов Кандалакшского залива - при виде сверху, это нам еще предстоит. В настоящий момент видимость Карельского берега несколько хуже, чем в 17 году. У нас остался неиспользованным еще один резервный день.
Есть смысл сделать дневку. Может быть - здесь. Может быть - сменить место. А
может быть - напоследок разместиться под крышей, «почистить перышки» перед
поездом, попариться в баньке и порадиалить по окрестностям. До Кандалакши
осталось всего-то километров десять - двенадцать! Наверное, самый интересный вариант - это горнолыжная база «Гора Крестовая», работающая
круглогодично. В процессе подготовки данного похода я еще раз заглянул на сайт "Крестовой". Да, условия - отличные. Да, дизайн - очень хороший деревянный, отделанный сруб. Да, стандарт - гостиничный. И цены сопоставимые, если не шиковать. Но мы сказали себе: "Нет, только у Павла!" Впереди у нас остался самый физически сложный переход:
подъем до перевала, что находится в седловине между горами Крестовая
и Волосяная. На Крестовой горе есть горнолыжный
комплекс, а чуть ниже перевала, рядом с трассой расположена
благоустроенная база. Проводим референдум. Народ высказался за базу. Ну, пока
что так и будем действовать! Сейчас мы просто сделали тут короткую остановку, полюбовались заливом, островами, дальними горами. И пора ехать дальше, на Крестовый. Старый Терский тракт имеет продолжение за Песчаным ручьем. Но мы не продолжаем по нему движения по следующим причинам: так и не нашли моста. А брод здесь не самый велосипедный. И гораздо более существенная причина. Старый Терский тракт доходит до подножия горы Крестовая, а дальше начинает крутой, извилистый подъем по усеянной камнями дороге. Подъем не самый простой даже для пешехода. А подъем с груженым велосипедом....нет, если очень надо, то он возможен. Весь вопрос - какой ценой. Совершенно точно, что велосипеды надо будет вкатывать волоком. И, скорее всего - порожняком. Поэтому мы возвращаемся на Новый тракт. Я вышел на обзор в восточном направлении. Между Домашними
и Колвицкими Тундрами на Колвицкую губу легла плотная крышка из облаков. Собрав лагерь, выдвигаемся на шоссе той же дорогой, через
дачи. Как выяснилось уже потом, эта дорога – не что иное, как уцелевшая часть
старой Терской дороги! Сегодня предстоит самый сложный тягун за всю дорогу:
подъем на Крестовый перевал. На базу решили не звонить: все равно будем
проезжать мимо, и все узнаем явочным порядком. А там будем действовать по
обстоятельствам. Перевал мы здесь именуем Крестовым,
но это – неофициально, для простоты. По имени горы. Официального имени
собственного, у него, похоже, нет, его чаще всего именуют как-то безлико.
Пару раз мы находили его упоминание, как «Крестовый», и пару раз – как
«Кандалакшский». В любом случае, его не следует путать с Крестовым перевалом в
Хибинах. Вершины гор в тумане, но он понемногу расходится.
А вот сейчас он не расходится, а прибывает. И не туман, а тучи. И не на вершинах гор, а везде! Но, все-таки, в основном - у нас за спиной. Колвицкие Тундры полностью исчезли в тучах, Домашние Тундры - процентов на 90. А вскоре свободным от туч осталось только ущелье Железные Ворота. Его белый силуэт на фоне темного грозового неба напоминает гигантскую чайку! Над нами же пока вроде бы все нормально. Но небо такое, что все может и поменяться. Подъем 7%. Это, пока что, был показатель наибольшей
крутизны для велосипеда, и обычно требовал определенных усилий. Короткий спуск в маленькую седловину. И сразу же - новый
подъем. Уже 9%, и это - на протяжении двух километров. Сказались предыдущий
подъем, почти без паузы, и груз велорюкзака. Плюнув на все, переходим на
пеший шаг. Переходим на пеший шаг и сейчас. Тем более, что на дворе уже поздний вечер (тогда было утро). А кроме того здесь, под высокой стеной Кандалакшских Тундр сейчас откровенная духота. Как показывает, и еще покажет опыт, такое здесь - не редкость. Береговой отрезок Лувеньга - Кандалакша с недавних пор у меня просто ассоциируется с какой-то заполярной Колхидой! И правильно: с каждой сотней метров, при взгляде назад открываются
такие виды, что только успевай оглядываться! Тягун просматривается вниз, а
там, вдали и внизу, синеют море и хребты Домашних и Колвицких Тундр. Тягун
прямой, каким будет и последующий спуск в сторону
Кандалакши. И только на самом перевале дорога сделает небольшое колено. Красота неимоверная! Вот только видимость сейчас не очень хорошая. Знак "осторожно, падающие камни!" с интервалом действия около 800 м. Справа - круто нависающая скальная стена с многочисленными неровностями. У подножия - эти самые камни, упавшие ранее. Слева в кустах - небольшая стая одичавших собак лаечного вида. Признаков агрессии не проявляют. Нижняя обзорная площадка перевала. Мы тут уже
останавливались в самом начале пути. Останавливаемся снова, и уже никуда не
торопимся. Любуемся от души! Такое место просто нельзя пройти мимо! Тягун продолжается. Вскоре доходим до верхней точки
перевала. Здесь еще одна обзорка. Она выше, но угол обзора меньше.
Останавливаемся. Вершина Крестовой горы совсем рядом. От площадки отходят 2
грунтовые дороги. Одна берет начало на уровне площадки, и идет, как будто, в
обход вершины, по крайней мере сначала. Вторая
уходит вниз, и, извиваясь, исчезает в лесу. На площадке остановился дед на "Жигулях".
Разговорились. Дед рассказал о том, что дорога, уходящая вниз – это старая
Терская дорога. А от Кандалакши до Крестового перевала старая и новая дороги
совпадают. На этом отрезке дорога никогда не шла вдоль моря, потому что там
есть отвесные скалы. Дед очень советовал нам проехаться по старой дороге. Возьмем на заметку! Тогда эта информация была для нас новостью. А на этот раз мы весь маршрут строим в контексте деления пути на Старый и Новый Терские тракты. И считаем, что туристический потенциал Старого тракта для нас не исчерпан. Но это уже, скорее, на будущее. По ту сторону перевала начинается впечатляющий, прямой
спуск в Кандалакшу, и открывается великолепный обзор на город, окрестности и
Кандалакшский залив. Вот где кончается Белое море (если не считать губу Канда)! Если оглянуться вправо и назад, мы видим надпись
"Кемпинг". Это еще не база "Гора Крестовая". Но едем на
разведку. Итак, то же самое место. И вот она, база! Тогда это был объект, случайно встретившийся нам на пути, и оказавшийся весьма кстати. Сейчас мы приехали сюда осознанно, и нас ждут. Встретились с Павлом, заселились. Время позднее. У Павла - прекрасная баня, и еще более прекрасный бассейн, наполняемый ледяным ручьем, берущим начало в верхних озерах на горе Волосяной, среди горных тундр, а также из трех горных ключей. Но топить баню поздно, поэтому пользуемся душем. А перед этим я все-таки нырнул в ледяной бассейн! Будем жить 3 ночи в двухместном номере на первом этаже, выходящем в кают-компанию. А теперь время рассказать, как все было раньше, и что изменилось с тех пор. Грунтовая стоянка для авто. Рыжая собака лаечного типа в
конуре, спокойная и доброжелательная. И двухэтажный дом нестандартной
архитектуры. В здание вложен не стиль, а функциональность. Дверь, по поморскому обычаю, не заперта. Входим.
Обстановка напоминает не то лыжную базу, не то приют для альпинистов. И -
никого. На наш голос сверху спускается высокий, крепкий мужчина
средних лет. Выясняем, можно ли здесь остановиться. Можно, и даже очень. Это место называется "Switch Park". Это, своего
рода, отель для горнолыжников, сноубордистов и вело-даунхилл-триальщиков. В настоящее время база называется " Турбаза-51". Разместиться можно: - поставив палатку на специальной площадке, 200 метров
выше, в горах; - в 2-х маленьких, деревянных домиках с печками; Сейчас остался всего один домик. И один - явно технического назначения. - в главном здании, в большом помещении, действующем, как
кают-компания, все вместе. Мы выбираем последнее. Кают-компания теперь перенесена на первый этаж. А внутри главного дома появилось несколько различных номеров, на обоих этажах. В кают-компании есть кухня, а дом спланирован, как северный "крытый двор": в любое помещение (душ, смывной туалет, спортзал, баня) в любую погоду можно попасть, не выходя на улицу. У Павла на базе - все по-спартански, просто, без изысков, но очень функционально. Хозяин не заморачивается тщательной отделкой: все напоминает не то высокогорный приют для альпинистов, не то жилище первых поселенцев, не то таежное зимовье. Всё основательно, брутально и ...душевно! Дело не в том, что хозяин не может по-другому: это - его стиль, его "фишка". Необструганные вековые бревна - норма и украшение. Как говорит сам Павел: "Чтобы глазу было за что зацепиться! А так все есть: отопление, электричество, горячая вода, газ, крыша над головой. Сибаритам, конечно, делать здесь нечего. А вот Людям Дороги и любителям дикой природы - то, что надо! Все, что здесь находится, Павел с сыном сделали собственными руками! Со старшим сыном мы уже несколько знакомы. В 17 году ему было, на вид, лет 16. Сейчас – здоровенный мужичище, не уступающий по комплекции Павлу! А вот младший, Саша, родился только четыре года назад. Договорились о нашем отъезде завтра, в любое удобное для
нас время. О семге, которая для нас будет готова вечером. О бане. А сейчас - ставим велосипеды в ангар (он же - спортзал) и
нас кормят легким обедом: блинами с яблоками, и яичницей. Всеми делами на базе занимается руководитель Павел
Бухманов (мы его видели первым) и его сын Юрий. База работает круглый год.
Есть в наличии горные велосипеды, сноуборды и горные лыжи. А также средства
индивидуальной защиты для этих непростых видов спорта. Павел -
сертифицированный инструктор по сноубордингу и карате-Кекусинкай. Также на
базе проводятся общественные мероприятия, концерты, фестивали, соревнования.
Много работают с детьми и подростками. Учитывая, что в Кандалакше дела с
хорошим досугом обстоят, мягко говоря, слабовато,
база вдвойне ценна для города. Кают-компания большая по размерам. Здесь имеется
акустическая система и импровизированная сцена. В окно - почти такой же вид
на Кандалакшу и залив, как и с перевала. В другом окне - вид на горную тайгу.
На этом же этаже находится кухня. Здесь обитает симпатичная пушистая кошка по имени Мышка.
Посетителям сходу в руки не дается, молча уходит, но
потом проникается доверием. Пес на улице, у входа на территорию (имя -
Космос) - схожий по характеру. Как выяснилось, Космос был временный жилец, на передержке. Сейчас на базе живет другой лаечный пес: Шум. А Мышка - на месте, очень быстро нас признала. Видимо, вспомнила. Вопреки расхожему мнению, у кошек очень цепкая память: они прекрасно помнят события 10-летней давности и более. А если делают вид, что не помнят - значит решили, что так будет лучше, по каким-то своим кошачьим причинам. Что еще сказать? Лето здесь - не самый активный сезон для приема гостей. В основном бывают горные велосипедисты, и люди, вроде нас. Свободные места, похоже, есть всегда. Спим. На завтра - своя программа. |
|||||||||||||||
|