День 1: 08.05.16
Москва – (ЖД-заброска) - пл.Кудрявцево – Шопша –
Ступкино – Ярково – Великое Село – Плотина – Гаврилов-Ям – Петраково –
Немерово – Милочево – Овсяниково.
47 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Солнечно, тепло. Ярославский вокзал. Поезд № 102 Москва - Ярославль
отправляется в 07-35. Велосипеды упакованы в чехлы. Поезд межобластной,
"сидячий", и, по сути, ничем не отличается от экспрессов до Калуги,
Рязани или Владимира. Но там велосипеды мы перевозили в техническом тамбуре,
в неразобранном и даже неразгруженном виде. Тут это не проходит. Поезд
относится не к пригородной, а к федеральной пассажирской компании, а значит -
свои правила. Велосипеды помещаем в технический тамбур. Специально его
не открывают, проносим велосипеды через межвагонный переход. Задачу облегчают
отъезжающая в сторону дверь и кнопка ее открытия. Главное - уследить, чтобы
дверь не закрылась автоматически раньше времени, а то груз прищемит. В том же
тамбуре размещаем велоштаны. И еще остается место для прохода между вагонами. Едем до Ростова. Стоянка - 2 минуты. Выгрузка - таким же
порядком, что и загрузка. Проводники внимательно следят, чтобы не дали сигнал
к отправлению раньше нашей высадки. Платформа низкая, переходящая в высокую. От Ростова ехать до начала настоящего маршрута своим ходом
не хочется. Потому что мы либо повторим местную дорогу, которую все равно
пройдем через 2 дня, либо надо будет ехать по трассе "Холмогоры".
Неинтересно. А через 15 минут отправляется электричка на Ярославль, на которой
мы доедем за полчаса до точки удобного старта. Главное выяснить: на какую из
двух платформ ее подадут. Проводники говорят, что могут подать на любую. За дальней платформой на путях стоит пустая электричка,
почему-то - "Орел - Курск"☺. А наша придет из Александрова. Место
посадки ясно. Да и народ уже стал собираться на нашей платформе. Так, с велосипедами в чехлах и загрузились. Через полчаса вышли на глухой платформе Кудрявцево. Платформа низкая. Кругом лес и несколько избушек. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Едем смешанным лесом по глинистому грейдеру. Сухо, оттого
катится нормально. В сырую погоду могло бы быть сложнее. Такое ощущение, что мы высадились где-нибудь на глухом
карельском полустанке. Только камней нет. А так бы, не зная - не отличили бы. Но очень скоро иллюзия пропадает: грейдер выходит на
асфальт без леса. Это старая трасса Ярославского шоссе. Село Шопша. Заправка
продовольствием. Через 1 км поворот налево на Гаврилов Ям. Нам туда. Через 1 км пересекаем новую трассу Ярославки, внизу под
эстакадой. Дорога идет полями и перелесками. Трафик умеренный.
Асфальт битый это норма для Ярославской области. Рельеф слабохолмистый. Великое Село. Асфальт его обходит по кругу. Мы же едем
через центр села. Село большое и старинное, сохранилось много домов
купеческой постройки. Не все в лучшем состоянии, но все смотрится интересно.
Проезжаем "Музей
картофельного бунта", новое здание. Оказывается, картошка не
всегда была в почете: http://www.newlocalhistory.com/node/114.
Сейчас музей закрыт. Село располагается концентрическими кругами вокруг
центрального пруда. Тут обычай такой: чем ближе к пруду дом, тем выше
социальный статус жильца. Доходит до того что не приветствуются браки
выступающие в которые живут на неприлично разном расстоянии от пруда.
Шекспировские страсти! Ну и понятно, что возле пруда находится главная площадь.
Здесь вся архитектура интересная. Здесь вся главная торговля. А самое
достопримечательное место Великосельский Кремль! Название не совсем официальное, но говорящее. 2 храма,
колокольня и несколько дополнительных зданий образуют архитектурный ансамбль
какого-то кремлевского типа, хоть и небольшой. Раньше здания со стенами
образовывали замкнутый квадрат, сейчас стен по периметру нет, но сохранились
2 угловые башни. Внутренний двор Кремля занимает пустырь. Подробнее о Великосельском Кремле: СМ.ЗДЕСЬ. Великое Село было в свое время подарено Петром I
фельдмаршалу
Репнину
за победу под Полтавой. Сейчас на Соборной площади установлено панно
«Полтавская битва». А недалеко от Соборной площади находится дом, где по
преданию останавливался и сам Петр. Едем дальше. Старинное здание в стиле модерн напоминающее
замок. Это
дом знаменитого купца Локалова. Сейчас тут детский дом. Подробнее о Локаловых СМ.ЗДЕСЬ.
Сайт Великого Села: http://selo-velikoe.ru/ Покидаем село. Через 5 км въезжаем в поселок Гаврилов Ям. Очень хорошее, несколько экзотическое название. Ям - это ямская
станция. Поселок раньше стоял на дороге, связывающей Московский и Суздальский
тракты, и его жители занимались ямским делом. А кто такой Гаврила - это уже
поле для фантазии. Одна из версий: ямщик был такой. Версия скорее
художественная, чем документальная. Но в 85 км отсюда, в Ивановской области,
есть город Гаврилов Посад. Уже вырисовывается некая закономерность! Справа, чуть дальше въезда в город, на постаменте стоит
реактивный истребитель. Это «Агат»,
оборонное предприятие. У нас по пути запланировано 3 реки: Лахость, Которосль и
Устье. Гаврилов Ям стоит как раз на реке Которосль. Проходим мост. Справа на
пригорке - Музей Ямщика. Одноэтажное здание стилизовано под экипаж: по бокам дома -
2 больших колеса. На козлах - авангардная скульптура ямщика из бревен и
поленьев, эдакий неотесанный буратино! Музей небольшой, но любопытный. Собственно, в здании -
предметы крестьянского быта. Рядом - кратный сарай, там выставлены
транспортные средства, больше – санные, и ямщицкое снаряжение. Очень понравился рассказ экскурсовода. Он во многом
нарушает сложившиеся стереотипы о ямским деле. Не в лучшую, и не в худшую
сторону. Просто в смысле уже несколько подзабытых фактов. Во дворе - композиция из 7 условных, больших подков. Надо
прикоснуться к каждой и загадать желание. Что мы загадали - о том
рассказывать не будем. Задал вопрос: а чем сейчас занимаются в городе ямщиков? А
вот чем. Был у них льнокомбинат, основанный тем самым купцом
Локаловым из Великого Села. Комбинат прогорел после того, как его выкупила
Трехгорная мануфактура из Москвы. А до этого комбинат процветал. Более того:
это было единственное в России предприятие, где производился художественный
холст. Остается оборонный завод Агат. Остальной город ездит на
заработки или в Ярославль или в Москву. Типичная российская история. Сайт музея ямщика: http://музей-ямщика.рф/
Вот теперь-то самое время спросить у работников музея о
предстоящей лесной дороге. Экскурсовод и только что подъехавший мужчина, по
виду администратор, вместе подумали и сказали: «Вы там не проедете!» Но мы все-таки попробуем! Рядом с Музеем Ямщика - дом Локалова, его гаврилово-ямская
резиденция. Сейчас там дом детского творчества. Тут же маленький, но
симпатичный парк. От него сверху - хороший вид на долину Которосли в черте
города. Гаврилов Ям - скромный, но довольно приятный город. В
центре сохранились старинные здания. Сайт города Гаврилов Ям: http://www.gavrilov-yam-76.ru/ Историко-культурный проект «Страна Ямщика»: http://странаямщика.рф/. Покидаем Гаврилов Ям и едем дальше по шоссе, которое
уходит в Ивановскую область.
Вплотную к южным границам Гаврилова Яма поступает большой
дремучий лес, уходящий дальше в Ивановскую область. В его глубине, на границе
областей протекает маленькая, красивая речка Лахость.
В идеале, мы хотим добраться до нее, переночевать там, а назавтра вернуться в
Гаврилов Ям, но уже по трассе бывшей узкоколейки. Пока что едем по тому же шоссе. "Гавриловский
лес" - так его будем условно называть - тянется справа, на некотором
отдалении от дороги. Уже отсюда он производит впечатление. Дорога становится
более пересечённой. Но, это - как раз тот случай, когда перепады высот мало
заметны для глаза. Кажется, что едем чуть ли не по равнине. Но ход тяжелый, и
это - несмотря на сильный, попутный ветер. И только оглянувшись назад на
перекрестке, мы сидим с большой высоты и Гаврилов Ям, и Великое Село.
На этом перекрестке сворачиваем с шоссе направо и уходим
на грейдер. Заходим в Гавриловский лес. Лес могучий, глухой и откровенно
дикий. Ель, береза, сосна. Иногда от грейдера уходят грунтовки к последним
деревням, которые находятся чуть в стороне. Подъемы и спуски. Но в целом,
местность идет на понижение в сторону Лахости. Милочево. Деревня на грейдере. Сюда еще доходит автобус.
Через 1 км - Овсянниково, последняя деревня перед
ненаселенкой. Очень старые, большие, рубленные дома, прямо как на Русском
Севере. За деревней грейдер кончается, в дремучий лес уходит простая
грунтовка. Дорога очень разбитая и грязная. У начала дороги стоит оставленная
машина, участник каких-то экстремальных трофи, о чем говорят наклейки на ее
стеклах. Делаем хорошую просмотровку пути. Правдами-неправдами, до
Лахости, может быть, и можно добраться, если очень захотеть. Но весь
остальной маршрут поплывет однозначно, мы зависнем тут надолго. И это будет
уже совсем другой формат. Принимаем решение найти место для лагеря недалеко от
грейдера, и едем обратно на разведку. Прекрасная грунтовка вправо. Заканчивается на затерянном
лесном кладбище. Дерновая грунтовка влево. Заканчивается мини-свалкой в
глубине леса. Но если что - сгодится как вариант. Естественно, если не
доезжать до мини-свалки. Еще тропа влево. Похоже, что ведет в Константиново. Если
что - тоже пойдёт.
Отворотка вправо. Со временем уходит в болото. На дороге
лежит шкура кабана. Кто ж его так оприходовал? Свежевать дичь удобнее на
собственном дворе. Тут даже нет и намека на то, чтобы здесь его пытались на
что-то подвесить. Шкура снята очень неаккуратно и брошена, где попало. Щетина
сильно потрепана: следы борьбы. Одно из двух: либо охотники, либо волки.
Склоняюсь в пользу последних. Как вариант - деревенские собаки. Ну, уж
этих-то, кабан, скорее всего, быстро поднял бы на клыки! Как бы там ни было - место болотистое, и, скорее всего,
кабанье. На выходе из леса видим в траве брошенные дровни: низкие,
деревянные сани. Сегодня точно такие же видели в музее ямщика!
Заходим с грейдера влево, в понравившееся место леса безо
всякой грунтовки. Находим в глубине отличный пятачок, среди неизвестно кем и когда
сделанных еловых посадок. Ставим лагерь. Низко в небе проходит с криком клин диких гусей на
пролете. На Север летят! Сухо тепло. Всю ночь откуда-то с севера доносится неясный гул, как от
далекого аэропорта. Но аэропорта здесь нет! Не иначе как в лесной тишине
прослушивается Ярославль. До него всего-то 40 км! А сильный ветер помогает
доносить звук. Ближе к утру становится довольно холодно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|