День 1: 08.05.16

 

Москва – (ЖД-заброска) - пл.Кудрявцево – Шопша – Ступкино – Ярково – Великое Село – Плотина – Гаврилов-Ям – Петраково – Немерово – Милочево – Овсяниково.

 

47 км.

 

 

Солнечно, тепло.

Ярославский вокзал. Поезд № 102 Москва - Ярославль отправляется в 07-35. Велосипеды упакованы в чехлы. Поезд межобластной, "сидячий", и, по сути, ничем не отличается от экспрессов до Калуги, Рязани или Владимира. Но там велосипеды мы перевозили в техническом тамбуре, в неразобранном и даже неразгруженном виде. Тут это не проходит. Поезд относится не к пригородной, а к федеральной пассажирской компании, а значит - свои правила.

Велосипеды помещаем в технический тамбур. Специально его не открывают, проносим велосипеды через межвагонный переход. Задачу облегчают отъезжающая в сторону дверь и кнопка ее открытия. Главное - уследить, чтобы дверь не закрылась автоматически раньше времени, а то груз прищемит. В том же тамбуре размещаем велоштаны. И еще остается место для прохода между вагонами.

Едем до Ростова. Стоянка - 2 минуты. Выгрузка - таким же порядком, что и загрузка. Проводники внимательно следят, чтобы не дали сигнал к отправлению раньше нашей высадки. Платформа низкая, переходящая в высокую.

От Ростова ехать до начала настоящего маршрута своим ходом не хочется. Потому что мы либо повторим местную дорогу, которую все равно пройдем через 2 дня, либо надо будет ехать по трассе "Холмогоры". Неинтересно. А через 15 минут отправляется электричка на Ярославль, на которой мы доедем за полчаса до точки удобного старта. Главное выяснить: на какую из двух платформ ее подадут. Проводники говорят, что могут подать на любую.

За дальней платформой на путях стоит пустая электричка, почему-то - "Орел - Курск"☺. А наша придет из Александрова. Место посадки ясно. Да и народ уже стал собираться на нашей платформе.

Так, с велосипедами в чехлах и загрузились.

Через полчаса вышли на глухой платформе Кудрявцево. Платформа низкая. Кругом лес и несколько избушек.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Платформа Кудрявцево

Направление на Гаврилов-Ям

Едем смешанным лесом по глинистому грейдеру. Сухо, оттого катится нормально. В сырую погоду могло бы быть сложнее.

Такое ощущение, что мы высадились где-нибудь на глухом карельском полустанке. Только камней нет. А так бы, не зная - не отличили бы.

Но очень скоро иллюзия пропадает: грейдер выходит на асфальт без леса. Это старая трасса Ярославского шоссе. Село Шопша. Заправка продовольствием.

Через 1 км поворот налево на Гаврилов Ям. Нам туда.

Через 1 км пересекаем новую трассу Ярославки, внизу под эстакадой.

Дорога идет полями и перелесками. Трафик умеренный. Асфальт битый это норма для Ярославской области. Рельеф слабохолмистый.

Великое Село. Асфальт его обходит по кругу. Мы же едем через центр села.

Село большое и старинное, сохранилось много домов купеческой постройки. Не все в лучшем состоянии, но все смотрится интересно. Проезжаем "Музей картофельного бунта", новое здание. Оказывается, картошка не всегда была в почете: http://www.newlocalhistory.com/node/114. Сейчас музей закрыт.

Село располагается концентрическими кругами вокруг центрального пруда. Тут обычай такой: чем ближе к пруду дом, тем выше социальный статус жильца. Доходит до того что не приветствуются браки выступающие в которые живут на неприлично разном расстоянии от пруда. Шекспировские страсти!

Ну и понятно, что возле пруда находится главная площадь. Здесь вся архитектура интересная. Здесь вся главная торговля. А самое достопримечательное место Великосельский Кремль!

Название не совсем официальное, но говорящее. 2 храма, колокольня и несколько дополнительных зданий образуют архитектурный ансамбль какого-то кремлевского типа, хоть и небольшой. Раньше здания со стенами образовывали замкнутый квадрат, сейчас стен по периметру нет, но сохранились 2 угловые башни. Внутренний двор Кремля занимает пустырь.

Подробнее о Великосельском Кремле: СМ.ЗДЕСЬ.

Великое Село было в свое время подарено Петром I фельдмаршалу Репнину за победу под Полтавой. Сейчас на Соборной площади установлено панно «Полтавская битва». А недалеко от Соборной площади находится дом, где по преданию останавливался и сам Петр.

Едем дальше. Старинное здание в стиле модерн напоминающее замок. Это дом знаменитого купца Локалова. Сейчас тут детский дом.

Подробнее о Локаловых СМ.ЗДЕСЬ.

 

Великое Село. Историческая застройка.

Великое Село. Историческая застройка.

Боголюбский храм

Музей Картофельного бунта

Великое Село. Историческая застройка.

 

Великое Село. Колокольня.

Великосельский кремль

Великосельский кремль

Полтавская битва. Панно в Великом Селе.

Церковь Рождества богородицы в Великосельском кремле

 

Магазины в Великосельском кремле

Дом в Великом Селе, где останавливался Петр I.

Великое Село. Дом Локалова.

 

Сайт Великого Села: http://selo-velikoe.ru/

Покидаем село. Через 5 км въезжаем в поселок Гаврилов Ям.

Очень хорошее, несколько экзотическое название. Ям - это ямская станция. Поселок раньше стоял на дороге, связывающей Московский и Суздальский тракты, и его жители занимались ямским делом. А кто такой Гаврила - это уже поле для фантазии. Одна из версий: ямщик был такой. Версия скорее художественная, чем документальная. Но в 85 км отсюда, в Ивановской области, есть город Гаврилов Посад. Уже вырисовывается некая закономерность!

Справа, чуть дальше въезда в город, на постаменте стоит реактивный истребитель. Это «Агат», оборонное предприятие.

У нас по пути запланировано 3 реки: Лахость, Которосль и Устье. Гаврилов Ям стоит как раз на реке Которосль. Проходим мост. Справа на пригорке - Музей Ямщика.

Одноэтажное здание стилизовано под экипаж: по бокам дома - 2 больших колеса. На козлах - авангардная скульптура ямщика из бревен и поленьев, эдакий неотесанный буратино!

Музей небольшой, но любопытный. Собственно, в здании - предметы крестьянского быта. Рядом - кратный сарай, там выставлены транспортные средства, больше – санные, и ямщицкое снаряжение.

Очень понравился рассказ экскурсовода. Он во многом нарушает сложившиеся стереотипы о ямским деле. Не в лучшую, и не в худшую сторону. Просто в смысле уже несколько подзабытых фактов.

Во дворе - композиция из 7 условных, больших подков. Надо прикоснуться к каждой и загадать желание. Что мы загадали - о том рассказывать не будем.

Задал вопрос: а чем сейчас занимаются в городе ямщиков? А вот чем.

Был у них льнокомбинат, основанный тем самым купцом Локаловым из Великого Села. Комбинат прогорел после того, как его выкупила Трехгорная мануфактура из Москвы. А до этого комбинат процветал. Более того: это было единственное в России предприятие, где производился художественный холст.

Остается оборонный завод Агат. Остальной город ездит на заработки или в Ярославль или в Москву. Типичная российская история.

Сайт музея ямщика: http://музей-ямщика.рф/

 

Гаврилов-Ям. Музей ямщика.

Гаврилов-Ям. Музей ямщика.

Гаврилов-Ям. Музей ямщика.

Музей ямщика. Каретный сарай.

Музей ямщика. Каретный сарай.

 

Музей ямщика. Каретный сарай.

Деревянное колесо

Музей ямщика. Подковы желаний.

Музей ямщика. Скульптура ямщика.

 

Вот теперь-то самое время спросить у работников музея о предстоящей лесной дороге. Экскурсовод и только что подъехавший мужчина, по виду администратор, вместе подумали и сказали: «Вы там не проедете!»

Но мы все-таки попробуем!

Рядом с Музеем Ямщика - дом Локалова, его гаврилово-ямская резиденция. Сейчас там дом детского творчества. Тут же маленький, но симпатичный парк. От него сверху - хороший вид на долину Которосли в черте города.

Гаврилов Ям - скромный, но довольно приятный город. В центре сохранились старинные здания.

 

Гаврилов-Ям. Дом Локалова.

Гаврилов-Ям. Долина Которосли.

Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ям. Центр.

 

Сайт города Гаврилов Ям: http://www.gavrilov-yam-76.ru/

Историко-культурный проект «Страна Ямщика»: http://странаямщика.рф/.

Покидаем Гаврилов Ям и едем дальше по шоссе, которое уходит в Ивановскую область.

Трасса Шопша - Иваново

Трасса Шопша – Иваново. Вид в сторону Гаврилова-Яма

Вплотную к южным границам Гаврилова Яма поступает большой дремучий лес, уходящий дальше в Ивановскую область. В его глубине, на границе областей протекает маленькая, красивая речка Лахость. В идеале, мы хотим добраться до нее, переночевать там, а назавтра вернуться в Гаврилов Ям, но уже по трассе бывшей узкоколейки.

Пока что едем по тому же шоссе. "Гавриловский лес" - так его будем условно называть - тянется справа, на некотором отдалении от дороги. Уже отсюда он производит впечатление. Дорога становится более пересечённой. Но, это - как раз тот случай, когда перепады высот мало заметны для глаза. Кажется, что едем чуть ли не по равнине. Но ход тяжелый, и это - несмотря на сильный, попутный ветер. И только оглянувшись назад на перекрестке, мы сидим с большой высоты и Гаврилов Ям, и Великое Село.

Грейдер на Лахость

На этом перекрестке сворачиваем с шоссе направо и уходим на грейдер. Заходим в Гавриловский лес. Лес могучий, глухой и откровенно дикий. Ель, береза, сосна. Иногда от грейдера уходят грунтовки к последним деревням, которые находятся чуть в стороне. Подъемы и спуски. Но в целом, местность идет на понижение в сторону Лахости.

Милочево. Деревня на грейдере. Сюда еще доходит автобус.

Лесная дорога на Лахость

Через 1 км - Овсянниково, последняя деревня перед ненаселенкой. Очень старые, большие, рубленные дома, прямо как на Русском Севере. За деревней грейдер кончается, в дремучий лес уходит простая грунтовка. Дорога очень разбитая и грязная. У начала дороги стоит оставленная машина, участник каких-то экстремальных трофи, о чем говорят наклейки на ее стеклах.

Делаем хорошую просмотровку пути. Правдами-неправдами, до Лахости, может быть, и можно добраться, если очень захотеть. Но весь остальной маршрут поплывет однозначно, мы зависнем тут надолго. И это будет уже совсем другой формат.

Принимаем решение найти место для лагеря недалеко от грейдера, и едем обратно на разведку.

Прекрасная грунтовка вправо. Заканчивается на затерянном лесном кладбище.

Дерновая грунтовка влево. Заканчивается мини-свалкой в глубине леса. Но если что - сгодится как вариант. Естественно, если не доезжать до мини-свалки.

Еще тропа влево. Похоже, что ведет в Константиново. Если что - тоже пойдёт.

Остатки кабана

Брошенные дровни в лесу под Лахостью

Отворотка вправо. Со временем уходит в болото. На дороге лежит шкура кабана. Кто ж его так оприходовал? Свежевать дичь удобнее на собственном дворе. Тут даже нет и намека на то, чтобы здесь его пытались на что-то подвесить. Шкура снята очень неаккуратно и брошена, где попало. Щетина сильно потрепана: следы борьбы. Одно из двух: либо охотники, либо волки. Склоняюсь в пользу последних. Как вариант - деревенские собаки. Ну, уж этих-то, кабан, скорее всего, быстро поднял бы на клыки!

Как бы там ни было - место болотистое, и, скорее всего, кабанье.

На выходе из леса видим в траве брошенные дровни: низкие, деревянные сани. Сегодня точно такие же видели в музее ямщика!

Стоянка под Константиновым

Гавриловский лес

Заходим с грейдера влево, в понравившееся место леса безо всякой грунтовки. Находим в глубине отличный пятачок, среди неизвестно кем и когда сделанных еловых посадок. Ставим лагерь.

Низко в небе проходит с криком клин диких гусей на пролете. На Север летят!

Сухо тепло.

Всю ночь откуда-то с севера доносится неясный гул, как от далекого аэропорта. Но аэропорта здесь нет! Не иначе как в лесной тишине прослушивается Ярославль. До него всего-то 40 км! А сильный ветер помогает доносить звук.

Ближе к утру становится довольно холодно.