День 11: 03.08.16

 

(Автотрансфер: Браслав – Малая Ковалевщина) – Новые Крюки – КлеминоБрижинкиПересловоУзменыСмульково – Верхнедвинск – БельковщинаМартиновоОзерники – Первомайская – Гай – Козловщина – Кохановичи – ОсеткиВышнарово – Беляны – Михалино.

 

59,8 км (плюс 60 км – автотрансфер).

 

Небо - в каких-то замысловатых, совершенно нереальных облаках, довольно грозного вида. Прохладно. Влил короткий, но очень сильный дождь.

Не без труда, но загрузились в легковушку с кузовом универсал. Сняли передние колеса, крылья, педали и седла. Но, в итоге, поместились.

За окном - знакомая дорога, но из окна машины она выглядит малоинтересно. Это совершенно другой формат восприятия. Призываю всех еще раз: ездите на велосипеде! Вы увидите настоящую жизнь!

Дважды за путь на нас обрушивался сильнейший ливень. Вот тут автомобилю отдадим должное!

Поговорили с водителем о наших СНГ-шных реалиях. О том, какое это неблагодарное дело - работать на земле, и как этого никто не хочет. "Видите: тростник на озере? Раньше его весь скашивали на корм скоту. А теперь это никому не надо!"

Но в Белоруссии это хотя бы задекларировано, как национальный приоритет, и за это Лукашенко будет драть стружку с чиновников (а будет обязательно, он по-другому не управляет!). А в России-то и этого нет!

Говорили о том, во что надо было залезть и сколько на себя взять, чтобы открыть агроусадьбу. Но, тем не менее, инициативные люди предпочли влезть в это нелегкое дело, нежели перебиваться не пойми чем. И Бог им в помощь! Да и государство, пусть хоть на словах, да заявило о поддержке этого направления в стране.

Говорили о том, что губят нац.парк! То, что творится с рыбой, это просто издевательство над

(УВЕЛИЧИТЬ)

природой. Но, тем не менее, Браслав это - туристический бренд это – курорт, его любят, и по популярности он уступает разве что озеру Нарочь.

И, наконец, нам рассказали, что не далее, как в этот четверг, в Браслав прибывает сам Лукашенко! Так что мы уехали вовремя: наверняка будет суета, а нам ее и дома хватает в избытке.

Глядя на стремное небо, мы попросили выбросить нас ближе к цели на какой-нибудь автобусной остановке. Какие же мы были молодцы! ("маладшчына!" - говоря по-белорусски). Мы сердечно поблагодарили водителя и стали собирать велосипеды.

После трансфера

Угроза, идущая с Запада.

Пережидаем дождь

Не успели мы привести все в боевой порядок, как на западе, откуда мы только что приехали, показалось такое, что заставило нас вздрогнуть. Можно было бы подумать, что там началось солнечное затмение. Полоса на небе даже не была синей - она была почти черной!

Пока стихийное бедствие не подобралось близко, мы сгоняли в сельмаг за кефиром и стали ждать.

Когда ливень все-таки обрушился на остановку, оказалось, что издали он выглядел страшнее. Видимо, это был эффект темного объекта против яркого солнечного света. А так - даже не пришлось усиливать автобусную остановку своим тентом (мера против сильного бокового ветра во время ливня). Но ехать под таким дождем можно только под дулом пистолета. Или убегая от гнезда шершней, что в принципе равнозначно.

Ожидание заняло у нас около полутора часов. Дождь прекратился полностью. Дальше наш путь лежит через Новые Крюки в Верхнедвинск. Место, где мы пережидали дождь, называется Малая Ковалевщина. До Крюков отсюда 3 км по трассе Полоцк - Миоры. Нас легко довезли бы и до Крюков, но там нет автобусной остановки.

Итак, сворачиваем с главной трассы влево, на грейдер. Крюки остаются чуть в стороне.

Вскоре дорога подходит к лесному массиву и раздваивается. Основной грейдер уходит направо. Лесная дорога налево не обозначена ни на одной карте, но очень четко просматривается на космоснимках.

Узмены. Церковь Николая Чудотворца.

Узмены

Лес - черноольшанник. Вдали просматривается вырубка в ельнике. Дорога, похоже, проложена недавно и используется тяжелым транспортом. А после сегодняшнего ливня она выглядит и вовсе непрезентабельно. Можем потерять здесь много времени. Поскольку обе дороги сходятся в Узменах, едем по правому грейдеру.

Дорога вскоре выходит в поля. Через некоторое время справа к дороге подступает глубокая долина Западной Двины а по нашему пути начинается населенка.

Западная Двина

Западная Двина

Брижинки, Пересловка. Затем Узмены. Очень аккуратное и ухоженное село. Выход на шоссе Верхнедвинск – Шарковщина, и поворот по нему направо, сразу же выезжаем на мост через Двину - самый высокий мост страны. Выглядит очень фундаментально! Отдельные элементы моста облицованы мрамором. А рядом, на берегу Двины, находится вертолетная площадка.

Верхнедвинск. Почему-то при этом названии мне представлялся промышленный гигант. Может быть, машинально вспоминался Новодвинск с его чадящими трубами ЦБК. Или Северодвинск с его верфями атомных подлодок. На самом деле, Верхнедвинск – тихий, старинный город, очень уютный. И до 1962 гн носил название Дрисса, по имени реки, впадающей здесь в Западную Двину.

Въезжаем в город. Навстречу мне, по диагонали через улицу, едет мужик в спецовке, на старом, дорожном велосипеде, и играется в айфон. Опасное сближение!....Я беру резко вправо, но мужик вслепую сворачивает туда же!...Неизбежное столкновение!

Верхнедвинский лесопарк

Верхнедвинский лесопарк

Верхнедвинский лесопарк

 

 

 

Верхнедвинский лесопарк

Верхнедвинский лесопарк

Верхнедвинский лесопарк

Пластиковая рукоятка руля нашего друга глубоко застревает во вновь образовавшейся складке моих грузовых велоштанов, да так крепко, что извлечь ее стоит немалых усилий. Ткань рюкзака, как наждак, сняла с рукоятки слой пластика. До сих пор на рюкзаке остались 2 черные полосы.

Этого мало. Переднее колесо мужика настолько согнулось в восьмерку, что не может вращаться в вилке. А мой велосипед жив-здоров! Ничего удивительного: разница-то в массе какая!

Осмотрели мужика и его велосипед, но помочь тут уже нельзя: колесо - на выброс. Человек отнесся ко всему, на удивление, по-философски. Представляете, сколько у нас воплей было бы в этом случае! Расстались миром.

Городской лесопарк, называется "Лесная сказка". Вольеры с ланями, оленями, кабанами, кроликами и енотовидной собакой.

Уловетская, центральная улица города. Верхнедвинск издавна славится своими сырами. "Ян-Сыродел" - знаменитая торговая марка. Посещаем фирменный магазин при сырном заводе.

В городе неплохо сохранилась старая архитектура. Как всегда, есть костел (Рождества Девы Марии) и церковь (Николая Чудотворца). На Двине сохранились съезды к понтонному мосту, которым пользовались до постройки нового.

 

Ян-Сыродел

Верхнедвинск

Костел Рождества Девы Марии

 

 

 

Костел Рождества Девы Марии

Церковь Николая Чудотворца

Верхнедвинск

 

 

Подробнее о Верхнедвинске и районе: СМДЕСЬ.

Едем из города в направлении сохановичи. Населенная, сельскохозяйственная местность. Поля, рощи.

На коротком, 5-минутном привале, на автобусной остановке, разговорились с местной женщиной. Общий вывод такой: народ не голодает. Более того. Можете ли Вы себе представить, что у нас работница молочной фермы, да еще и в возрасте, легко бы брала кредиты? А у них это, вообщем-то, бытово. И не чувствуется беспокойства по поводу: сможет ли отдать?

Большое, благоустроенное село Кохановичи. Необычный дом авангардной архитектуры. Велосипед на фасадной стене и большой деревянный макет велосипеда у забора. Это - штаб-квартира народного велоклуба "Белые Вороны", и одновременно дом его руководителя и основателя П.П.Кветинского.

Это не просто велосипедный клуб, это сообщество любителей здорового образа жизни. Чтобы много не рассказывать, просто даем внешнюю ссылку.

Петр Петрович тут же нас и встретил. Хозяин был рад появлению таких гостей, как мы, как, наверное, никто в этой стране! Нам сразу же был предложен и чай и ночлег. От последнего мы вежливо отказались: график обязывает! Но совершенно ясно: если что -  нам тут будут рады всегда.

Мы задали вопрос: где на подступах к Освее удобнее поставить лагерь? Петр Петрович не очень разделяет наше стремление найти место в лесу. Сам он, из соображений безопасности, предпочитает ставить лагерь в поле. Это значительно уменьшает риск в случае грозы. В этом есть своя логика.

Действительно, а почему мы всегда стараемся встать в лесу? Причины три.

1) Лесной антураж. От этого удовольствия отказаться сложно.

2) В Подмосковье это - фактор скрытости. Хотя, за время нашего похода мы не раз убедились, что скрыться можно где угодно.

3) В дальних походах мы часто бываем в таких местах, где найти поле - целая проблема. А леса вокруг - сколько угодно!

Мы попрощались с Петром Петровичем, обменялись реквизитами. Встретить интересного, неординарного человека, да еще и единомышленника - это прекрасно!

 

Народный велоклуб «Белые Вороны»

В клубе «Белые Вороны»

В клубе «Белые Вороны»

П.П.Кветинский – руководитель клуба «Белые Вороны»

 

Заправившись водой в святом источнике, покидаем Кохановичи. Сельскохозяйственные земли, пересеченка. Едем по грейдеру. Попадаются стаи журавлей. А аистов, как всегда, навалом!

Дело к вечеру. А встать негде. Хороших перелесков хватает. Но везде - глинистая почва, которую сильно размочил последний дождь. И прежде, чем дойти до какой-нибудь рощи, надо хорошенько помесить грязь ногами и колесами. И еще не факт, что в обмен на это мы получим нормальное место. Так что с этим успеется. Пока едем.

Беляны. Грейдер влево. Освея уже совсем рядом а солнце село. И тут внимание привлек безлесный холм, по склону которого машина ехала только один раз, успев лишь примять траву. На его вершине оказалась удобная, плоская площадка с отличным обзором на окрестности, а вот на наш лагерь обзора нет ниоткуда. "Да это ж просто Замковая гора!" - сказали мы. Недостаток один: очень высокая и густая трава. Но мы оборачиваем вред в пользу: в траве вытаптываем очень удобную площадку, а заросли остальной травы, мокрой-премокрой, используем, чтобы в ней помыться.

Сгустился сильный туман, и стало довольно холодно. Но внутри палатки микроклимат идеальный.

 

Коровы и аисты

Освейский край

Белорусское небо