День 1: 05.05.17
Москва –
Кострома, заброска. Отработав рабочий день, быстро собираемся и выдвигаемся на Ярославский вокзал. Относительно тепло. Поезд № 148 Москва – Кострома, отправлением 23-20. Вагоны старого типа, без антивелосипедных перегородок. Размещаемся без проблем. День 2: 06.05.17
Кострома –
Поддубное – Крутик – Куликово – Большое Андрейково – Халипино – Власьево –
Лопаткино – Дурасово – Шолохово – Красное-на-Волге – Красные Пожни – Витязево
– Сидоровское – Федотеиха – Степурино – Светочева Гора – Булдачиха – Высоково
– Плес. 86,9 км |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кострома, прибытие 05-56. Пасмурно, довольно холодно. ЖД-вокзал в Костроме находится недалеко от Красносельского шоссе (прилагательное от названия поселка Красное-на-Волге звучит именно так), но по Костроме надо сделать хотя бы короткую обзорку. Едем по ул.Советской в центр города, до площади Сусанина (в просторечии – «Сковородка») и торговых рядов. До этого мы были здесь в январе 2011 г. Сейчас есть возможность сравнить зимнюю и летнюю Кострому. В центре города - очень хорошо сохранившаяся, старая архитектура, здесь приятно поездить (походить) по улицам. От площади Сусанина мы спускаемся к волжской набережной, по которой едем обратно. По пути заворачиваем позавтракать в «Макдоналдс». Со стороны Ярославля надвигается дождевая туча. Она проходит по касательной, мы отделываемся легким моросильником. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выезжаем к храму на Дебре, и покидаем центр города. Далее Кострома уже выглядит, как стандартный, российский областной центр. Временами идет небольшой дождь. Сайты города Костромы: http://www.gradkostroma.ru/guide/history/index.aspx Покидаем городские кварталы и выходим на Красносельское шоссе. Покрытие хорошее. Трафик ощутимый. Дорога идет открытыми пространствами с лесополосами по обочинам. Поворот на Гридино. Часть транспортного потока уходит туда, и трафик заметно падает. Попутный ветер и хорошая дорога позволяют набрать большую скорость. Крутой спуск в долину реки Покша. Большое Андрейково. За мостом слева, на окраине леса - придорожное кафе, и ряд летних беседок с красивым видом на реку. Подъезжаем к одной из них, чтобы передохнуть 10 минут и выпить кефира из своих запасов. Подошли администраторы (кавказцы), и спросили: что желаем? Мы объяснили. Они ответили, что "сколько угодно!", и даже предложили чаю за просто так. Мы вежливо отказались.
Крутой подъем из долины Покши. Влево в лес уходит отворотка на санаторий им.Ивана Сусанина. Название позабавило! На самом деле, там практикуют уникальную терапию лосиным молоком! Дело в том, что не так далеко находится Сумароково, со знаменитой лосиной фермой. А мы, в настоящий момент, уже находимся на территории Сумароковского заказника. Некоторое время дорога идет лесом, затем снова выходит на открытое пространство. С правой стороны, за полем, параллельно Волге тянется большой лес, который будет сопровождать нас до самого Красного-на-Волге. Временами, на пару секунд вдали показывается и сама Волга: рельеф тут пересеченный, и с отдельных высоток из-за леса проглядывает вода. Пятиминутный перерыв на автобусной остановке. Читаем объявление: "Куплю лосиные рога на вес". Вот она, Костромская область! На этом участке Волга является естественной границей смешанных лесов и европейской тайги. Территория, лежащая здесь к северу от Волги, называется Лесное Заволжье. Его туристический потенциал огромен, но проходимых на велосипеде дорог мало. В велотуристическом плане регион мало известен, и еще ждет своего часа. Мы сейчас, уже, фактически, едем по Лесному Заволжью. Здесь, под Костромой, населенка еще встречается относительно часто. На долготе Плеса население будет сосредоточено, в основном, вдоль берега Волги, редко - в глубине лесов. А еще 30 км восточнее расположена уже полная глухомань, сравнимая с архангельской тайгой. Лесное Заволжье плавно переходит в Вологодские, Вятские и Нижегородские леса.
Справа лес подходит к дороге вплотную. Немного не доходя до Халипино - асфальтовая отворотка вправо, в лес. Там, в глубине леса, близ р.Малая Покша, была запланирована стоянка первого дня. Здесь, близ шоссе - лес лиственный, а на месте стоянки - сосновый бор. Между тем, трафик упал до очень низкого. Не удивительно: ехать тут, особо, некуда. В Красном-на-Волге - паром через Волгу. Туда мы и едем. Лес снова отходит от шоссе. Справа, вдали, на поле - староверческое село Дурасово, со старой, деревянной церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Делаем радиалку, осматриваем село. Внешне ничем не выделяется. Рельеф пересеченный. Пасмурно, сухо, прохладно, попутный ветер. Въезжаем в Красное-на-Волге. Это - город ювелиров. Организаций, которые занимаются ювелирным делом, здесь - множество. Рекламные щиты стали попадаться на дороге уже заранее. В городе же они - сплошь. Чем привлекло ювелиров это место - непонятно. Кстати, у двух наших велосипедистов здесь есть маленький, семейный бизнес. Разумеется, ювелирный! Подробнее про Красное-на-Волге: СМ.ЗДЕСЬ. Сайт Красное-на-Волге: http://krasnoenews.ru/
Заправляемся продуктами на центральной площади. Начал накрапывать дождь. Извилистый спуск к Волге. Пойма со старицами, пойменными озерами, зарослями тростника. Паромная переправа через Волгу в Красные Пожни. Ожидая парома, прокатываемся по твердой, насыпной дороге, уходящей на запад вдоль реки, далеко в плавни. Похоже, эти места в почете у рыбаков. Но кататься как-то не очень хочется, идет не сильный, но дождь. Расписание парома:
А вокруг – безлюдье, ни людей, ни машин. Только брошенные дома в редких деревнях, брошенные автобусные остановки, да по небу низко ползут темные, лохматые тучи. Вообще, все это напоминает погранзону в Псковской области. Вроде, все признаки освоенной земли есть, только вокруг ни души!
Светочева Гора с Казанской церковью. Вот и полил дождь, и довольно чувствительный. Но мы еще с Красного-на-Волге облачены во все защитное. Последняя костромская деревня Высоково. Асфальту конец. Дальше - 2 плохих грунтовки, раскисшие по случаю дождя. Налево (примерно в сторону Выголово) - убита напрочь. А вот оттуда едут 2 трактора, добивая ее окончательно. Направо - несколько лучше, да и направление нам – вернее, там, рано или поздно, снова должен начаться асфальт. Щит "Охотхозяйство Выголовское". Это уже Ивановская область. Дорога стала чуть получше. Вернее: стала бы, будь на дворе сухая погода. Поминутно переходим на пешее передвижение.
Дорога выходит в поля. Тут уже можно выбрать колею по примятому дерну, все грязи меньше. Вдоль края поля тянется еловый лес дремучего вида. Дождь идет полосами с перерывами. Вдали видим крохотный автомобиль, едущий с приличной скоростью. Плесское шоссе! Устраиваем перекус на автобусной остановке. Там же пережидаем несколько полос дождя. Дело на небе идет к прояснению. Едем в Плес. Дорога с прекрасным покрытием и небольшим трафиком. Идет через великолепный, еловый лес таежного вида. Граница-то природных зон совсем рядом! Вскоре, вправо от трассы уходит в лес узкий асфальт с нулевым трафиком. Это уцелевший отрезок Старо-Плесского тракта. Едем.
Очень быстро старая дорога оканчивается тупиком, далее в лесу лишь слегка намечаются остатки заросшего пути. В тупике – площадка, обнесенная рабицей, с сооружениями, похожими на туалетные кабинки. В каждой - из земли выходит некое вентильное устройство. Возвращаемся на шоссе.
Два символических обелиска Московской заставы. Здесь сделана современная дорожная развязка. Прямо - Плес. Направо и налево уходят очень современные трассы. Налево - в сторону Милой Горы, направо - в Шаляпино. Ходят слухи, что первая - это резиденция Медведева, вторая - строящаяся резиденция Путина. Сведения противоречивые. Несомненно одно: реконструкция Плеса проходила, во многом, под патронатом Медведева, и в Милой Горе он, время от времени, бывает. Вообще, на эту тему много всяких спекуляций, особенно со стороны Навального. Ну что ж, пусть политиканы спорят, а мы дадим здесь совершенно легальные и открытые ссылки по Миловке. Очень сомнительно, что нижеуказанные ресурсы состряпаны хакерами из секретных медиа-лабораторий ФСБ, с целью задурить мозги российскому народу! История усадьбы Миловка: http://ples.ru/milovka Современное состояние дел в Миловке:
Спуск, затем - очень длинный, пологий подъем. Граница города. Еще немного - и головокружительный спуск по полукругу, в глубокое ущелье между двух высоких холмов. Нажимая на тормоза, выкатываемся на набережную Волги. Старинный особняк (дом Аверина), где сейчас находится плесский офис "Алмаз-Холдинг". На мансардном этаже находится их ведомственная гостиница "Золотой Плес". Это - наше жилище. Заселяемся. Велосипеды паркуем тросом под лестницей. Идем гулять по Волжской набережной. Официально ее западная половина называется улица Советская, восточная половина – улица Луначарского. Дождя нет, ветер, холодно. Плес и набережная освещены очень слабо. Поражает малолюдье и тишина. Туристический сезон еще не набрал силу, да и весна в этом году очень холодная и сырая. А летом здесь будет не протолкнуться! Случайно проснувшись в 2 часа ночи, я вижу на севере негаснущую полосу зари. Все-таки Плес находится достаточно севернее Москвы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|