День 1: 12.07.14
Хорошово–
Чанки – Амерево – Коробчеево – Троицкие Озерки – Октябрьское – Подосинки –
Маливо – Дединово – Любичи – Гольный Бугор – Каданок – Белоомут 87 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В прекрасном, старинном городе Коломна мы бывали неоднократно и осмотрели ее многие исторические достопримечательности. Поэтому не было смысла задерживаться в городе еще раз. Программа и без того планировалась достаточно насыщенная. И мы начали свой путь, не доезжая 2 остановки до Голутвина, на платформе Хорошово.
Солнечно, тепло. С нами высадилась еще велогруппа, ребята поинтересовались, не с ними ли мы. К сожалению, не запомнил их маршрута, даже приблизительно. Асфальт, открытые пространства, поля, лес вдалеке слева, Ока где-то внизу справа. Открытые пространства вообще будут составлять большую часть нашего пути, а местные асфальты и полевые дороги будут нашими основными транспортными артериями. Ранее поступило пожелание от моей Половины: что у нас все лес да лес? Хотим степей! Вон, «3х9» в Казахстан съездили, как интересно! Степи будут! Правда, в несколько усеченном, и, так сказать, искусственном варианте. Окские поля! Хочу заметить, что у Лёши Кузова, руководителя похода 3х9 "Великая Степь" открытые пространства - это вообще конёк. До Казахстана он часто устраивал ПВД по заокскому югу Московской области и сопредельным территориям Тульской области. В этих маршрутах был |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
свой шарм, тем более, что Среднерусская возвышенность - это еще и большие перепады высот, а безлесые пространства дают великолепные обзоры. Так что, Казахский поход тут - очень логичное продолжение темы. До Амерево - средний трафик, потом он снижается. Сильный встречный ветер. Принимая во внимание открытые пространства, следует ожидать большую нагрузку. Самое неприятное, если завтра ветер переменится и не станет для нас уже попутным.
Местность - очень населенная, села переходят одно в другое. Сделали короткую радиалку в пойму, откуда открывается неплохой вид на Голутвинский монастырь. На фото вышел не впечатляюще. За перекрестком с шоссе Москва – Челябинск, близ с.Коробчеево видим дорожный знак "осторожно, самолеты!". И действительно: в небе проходит какой-то небольшой самолет на малой высоте. А чуть в стороне в небе показались крыловидные купола парапланов. Отследив, куда они примерно приземлялись, подъезжаем посмотреть, что там такое. А там, слева от дороги находится парашютно-спортивная база "Аэроград". Любой желающий там может на коммерческой основе пройти обучение, получить допуск и совершать прыжки с парашютом. Между шоссе и дальним лесом находится большое поле, предназначенное для приземления, а также используемое, как взлетное поле. Есть склады оборудования, разборные ангары для укладки парашютов и прочая инфраструктура. Заинтересовал обширный прейскурант на услуги, вывешенный на кассе. Короче, прыжки и все, что с ними связано - это отдельная система и отдельная тусовка, со своей жизнью, прямо, как у велосипедистов! Фото "Аэрограда": Сегодня тут насыщенный день, много участников, постоянно взлетают очередные самолеты и постоянно прыгают новые партии. Поток куполов над полем не уменьшается. Ну а мы едем дальше.
Пора обедать. В районе между Троицкими Озерками и Октябрьским - одно из немногих мест, где коренной лес подходит к шоссе. В этом месте лес - дубовый. Останавливаемся на обед. Заодно обнаружили: в глубь леса ведет грейдер до какого-то СНТ. До дачного массива 3 км, а по картам грейдер идет значительно дальше и соединяется там с какими-то внутренними дорогами большого Егорьевского лесного массива. Это тема на будущее. Пообедав, продолжаем путь. В небе летают самолеты из "Аэрограда". Хотя мы уже ощутимо отъехали, самолету, чтобы выполнить простой маневр, нужно приличное расстояние. Так, ТУ-154, летящий из Сибири в Москву начинает снижаться уже над Владимиром. В Маливо сходим с асфальта на грунтовку, ведущую в приокские луга. Автомобили исчезают вообще. Выруливаем на совершенно пустой асфальт, идущий по самому берегу Оки. По самой кромке берега идет полоса ив и тополей. Впрочем, на Оке так везде. Берег несколько обрывистый, у основания - грязный, с болотной растительностью. Искупаться не получится. Долго едем берегом. На самой кромке берега время от времени появляются стоянки рыбаков. В небе парит много орлов, они нас будут сопровождать всю дорогу. Видимо, на Оке их привлекают поля, а точнее, мыши которые на них водятся. Дорога становится грунтовой. Поле перегородила длинная, мобильная поливальная установка. Она работает. Проезжаем под струями, тем более, что достаточно жарко. Попытка пересечь по кратчайшей приток Оки Прорву окончилась неудачей: речка имеет вид старицы. Спугнули журавля и двух цапель. Выходим на асфальт, ведущий в Дединово. Едем обширными полями.
Дединово - большое старинное село. Сохранилось много старых, интересных домов. Вдоль набережной Оки - сплошная историческая застройка. Внизу у воды - лодочные сараи и стоянки. Центр села напоминает старинный, провинциальный, купеческий город. Каменные дома с коваными дверями и ставнями. Дединово расположено по обоим берегам Оки. Их связывает паром. Дединовский паром - пожалуй, главный на Оке. Первый настоящий военный корабль европейского образца построил в России не Петр. При Алексее Михайловиче здесь, в Дединово, была построена верфь, с которой сошел военный корабль "Орёл", предназначенный для плавания по Каспию. Не очень-то он успел поплавать: в конце концов, его в Астрахани сжег Сенька Разин. В городском парке стоит его символический макет (очень условный, просто, как элемент паркового дизайна), а на набережной - монумент рождению российского флота. Неподалеку - здание кадетского корпуса, так же называющегося "Орёл". Переезжаем по деревянному мосту крупный приток Оки - реку Цна с коричневой, торфяной водой. Собственно, это искусственный участок, спрямленный каналом. Старую Цну мы еще увидим.
Главный достоприм Дединово - Троицкая церковь. Отличается богатой каменной резьбой в облицовке и крестами сложной, филигранной ковки. Храм реставрируется, на улице лежат бетонные фрагменты, повторяющие по размерам и рисунку старые белокаменные. Пока что 2/3 облицовки составляют оригинальные каменные блоки. Прихожане крайне дружелюбны, поинтересовались нашими путешествиями. Несмотря на наши велосипедные шорты, пригласили зайти внутрь.
Дединово на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E4%E8%ED%EE%E2%EE Интересная информация о Дединово: http://golavl.narod.ru/story.html Едем дальше полями на восток. Ветер не слабеет. Во время предыдущего отрезка пути по пойме смены курса и пойменные перелески как-то облегчали движение против ветра, сейчас приходится крутить педали по полной.
Заметил длинную, пойменную болотину, заросшую водной растительностью, по форме очень напоминающую реку. Таких заросших стариц в пойме множество. Но тут приборы показали, что это не что иное, как родное русло Цны, которое было до спрямления. Село Любичи. Погост с большой, каменной Воскресенской церковью. Главная улица села - просто музей архитектуры под открытым небом, как и набережная в Дединово. Едем полевой дорогой вдоль самого берега Оки. Воды не видно за полосой галерейного леса. Но противоположный берег угадывается в просветах между деревьями что-то уж слишком близко. Подъезжаем. Да это просто канава какая-то! Что за ерунда! По прибору Ока же прямо здесь! Увеличиваем масштаб по навигатору. Все ясно! Коренное русло отделяет от нас длинная, но совсем тонкая старица. И скоро они сольются. Едем дальше. И действительно, выезжаем на слияние Оки и старицы. Ока делает тут крутой поворот и меняет направление на 180 градусов. В излучине - большой пляж (насыпной) и много палаток рыбаков. Сделав несколько поворотов, выходим на поселок Каданок. Дальше должен начаться сплошной лес до Белоомута. Был вариант проехать в Белоомут и дальше по берегу Оки через Ловцы, но несколько утомили солнце и ветер. Захотелось леса. Каданок. Край земли. Многие дома брошены, от одного, особенно колоритного, остался только второй этаж. А первый, кирпичный, служит уже только опорами для верхнего, деревянного. Остатки леса сохранились только в непосредственной близи от Каданка. Дальше, до самого Белоомута, идет огромная, отвратительная, горелая пустошь. Напоминает тундру, но тундра-то хоть естественный пейзаж! Название близлежащего посёлка Моховое сейчас звучит больше, как издевательство. Вот уж где бы не хотел сейчас жить, так это в Моховом, откуда по горелым головёшкам до ближайшего леса добираться теперь очень долго! А до ближайшего центра цивилизации - не меньше. В Моховое мы не заезжали. Но поселок хорошо просматривается издали через горелую пустошь. Даже издали видно, что это – руины: от домов остались одни внешние коробки. Похоже, поселок, и в самом деле, ликвидирован. Особенно издевательски выглядят МНОГОЧИСЛЕННЫЕ щиты леспромхоза типа "Развёл - окопай!" или "Лес - не помойка!" Не менее дурацкими выглядят рубленые скамеечки и столы в тех местах, где остановиться на отдых не захочется ни на минуту! Горько! Горько и больно, друзья!
Церковь в Белоомуте сквозь горелое пространство видна за много километров. И все же мы въезжаем в поселок, с болью в сердце и горечью на душе. В следующий раз поедем вдоль Оки, лишь бы не видеть этого свинства! Месяц назад мы в Белоомуте начинали 4-дневный мещерский поход. Сейчас поселок является разворотным пунктом: завтра начнется движение обратно по правобережью. Но сначала надо переночевать. Белоомут находится не только на берегу Оки, но и частично вытянулся вдоль пойменного озера Сосна, больше напоминающего реку: такое же длинное, узкое и извилистое. Озеро уходит более чем на 5 км на восток за черту поселка. К северному берегу озера подходит лес. Там есть смысл поискать стоянку. Едем до юго-восточной окраины Белоомута. Первая дорога, идущая примерно в том направлении (ориентир - лесопилка слева по ходу) была сильно разбита техникой. Но, как мне теперь представляется, она могла быть самой перспективной. Выезжаем на открытые пространства поймы. Пойма - достаточно сложное образование из озер, проток, стариц, болот и прочих водных объектов. Сразу выяснилось, что между Сосной и коренным берегом лежит еще старица, настолько узкая, что не на любых картах есть. Пытаемся найти проход между двумя озерами.
На малой старице есть расширения с небольшими пляжами, все заняты автомобилистами. На Сосне все удобные заходы пока что находятся с противоположной стороны, и озеро лежит пока что в луговых берегах. Луговина тянется далеко. Вдали Сосна подходит к коренному берегу и смыкается со старицей тонкой протокой, обозначенной пунктиром. Есть ли переправа - пока не понятно. До этой точки - 2 км бездорожья через траву по плечи. Посмотрев на часы и подумав, решаем оставить Сосну и поискать другое место. За дефицитом времени решили проверить маленькую сосновую рощу на стрелке Оки и озера Исток (это продолжение озера Сосна). Место, действительно, красивое, но очень много народа, в основном автомобилистов. Попытки найти место в глубине леса ни к чему не привели: лес посаженный, и в нем нет ни одного ровного участка: всюду, словно огородные грядки. Поэтому, не долго думая, ставим палатку просто на обрывистом склоне Оки, на краю чистого поля, среди прочих палаточников. Только отъехали немного от пасущегося табуна лошадей, а то мало ли...
Велосипеды уложили на землю, скрепив парковочным тросом и присоединив растяжками к опорам палатки. Если что - сразу не отцепят, даже если попробуют отрезать, а в процессе возни нас разбудят. Ощущение - как на рынке: шум, гам, многоголосье. Но к полуночи все лагеря утихли. Удивительно, но настала тишина! Прямо с высокого берега - панорама на негаснущую ночную зарю. Над Окой в большом количестве кружат летучие мыши. А с противоположной стороны, над полем - огромная луна. Сегодня не просто полнолуние, а «гиперполнолуние» - расстояние до луны минимально, и она выглядит на порядок больше. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|