Велосипедисты в Музее
Кочевых Культур, 29 ноября 2009 г.
Первое посещение Музея
Кочевых Культур у нас состоялось 1 февраля 2009 г. Второе - Музея Кочевых Культур у нас несколько
позже. Это была встреча с профессиональным шаманом из Тувы. Ваш покорный
слуга не мог присутствовать на мероприятии, поэтому тема осталась не
освещённой. Третье посещение – 11 апреля 2009
г. Четвертое посещение – 29
ноября 2009 г., о чем, собственно, и есть настоящий репортаж. Посещение Музея Кочевых
Культур стало доброй традицией нашего Сообщества. Директор музея, Константин
Куксин регулярно ездит в этнографические экспедиции и возвращается оттуда с
богатым "уловом", как в духовно-познавательном смысле, так и в
плане новых экспонатов. И у него всегда есть много новой информации, всегда
есть, что рассказать и показать. На этот раз Константин вернулся с Чукотки с
новым материалом, и выслушать его было крайне интересно. Публика на этот раз была
сугубо "велосипедная", мероприятие планировалось, как совместная
акция нашего Сообщества совместно с нашими стратегическими союзниками -
Велокотами (http://velocat.ru/), многие и из тех и из тех имеют, так сказать, "двойное
гражданство", не исключая и Вашего покорного слугу. Информацию о
подготовке мероприятия и впечатлениях участников СМ.ЗДЕСЬ. Присутствовало 25 человек. В предыдущие визиты мы
ознакомились с экспозицией по Монголии, Ямало-ненецкой, и, частично -
Чукотской. В этот раз экскурсия началась с Казахской и Киргизской темы. То, что в предыдущих
репортажах мы именовали "гостевой юртой" - это, собственно,
казахская юрта. В прошлый раз в ней находились только национальные ковры,
подушки и низкие столики. Теперь юрта стала наполняться предметами быта и
национальной одеждой. Киргизская юрта находится
рядом, но она меньше по площади, и к тому же там - библиотека музея. Все наши
посетители там просто бы не поместились. Было подробное повествование
о происхождении казахского и киргизского народов, их истории, обычаях,
особенностях жизни, быта и ведения хозяйства. Немного задержусь на особенностях
жилища. Казахская юрта отличается от известной уже нам, монгольской, в первую
очередь, устройством потолка. У монголов балки потолочного каркаса идут сразу
наклонно от стены, а у казахов внизу имеют плавный изгиб. Крыша образует более острый угол. Это
вызвано отличием климатических условий: в Казахстане зимой выпадает больше
снега, чем в Монголии. По той же самой причине угол крыши киргизской юрты еще
острее: Киргизия - горная страна, и снега там выпадает больше, чем на
казахских равнинах. Кроме того, монголы в юрте используют деревянные кровати,
а казахи и киргизы спят на кошме - толстом войлочном ковре, который кладется
на пол. Причина аналогичная: монгольский климат суровее. |
Для меня было открытием, что
казахи и киргизы по происхождению совершенно разные народы. Раньше я думал,
что киргизы - это, так сказать, "горные" казахи. Путаницу вносило
то, что в старой России "киргизами" называли и тех и других. Даже
на момент образования СССР нынешний Казахстан входил в состав РСФСР под
названием "Киргизская АССР", а уже в ее состав входила нынешняя
Киргизия под названием "Кара-Киргизская АО". Позже республикам был
придан статус ССР и новые названия. Что касается названия
казахского народа, то в тюркских языках слово "касах" означает
"всадник", "наездник", и не более того. Поразительно, но
русское слово "казак" происходит именно оттуда. Особое внимание Костя уделил
киргизской эпической поэме "Манас". Оказывается, по объёму текста
Манас бъет абсолютный рекорд: в печатном виде это - многотомная библиотека,
во много раз большая, чем "Илиада" и "Одиссея" вместе
взятые, а "Война и мир" так и просто отдыхает! Чтобы исполнить
Манаса в полном объёме нужно...не помню точно, но время исчисляется годами! У киргизских акынов (т.е.
менестрелей) есть особая специализация: "манасчи", т.е. исполнители
Манаса. Не каждый акын может стать манасчи, таковым надо родиться. Вы
прекрасно понимаете, что знать Манаса наизусть - выше любых человеческих возможностей!
И вот тут мы сталкиваемся с областью невероятного: манасчи его наизусть и не
знают! Текст приходит к ним в мозг извне, из некой неисследованной
реальности! Константин лично общался с манасчи, и все они подтверждают этот
факт. Так что понимаете: это особый дар, манасчи надо родиться. Константин и сам предстал
перед нами в качестве акына, исполнив под аккомпанимент домбры сказание о
семи батырах. Вспомните примеры из
других культур: семь самураев, великолепная семерка, семь
симеонов...воистину, магическое число! Мое мнение: семь - оптимальное
количество участников велосипедного похода. Особенно дальнего. Музей Кочевых Культур тем и
хорош, что там все можно потрогать. В том числе и сыграть на национальных
инструментах, кто любитель музыки. Наши музыканты попробовали струнные
инструменты и глиняную свистульку с отверстиями. В европейской традиции этот
инструмент называется "окарина", но он характерен для множества
культур. Я сам сыграл на домбре "Под небом голубым", Б.Гребенщикова.
Вышло кривовато, но народ узнал! А вот "Black Night" из раннего
Deep Purple - вышло один в один! Костина ассистентка, Майя,
угостила народ казахским чаем. Он, как и монгольский, варится на молоке, но
только имеет не солоноватый вкус, а сладковатый. |
Далее мы перешли в
монгольскую юрту. Обзорная лекция по монгольской теме и возможность сравнить
устройство и быт. Хозяин сыграл нам на морин-хууре: монгольской скрипке. Константин временно покинул
экскурсантов. У его сына сегодня День Рождения, и для него с друзьями было
организовано театрализованное действо, наподобие тех, которые великолепно
организует наша Катя для друзей-велосипедистов. На время короткого отсутствия
хозяина у нас был обеденный перерыв, стрельба из лука, а я не преминул
помахать катаной, исполнить пару кат из кендо. После мы перешли в храмовую
буддийскую юрту, где Майя провела лекцию по теме буддизма. Участники
подержали в руках священные книги, написанные на тибетском языке. В храмовой
юрте - нововведение: пристроено крыльцо с молитвенными цилиндрами. Повернешь
такой вокруг своей оси - считай помолился! Особенно меня порадовала
ваджра. Это такая металлическая штучка определенной канонической формы. Дело
вот в чем: по данным экспедиций Эрнста Мулдашева в Тибет и Непал, есть
сведения, что ваджра - не безделушка, а энергетическая машина забытых
цивилизаций древности. Есть утверждения, что такими же ваджрами, только
огромных размеров, раньше обрабатывались горы, которые превращали в огромные
сооружения. Ваджры, приводимые в движение неизвестной энергией, летали по
воздуху и выполняли свою работу. Возможно, знаменитая гора Кайлас -
рукотворная пирамида, созданная по такой технологии. Вообще, исследования
Мулдашева - это особая тема, очень рекомендую с ней ознакомиться. |
Когда хозяин возвратился, мы
перешли в ненецкий чум, и прослушали соответствующую лекцию. Добавлю уже от себя: чум на
ненецком языке называется как-то иначе. "Чум" - индоевропейской
слово. Древнеарийский мегакорень "чу" нес смысловую нагрузку
"аномалия", "паталогия". Отсюда "чудо", то есть
"то, чего не может быть", и все производные от него. В старые
времена угро-финские народы севера
Европы назывались собирательным словом "Чудь". Агрессивным и
напористымславянам трудно было понять менталитет кроткого и миролюбивого
народа, с его какой-то почти детской наивностью. Отсюда же слово
"чучело" - "чудной образ". В блатной фене есть слово
"чухан" - неопрятный, опустившийся зек. Отсюда же слова
"чума", "чумовой", "очуметь". Если случалось так, что
кто-то "очумел", то такому нельзя было жить с нормальными людьми.
Строить ему отдельный дом - накладно, да и "не в коня корм". И
тогда для такого бедолаги строили чум. А как основное жилье чум ушел у ариев
в далекое прошлое, вместе с их былой
кочевой жизнью. Есть хорошая новость:
территория музея расширилась. На новых площадях стоит солдатская юрта
Монгольской Народной Армии времен Халхин-Гола с экспонатами по теме данной
компании. А рядом - еще одно приобретение: чукотская яранга! Туда-то мы и
направились. Вот это был пик экскурсии.
Как я уже говорил, Константин недавно вернулся с Чукотки и привез оттуда
много нового. Про ненецкий чум мы уже
писали ранее. Яранга устроена иначе. Это тоже деревянный каркас, покрытый
оленьими шкурами. Но по форме больше напоминает юрту. Особенности чукотского
климата: сильный ветер. Яранга должна быть устойчива к нему. Отсюда - такая
форма. Каркас тоже рассчитан на
ветроустойчивость. Это очень навороченная система внутренних распорок, от
которых внутри яранги просто рябит в глазах. Сооружение распирается изнутри,
получается достаточно жесткая конструкция. Описывать ее сложно, попробуйте
присмотреться к фотографиям. Хотя, на мой взгляд, сфотографировано недоходчиво. Внутри яранги стоит небольшая
палатка из меха. В ней спят, и собственно живут. Температура внутри палатки
достигает + 30 С. Чукчи находятся там в голом виде, независимо от пола и
возраста, и спят все вперемешку. За пределами палатки
температура до - 30 С, как на улице.
Остальная площадь яранги - это хозяйственная территория, считайте - сарай.
Там - очаг, нарты, и прочее. Задали вопрос: а зачем тогда ее вообще строить?
Ответ: защита от ветра и снега. Опять же, в этот день была
возможность наглядно сравнить жизнь и быт ненцев и чукчей. Нам была
продемонстрирована чукотская одежда и обувь. Чукотские меховые сапоги
называются "торбаса". В связи с этим - анекдот от Куксина. Добился чукча аудиенции у
Брежнева. - Леонид Ильич, чукчи послали
меня спросить у Вас, когда коммунизм наступит? - Чукча, видишь под окном мой
черный ЗИЛ? Вот когда твоя такая же машина будет стоять рядом с моей, тогда
коммунизм и наступит! Вернулся чукча домой. Его и
спрашивают соплеменники: - Ну что ответил товарищ
Брежнев? - Видишь у входа мои торбаса?
Вот когда торбаса товарища Бреженва будут стоять рядом с моими, тогда
коммунизм и наступит! |
К сожалению, я вынужден был покинуть
доброго хозяина до окончания экскурсии, и песню шамана в его исполнении я так
и не услышал. Вы думаете, в этот раз мы
завершили полный обзор музейной экспозиции? Нет, остался еще Халхин-Гол!
Вторая Костина экспедиция этого года была в Монголию, именно по следам
военной кампании. До сих пор у многих простых монголов на руках имеется уйма
разного оружия, оставшегося с той войны. Когда Константин со своей
новиприобретенной коллекцией пытался пересечь российскую границу, оказалось,
что таможенная пошлина выльется в фантастическую сумму. Таких средств просто
не было. Но был найден потрясающий по смехотворности выход: груз оформили,
как ГУМАНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ от Республики Монголия в пользу несчастной России
:))) ! Мировая практика раньше такого не видела! С нетерпением ждем новых
встреч на территории любимого музея! |
Экскурсию провел Константин
Куксин. Организация мероприятия –
Екатерина Зайцева. Фото и комментарий – Владимир
Ельшаев. |
Фото от Екатерины Зайцевой: СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Игоря Липина:
СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Сергея Матушкина: СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Валентина
Мартыненко: СМ.ЗДЕСЬ
Репортаж от Татьяны
Корзуниной: СМ.ЗДЕСЬ