Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

На главную страницу

 

Велосипедисты в Музее Кочевых Культур, 29 ноября 2009 г.

 

 

Первое посещение Музея Кочевых Культур у нас состоялось 1 февраля 2009 г.

Второе -  Музея Кочевых Культур у нас несколько позже. Это была встреча с профессиональным шаманом из Тувы. Ваш покорный слуга не мог присутствовать на мероприятии, поэтому тема осталась не освещённой.

Третье посещение – 11 апреля 2009 г.

Четвертое посещение – 29 ноября 2009 г., о чем, собственно, и есть настоящий репортаж.

Посещение Музея Кочевых Культур стало доброй традицией нашего Сообщества. Директор музея, Константин Куксин регулярно ездит в этнографические экспедиции и возвращается оттуда с богатым "уловом", как в духовно-познавательном смысле, так и в плане новых экспонатов. И у него всегда есть много новой информации, всегда есть, что рассказать и показать. На этот раз Константин вернулся с Чукотки с новым материалом, и выслушать его было крайне интересно.

Публика на этот раз была сугубо "велосипедная", мероприятие планировалось, как совместная акция нашего Сообщества совместно с нашими стратегическими союзниками - Велокотами (http://velocat.ru/), многие и из тех и из тех имеют, так сказать, "двойное гражданство", не исключая и Вашего покорного слугу. Информацию о подготовке мероприятия и впечатлениях участников СМ.ЗДЕСЬ. Присутствовало 25 человек.

В предыдущие визиты мы ознакомились с экспозицией по Монголии, Ямало-ненецкой, и, частично - Чукотской. В этот раз экскурсия началась с Казахской и Киргизской темы.

То, что в предыдущих репортажах мы именовали "гостевой юртой" - это, собственно, казахская юрта. В прошлый раз в ней находились только национальные ковры, подушки и низкие столики. Теперь юрта стала наполняться предметами быта и национальной одеждой.

Киргизская юрта находится рядом, но она меньше по площади, и к тому же там - библиотека музея. Все наши посетители там просто бы не поместились.

Было подробное повествование о происхождении казахского и киргизского народов, их истории, обычаях, особенностях жизни, быта и ведения хозяйства. Немного задержусь на особенностях жилища. Казахская юрта отличается от известной уже нам, монгольской, в первую очередь, устройством потолка. У монголов балки потолочного каркаса идут сразу наклонно от стены, а у казахов внизу имеют плавный изгиб.  Крыша образует более острый угол. Это вызвано отличием климатических условий: в Казахстане зимой выпадает больше снега, чем в Монголии. По той же самой причине угол крыши киргизской юрты еще острее: Киргизия - горная страна, и снега там выпадает больше, чем на казахских равнинах. Кроме того, монголы в юрте используют деревянные кровати, а казахи и киргизы спят на кошме - толстом войлочном ковре, который кладется на пол. Причина аналогичная: монгольский климат суровее.

 

Казахская юрта

На женской половине

На женской половине

На женской половине

 

 

Место хозяина

На мужской половине

На мужской половине

Потолок

 

Для меня было открытием, что казахи и киргизы по происхождению совершенно разные народы. Раньше я думал, что киргизы - это, так сказать, "горные" казахи. Путаницу вносило то, что в старой России "киргизами" называли и тех и других. Даже на момент образования СССР нынешний Казахстан входил в состав РСФСР под названием "Киргизская АССР", а уже в ее состав входила нынешняя Киргизия под названием "Кара-Киргизская АО". Позже республикам был придан статус ССР и новые названия.

Что касается названия казахского народа, то в тюркских языках слово "касах" означает "всадник", "наездник", и не более того. Поразительно, но русское слово "казак" происходит именно оттуда.

Особое внимание Костя уделил киргизской эпической поэме "Манас". Оказывается, по объёму текста Манас бъет абсолютный рекорд: в печатном виде это - многотомная библиотека, во много раз большая, чем "Илиада" и "Одиссея" вместе взятые, а "Война и мир" так и просто отдыхает! Чтобы исполнить Манаса в полном объёме нужно...не помню точно, но время исчисляется годами!

У киргизских акынов (т.е. менестрелей) есть особая специализация: "манасчи", т.е. исполнители Манаса. Не каждый акын может стать манасчи, таковым надо родиться. Вы прекрасно понимаете, что знать Манаса наизусть - выше любых человеческих возможностей! И вот тут мы сталкиваемся с областью невероятного: манасчи его наизусть и не знают! Текст приходит к ним в мозг извне, из некой неисследованной реальности! Константин лично общался с манасчи, и все они подтверждают этот факт. Так что понимаете: это особый дар, манасчи надо родиться.

Константин и сам предстал перед нами в качестве акына, исполнив под аккомпанимент домбры сказание о семи батырах. Вспомните примеры  из других культур: семь самураев, великолепная семерка, семь симеонов...воистину, магическое число! Мое мнение: семь - оптимальное количество участников велосипедного похода. Особенно дальнего.

Музей Кочевых Культур тем и хорош, что там все можно потрогать. В том числе и сыграть на национальных инструментах, кто любитель музыки. Наши музыканты попробовали струнные инструменты и глиняную свистульку с отверстиями. В европейской традиции этот инструмент называется "окарина", но он характерен для множества культур. Я сам сыграл на домбре "Под небом голубым", Б.Гребенщикова. Вышло кривовато, но народ узнал! А вот "Black Night" из раннего Deep Purple - вышло один в один!

Костина ассистентка, Майя, угостила народ казахским чаем. Он, как и монгольский, варится на молоке, но только имеет не солоноватый вкус, а сладковатый.

 

Константин рассказывает…

Константин рассказывает…

Народ слушает…

Народ слушает…

 

Народ слушает и фотографирует…

Народ слушает…

Незамужняя женщина и джигит

Замужняя женщина

 

Колыбель кочевника

А так спят взрослые люди!

 

Акын поёт…

Игра на окарине

Киргизское трио

 

Далее мы перешли в монгольскую юрту. Обзорная лекция по монгольской теме и возможность сравнить устройство и быт. Хозяин сыграл нам на морин-хууре: монгольской скрипке.

Обед в монгольской юрте

В монгольской юрте

 

Константин временно покинул экскурсантов. У его сына сегодня День Рождения, и для него с друзьями было организовано театрализованное действо, наподобие тех, которые великолепно организует наша Катя для друзей-велосипедистов. На время короткого отсутствия хозяина у нас был обеденный перерыв, стрельба из лука, а я не преминул помахать катаной, исполнить пару кат из кендо. После мы перешли в храмовую буддийскую юрту, где Майя провела лекцию по теме буддизма. Участники подержали в руках священные книги, написанные на тибетском языке. В храмовой юрте - нововведение: пристроено крыльцо с молитвенными цилиндрами. Повернешь такой вокруг своей оси - считай помолился!

Особенно меня порадовала ваджра. Это такая металлическая штучка определенной канонической формы. Дело вот в чем: по данным экспедиций Эрнста Мулдашева в Тибет и Непал, есть сведения, что ваджра - не безделушка, а энергетическая машина забытых цивилизаций древности. Есть утверждения, что такими же ваджрами, только огромных размеров, раньше обрабатывались горы, которые превращали в огромные сооружения. Ваджры, приводимые в движение неизвестной энергией, летали по воздуху и выполняли свою работу. Возможно, знаменитая гора Кайлас - рукотворная пирамида, созданная по такой технологии. Вообще, исследования Мулдашева - это особая тема, очень рекомендую с ней ознакомиться.

 

Вход в храмовую юрту

Храмовая юрта

Храмовая юрта

 

Буддийский демон

Тибетская книга

Ваджра

 

Когда хозяин возвратился, мы перешли в ненецкий чум, и прослушали соответствующую лекцию.

Добавлю уже от себя: чум на ненецком языке называется как-то иначе. "Чум" - индоевропейской слово. Древнеарийский мегакорень "чу" нес смысловую нагрузку "аномалия", "паталогия". Отсюда "чудо", то есть "то, чего не может быть", и все производные от него. В старые времена угро-финские народы севера  Европы назывались собирательным словом "Чудь". Агрессивным и напористымславянам трудно было понять менталитет кроткого и миролюбивого народа, с его какой-то почти детской наивностью.

Отсюда же слово "чучело" - "чудной образ".

В блатной фене есть слово "чухан" - неопрятный, опустившийся зек.

Отсюда же слова "чума", "чумовой", "очуметь".

Если случалось так, что кто-то "очумел", то такому нельзя было жить с нормальными людьми. Строить ему отдельный дом - накладно, да и "не в коня корм". И тогда для такого бедолаги строили чум. А как основное жилье чум ушел у ариев в далекое  прошлое, вместе с их былой кочевой жизнью.

Есть хорошая новость: территория музея расширилась. На новых площадях стоит солдатская юрта Монгольской Народной Армии времен Халхин-Гола с экспонатами по теме данной компании. А рядом - еще одно приобретение: чукотская яранга! Туда-то мы и направились.

Вот это был пик экскурсии. Как я уже говорил, Константин недавно вернулся с Чукотки и привез оттуда много нового.

Про ненецкий чум мы уже писали ранее. Яранга устроена иначе. Это тоже деревянный каркас, покрытый оленьими шкурами. Но по форме больше напоминает юрту. Особенности чукотского климата: сильный ветер. Яранга должна быть устойчива к нему. Отсюда - такая форма.

Каркас тоже рассчитан на ветроустойчивость. Это очень навороченная система внутренних распорок, от которых внутри яранги просто рябит в глазах. Сооружение распирается изнутри, получается достаточно жесткая конструкция. Описывать ее сложно, попробуйте присмотреться к фотографиям. Хотя, на мой взгляд, сфотографировано недоходчиво.

Внутри яранги стоит небольшая палатка из меха. В ней спят, и собственно живут. Температура внутри палатки достигает + 30 С. Чукчи находятся там в голом виде, независимо от пола и возраста, и спят все вперемешку.

За пределами палатки температура  до - 30 С, как на улице. Остальная площадь яранги - это хозяйственная территория, считайте - сарай. Там - очаг, нарты, и прочее. Задали вопрос: а зачем тогда ее вообще строить? Ответ: защита от ветра и снега.

Опять же, в этот день была возможность наглядно сравнить жизнь и быт ненцев и чукчей. Нам была продемонстрирована чукотская одежда и обувь. Чукотские меховые сапоги называются "торбаса". В связи с этим - анекдот от Куксина.

 

Добился чукча аудиенции у Брежнева.

- Леонид Ильич, чукчи послали меня спросить у Вас, когда коммунизм наступит?

- Чукча, видишь под окном мой черный ЗИЛ? Вот когда твоя такая же машина будет стоять рядом с моей, тогда коммунизм и наступит!

 

Вернулся чукча домой. Его и спрашивают соплеменники:

- Ну что ответил товарищ Брежнев?

- Видишь у входа мои торбаса? Вот когда торбаса товарища Бреженва будут стоять рядом с моими, тогда коммунизм и наступит!

 

 

Чукотская яранга

В яранге

В яранге

 

Добывание огня

В яранге

 

К сожалению, я вынужден был покинуть доброго хозяина до окончания экскурсии, и песню шамана в его исполнении я так и не услышал.

Вы думаете, в этот раз мы завершили полный обзор музейной экспозиции? Нет, остался еще Халхин-Гол! Вторая Костина экспедиция этого года была в Монголию, именно по следам военной кампании. До сих пор у многих простых монголов на руках имеется уйма разного оружия, оставшегося с той войны. Когда Константин со своей новиприобретенной коллекцией пытался пересечь российскую границу, оказалось, что таможенная пошлина выльется в фантастическую сумму. Таких средств просто не было. Но был найден потрясающий по смехотворности выход: груз оформили, как ГУМАНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ от Республики Монголия в пользу несчастной России :))) ! Мировая практика раньше такого не видела!

С нетерпением ждем новых встреч на территории любимого музея!

 

Экскурсию провел Константин Куксин.

Организация мероприятия – Екатерина Зайцева.

Фото и комментарий – Владимир Ельшаев.

 

 

 

Фото от Екатерины Зайцевой: СМ.ЗДЕСЬ

 

 

Фото от Игоря Липина: СМ.ЗДЕСЬ

 

 

Фото от Сергея Матушкина: СМ.ЗДЕСЬ

 

 

Фото от Валентина Мартыненко: СМ.ЗДЕСЬ

 

 

Репортаж от Татьяны Корзуниной: СМ.ЗДЕСЬ

 

 

 

Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

На главную страницу

 

Hosted by uCoz