Велосипедисты и их друзья в
Музее Кочевых Культур, 1 февраля 2009 г.
Музей создан и поддерживается
силами Константина Куксина, этнографа, путешественника и поэта. Сайт музея: http://www.nomadic.ru/, там информация полная и содержательная,
поэтому буду короток, и просто немного расскажу о том, что непосредственно на
сайте не вычитывается: впечатления глазами посетителя. В глубине большого московского
двора к зданию средней школы примыкает отгороженная охраняемая территория.
Там стоит несколько разных юрт и 2 чума. В этих сооружениях и находится вся
экспозиция. Под открытым небом стоят несколько нарт, есть площадка для
стрельбы из лука и мишени. Совсем маленькая юрта оборудована под туалет,
очень чистый и уютный. В музее действует пока что 3
экспозиции: монгольская, киргизская и ямало-ненецкая. Гостевая юрта. Экспонатов там
нет, есть ковры, кошмы, подушки на полу и несколько низких столиков. Эту юрту
можно взять в аренду, допустим, отметить в ней день рождения. Здесь хозяин
представился гостям, сказал пару вступительных слов. Здесь же нам было
предложено оставить вещи, если надо. |
Далее мы перешли в жилую юрту.
Это - жилище среднего монгола с подлинной обстановкой. Не хватает только
телевизора, ноутбука, DVD-плеера и спутниковой тарелки: для современного
кочевника это всё уже норма! Хозяин облачился в
национальный костюм, попутно объясняя суть и назначение его элементов. Затем
была....я условно буду это называть "лекция", хотя этот термин
отражает суть лишь отчасти. Употребить слово "рассказ" - и вовсе
слабый термин будет! Итак, в жилой юрте для нас
была лекция о жизни, быте, хозяйстве, обычаях кочевых монголов. Сразу отмечу,
что рассказчик Константин бесподобный! Вошла ассистентка Майя, также
в национальном костюме, с горячим котлом монгольского чая, и угостила
экскурсантов. Напиток, конечно, на любителя, видимо, нужна привычка. Но
определённой приятностью обладает! Некоторые из нас попросили повторить,
повторил и я. На мой вкус, я бы его еще чуть-чуть подсолил! Надо заметить, что на самом
деле полезность этого напитка просто уникальная. В перерыв можно пострелять из
лука. Луки, правда, современные, спортивные. На настоящий, боевой монгольский
лук я даже не смог одеть тетиву: здесь нужна очень большая физическая сила и
специальная подготовка. |
|
|
|
|
Константин
Куксин возле жилой монгольской юрты
|
Иван в
жилой юрте
|
Своего
рода, « красный угол »
|
Хозяин
в национальной одежде
|
Юрта хана. Обстановка та же, что
и у рядового кочевника, но - богатая, в смысле - материалы немного другие.
Главное отличие: ханская юрта стоит на огромной телеге, в которую запрягается
много быков. Юрта изготовлена в Монголии в
наше время, это эксклюзивная работа. Юрта была приподнесена в дар
правительству Москвы монгольской делегацией. Г-н Лужков со товарищи просто не
знали, что с ней делать! И если бы не наши музейщики - пропал бы ценный
экспонат. А сейчас юрта находится там, где ей самое место. В юрте хана находится также экспозиция
старинного монгольского оружия. Удалось осуществить давнее желание: подержать
в руках настоящий японский меч, примериться к его весу и форме. Это - трофей
с Халхин-Гола, личное оружие японского офицера. Это, конечно, не меч Миямото
Мусаши или сёгуна Токугава, а серийный клинок. Но тем не менее, родное
японское изделие. Здесь, в юрте хана мы
услышали лекцию по предыстории и истории Монгольской Орды и ее преемников,
истории жизни Чингисхана и его сподвижников, историю взаимоотношений Орды,
России и Европы. Сам я всегда интересовался историей, но здесь услышал очень
много нового. |
|
|
|
|
Участники
в юрте хана
|
Славянская
кольчуга, монгольские шлем и щит, японская катана.
|
Кэндо
– японская школа меча
|
Кэндо
|
Обеденный перерыв в гостевой
юрте (просто сами заказали на стороне пиццу с доставкой). Храмовая юрта. Это -
настоящий, освящённый, действующий буддийский храм, единственный в Москве на сегодняшний
день. Но находится не в пагоде, а в специальной юрте, что для Великой Степи -
совершенно нормальная практика. Далай-Лама благословил нашего
хозяина на популяризацию идей буддизма и проведение некоторых религиозных
обрядов. Благословил заочно, поскольку въезд в Россию ему закрыт из
соображений высшей дипломатии и государственных интересов, ибо официальный
Китай расценивает его, как носителя идей тибетского сепаратизма. Далай-Лама
живёт сейчас в эмиграции, в Индии. Ну, обряд не обряд, а
приравнять к проповеди предстоящее событие можно было вполне. По этому
случаю, Константин облачился в накидку и головной убор буддийского монаха.
Кстати, наш хозяин проходил духовную практику под руководством буддийских
лам, и имеет некоторую степень посвящения. Так что здесь всё серьёзно. Мы прослушали лекцию по
истории буддизма, его сути, концепции, философии, историю жизни и духовного
опыта Гауматы Шакьямуни (мирское имя Будды). |
Итак, практически весь день у
нас заняла монгольская тема. И только под самый вечер едва успели коснуться
темы оленеводов Севера, для чего перешли в ненецкий чум. Хозяева снова облачились в
национальные одежды, с обязательным комментарием. После чего мы прослушали
лекцию о жизни, быте, укладе, хозяйстве и обычаях ненцев Ямала, а также по
основам шаманизма. В полумраке чума, при тусклом свете керосиновой лампы был
исполнен фрагмент шаманского камлания (духовной практики) под бубен, с
последующим переводом на русский язык. |
Уже поздним вечером, при
свете звёзд, мы покинули наших хозяев. Что символично: на Крайнем Севере ещё
не везде закончилась полярная ночь! Хочется отметить, что
Константин очень много рассказал нам из своих личных наблюдений в своих
этнографических экспедициях. Глубокая благодарность
гостеприимным хозяевам! Спасибо Кате Зайцевой,
организовавшей нам эту экскурсию! Этот выход в музей - далеко
не последний, культурная программа будет продолжена. Посещение музея 11.04.09 – СМ.ЗДЕСЬ Посещение музея 29.11.09 – СМ.ЗДЕСЬ |