День 1: 09.08.14
Черусти -
Красная Гора – Перхурово - Шеино - Якушевичи – Лека – Пышлицы – Евлево –
Ялмонть (радиалка) – Тюрвищи - Ушмор – Батыково – Левино – Белозерье – Озеро
Белое. 69 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первоначальный замысел был такой. На поезде Москва - Вековка доезжаем до платформы Ильичев (либо Торфопродукт, без разницы). Далее местными дорогами едем на юг, с восточной стороны озерного края. На юге, в районе Спас-Клепиков (без заезда в город) разворачиваемся и объезжаем озерный край с запада по Касимовскому шоссе, далее - через Пышлицы и Черустинский лес, с финишем на станции Черусти. От станции Перово доезжаем на электричке до Казанского вокзала, чтобы пересесть на вековский поезд до Ильичево. Этот поезд все равно пойдет через Перово и остановится там, но влезть в переполненный вековский поезд (ходит раз в сутки) с груженым велосипедом, а далее ехать в нем почти 3 часа - удовольствие ниже среднего. Нет уверенности, что получится даже влезть в тамбур. Ясно, сухо, тепло. Казанский вокзал. Сегодня от Черустей начинает свой ПВД клуб Караван, на вокзале видим много велосипедистов. Как только информация о поезде появилась на табло, мы сразу выдвинулись на нужную платформу к головному вагону, чтобы занять почти единственное велокупе в современном составе демиховского производства, либо, в крайнем случае, непроходной тамбур у кабины машиниста. Караванщики тоже постепенно заполняют перрон. Им сложнее: их много, поэтому будут садиться, куда получится. Поезд пока не подан. Неожиданно по громкоговорителю объявляют, что поезд будет отправляться с совершенно другого пути, находящегося через несколько платформ. И туда уже подают состав. Вся огромная толпа с нашей платформы так и ломанулась на другой путь! И, естественно, впереди нас: мы то находились "у паровоза"! Отдельные караванщики, также находившиеся близко от головного вагона, стали слезать на пути, передавать рюкзаки и велосипеды, и помчались на посадку по кратчайшей. Им проще: у них только легкие заплечники. Посадка на данный поезд для нас во многом потеряла смысл, в перспективе оказывался все тот же переполненный тамбур. Следующий поезд ожидался через полчаса. Но только до Черустей. А дальше - интервал более часа до местного поезда Черусти - Вековка. Итого вылетает уже почти полдня. Решили ехать до Черустей и сделать маршрут с точностью до наоборот: от Черустей до Торфопродукта. Разницы, на самом деле, никакой. Доехав со всеми удобствами, высаживаемся в Черустях. И тут же, на платформе, собирается группа из Каравана. Либо не все смогли сесть на плановый поезд, либо вовсе все не смогли! Заправившись водой и продуктами, въезжаем в огромный и прекрасный Черустинский лес. Нам предстоит около 15 км по почти прямой лесной дороге ("Красная Дорога", наш термин. Она, действительно, имеет красноватый оттенок), по полной ненаселенке. Почти на самом въезде задержались на маленьком верховом болотце: брусника поспела. А она в Черустинском лесу просто отменная! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При выходе на Красную Дорогу видим группу Каравана. Видимо, из-за накладок с поездом, собрались в полном составе не сразу, мы уже успели и в магаз зайти, и брусники собрать. Караванщики тронулись вперед, мы их даже не пытались догнать и пообщаться: все равно усвистят вперед со страшной силой! Вчера ночью у нас был дождь. Здесь, похоже, был еще более сильный: на дороге много больших луж. Северная часть Черустинского леса - влажный ольшаник, лужи тут высохнут нескоро. И, несмотря на август, тут много комаров. Даже пришлось воспользоваться Гардексом. В 2012 г. эта часть дороги была изрядно разбита какой-то тяжелой техникой и потому была очень грязная и труднопроходимая, что для нее не характерно, даже на этом влажном участке. Сейчас проходимость вполне нормальная, лужи легко объезжаются. Под пологом ольхового леса встречаются участки, залитые водой. Много следов деятельности бобров. Дорога идет на небольшой подъем, лужи исчезают полностью. На смену ольшаникам приходят смешанные леса. Отворотка налево: длинная лесная дорога в сторону реки Бужа. На этом перекрестке до начала 2000-х годов находилась маленькая лесная деревня Красная Гора. Сейчас даже ее развалины с трудом угадываются в высокой траве.
Чуть дальше на восток за Красной Горой находится сосновый бор редкой красоты и лесное озеро. Делаем туда радиалку, совмещенную с перекусом. По дороге навстречу нам быстро едет одинокий велосипедист в полном снаряжении: шлем и все такое прочее. В этих лесах живого человека можно неделями не увидеть, а уж "правильного велосипедиста" - тем более! Явно из Каравана, но вот за чем-то временно отделился, и, похоже, теперь догоняет. И лицо-то вроде знакомое какое-то....Поприветствовали друг друга на ходу. Озеро среди соснового бора. Постоянная стоянка либо туристов, либо охотников. Когда-то здесь на берегу стоял каркас от чума, сделанный, конечно же, не оленеводами. Цвет дороги здесь еще более красный, чем у главной черустинской ("Красной") дороги. На главную дорогу и возвращаемся. Долгая езда по лесу. Чем дальше на юг, тем меньше лиственных пород и больше хвойных, в основном - сосны. Настала пора немного рассказать про Клепиковский Озерный Край. Благо его география уже началась. Только мы ее пока не видим и не чувствуем. Край лежит к востоку от нас, за Черустинским лесом. Самое северное из озер, Святое, начнется там чуть юго-восточнее. А четко к востоку от нас нам находятся болота нижней Бужи, реки, впадающей в озера с севера. Болота чем-то отдаленно напоминают дельту Волги. Бужа дробится на множество проток, образующих запутанный лабиринт. Протоки разделяют обширные тростниковые плавни, широкие разводья, заросшие водной растительностью, заболоченные ивняки и ольшаники, и редкие сухие острова с сосновыми борами. Течение воды здесь отследить трудно, а порой и вовсе невозможно. В свое время мы прошли эти места на байдарке, но долго плутали в этом лабиринте. Здесь есть мосты, ведущие на противоположный берег водной системы. Во всяком случае, во время байдарочного похода 1993 года мы их наблюдали. Но это тема отдельной разведки и нашим маршрутом никак не предусмотрена. Так что едем Черустинским лесом напрямую. Пройдя обширные плавни, Бужа впадает в Святое озеро. В нашем варианте оно тоже остается в стороне, за лесом. Около 12 тыс.лет назад отступающий ледник заполнил талыми водами большую плоскую котловину севернее нынешнего г.Спас-Клепики. Получилось большое озеро размером почти с сегодняшнюю Москву. Озеро было мелким, глубины редко превышали 5 метров. Было некое подобие новгородского Ильмень-Озера, только поменьше размерами. Но, в отличие от Ильменя, древнее Клепиковское озеро имело много островов. Шли года, века. Озеро постепенно мелело, заиливалось, зарастало. И со временем, единый водоем распался на ряд отдельных, сообщающихся между собой озер. Новые водоемы разделили обширные пространства болот, которые, в свою очередь, стали постепенно зарастать молодым лесом. Этот процесс продолжается и по сей день. Многочисленные острова соединились между собой где болотами, а где уже и твердой землей. Но и сейчас бывшие острова явно видны невооруженным глазом, как высокие, поросшие сосновым лесом песчаные холмы, четко выделяющиеся на плоском фоне озер и болот. И только во время весеннего половодья, когда вода выходит из берегов, заливает луга и болота, а озера вновь соединяются между собой, весь край начинает напоминать древнее Клепиковское протоозеро. В настоящее время Озерный Край представляет собой сложную водно-болотную систему, питаемую, помимо Бужи, многочисленными малыми реками. Из озер вытекает легендарная река Пра. Собственно, Прой считаются уже все протоки, соединяющие озера примерно по серединной линии. Между озерами и болотами края лежат самые разнообразные леса: от сухих высокоствольных сосновых боров на песках до сырых черноольшанников. Природа края исключительно пестрая и разнообразная. Тем временем Красная Дорога выводит нас на тихий асфальт, который очень скоро покидает пределы леса и выходит на обширное открытое пространство. Здесь, между вытянутым с севера на юг Дубовым озером (вот и начались Клепиковские озера!) и большим лесным массивом на западе находится группа деревень и сел, крупнейшее из которых - Пышлицы. Одно из первых сел ополья - Якушевичи. Слева - поворот на Коренец. Еще дальше дорога ведет к берегу Святого озера в том месте, где из него вытекает Пра. Тут находится охотбаза "Коренец", название такое же, как и у ближней деревни. На берегу - отличный песчаный пляж, в небольшом лесу рядом - море черники. Мы здесь когда-то делали короткую остановку во время байдарочного похода. А сейчас радиалка туда в наши планы не входит. Слева и немного внизу вдали показалось Дубовое озеро. Просматривается оно совсем чуть-чуть, в виде тонкой полоски. Озеро вытянуто с севера на юг примерно на 10 км вдоль Пышлицкого ополья, при ширине 1,5 км. Наш берег - понятно, безлесый. За лесами дальнего берега (издали выглядят, как преимущественно березовые) - обширные болота. Тот берег почти необитаем, кроме самого юга. Где-то на том берегу скрывается протока в озеро Лихарево, особенно уважаемое рыбаками. Места там, действительно интересные: сплошные болота в сочетании с великолепным бором на сухом холме. Это - тема отдельного похода. Доводилось читать, что название озера к дереву "дуб" никакого отношения не имеет. Какие только толкования не предполагались. Не согласен! Во время клепиковского байдарочного похода (будем его условно называть Клепики-93) мы причалили на ночлег к безлюдному восточному берегу. С трудом нашли место, чтобы пробиться к самому берегу сквозь кашу из водной растительности и густые тростники. И оказались в совершенно необычном лесу. Это были карликовые дубы, не более 4 м высотой. А подлесок дубравы был абсолютно таежный, если не лесотундровый: густой, мягкий ковер из различного мха (включая сфагнум), черника, брусника, голубика! Вот такие, казалось бы, несовместимые вещи!
Весь западный берег озера безлесый: деревни, поля, сельскохозяйственный ландшафт, мало характерный для Мещеры. А какие земли в этом краю с бедными почвами распахивались в первую (и, наверное, единственную) очередь? Плодородные. А что было на их месте до распашки? Правильно, дубравы! Пышлицкое ополье заселено и освоено давно, логично предположить, что на месте нынешних полей раньше были дубовые леса. Сейчас они уцелели только на низменном восточном берегу, сформировав в условиях болотного переувлажнения совершенно фантастический ландшафт, который я никогда не видел ни "до" ни "после". Какова же должна была быть сила древних пышлицких дубрав, что они проникли даже в чуждую им среду мещерских топей! Еще вспоминается: волна на просторе Дубового озера набирала вполне приличную силу. Порой возникало ощущение, что мы находимся где-нибудь на озерах Заонежья! Продовольственная дозаправка в Пышлицах. Ополье заканчивается, лес смыкается снова. Вскоре - выход на Касимовское шоссе. Евлево. Автомобильный мост через Пру, граница Рязанской области. Направо от шоссе находится парк-отель "Микулин Остров". Через 500 м после моста с шоссе налево уходит хорошая, наезженная лесная дорога. Это отворотка на Ялмонть. Урочище Ялмонть - бывшее село, до нашего времени сохранились руины храма и действующий погост. Делаем радиалку.
Красивый, прекрасно сохранившийся сосново-еловый лес. Удобная дорога, усиленная гравием. Грунтовка проходит внутри своеобразного полуострова. С юго-востока он омывается озером Шагара. С северо-запада - Святым озером. Не тем Святым, о котором шла речь выше, а другим. Впрочем, обо всем по порядку. Ни одного озера с дороги не видно, с обеих сторон - густой лес. Слева остается действующее кладбище. Вскоре лес расступается и открывается обзор на церковь Николая Чудотворца. Второе (неофициальное) наименование - Константина и Елены, по главным иконам. Колокольня церкви подобна маяку. Да и место соответствующее: это оконечность полуострова, место слияния трех озер. К южной оконечности Дубового озера примыкает озеро Шагара и озеро Святое. Это второе озеро с таким названием в Клепиковской системе. Кроме того, река Пра в этом месте расходится на 2 русла, каждое из которых сохраняет название "Пра". Одна Пра течет на юг через озеро Шагара, другая Пра - через Святое. Незадолго до впадения в озеро Чебукино обе Пры сливаются в одно русло, и так единая Пра течет до самой Оки. Ялмонть стоит на берегу узкой протоки, и от озерной глади его отделяет несколько островов. Гладь - это тоже сильно сказано, поскольку очень заросла. Но колокольня с озер, действительно, смотрится, как маяк: так мы, в свое время, ее с байдарки и видели. От бывшего села не осталось ничего. Но место очень любят рыбаки, приезжают туда на машинах, есть насиженные стоянки. Все чисто, аккуратно. На дальнем берегу - сосновый бор и деревня Подсвятье. Когда-то мы делали там стоянку, оттуда на Ялмонть был хороший вид. Церковь, хоть и в руинах, но выглядит величественно. Сохранились многие фрески, в т.ч.ключевые: Елена, Константин и Владимир.
Едем обратно. По пути делаем короткие радиалки через лес на берег Святого озера. Это все рыбацкие стоянки. Озеро очень сильно заросло: в верховьях оно вообще выглядит, как зеленое поле. На самом деле, это очень густые заросли тростников. Но и глубина соответственная. В юго-восточной части появляется озерная гладь. Но глубина ненамного больше. В этом смысле Клепиковские озера напоминают лиманы Таманского полуострова, где часами можно идти по колено в воде. Есть в этом краю исключения, но это - озера, не связанные происхождением с Клепиковским протоозером. Об одном из них будет речь позже.
Вспоминается, что в июне здесь на редкость много комаров, даже по мещерским меркам. Сейчас - нормально. Дождь, ставим тент. По окончании выходим на Касимовское шоссе.
Тюрьвищи, мост через Пру. Здесь река является протокой между озерами Шагара и Иваньковское. Последнее - пожалуй, наименее заросшее озеро системы. Оно округлое, с востока имеет высокие берега. Едем дальше. Налево полем - грунтовая отворотка на маленькую деревню Ушмор на берегу Великого озера. Деревня пока еще сохранила древнее мещерское своеобразие. А на озере есть место (наверное, единственное) где можно искупаться: новые землевладельцы отрыли маленький искусственый залив с песком и мостиками. На остальное озеро надо еще пробиться через тростники, а после долго идти пешком по колено в воде чуть ли не до середины озера. Великое - самое большое озеро края, но и самое мелкое. Так что очень рекомендуем туда заехать. Сами не заезжаем: время жестко лимитировано. На самом деле, по этой причине мы много куда не заезжаем. У нас за поход - всего 3 радиалки: на озеро Красной Горы, в Ялмонть, и еще предстоит на Белое озеро. А чтобы объехать Озерный Край более-менее подробно, нужно, наверное, не менее недели. Великое озеро лежит в стороне от основного водного пути, т.е.от Пры. Оно соединено протокой с озером Шагара. Берега Великого окружают обширные болота, особенно с восточной стороны. Асфальтовая отворотка налево в д.Лункино. Здесь находится музей деревянного зодчества. Очень рекомендуем, но сами не едем. Да если б и позволяло время: уже вечер и музей не работает.
Кстати, пора всерьез подумать о месте для ночлега. Лункино стоит на Белом озере, то есть мы почти доехали. Место для лагеря на озере запланировано возле д.Белозерье. Там мы уже останавливались в майском походе 2009 г. Чтобы до этого места доехать, надо обогнуть озеро по полукругу. После Батыково, возле Левино Второе, Касимовское шоссе поворачивает направо, и до Спас-Клепиков остается уже 4 км. А мы в этом месте поворачиваем налево, на местный тихий асфальт, в сторону д.Белозерье. Между Белозерье и Ерохино к самому берегу подходит сосновый лес на очень коротком участке, менее полукилометра. В двух шагах обе деревни. Но место удобное. Есть и подходы к воде между кустов и тростников. На окраине Ерохино - удобный мостик. Дно озера возле стоянки мелкое и песчаное, глубина набирается очень постепенно. Озеро крупное, округлой формы. Пра через него не протекает, озеро связано с Великим двумя канавами. Ставим лагерь в сумерках. По соседству - семья рыбаков с автомобилем. Полнолуние. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|