1-3 мая: поход по Рязанской и Владимирской Мещёре. |
“Мещёрский край! Лазурь
небес В лучах шального света! Смолой насквозь пропахший
лес, И хруст сосновых веток. Эх, брат Есенин! Как же
здесь Твоё доходит слово! Вот, вроде, край облазил
весь – Так нет же, тянет снова! Горит над озером закат, И плещутся лягушки! Я вечно ездить буду рад В такие покатушки!” Маршрут: Рязань – Шумашь – Поляны – Солотча – Заборье –
Ласково – Требухино – оз.Уржинское - Требухино – Передельцы – Кельцы – Криуша
– Малиновка – Рябиновка – Ершово – Полушкино – Первушкино – Спас-Клепики –
Бозово – Левино – Белозерье – озеро Белое - Тимохино – Лунево – Быково –
Ненорово - Прудки – Белое – Черное – Посреда – Старково – Овинцы – Демидово –
Палищи – Занутрино – Мильцево – Мезиновский (пл.Торфопродукт). 145 км, 7 человек. В качестве заключительной
скатки перед карельским походом мы выбрали наш классический трехдневный
маршрут-трансформер "Тур-Де-Клепики", отработанный в прошлом году
совместно с Сергеем Барадулиным, http://www.velocat.ru.
(Походы прошлого года см.здесь: Разминочный, Сезонная Разведка и Основной). Поход этого года был организован на
Первомайские праздники и адаптирован для участников средней подготовленности,
открывающих сезон. Так, песчанная "Дорога Паустовского" была
заменена на тихий асфальт "Рязань - Спас-Клепики". Но, на третий
день, объезд Клепиковских озёр был запланирован не с западной стороны, а с
восточной, Владимирской, с включением тяжёлого перелаза между областями. |
День 1. Рязань – Шумашь – Поляны – Солотча –
Заборье – Ласково – Требухино – оз.Уржинское. 44 км. По отработанной ранее схеме, мы
поехали до Рязани не напрямую, а с пересадкой в Голутвине. Доехали с
достаточным комфортом, и еще час был на осмотр Коломенского кремля. Михаил и
Зоя Лысовы занялись в это время устранением дефекта новых, увы, шатунов. В Рязани начались сюрпризы.
Не успели путём отъехать от вокзала, как выяснилось, что шатуны Лысовых
неизлечимо больны. Коломенская профилактика ни к чему не привела, и запаса
прочности хватит километров на 30 максимум. Безумно жаль, но карельскому
руководителю с завснаром пришлось нас покинуть почти на старте. (Корень зла
нашли позже: вместо штатных винтов от производителя ребятам впарили какую-то
левоту). По пути посетили Рязанский
кремль. Шоссе Рязань - Нижний
Новгород. Солнечная, безоблачная, но прохладная погода. И очень сильный
встречный северный ветер. Местность открытая (пойма Оки), ехать тяжело. Почувствовали огромное
облегчение, когда дорога вошла в первый низкорослый сосняк. Ветер из
экстремального стал просто сильным. Солотча. Перед ней
нижегородская трасса, а с ней почти весь трафик, уходит вправо. Что в Солотче поражает - это
сосны. Они огромны. Великолепному корабельному бору лет 300 как минимум.
Подобные деревья мне доводилось видеть лишь в Алексеевской роще Лосиного
Острова, да иногда - на затерянных островах Карелии. |
|
|
|
||
Заправка - в круглосуточном магазине
напротив Солотчинского монастыря. В прошлом году мы были здесь уже в
приближающихся сумерках. А сегодня - еще и на монастырь время осталось. Пустынь - действительно,
благостное место, аура откровенно "цепляет". Белокаменная
архитектура несколько нестандартна, главный храм чем-то
напоминает....итальянское барокко, что ли! Михаил перед аварийной
выброской советовал подготовиться к перелазу 3-го дня более, чем серьёзно. В
частности: свернуть радиалки, и за 2 дня максимально приблизиться к перелазу.
В частности, была мысль уйти в 1-й день максимально далеко по Клепиковскому
шоссе. Но, ближе к вечеру, импровизировать с новой стоянкой не очень
хотелось, и было принято решение вести народ на "пригретую" стоянку
- озеро Уржинское. Вот ведь заколдованное место!
Как и в прошлом году, отворотку на озеро нашли не сразу. Сначала чуть не
улетели на озеро Сегден! Потом всплыл в памяти надёжный ориентир: нечто
похожее на полузаброшенную складскую проходную. Вот там-то отворотка и
начинается. На Уржинском - автостоянка и
временное пивное кафе. Мы, естественно, встаём там, где цивилизация не
добивает. Не на самом берегу, но за водой сходить недолго. Не в пример
прошлому году, все дела по лагерю оканчиваем засветло. Ужин готовим уже при
свете костра и фонарей. Зоя, завхоз от Бога, покинула
нас в Рязани. Но, перед выброской, успела поделиться премудростью с нашими
девушками. Скажу сразу: девченки просто молодцы, граммотно разрулили
хозяйственную часть, и все 3 дня мы с ними горя не знали! Отбой 12-00. Звёздная,
лунная, прохладная ночь. Позабавила Татьяна: не имея палатки, всю ночь
проспала в спальнике у костра, хотя, свободных мест в палатках на этот раз
было выше крыши! |
День 2. Озеро Уржинское – Требухино – Передельцы
– Кельцы – Криуша – Малиновка – Рябиновка – Ершово – Полушкино – Первушкино –
Спас-Клепики – Бозово – Левино – Белозерье – озеро Белое. 56 км. Подъём 8-00. Сегодня так же солнечно
и сухо, но заметно теплее, чем вчера. На соседней стоянке, прямо на берегу -
группа велотуристов, по виду - студенты. Выход - в 11-00. Встречный ветер дует и
сегодня, и неслабый, но со вчерашним - не сравнить! Машин на асфальте так же
мало. Вокруг - мещёрская классика: сосновые боры на песках, сосны, правда,
обычные, не такие гиганты, как в Солотче. В подлеске очень много
можжевельника. Населенка на дороге крайне редка. Иногда вбок уходят какие-то
таинственные отворотки, или каналы с водой. А порой - и то и то: канальчик, а
по насыпи вдоль него - тропинка. Эх, полазить бы!..... В сосновых борах -
впечатляющие первоцветы, большие, синие, размером с тюльпан, с пушистым,
волосатым стебельком. И снова невезуха: Дима
потерял сотовый. Отправляется на пару с Владом проверять дорогу сзади: есть
предположения, где он мог выскользнуть. А мы, тем временем, осмотрев начало
отворотки на Келецкое озеро (глубокий песок), медленно выдвигаемся в сторону
Спас-Клепиков. Большое леспромхозовское село
Криуша, сильно вытянуто вдоль дороги. Есть объездная дорога лесом. Едем через
село: здесь у нас заправка. В Криуше - несколько магазинов, выбор большой. Невезуха продолжается: Лена
потеряла кошелек с тысячью рублями...потихоньку начинаются панические
настроения (пока что - в шутку): а, может, типа, ну его, этот перелаз, при
такой-то карме дня? Ведь явно: что-то не пускает! Заправляемся продуктами,
трескаем местный зефир. Вдоль всей трассы
периодически попадаются места для остановок: скамейки, столы, навесы, порой
сделаны живописно, из местных лесоматериалов. Сегодняшний обед планировался в
виде холодного перекуса. Останавливаемся на одной такой стационарной точке.
Тем временем, нас догоняет поисковая группа: вернулись ни с чем. Но, зато,
нашелся утерянный кошелек в очень дальней секции рюкзака. Пробуем аналогичным
образом найти телефон. Но здесь - увы, с концами! |
|
|
|
|
|||
|
Мы - в полном составе,
прибавляем ходу. Дорога, по которой мы едем от
самой Рязани, проложена почти точно по нитке бывшей узкоколейной железной дороги
Рязань - Спас-Клепики - Тума, описанной в своё время Паустовским. Когда-то
это был единственный вид транспорта, соединяющий Клепики и деревни мещёрской
глухомани с Большой Землей. В 1993 году я еще помню клепиковский ЖД-вокзал,
маневровые пути, деревянный железнодорожный мост через Пру. А в грузовом
пакгаузе, пропахшем минудобрениями и куриным помётом, мы прятались от дождя.
Еще помню полузакатанные в асфальт фрагменты рельсов, то ли в Криуше, то ли в
Рябиновке. Но ничего уже не работало, вокзал был заколочен, поезда не ходили.
Шоссе уже было построено. Сейчас о легендарной узкоколейке напоминают только
остатки насыпи на подходе к городу, справа по ходу из Рязани, да еще остатки
деревянного моста через Пру. Спас-Клепики. Заправка
продуктами. Школу, где учился Есенин, не посещаем: не пишемся по времени, да
и вечер уже. На выезде из города -
традиционная точка, где торгуют рыбой. Сегодня писк сезона - живые вьюны,
похожая на змею рыба, обитающая в торфяных карьерах. Достаточно оживлённое
Касимовское шоссе выводит на берег Белого озера. Здесь - поворот с трассы
направо, очень хороший асфальт с почти нулевым трафиком. Озеро очень красиво,
за д.Белозерье к его берегу подходит шикарный сосновый лес. Принимаем
решение: попробовать найти стоянку здесь, а для компенсации пути устроить
завтра подъём в 6-00. Разведгруппа выдвигается на
поиски места под лагерь. В лесу есть отличные площадки, и до воды недалеко.
Вызываем по рации основную группу. Ребята подъехали и рассказали
нам, что только что пообщались с группой сотрудников национального парка
"Мещерский", на территории которого мы и находимся. Короче, в лесу
стоять нельзя: пожароопасная обстановка. Можно либо на самом берегу озера,
либо на стационарной площадке 20 км далее, на озере, которое также называется
Белое. Но зачем нам то, когда это, точно такое же Белое, совсем рядом? Берег оказывается вполне
пригодным. Узкая прибрежная полоса отделена от соснового бора пожарной
канавкой. На самом берегу - пирамидальный древовидный можжевельник в 3
человеческих роста, очень похож на кипарис. Белое озеро вообще славится
такими экземплярами! Подход к воде - хороший, лишь чуть подтоплен по случаю
весны. Костер решено делать по одну
сторону канавки, а палатки ставить - по другую, под пологом леса. Ввиду
близости населенки (по берегу идет тропа из деревни) на ночь выставляем
посменный караул, 6 мужиков, по часу на брата. Ночь ясная, звёздная, но
сегодня гораздо теплее. Отбой 24-00. Татьяна снова спит под звездами у
костра! |
||
День 3. Озеро Белое - Тимохино – Лунево – Быково
– Ненорово - Прудки – Белое – Черное – Посреда – Старково – Овинцы – Демидово
– Палищи – Занутрино – Мильцево – Мезиновский (пл.Торфопродукт). 45 км. Открыл глаза, и увидел, что
уже светло. А мне в 4 часа заступать надо было.....прррроспали,
черрррти!!!....Но оказалось, что всё под контролем. Ребята сговорились меня
не будить. "Чтоб лучше вёл..." Ну, что мне с ними делать! Солнце, сухо, уже по-летнему тепло.
Выезд - в 9-00. Абсолютно пустой асфальт идет дремучим лесом, периодически
попадаются небольшие моховые болота. Редкие деревушки в несколько дворов,
некоторые дома заброшены. Деревня Прудки. Очень
интересные развалины церкви Успения Пресвятой Богородицы: остались только
несущие колонны, большие арки из кирпича, соединяющие колонны сверху, и
кирпичный купол. Все вертикальные стены давно разобраны. На куполе и арках
растет молодой лес. Рядом - памятник некому
священнику в виде паралеллепипеда из кованой решетки, с решетчатым кованым
куполом сверху. Внутрь сооружения попало березовое семя, проросло, и уже
вымахало приличное дерево! Еще одно Белое озеро, очень
красивое. Лежит в котловине, большой песчанный пляж, сосновый бор. На берегу
- одноимённая деревня. Посерда: последняя деревня
Рязанской области. Здесь кончается не только асфальт, а и сколько-нибудь
нормальная дорога. Граница областей в и без того глухом краю. Мост через
одноимённую реку - и всё! "Посерда" - явное
происхождение от слова "посередине". Река названию соответствует:
она протекает как раз между двумя областями. Первые 200 метров - сухие,
просто по чистому полю, дорога еле угадывается. Потом начинается! Путь
пересекает просто жидкая болотная грязь. Маневрировать по кочкам бесполезно:
начерпаться по щиколотку придётся всем. Но такой отрезок продолжается не
более 20 метров: далее возможен проход по краю глубокой колеи, наполненой
водой. Но проход не легкий: один неверный шаг - как начерпаться можно и
здесь! Позабавили пиявки,
присосавшиеся к велосипеду. Однако, прокусить двойной обод у них не
получилось! |
|
Перелаз (чуть не сказал
"дорога"!) уходит в лес, влажный и приболоченный. И в таком виде
тянется где-то 3 км. С правой стороны -
оборудованное место отдыха. Значит, окончание перелаза близко! Потом путь идет на подъём, выходит
в сосняк и приобретает вид сухой тропы. Здесь - конец леса. И вот тут-то
невезуха снова вспомнила про нас: Дима налетает задним колесом на отточенный
шип, заботливо вкопанный в песок. Прокол моментальный! Шип - целое произведение
искусства. Изготовлен граммотно, с перпендикулярной пластиной-опорой. Здесь
ни о каком двойном назначении речи быть не может: изделие предназначено
именно для прокола шин, причем автомобильных. Кому и зачем это понадобилось?
Что тут на границе у них происходит? Ведь не с монголо-татарских времен он
тут остался! Вопросы остаются без ответа. Заклеившись, въезжаем в
населенку. Леса чередуются с большими открытыми пространствами. По пути -
деревни, они будут покрупнее рязанских. Погода летняя, жарко. По тихому, местному асфальту
доезжаем до пос.Мезиновский, на платформе Торфопродукт садимся на московский
поезд из Вековки. Впрочем, поезд уже изрядно заполнен, а по пути еще соберет
всех, кого только можно, как это бывает обычно. Поэтому мы высаживаемся в
Шатуре, а через 20 минут садимся на поезд местного формирования, и с
комфортом возвращаемся домой. |
Фото от Данфоса, СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Вадима, СМ.ЗДЕСЬ