День 1: 12.05.21
Москва -
(ЖД-заброска) - Владимир – (ЖД-заброска) – Нововязники – Вязники – Минина
гора – гора Венец – Лапино – Пировы Городищи – Ярополч - Пировы Городищи –
Лог – Илевники. 33,5 км
чистого велосипедного хода. Город Владимир: |
|||||||||||||||||||
Теплое утро, майская погода наладилась, ушел волновой циклон, лихорадивший центр европейской России в начале мая. Садимся на поезд в Чухлинке и выходим на Курском вокзале. В первоначальной версии похода мы планировали заброску до Коврова на нижегородской Ласточке. Поезд подошел бы нам и теперь, но с высадкой в Вязниках. Однако, билетов на него уже не было. Поэтому едем до Владимира на электричке-экспрессе, с дальнейшей пересадкой на местный поезд Владимир - Вязники. Электричка Москва – Владимир, отправление 07-47. Стало прохладней, на небо надвинулись тучи, кое-где вдали стали видны хвосты дождя. Надеемся проскочить под ними на поезде. Вход на экспрессы - отдельный, рядом с обычным, пригородным. Багаж на входе не досматривают. Места в вагоне - номерные, по билетам, но проверяют их уже в дороге. Поезд - обычная электричка относительно новой конструкции. Паркуем велосипеды в тамбуре, благо обзор из вагона удобный. Народа в поезде немного. |
|||||||||||||||||||
Поезд делает остановки: Железнодорожная, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир. Под Павловским Посадом распогодилось, выглянуло солнце и обошлось совсем без дождя. Владимир. Прибытие в 10-11. До поезда на Вязники - 3 часа. Мы их используем на обзор исторической части города. Владимир, подобно Вязникам и Гороховцу, стоит на высоком берегу Клязьмы, хоть и на меньшей высоте. Но это - совершенно другой берег (левый) и другое геологическое образование (Клязьминская возвышенность). А виды сверху оттуда открываются тоже великолепные. Тихие, старые улочки, взбирающиеся наверх возвышенности, чем-то напоминают некий город в Крыму, только архитектура здесь среднерусская. Почти пешком поднимаемся по одной из таких улиц: к улице Большая Московская. Она - центральная в городе, со старой, интересной застройкой. Но движение по ней очень плотное, удобнее ехать по тротуарам. Которые, увы, не всегда оборудованы микропандусами.
Доезжаем до Золотых ворот и Красной (Троицкой) церкви, оттуда переходим на крепостной Козлов вал и клязьминский обрыв Нового (Земляного) города (западная часть исторического центра Владимира). Здесь находится прекрасная обзорная площадка с видом на долину Клязьма и мещерские дали - край начинается сразу за рекой. Внизу, ломаной полосой на юг убегает шумное Судогодское шоссе. Горизонт закрывают высокие холмы Окско-Цнинского вала. На смотровой установлен на штативе платный бинокль-автомат. Но у нас и свой имеется! Тут же разбит небольшой сквер. Внизу, на склонах оврага разбит Патриарший сад с балюстрадой, напоминающей не то Версаль, не то Петергоф. Вход платный.
Ниже сада стоит шикарный дворец - резиденция владимирского бандита Жукова. Справа от смотровой, практически на валу, стоит красивая башня. Это была всего-навсего водонапорка, но интересной архитектуры. А сейчас в ней - музей старинного городского быта и смотровая площадка наверху. В 2015 г. мы туда лазили. А сейчас осматриваем все поверхностно и быстро. Вспомнилось: в Полоцке, в совершенно типовой водонапорке, вообще устроили музей природы Белорусского Поозерья! Тут же в сквере, в небольшом кафе завтракаем блинами трех видов. На другом берегу оврага (по дну которого проходит Муромская улица, переходящая в Судогодское шоссе) во всей красе стоит владимирский кремль. Крепостной стены он сейчас не имеет, там - парк и комплекс зданий из дома присутственных мест в духе классицизма и двух соборов домонгольского времени. Едем туда по Георгиевской улице. Мы не помним этой улицы, хотя я работал во Владимире почти полгода, и часто здесь гулял в ожидании поезда. Просто улицу, совсем невзрачную ранее, очень хорошо отреставрировали и установили на ней интересные скульптуры. Центральная часть древнего Владимира: Средний (Печерний) город. Кремль. Два древних собора: Успенский и Дмитриевский. Рядом - тоже смотровая площадка на обрыве над Клязьмой. Ну вот и все, пора на поезд. Три часа прошли хорошо, это и называется "принцип обратить вред в пользу". А по-хорошему, на Владимир, конечно, и дня мало. Это ведь не просто город Золотого Кольца, это - четвертая по счету столица государства (до него, соответственно, Ладога, Новгород и Киев). И неудивительно: к северу от города лежат плодороднейшие земли - Суздальское Ополье, равных которым нет во всем лесном поясе европейской России! Разве что, за исключением Сухиничского Ополья в Калужской области. Но оно и лежит на 350 км юго-западнее! Снова Большая Московская улица. Проезжаем Богородице-Рождественский монастырь. В мою бытность работы во Владимире он был так наглухо заколочен, что я тогда думал, что это и есть знаменитый Владимирский централ. Но нет! И в 2015 году мы его посетили, уже отреставрированным и открытым, чистым и аккуратным. Сейчас - проезжаем. Впрочем, с предположениями о Владимирском централе я был не так уж и далек от истины. Дело в том, что почти до 1993 г. в зданиях монастыря находилось областное управление КГБ со всем классическим арсеналом средств оперативной работы с подследственными. Восточную часть древнего города – Ветшаный (Ивановский) город мы охватывать сейчас не будем. Опять же: город Владимир - это совершенно отдельная тема походов. Сайты города Владимира: http://vladimirtravel.ru/what-to-visit/vladimir/ По улице Коммунальный спуск, на холостом ходу, притормаживая, спускаемся вниз, прямо к вокзалу. Заправка водой и минимумом продовольствия. Совет: во Владимире, даже при посадке на пригородные поезда, обязательно берите запас времени. Будет досмотр багажа со снятием рюкзаков и выкладыванием всех электронных приборов. При том, что не все платформы оборудованы микропандусами. Но мы успели. На Вязники отходит электричка в 13-00, Владимир – Нижний Новгород. По расписанию на вокзале она значится как "Владимир - Ковров", что привело меня в ужас при взятии билетов на нее (а именно с этого началась наша поездка по городу). Но в кассе мне все объяснили. Больше того: позже, в Вязниках, у меня по ряду признаков возникло подозрение, что, постояв в Вязниках, поезд пойдет до Нижнего! Ну, в Коврове было именно так. И в кассе рассказали: "Постоит в Коврове - и пойдет до Вязников". Ну зачем так вводить пассажиров в заблуждение? Это я - конечно, не про работников кассы, им-то спасибо! Да, работать еще нашему РЖД, да работать! Не надо белых тапочек в вагонах - дайте четкую, правильную информацию. |
Нововязники – Вязники – Минина гора – гора Венец –
Лапино – Пировы Городищи – Ярополч - Пировы Городищи – Лог – Илевники:
Электричка до Вязников (или Нижнего?). Старый состав, но туалет уже вполне хороший, и тамбур возле него - очень большой. Там мы и запарковали машины. Спустя всего несколько минут после отправления поезда очень советуем внимательно смотреть в правые окна по ходу. Сначала там будет Клязьма, до краев налитая водой (сейчас, в мае, на реке половодье). Затем она уйдет в сторону. А потом, на дальнем краю большого луга покажется всемирно известный храм Покрова-на-Нерли, признанный лучшим образцом православной архитектуры. Зрелище продолжается секунд 30. А если вы успеете перевести взгляд в левые окна, то увидите высоко на горе Боголюбский монастырь, где находилась резиденция Андрея Боголюбского. Не упустите момент! Можете почитать сказку про эти места: http://bibolsh.narod.ru/art/liter/pervoknyas.html Народу в поезде не очень много, а после Камешково он почти опустел. На промежуточных станциях до Коврова подсаживались в основном военные срочной службы. Близ Коврова очень много полигонов. |
|||||||||||||||||
ЖД-ветка Москва - Н.Новгород - очень лесная. Причем характер лесов, в смысле их красоты и первозданности, постепенно нарастает с удалением от столицы. За Усадом уже можно откровенно любоваться, глядя в окно. После Владимира - тем более (Болдинское лесничество, глушь еще та). А вот после Коврова было ощущение, что едем где-то по Карелии, или Архангельской области. За окном стоит отборный хвойный лес, где даже примесь березы очень невелика. Ни тропинок, ни дорожек! Разведать бы его как-нибудь хорошенько! Подъезжаем. Замысел такой: выйти на станции Сеньково (проектное название было "Вязники-2"). Она находится почти на западной окраине города. Это даст возможность проехать весь город из конца в конец. А собственно, станция Вязники - это на юго-восток и несколько за пределами города. Выходим на платформу. Стоп, да никакое это не Сеньково! Табличка далеко и под острым углом к зрению, прочитать не могу, но вижу, что название состоит из двух слов. Тут же запрыгиваем обратно в тамбур. Хорошо, что платформа высокая, а то так бы тут и остались! Как же так могло получиться? Вроде бы все просчитали! По вагонам идет помощник машиниста. Узнаем от него, что это было Сеньково, а следующая - Вязники. Чертовщина какая-то! Первая буква точно была "С". Что же такое они там написали? Может быть, "Станция Сеньково?" Или какое-нибудь "Сеньково Пассажирское"? Черт его знает! Только потом догадался, что было написано в одну строчку: "Сеньково. Senkovo."
Итак, Вязники. Мы прибыли на станцию Вязники в 15-21. Платформа низкая. Вокзал находится в стороне от города, рядом с вокзалом - поселок Нововязники. Когда строили дорогу, вязниковские купчишки скинулись на взятку проектировщикам, чтобы они проложили путь в стороне от города, дабы бесовские машины не оскверняли поганым дымом патриархальное благолепие тихого города. То же самое было и в Гороховце, и в Покрове...список можно продолжать, сейчас не припомню. Мы решили все же доехать, пусть не до самого центра города (а то пара жестких тягунов будет обеспечена), но хоть частично. Вязники - приятный, старинный город. Не такой примечательный, как соседний Гороховец, но все же. Много одноэтажной застройки. Город расположился на горах Гороховецкой гряды. Точнее, на склонах глубоких оврагов и отчасти - большого берегового склона, приречной низине и на вершине плато. Примерно похожая планировка и у соседнего Гороховца. Город очень зеленый. По улице Школьная проезжаем квартал, где находится много деревянных особняков в стиле русского модерна. Есть и дома в том же стиле из камня, в том числе - как минимум, один новодел, но выполненный очень талантливо. Храм Троицы Живоначальной с отдельно стоящей колокольней. Делаем круг по кварталу. Задерживаемся у красивого, старинного, деревянного особняка. Мимо идет мужик с собакой. Говорит: "Это - дом боярина, уцелел с давних времен". Человек также рассказал нам, что место это называется Ярополье. Недалеко от Вязников существовал некогда древний город Ярополч (мы уже о нем наслышаны, и посещение городища на его месте включили в план похода), был сожжен Батыем, а его жители отстроились позже на этом месте. Уже значительно позже здесь возник город Новый Ярополч, который после сильного пожара пришел в упадок и слился с окрестной Вязниковской слободой, образовав нынешний город Вязники. Это место также называется Мининой горой, поскольку по преданию здесь находилась на постое дружина Минина и Пожарского. Версия спорная. Другое объяснение – от названия села Минино (да, было такое), а название села – от церкви Михаила Архангела, что раньше стояла на месте Троицы Живоначальной. Но это, действительно, гора - место очень высокое. Также человек посоветовал нам посетить Ярополчское городище, а также и смотровую площадку Венец, что полностью совпадает с нашими планами. А вот про Новый Ярополч - эти сведения для нас новые! "Я сам не здешний, но всем этим интересовался" - подытожил мужчина свой рассказ. Уже по возвращению про "дом боярина" появилась другая информация: это дача Татаринцева, постройка начала ХХ века. Не ставим под полное сомнение первую версию, но все здесь явно не так просто. Возможно, на месте дачи Татаринцева что-то значимое было раньше. Но пока что упоминаний об этом нам найти не удалось. Поблагодарив рассказчика, мы двинулись в обратном направлении. Но сначала задержались возле дома промышленника Сенькова (вот откуда название станции!). Первый этаж каменный, в стиле псевдоготики, второй - деревянный, сейчас реставрируется. Дом венчает каменная башня замкового вида. По пути нам попалась районная больница - комплекс старинных зданий, тоже напоминающий замок. Минина гора (Новый Ярополч):
Главная улица города, Горького. Едем на восток. Неприметный поворот налево. Улица Пригородная. Видно, что улица короткая, но в конце ее - просто небо, и все! Потом появился какой-то мутный горизонт. - Там - как будто море! - говорит Лена. - Сейчас увидишь! - отвечаю я. Величественная панорама разворачивается совершенно внезапно. Улица обрывается в воздушную пустоту. А под ногами, далеко внизу - великолепная картина весеннего разлива Клязьма! Коренное русло у подножия горы, а дальше - огромный водный лабиринт, густо усеянный островами – наполовину затопленными рощами и деревьями. А дальше, до самого горизонта - бескрайний Мугреевский лес, уходящий далеко в Ивановскую область. Мы этой весной дважды ездили смотреть разлив: на Оку и на Клязьма в районе Покрова. Было великолепно, но там ничего даже и близко не валялось по сравнению с этим. Первое чувство - шок, ощущение нереальности. Видимо, что-то похожее испытывает космонавт, выходящий в открытый космос. Фото этого не передаст. Смотровая площадка называется Венец. От нее по берегу идет лиственничная лесополоса с березовой аллеей посередине, а вдоль самого обрыва - грунтовая тропинка. Там стоит старая-престарая деревянная скамейка. Говорят, что на ней сиживал поэт-песенник Алексей Фатьянов, уроженец города. Ежегодно в Вязниках проводятся его фестивали. Смотровая Венец: Променад заканчивается на высоком берегу глубокого оврага. На дне его проходит тропинка красноватого цвета, и заканчивается у маленького хутора, стоящего у самой воды. С Венца хорошо просматривается весь город. Видно четкое разделение на горную и низинную часть. В низине различимы купола церквей. В этой части мы не побывали. Ну, есть повод приехать еще! Напоследок отметим, что картина половодья чем-то отдаленно напомнила вид на Кандалакшские шхеры в Белом море с вершин Колвицких тундр. То же множество островов! Еще о городе Вязники: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/r/61-1-0-1636?ysclid=lbx0vfmo8a763705092 https://vk.com/vyazniki?ysclid=lbx13yjqcf565096299 Еще раньше мы получили СМС со штормовым предупреждением по Владимирской области. Поэтому мы все время поглядываем на небо. А небо медленно, но верно затягивает однотонной серой пеленой, дует постоянный восточный ветер. А у нас по плану еще Ярополч. Стоит ли? Или сразу поехать по кратчайшей к месту ночлега? Пока мы любовались Венцом, небо просветлело, пошло складочками, как-то стабилизировалось. Едем по плану! Снова выходим на улицу Горького. Через некоторое время она становится почти пустой: все машины идут по Горьковскому шоссе в объезд города. И вскоре эти дороги должны сойтись за пределами Вязников. А пока едем по березовому лесу, где поют соловьи. Когда до слияния дорог остается 3 км, мы сворачиваем налево, на старый, пустынный асфальт, петляющий по полям. В черте дер.Пировы Городищи сворачиваем на грунтовку, ведущую к Клязьме. Через несколько минут подъезжаем к валам городища. Тут и находился город Ярополч, что дословно обозначает "Ярополков", т.к.он был основан князем Ярополком Владимировичем, братом Юрия Долгорукого. На въезде в проеме вала - памятная табличка, внизу вала видно основание из крупных камней. Внутри установлен поклонный крест. Если до валов местность ровная, то внутри она окружена глубокими оврагами, обрывом к реке и, похоже, кое-где есть искусственные рвы. Само место высокое, и с него - тоже красивый обзор, правда, Венцу он, конечно, уступает. Короче, использованы все особенности рельефа для постройки хорошей крепости. На краю речного обрыва стоят несколько машин, и степенно прогуливается народ. А дальше вперед выступает длинный, высокий мыс с крутыми стенами и наилучшим обзором. Там - какая-то толпа в белых одеждах. Я предположил, что это или толкинисты приехали рубиться на мечах (любят они такие места!), или собрался клуб по реконструкции былых сражений. Но - ни то, ни другое: просто собрались какие-то чуваки с девчонками, фоткают селфи и поют песни под гитару. И одежда на них вся штатская и цивильная, только почему-то белая, как на выпускном балу. А местность тут очень красивая, вся изрезанная! Ярополчское
городище: Еще раз напомним, что город просуществовал до татарского нашествия, а после, кто выжил, эвакуировались в будущие Вязники. До Вязников отсюда, кстати, 5 км. Ярополч - самое археологически изученное место во Владимирской области. Дополнительно про Ярополч: https://ru.wikipedia.org/?curid=1057775&oldid=126377872 Покидаем городище, заезжаем в село Пировы Городищи. Непогодой уже и не пахнет. Сегодня мы будем ночевать в мотеле Илевники, что находится в одноименной деревне прямо на Горьковской трассе. От Пировых Городищ до трассы ведет прямая дорога. Но по федеральному шоссе ехать не хочется, завтра у нас и без того этого удовольствия будет море, о чем расскажем потом. Поэтому едем местными сельскими дорогами. Пировы Городищи - большое, обустроенное, людное село. Много детей. А вокруг - вспаханные поля, где работают трактора, несмотря на позднее время. Давно мы такого не видели! Разве что - в Белоруссии! Полей-то последние годы мы много проезжали, да только все заброшенные и зарастающие. Уже на некоторых и молодой лес вырасти успел! Я уж и запах навоза позабыл. А тут вот - пашут вовсю. И это - в российском Нечерноземье. Кто бы мог подумать! А приятно! Местные дороги - абсолютно пустые, но покрыты неплохим асфальтом.
В воздухе появились майское жуки. Сначала штучно, потом массово. А после вообще началось безобразие: шлемы бомбят, во все места врезаются....у них лёт начался, и их необычайно много. Не слишком приятно, когда майский жук залетает в велосипедный шлем и изо всех сил старается выбраться оттуда, орудуя своими мощными шипастыми ногами. Этого боятся даже бесстрашные велосипедные женщины, прошедшие Кольский и Мезень, и прогонявшие волков и медведей с глухих дорог Пинежья! Я обычно не пользуюсь очками, что, конечно же, неправильно. Не раз страдал из за этого, когда мошка попадала в глаз. Но майский жук - не мошка, тут и зрения лишиться недолго! Я прищурил глаза, насколько это возможно, и продолжаем прорываться через рой жуков. А их уже вокруг - как комаров в летней тундре! И вот, долгожданные Илевники. По трассе не пришлось ехать ни единого метра. Отель рассчитан на тех, кто за рулем. Жилье, круглосуточный магазин, кафе, баня, прачечная, химчистка, круглосуточный ресепшн, маленький парк и большая автостоянка. Есть и отдельно душ для тех, кто предпочитает ночевать в своей кабине. Отель представляет из себя, как бы, небольшой городок. От Вязников по трассе получается 10 км. Я прошел на ресепшн оформлять заселение. Как вдруг из меня вылетел огромный жук и приземлился на девчонок. Визг, ржачка!...Где же он у меня окопался? Может, в шлеме, может, в складках одежды. Но он никак о себе не заявлял. Возможно, он врезался на слишком большой скорости, и ему понадобилось время, чтобы прийти в себя. Велосипеды мы расположили в прихожей номера. Отель очень хороший, есть все удобства. Ну, душевая кабина, конечно, течет, но они текут везде и всегда. Вот ведь как: космические ракеты наши люди научились делать, а душевые кабины - нет. А причина проста: кабины, ну никак не используются в военном деле! Мотель Илевники: В 2 часа ночи здесь уже начинает светать. И дело не столько в северной широте, сколько в восточной долготе. Хотя ночь тут несколько короче, чем у нас: темнеет здесь примерно во столько же, во сколько и в Москве. А светает – заметно раньше. Отель "Илевники": https://motel-ilevniki.ruhotel.su/ https://vk.com/club146874196?ysclid=lbxh9hjsqv736938248 |
|||||||||||||||||
|