День 1: 12.05.21

 

Москва - (ЖД-заброска) - Владимир – (ЖД-заброска) – Нововязники – Вязники – Минина гора – гора Венец – Лапино – Пировы Городищи – Ярополч - Пировы Городищи – Лог – Илевники.

 

33,5 км чистого велосипедного хода.

 

Город Владимир:

 

Теплое утро, майская погода наладилась, ушел волновой циклон, лихорадивший центр европейской России в начале мая. Садимся на поезд в Чухлинке и выходим на Курском вокзале.

В первоначальной версии похода мы планировали заброску до Коврова на нижегородской Ласточке. Поезд подошел бы нам и теперь, но с высадкой в Вязниках. Однако, билетов на него уже не было. Поэтому едем до Владимира на электричке-экспрессе, с дальнейшей пересадкой на местный поезд Владимир - Вязники.

Электричка Москва – Владимир, отправление 07-47.

Стало прохладней, на небо надвинулись тучи, кое-где вдали стали видны хвосты дождя. Надеемся проскочить под ними на поезде.

Вход на экспрессы - отдельный, рядом с обычным, пригородным. Багаж на входе не досматривают. Места в вагоне - номерные, по билетам, но проверяют их уже в дороге.

Поезд - обычная электричка относительно новой конструкции. Паркуем велосипеды в тамбуре, благо обзор из вагона удобный.

Народа в поезде немного.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Поезд делает остановки: Железнодорожная, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир. Под Павловским Посадом распогодилось, выглянуло солнце и обошлось совсем без дождя.

Владимир. Прибытие в 10-11. До поезда на Вязники - 3 часа. Мы их используем на обзор исторической части города.

Владимир, подобно Вязникам и Гороховцу, стоит на высоком берегу Клязьмы, хоть и на меньшей высоте. Но это - совершенно другой берег (левый) и другое геологическое образование (Клязьминская возвышенность). А виды сверху оттуда открываются тоже великолепные. Тихие, старые улочки, взбирающиеся наверх возвышенности, чем-то напоминают некий город в Крыму, только архитектура здесь среднерусская. Почти пешком поднимаемся по одной из таких улиц: к улице Большая Московская. Она - центральная в городе, со старой, интересной застройкой. Но движение по ней очень плотное, удобнее ехать по тротуарам. Которые, увы, не всегда оборудованы микропандусами.

 

Ул.Большая Московская

Богородице-Рождественский монастырь

Ул.Большая Московская

Торговые ряды

Золотые ворота

 

Смотровая Нового города

Доезжаем до Золотых ворот и Красной (Троицкой) церкви, оттуда переходим на крепостной Козлов вал и клязьминский обрыв Нового (Земляного) города (западная часть исторического центра Владимира). Здесь находится прекрасная обзорная площадка с видом на долину Клязьма и мещерские дали - край начинается сразу за рекой. Внизу, ломаной полосой на юг убегает шумное Судогодское шоссе. Горизонт закрывают высокие холмы Окско-Цнинского вала. На смотровой установлен на штативе платный бинокль-автомат. Но у нас и свой имеется!

Тут же разбит небольшой сквер. Внизу, на склонах оврага разбит Патриарший сад с балюстрадой, напоминающей не то Версаль, не то Петергоф. Вход платный.

Сквер Нового города

Водонапорная башня

Троицкая («Красная») церковь

Ниже сада стоит шикарный дворец - резиденция владимирского бандита Жукова.

Справа от смотровой, практически на валу, стоит красивая башня. Это была всего-навсего водонапорка, но интересной архитектуры. А сейчас в ней - музей старинного городского быта и смотровая площадка наверху. В 2015 г. мы туда лазили. А сейчас осматриваем все поверхностно и быстро.

Вспомнилось: в Полоцке, в совершенно типовой водонапорке, вообще устроили музей природы Белорусского Поозерья!

Тут же в сквере, в небольшом кафе завтракаем блинами трех видов.

На другом берегу оврага (по дну которого проходит Муромская улица, переходящая в Судогодское шоссе) во всей красе стоит владимирский кремль. Крепостной стены он сейчас не имеет, там - парк и комплекс зданий из дома присутственных мест в духе классицизма и двух соборов домонгольского времени. Едем туда по Георгиевской улице.

Мы не помним этой улицы, хотя я работал во Владимире почти полгода, и часто здесь гулял в ожидании поезда. Просто улицу, совсем невзрачную ранее, очень хорошо отреставрировали и установили на ней интересные скульптуры.

 

Вид на владимирский кремль

Вид на Судогодское шоссе

«Пожарный»

«Шалопай»

«Филер»

 

Центральная часть древнего Владимира: Средний (Печерний) город. Кремль. Два древних собора: Успенский и Дмитриевский. Рядом - тоже смотровая площадка на обрыве над Клязьмой.

 

Улица Георгиевская

Смотровая кремля

Успенский собор

Кремлевские валы

 

Колокольня Успенского собора

Здание присутственных мест

Дмитриевский собор

 

Ну вот и все, пора на поезд. Три часа прошли хорошо, это и называется "принцип обратить вред в пользу". А по-хорошему, на Владимир, конечно, и дня мало. Это ведь не просто город Золотого Кольца, это - четвертая по счету столица государства (до него, соответственно, Ладога, Новгород и Киев). И неудивительно: к северу от города лежат плодороднейшие земли - Суздальское Ополье, равных которым нет во всем лесном поясе европейской России! Разве что, за исключением Сухиничского Ополья в Калужской области. Но оно и лежит на 350 км юго-западнее!

Снова Большая Московская улица. Проезжаем Богородице-Рождественский монастырь. В мою бытность работы во Владимире он был так наглухо заколочен, что я тогда думал, что это и есть знаменитый Владимирский централ. Но нет! И в 2015 году мы его посетили, уже отреставрированным и открытым, чистым и аккуратным. Сейчас - проезжаем.

Впрочем, с предположениями о Владимирском централе я был не так уж и далек от истины. Дело в том, что почти до 1993 г. в зданиях монастыря находилось областное управление КГБ со всем классическим арсеналом средств оперативной работы с подследственными.

Восточную часть древнего города – Ветшаный (Ивановский) город мы охватывать сейчас не будем.

Опять же: город Владимир - это совершенно отдельная тема походов.

Сайты города Владимира:

http://vladimirtravel.ru/what-to-visit/vladimir/

http://www.allvladimir.ru/

http://virtvladimir.ru/

http://www.vladimirgid.ru/

 

 

По улице Коммунальный спуск, на холостом ходу, притормаживая, спускаемся вниз, прямо к вокзалу. Заправка водой и минимумом продовольствия.

Совет: во Владимире, даже при посадке на пригородные поезда, обязательно берите запас времени. Будет досмотр багажа со снятием рюкзаков и выкладыванием всех электронных приборов. При том, что не все платформы оборудованы микропандусами. Но мы успели.

На Вязники отходит электричка в 13-00, Владимир – Нижний Новгород. По расписанию на вокзале она значится как "Владимир - Ковров", что привело меня в ужас при взятии билетов на нее (а именно с этого началась наша поездка по городу). Но в кассе мне все объяснили. Больше того: позже, в Вязниках, у меня по ряду признаков возникло подозрение, что, постояв в Вязниках, поезд пойдет до Нижнего! Ну, в Коврове было именно так. И в кассе рассказали: "Постоит в Коврове - и пойдет до Вязников".

Ну зачем так вводить пассажиров в заблуждение? Это я - конечно, не про работников кассы, им-то спасибо!

Да, работать еще нашему РЖД, да работать! Не надо белых тапочек в вагонах - дайте четкую, правильную информацию.

 

 

 

Нововязники – Вязники – Минина гора – гора Венец – Лапино – Пировы Городищи – Ярополч - Пировы Городищи – Лог – Илевники:

 

 

 

Электричка до Вязников (или Нижнего?). Старый состав, но туалет уже вполне хороший, и тамбур возле него - очень большой. Там мы и запарковали машины.

Спустя всего несколько минут после отправления поезда очень советуем внимательно смотреть в правые окна по ходу. Сначала там будет Клязьма, до краев налитая водой (сейчас, в мае, на реке половодье). Затем она уйдет в сторону. А потом, на дальнем краю большого луга покажется всемирно известный храм Покрова-на-Нерли, признанный лучшим образцом православной архитектуры. Зрелище продолжается секунд 30. А если вы успеете перевести взгляд в левые окна, то увидите высоко на горе Боголюбский монастырь, где находилась резиденция Андрея Боголюбского. Не упустите момент!

Можете почитать сказку про эти места: http://bibolsh.narod.ru/art/liter/pervoknyas.html

Народу в поезде не очень много, а после Камешково он почти опустел.

На промежуточных станциях до Коврова подсаживались в основном военные срочной службы. Близ Коврова очень много полигонов.

 

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

ЖД-ветка Москва - Н.Новгород - очень лесная. Причем характер лесов, в смысле их красоты и первозданности, постепенно нарастает с удалением от столицы. За Усадом уже можно откровенно любоваться, глядя в окно. После Владимира - тем более (Болдинское лесничество, глушь еще та). А вот после Коврова было ощущение, что едем где-то по Карелии, или Архангельской области. За окном стоит отборный хвойный лес, где даже примесь березы очень невелика. Ни тропинок, ни дорожек! Разведать бы его как-нибудь хорошенько!

Подъезжаем. Замысел такой: выйти на станции Сеньково (проектное название было "Вязники-2"). Она находится почти на западной окраине города. Это даст возможность проехать весь город из конца в конец. А собственно, станция Вязники - это на юго-восток и несколько за пределами города.

Выходим на платформу. Стоп, да никакое это не Сеньково! Табличка далеко и под острым углом к зрению, прочитать не могу, но вижу, что название состоит из двух слов. Тут же запрыгиваем обратно в тамбур. Хорошо, что платформа высокая, а то так бы тут и остались!

Как же так могло получиться? Вроде бы все просчитали!

По вагонам идет помощник машиниста. Узнаем от него, что это было Сеньково, а следующая - Вязники. Чертовщина какая-то!

Первая буква точно была "С". Что же такое они там написали? Может быть, "Станция Сеньково?" Или какое-нибудь "Сеньково Пассажирское"? Черт его знает!

Только потом догадался, что было написано в одну строчку: "Сеньково. Senkovo."

Станция Вязники

Воздвиженская церковь

Итак, Вязники. Мы прибыли на станцию Вязники в 15-21. Платформа низкая. Вокзал находится в стороне от города, рядом с вокзалом - поселок Нововязники. Когда строили дорогу, вязниковские купчишки скинулись на взятку проектировщикам, чтобы они проложили путь в стороне от города, дабы бесовские машины не оскверняли поганым дымом патриархальное благолепие тихого города. То же самое было и в Гороховце, и в Покрове...список можно продолжать, сейчас не припомню.

Мы решили все же доехать, пусть не до самого центра города (а то пара жестких тягунов будет обеспечена), но хоть частично.

Вязники - приятный, старинный город. Не такой примечательный, как соседний Гороховец, но все же. Много одноэтажной застройки. Город расположился на горах Гороховецкой гряды. Точнее, на склонах глубоких оврагов и отчасти - большого берегового склона, приречной низине и на вершине плато. Примерно похожая планировка и у соседнего Гороховца. Город очень зеленый.

По улице Школьная проезжаем квартал, где находится много деревянных особняков в стиле русского модерна. Есть и дома в том же стиле из камня, в том числе - как минимум, один новодел, но выполненный очень талантливо.

Храм Троицы Живоначальной с отдельно стоящей колокольней. Делаем круг по кварталу. Задерживаемся у красивого, старинного, деревянного особняка. Мимо идет мужик с собакой. Говорит: "Это - дом боярина, уцелел с давних времен".

Человек также рассказал нам, что место это называется Ярополье. Недалеко от Вязников существовал некогда древний город Ярополч (мы уже о нем наслышаны, и посещение городища на его месте включили в план похода), был сожжен Батыем, а его жители отстроились позже на этом месте. Уже значительно позже здесь возник город Новый Ярополч, который после сильного пожара пришел в упадок и слился с окрестной Вязниковской слободой, образовав нынешний город Вязники.

Это место также называется Мининой горой, поскольку по преданию здесь находилась на постое дружина Минина и Пожарского. Версия спорная. Другое объяснение – от названия села Минино (да, было такое), а название села – от церкви Михаила Архангела, что раньше стояла на месте Троицы Живоначальной. Но это, действительно, гора - место очень высокое.

Также человек посоветовал нам посетить Ярополчское городище, а также и смотровую площадку Венец, что полностью совпадает с нашими планами. А вот про Новый Ярополч - эти сведения для нас новые!

"Я сам не здешний, но всем этим интересовался" - подытожил мужчина свой рассказ.

Уже по возвращению про "дом боярина" появилась другая информация: это дача Татаринцева, постройка начала ХХ века. Не ставим под полное сомнение первую версию, но все здесь явно не так просто. Возможно, на месте дачи Татаринцева что-то значимое было раньше. Но пока что упоминаний об этом нам найти не удалось.

Поблагодарив рассказчика, мы двинулись в обратном направлении. Но сначала задержались возле дома промышленника Сенькова (вот откуда название станции!). Первый этаж каменный, в стиле псевдоготики, второй - деревянный, сейчас реставрируется. Дом венчает каменная башня замкового вида.

По пути нам попалась районная больница - комплекс старинных зданий, тоже напоминающий замок.

 

Минина гора (Новый Ярополч):

 

Улица Киселева

Современный модерн

Православная гимназия

Храм Троицы Живоначальной

 

Колокольня храма Троицы Живоначальной

Дача Татаринцева («дом боярина»)

Историческая застройка Мининой горы

 

Историческая застройка Мининой горы

Дом Сенькова

Новый Ярополч

Здание земской больницы

 

Главная улица города, Горького. Едем на восток. Неприметный поворот налево. Улица Пригородная. Видно, что улица короткая, но в конце ее - просто небо, и все! Потом появился какой-то мутный горизонт.

- Там - как будто море! - говорит Лена.

- Сейчас увидишь! - отвечаю я.

Величественная панорама разворачивается совершенно внезапно. Улица обрывается в воздушную пустоту. А под ногами, далеко внизу - великолепная картина весеннего разлива Клязьма! Коренное русло у подножия горы, а дальше - огромный водный лабиринт, густо усеянный островами – наполовину затопленными рощами и деревьями. А дальше, до самого горизонта - бескрайний Мугреевский лес, уходящий далеко в Ивановскую область.

Мы этой весной дважды ездили смотреть разлив: на Оку и на Клязьма в районе Покрова. Было великолепно, но там ничего даже и близко не валялось по сравнению с этим. Первое чувство - шок, ощущение нереальности. Видимо, что-то похожее испытывает космонавт, выходящий в открытый космос. Фото этого не передаст.

Смотровая площадка называется Венец. От нее по берегу идет лиственничная лесополоса с березовой аллеей посередине, а вдоль самого обрыва - грунтовая тропинка. Там стоит старая-престарая деревянная скамейка. Говорят, что на ней сиживал поэт-песенник Алексей Фатьянов, уроженец города. Ежегодно в Вязниках проводятся его фестивали.

Смотровая Венец:

 

 

Променад заканчивается на высоком берегу глубокого оврага. На дне его проходит тропинка красноватого цвета, и заканчивается у маленького хутора, стоящего у самой воды.

С Венца хорошо просматривается весь город. Видно четкое разделение на горную и низинную часть. В низине различимы купола церквей. В этой части мы не побывали. Ну, есть повод приехать еще!

 

 

Напоследок отметим, что картина половодья чем-то отдаленно напомнила вид на Кандалакшские шхеры в Белом море с вершин Колвицких тундр. То же множество островов!

Еще о городе Вязники:

http://towntravel.ru/vladimirskaya-oblast/gorod-vyazniki-i-ego-dostoprimechatelnosti.html?ysclid=lbx0yocvnn730211188

http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/r/61-1-0-1636?ysclid=lbx0vfmo8a763705092

https://vyaznik.ru/

https://vk.com/vyazniki?ysclid=lbx13yjqcf565096299

Еще раньше мы получили СМС со штормовым предупреждением по Владимирской области. Поэтому мы все время поглядываем на небо. А небо медленно, но верно затягивает однотонной серой пеленой, дует постоянный восточный ветер. А у нас по плану еще Ярополч. Стоит ли? Или сразу поехать по кратчайшей к месту ночлега?

Пока мы любовались Венцом, небо просветлело, пошло складочками, как-то стабилизировалось. Едем по плану!

 

 

Снова выходим на улицу Горького. Через некоторое время она становится почти пустой: все машины идут по Горьковскому шоссе в объезд города. И вскоре эти дороги должны сойтись за пределами Вязников. А пока едем по березовому лесу, где поют соловьи.

Когда до слияния дорог остается 3 км, мы сворачиваем налево, на старый, пустынный асфальт, петляющий по полям. В черте дер.Пировы Городищи сворачиваем на грунтовку, ведущую к Клязьме. Через несколько минут подъезжаем к валам городища.

Тут и находился город Ярополч, что дословно обозначает "Ярополков", т.к.он был основан князем Ярополком Владимировичем, братом Юрия Долгорукого. На въезде в проеме вала - памятная табличка, внизу вала видно основание из крупных камней. Внутри установлен поклонный крест. Если до валов местность ровная, то внутри она окружена глубокими оврагами, обрывом к реке и, похоже, кое-где есть искусственные рвы. Само место высокое, и с него - тоже красивый обзор, правда, Венцу он, конечно, уступает. Короче, использованы все особенности рельефа для постройки хорошей крепости.

На краю речного обрыва стоят несколько машин, и степенно прогуливается народ. А дальше вперед выступает длинный, высокий мыс с крутыми стенами и наилучшим обзором. Там - какая-то толпа в белых одеждах. Я предположил, что это или толкинисты приехали рубиться на мечах (любят они такие места!), или собрался клуб по реконструкции былых сражений. Но - ни то, ни другое: просто собрались какие-то чуваки с девчонками, фоткают селфи и поют песни под гитару. И одежда на них вся штатская и цивильная, только почему-то белая, как на выпускном балу.

А местность тут очень красивая, вся изрезанная!

 

Ярополчское городище:

 

 

 

Еще раз напомним, что город просуществовал до татарского нашествия, а после, кто выжил, эвакуировались в будущие Вязники. До Вязников отсюда, кстати, 5 км.

Ярополч - самое археологически изученное место во Владимирской области.

Дополнительно про Ярополч:

https://ru.wikipedia.org/?curid=1057775&oldid=126377872

Покидаем городище, заезжаем в село Пировы Городищи. Непогодой уже и не пахнет.

Сегодня мы будем ночевать в мотеле Илевники, что находится в одноименной деревне прямо на Горьковской трассе. От Пировых Городищ до трассы ведет прямая дорога. Но по федеральному шоссе ехать не хочется, завтра у нас и без того этого удовольствия будет море, о чем расскажем потом. Поэтому едем местными сельскими дорогами.

Пировы Городищи - большое, обустроенное, людное село. Много детей. А вокруг - вспаханные поля, где работают трактора, несмотря на позднее время.

Давно мы такого не видели! Разве что - в Белоруссии! Полей-то последние годы мы много проезжали, да только все заброшенные и зарастающие. Уже на некоторых и молодой лес вырасти успел! Я уж и запах навоза позабыл. А тут вот - пашут вовсю. И это - в российском Нечерноземье. Кто бы мог подумать! А приятно!

Местные дороги - абсолютно пустые, но покрыты неплохим асфальтом.

Дорога на Илевники

В воздухе появились майское жуки. Сначала штучно, потом массово. А после вообще началось безобразие: шлемы бомбят, во все места врезаются....у них лёт начался, и их необычайно много.

Не слишком приятно, когда майский жук залетает в велосипедный шлем и изо всех сил старается выбраться оттуда, орудуя своими мощными шипастыми ногами. Этого боятся даже бесстрашные велосипедные женщины, прошедшие Кольский и Мезень, и прогонявшие волков и медведей с глухих дорог Пинежья!

Я обычно не пользуюсь очками, что, конечно же, неправильно. Не раз страдал из за этого, когда мошка попадала в глаз. Но майский жук - не мошка, тут и зрения лишиться недолго! Я прищурил глаза, насколько это возможно, и продолжаем прорываться через рой жуков. А их уже вокруг - как комаров в летней тундре!

И вот, долгожданные Илевники. По трассе не пришлось ехать ни единого метра.

Отель рассчитан на тех, кто за рулем. Жилье, круглосуточный магазин, кафе, баня, прачечная, химчистка, круглосуточный ресепшн, маленький парк и большая автостоянка. Есть и отдельно душ для тех, кто предпочитает ночевать в своей кабине. Отель представляет из себя, как бы, небольшой городок. От Вязников по трассе получается 10 км.

Я прошел на ресепшн оформлять заселение. Как вдруг из меня вылетел огромный жук и приземлился на девчонок. Визг, ржачка!...Где же он у меня окопался? Может, в шлеме, может, в складках одежды. Но он никак о себе не заявлял. Возможно, он врезался на слишком большой скорости, и ему понадобилось время, чтобы прийти в себя.

Велосипеды мы расположили в прихожей номера. Отель очень хороший, есть все удобства. Ну, душевая кабина, конечно, течет, но они текут везде и всегда. Вот ведь как: космические ракеты наши люди научились делать, а душевые кабины - нет. А причина проста: кабины, ну никак не используются в военном деле!

 

Мотель Илевники:

 

 

В 2 часа ночи здесь уже начинает светать. И дело не столько в северной широте, сколько в восточной долготе. Хотя ночь тут несколько короче, чем у нас: темнеет здесь примерно во столько же, во сколько и в Москве. А светает – заметно раньше.

Отель "Илевники":

https://motel-ilevniki.ruhotel.su/

https://vk.com/club146874196?ysclid=lbxh9hjsqv736938248