День 8: 08.01.18
Морщихинская
– радиалка на Тропу Муравейников. Каргополь – Няндома, авто-выброска. Няндома
– Москва, ЖД-выброска. Автомобиль
– 155 км, пешком – 4,5 км. |
||||||||
Переменная облачность, небольшой мороз. Сегодня - отъезд в Няндому, на выброску. Две девушки едут в Коношу, у них билеты - на другой поезд. Но для всех, в запасе, еще есть до отъезда часа три. Завтракаем в 09-00, а потом, пешком, продолжаем путь от Морщихинской в восточном направлении, на окраину села. Здесь, между деревней, озером и лесом, находится большое поле. Это - бывший аэродром. У входа на поле, большая надпись "Тропа муравейников", и две огромные скульптуры муравьев, размером с динозавра, выполненные из деревянных досок.
В Кенозерском парке организовано несколько экологических троп. Самая длинная и сложная, уже известная нам - Транскенозерская тропа. Тропа Муравейников -совсем короткая, прогулочная. Начинаясь от восточного края аэродрома, она идет по верховому болоту, поросшему низким, сосновым лесом, потом - по прилегающему, высокоствольному лесу, и заканчивается у часовни Ксении Петербургской. Тропа оформлена в стиле арт-дизайна. Муравьев на входе мы уже видели. На бывшем, взлетном поле, стоит уменьшенный, деревянный макет ЛИ-2, лучшего самолета полярной авиации СССР . А далее, вдоль тропы - скульптуры животных, |
||||||||
выполненные...не из щепы, и не из горбыля, а из чего-то среднего, коротких обрезков, эдакого, очень мелкого горбыля, не очищенного от древесной коры. Фигуры - очень правдоподобны! Моховое болото, с сосновым мелколесьем. Из-под снега выглядывает багульник. Под ногами - знакомое по Северу ощущение занесенного снегом деревянного тротуара. Это - настил. Летом тут без него никак. Тропа оправдывает свое название. Муравейников здесь, действительно, много. Все они обнесены изгородями. Болото кончается, идет хвойный лес, а вскоре выходим к часовне Ксении Петербургской. От нее поворачиваем вправо на 90º, и лесом выходим на берег Лекшмозера. Опять статуя муравья, но уже с какой-то дубиной в лапах. Здесь, вдоль берега, тянется широкая полоса тростников. Чтобы лучше видеть поверх них, на берегу стоит смотровая вышка. Лекшмозеро имеет каплевидную форму. На его широком, северном конце, стоит село Морщихинская. На западном берегу хорошо просматривается Кайсаровская, с прилежащими деревнями (их пять, одна за другой) СМ: Западный берег Лекшмозера. Вдали, на восточном берегу, едва различимо Труфаново. А в дальнем, узком конце, некогда находился Кирилло-Челмогорский монастырь. Лекшмозеро гораздо урожайнее на рыбу, чем Кенозеро, и местные его очень любят. |
||||||||
Берегом озера возвращаемся на базу, грузим в авто вещи и лыжи, и покидаем Морщихинскую.
Дорога сначала идет глухим лесом, по дуге, параллельно берегу озера, но озера не видно. Потом дорога выходит на более крупную, но не менее глухую - Пудожский тракт. Дорога не очень отличается даже внешне: тот же накатанный, белый снег, тот же дремучий лес, тот же, крайне низкий трафик. Хотя, одна дорога - совсем местного значения, а другая – регионального значения. |
||||||||
Дорога выходит на берег Лекшмозера. Тут она проходит мимо Кайсаровской и нескольких прилегающих деревень. Все вместе они по-местному называются: "Орлово". В этом Орлово есть еще и внутренние названия групп деревень…посторонний человек во всем этом вряд ли разберется! Позже дорога снова уходит в лес. Но, со временем, отличия Пудожского тракта от предыдущей дороги начинают просматриваться. Местность становится очень пересеченной. Сплошные спуски и тягуны, не очень крутые, но протяженные. И дорога становится очень извилистой, практически ни одного длинного, прямого перегона. В случае с велосипедным маршрутом ( а он - в плане), это надо учитывать. Проходим мимо отворотки налево. Там, через 5 км находится место бывшего Кирилло-Челмогорского монастыря. Кенозерский национальный парк остался позади. Сайты нац.парка: - официальный - http://kenozero.ru/, - информационный - http://www.kenozerjelive.ru/
Гавриловская. Здесь не так давно находился один из немногих, деревянных, храмовых комплексов-тройников Лядины. В 2013 г.храмы сгорели от удара молнии, удалось спасти только Богоявленскую церковь. Она хорошо видна с шоссе. Незадолго до пожара была реставрация, и издали церковь выглядит, как Порженский погост: просто светится от свежей краски.
После Лядин местность становится ровной, а дорога - прямой. Дремучие леса уступают место более молодому древостою, где сквозь стену леса, временами, просвечивают огромные пустоши - следы лесоразработок. Ватамановская. Много интересных, старинных домов. Влево - отворотка на Красную Лягу, где посредине круглой пустоши, в окружении лесов, стоит деревянная Сретено-Михайловская церковь, старейшая в районе. Дальше в лес - будет исчезнувшая деревня Кучепалда, брошенная жителями после того, как озеро, вокруг которого она была построена, ушло за одну ночь в карстовые пустоты.
Но мы едем по шоссе, не останавливаясь. Все, о чем сейчас было сказано – это, как говорится, "будет другая сказка". Каргополь, офис "Лаче-Тура". У порога лыжников встречает одетый в Деда-Мороза директор фирмы - Аднобаев Радик Михайлович. Каждому туристу - карту Каргополья в подарок! Закончен прекрасный лыжный поход! Нам нравятся не только путешествия "Лаче-Тура" по Русскому Северу, нам нравится позитив и оптимизм, с которым сотрудники организации выполняют свою работу. Эти люди знают и любят свой край, знают и любят свое дело, и уважают туристов. Большое спасибо им за это! После обеда - переезд в Няндому. А там - поезд № 115 Северодвинск – Москва, отправление 15-50. Лыжи отправляются на верхнюю полку! Поезд не слишком заполнен. Заполняется по мере движения. Очень хорошо, что некоторые пассажиры в вагонах нам уже знакомы. В отличие от пути "туда"! День 9: 09.01.18
Москва,
прибытие. Прибытие на Ярославский вокзал в 06-23. Там, в Кенозерье, среди пусть теплой, но зимы, в окружении пусть влажного, но снега, иногда мелькала мысль, что по возвращении на Родину мы увидим лужи на черном асфальте, коричневую землю и грязно-зеленую, прошлогоднюю траву. От подобной мысли, по спине аж пробегала дрожь омерзения. Домой не хотелось, и мы наслаждались каждым мигом, проведенным на Севере. И вот: в Москве легкий морозец, а земля присыпана хоть каким-то театральным, но, все-таки, снегом. Ну, это уже не так плохо! Можно сказать, что в походе нам с погодой не повезло. Но повезло уже потому, что появилась возможность вырваться из объятий серого, "ирландского Нового Года", в котором русскому человеку просто делать нечего! И самое главное: когда еще мы еще сможем попробовать на практике непростые водно-ледовые переправы, погулять по непростому льду, увидеть разводья в нескольких сантиметров от лыж, пощупать вживую технику прохождения всего этого? И убедиться на личном опыте в том, что при грамотной постановке дела все эти вопросы успешно решаемы! И еще: по льду Кенозера организаторы поведут туристов по этому маршруту еще много раз. А вот параллельным ему, сухопутным отрезком - только в порядке исключения, которое неизвестно когда еще будет. Так что, наше мнение таково: с раскладом в этот раз нам именно ПОВЕЗЛО! Кенозерский
Новый Год, Порженская трасса! Перекрашен
мокрый лед В цвет
ржаного кваса! Где
морозы, холода, Вьюги и
метели? Ой, куда
же вы, куда, Братцы,
улетели! Ну и
что: у нас в Москве - И того
похуже! Шум в
ушах да в голове, На
асфальте – лужи! Ну, а
здесь - шумит тайга На холмистых
кручах, Пусть мокры лежат снега, Но зато
- до кучи! А в ночи
трещат дрова В
деревенской печке, И
барбоса голова Дремлет
на крылечке. А наутро
- снова в путь Сквозь
леса и горы, Одолеем
как-нибудь Мокрые
озера! Новогоднее
тепло - Лыжникам
не горе! Всем,
считайте, повезло: Впечатлений
- море! Владимир Ельшаев, Елена Гненкова, Каргополь – Вершинино – Морщихинская, январь 2018 г. |
||||||||