День 2: 30.04.18
Горская –
Северный форт № 7 - Северный форт № 3 – 19-й квартал – Кронштадтская крепость
- Северный форт № 1 – Горская. 56,4 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подъем в 06-40. Пасмурно, +8 С. Следует сказать, что все последующее время такая температура была для нас нормой. Иногда было +12. Но из-за ветра этого, чаще всего, не ощущалось. Сегодня едем в Кронштадт. А для начала - на Финский залив. По результатам вчерашнего дня мы решили, что путь на Финляндский вокзал через стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону - неудобный вариант. Теперь мы выезжаем на набережную Фонтанки через ул.Ломоносова, и движемся по северному берегу набережной. Здесь есть выделенная велодорожка. Можно ехать и по самому краю набережной, но гранитное покрытие здесь старое, стыки плит неровные. Сама гранитная полоса довольно узкая, и расходиться с пешеходами тут не всегда удобно. Утренний Петербург разительно отличается от вечернего. Едется свободно! И дело не в набережной: как мы увидим позже, вечером тут тоже будет все по-другому. Аничков мост со знаменитыми конями. Немного дальше - Михайловский
замок. После войны в нем находилось Ленинградское
военно-инженерное училище. Его также заканчивал мой отец до учебы в
академии Можайского. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Летний сад. Тут мы пересекаем Фонтанку, и едем по другой стороне, до набережной Кутузова. Теперь - до Литейного моста, а тут и Финляндский вокзал уже в двух шагах! Итого: от порога дома до отправления электрички - час и десять минут. Есть время не только спокойно взять билеты, но и попить кофе! С билетами здесь строго. Турникетная система - как у нас, билеты на велосипед тут не спрашивают, а вот в поезде спросят обязательно. Может быть, и можно поторговаться, по нашему обычаю, но мы сочли это лишним в дальнем выезде. Как Вы, уже, наверное, поняли, программа по ближней Ингрии будет копировать схему наших, подмосковных покатушек выходного дня с использованием электрички. Каждый день - то же самое, как у нас в выходные, только регион другой. В городах поменьше мы при подобной схеме вообще обходились без ЖД, но здесь, все-таки, мегаполис! Электричка на Сестрорецк. Почти пустая! И эта ситуация будет у нас повторяться каждый день! По возвращению на Родину, друзья-велосипедисты по этому поводу сказали, что праздники тут, в общем-то, не причем. Для Питера это норма. Ну, может, в обычные дни народа несколько больше. Хотя мне доводилось видеть электрички из Кузнечного, просто переполненные турьем. Именно турьем, а не бабками с тележками! Ну, с туристами всегда договориться можно! Подвижной состав заслуживает самых лучших слов. В основном, это поезда Торжокского завода, со старой, доброй планировкой, удобной для размещения велосипедов, и прекрасными багажными полками для размещения лыж (что сейчас не актуально). Туалеты, в отличие от наших - чистые и удобные, и - о чудо - смывные! Попадаются, правда, и наши демиховские составы, черти их не видали! Разместившись с комфортом, как раньше бывало и в Московской области, едем до ст.Горская. Это где-то около часа. Горская - это почти окраина Сестрорецка. Кронштадтская дамба отсюда в двух шагах. По ней проходит КАД - кольцевая окружная дорога, ее линия проходит прямо над платформой. В нескольких метрах южнее платформы проходит оживленное Приморское шоссе. Переходим его, и слева от дамбы (если смотреть на залив) находим пустую асфальтовую дорожку в полях. По ней - меньше километра до Финского залива. Над заливом тишина, почти полный штиль. Интересно, а как по ту сторону дамбы? Пока мы этого не видим, позже скажем почему. А пока поднимаемся на дамбу по бетонной лестнице. Дорога наверху - по 2 полосы в каждую сторону. Обочина узкая. Трафик жесткий, много большегрузных фур. Мое мнение: если Вы едете одни - при хорошей подготовке и крепких нервах рискнуть можно. Люди, во всяком случае, иногда ездят. Но если вы ведете группу (да хоть из одного человека) - не берите грех на душу! Вдоль левого края дамбы (по ходу на Кронштадт), внизу, чуть выше уровня залива идет техническая дорога: широкий асфальт. Но не везде. В дамбе, под полотном шоссе, местами сделаны проходы для воды, которые, в случае угрозы наводнения можно перекрыть заслонками. Здесь техническая дорога разрывается, и нужно подняться на дамбу, в обход закрытых решеткой технических проездов, на трассу. В этих случаях везде есть грунтовые тропинки. Наверху есть неширокая пешеходная полоса, отделенная барьером от проезжей части. Ее ширина позволяет ехать в один ряд. Проехав проход для воды, снова спускаемся на очередной отрезок технической дороги. И так несколько раз. Эта система дорог есть только с одной стороны. И она абсолютно безопасна. Погода разгуливается, появляется солнце, становится тепло. Кронштадт стоит на острове Котлин, что находится примерно посредине Финского залива, а точнее - его самой узкой, восточной части: Невской губы. Всем известно, что это была главная база Балтийского флота со времен Петра. Вокруг Котлина была создана система фортов на насыпных островах, с целью перекрытия подступов к Кронштадту при помощи артиллерийского огня. Создание искусственных островов стало возможно, потому что глубина Невской губы не превышает 3 м. История фортов, техника их создания, обустройство и инженерные вопросы – отдельная, интереснейшая тема, по которой есть много источников. Например: https://ru.wikipedia.org/?oldid=95534096 http://www.kronstadt.ru/kronstadt_forts.htm https://www.spb-guide.ru/page_5103.htm
В наше время, в связи с переносом главной базы Балтийского флота в Балтийск (Калининградская обл.) и пересмотром режима секретности, многие форты стали доступны, как экскурсионные объекты. Этим занимается целый ряд петербургских туроператоров, доставляя на острова посетителей по воде. Но некоторые форты теперь доступны и с суши: дамба подошла к ним слишком близко. Мы подъезжаем к одному из них: Северному форту № 7.
Кронштадтские форты находятся в разной степени сохранности, но у всех эта сохранность далеко не лучшая. Делались попытки брать отдельные форты в аренду, с целью создать туристический объект, и с обязательствами произвести реставрацию. Этот форт явно был взят в аренду, но здесь, как говорится, и "конь не валялся". Сам форт в руинах. Есть пара бытовок, туалет и склад каких- то досок. По территории бродят собаки подозрительного вида. Не осматриваем, от греха подальше.
Хорошо видны соседние острова с фортами, также в руинированном состоянии. Следующий форт доступный с дамбы: Северный № 3. Взят в аренду. Здесь подход к делу чуть серьезнее, территория обнесена решетчатым забором. За ней, помимо неотреставрированного форта, есть летнее кафе и собаки, не просто подозрительного вида, а откровенно агрессивные. Тут забор пошел только на пользу! Между северным берегом Финского залива и Котлином, середина дамбы имеет вид очень пологого моста. Его центральная часть перекинута над проходом для судов типа "река-море", следующих в Петербург по морскому каналу, прорытому на дне. А проход для океанских судов сделан южнее Котлина, и шоссе проходит в том месте по тоннелю, под дном залива. Оба морских прохода в случае угрозы наводнения перекрываются массивными воротами.
Кронштадтская дамба - интереснейшее инженерное сооружение! Подробнее: СМ.ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Перегон над морским проходом. Пешеходная полоса есть, но крайне узкая. Провести велосипед пешком можно, но медленно. С высоты моста отсюда видна основная акватория Финского залива, что находится к западу от дамбы. Сейчас там тоже тихая погода, близкая к штилю. Обзор дамбы вперед и назад, отсюда особенно красив. Центральная секция моста, прямо над судовым ходом. Пешеходная полоса есть, но она завалена кучами зимней дорожной грязи, между которыми сверкают небольшие лужи. А в центре секции на полосе еще и установлен металлический столб с неким подобием светофора (для судов). По любому, приходится перелезать с велосипедами через барьер, и преодолевать участок быстрым шагом по узкой обочине. Затем залезаем обратно на пешеходную полосу. Еще некоторое время ведем велосипед пешком. Потом начинается традиционное для дамбы чередование участков. Первоначальный план был таков: детально объехать Кронштадт и продолжить путь по дамбе до южного берега Финского залива и города Ломоносов. Уже позже, мы узнали про подводный тоннель, длиной 1 км. Этот участок дороги не просто неприятный, а опасный. И дорожная служба может в тоннель просто нас не пустить. Хотя были случаи, что люди ездили. Поэтому возвращаться мы будем этой же дорогой, и выбрасываться через Горскую. А сейчас приближаемся к Кронштадту. Дамба заканчивается, начинаются прибрежные тростниковые заросли. Странное море! Но вода Невской губы - практически пресная. Впрочем - не только Невской губы, но об этом позже. От дамбы отделяется пустынная асфальтовая дорога, она проходит по кустарниковой пустоши и через 800 м выходит на Кронштадтское шоссе, пересекающее весь остров вдоль. Исторический Кронштадт занимает примерно треть острова - его восточную часть. Западная треть острова - городское кладбище, влажные ольховые леса, огороды частников совершенно советского вида, брошенные пионерлагеря и руины островного форта Шанц. Есть и немного военных объектов. Центральную треть занимает новый Кронштадт с панельными домами (так называемый 19-й квартал – там живут, большей частью, строители гидросооружений), а также склады, промышленные территории, многочисленные пустоши и немного ольховых лесов. Едем по этой трети на восток острова. Вдоль всего Кронштадтского шоссе проходит великолепный, широкий, пустой асфальтовый тротуар, ехать по которому одно удовольствие! Через 2 км въезжаем в исторический город - Кронштадтскую крепость. С суши крепостной периметр был обнесен рвом с водой и земляными укреплениями с бастионами. Остатки всего этого сохранились, но выглядят скромно. Далее идет крепостная линия, образованная зданиями старых казарм и другими сооружениями двойного назначения. Такой же укрепленный периметр тянется вдоль всего берега крепости. Впрочем, на южный берег, в район базы ВМФ, мы не заезжали, не знаем. Понятно, что Кронштадтская крепость в ее сегодняшнем виде оборонной функции не несет.
Итак, объезжаем Кронштадт по этому самому периметру: улица Восстания, Мануильского, Ильяминова. Южнее Морского госпиталя заезжаем посмотреть городскую водокачку: красивое здание, больше напоминающее какую-то ратушу. Сейчас внутри – музей истории Кронштадта. Заворачиваем вглубь городских кварталов. Центр города опоясан по квадрату Обводным каналом, соединенным со старым Петровским доком - впечатляющим бассейном, выложенным диким камнем.
Рядом с доком - центр города: Морской собор. Грандиозное сооружение, как снаружи, так и изнутри! Его купол мы видели еще очень издалека, когда ехали по дамбе. Если до этого на улицах города было откровенно мало людей, то здесь - море народа, много туристов. Продолжаем объезд Кронштадта. Город исключительно приятный, домашний, и в то же время - по-военному строгий. Построен в старом петербургском стиле, но не выше пяти этажей. К тому же - очень тихий, зеленый и малолюдный, кроме Якорной площади, где находится Морской собор. Возле Гостиного двора бравый, пожилой мужчина поинтересовался, откуда мы. Сам он - местный велосипедист, лыжник, спортсмен, зимой ходит на лыжах по льду к фортам на островах. Мужик был очень рад нашему появлению. "Вся надежда - на ветеранов, молодежь у нас - они все либо пьют, либо бухают!" С наилучшими пожеланиями попрощались.
Заглянув к Владимирскому собору, возвращаемся красивыми центральными улицами к Кронштадтскому шоссе, а затем к развязке КАД той же дорогой, что и приехали в Крепость. Посетить западный форт Шанц у нас времени уже не хватит. Вот они, коррективы: пошли день за днем! Но зато мы посетим Первый Северный форт. Остров, на котором стоит форт, соединен с Котлиным старинной дамбой, длиной около 1 км. Если от развязки КАД смотреть на север, то слева от трассы к морю отходит грунтовая дорога, вся в камнях и неровная. Дорога переходит в дамбу, ведущую к форту. Из всех фортов, которые мы сегодня видели, этот - в наилучшей сохранности, хоть и далек от идеала. На входе сделан информационный щит. Возможно зайти внутрь укреплений, но - осторожно! Мы видели места, где в полной темноте можно провалиться очень глубоко, и просто не собрать костей! Место популярное: много людей на машинах. Здесь уже более-менее различается морской запах. С возвышений форта открывается шикарная панорама на Финский залив. Просматривается Зеленогорск, и уходящий за горизонт берег Карельского перешейка. Да и всю нашу дорогу красивые морские виды сопровождают нас постоянно, и еще будут сопровождать в последующем.
Подробнее про Первый Северный форт: http://www.visit-saint-petersburg.ru/1stfort/ Сайты о городе Кронштадт: http://www.kronstadt.ru/index.htm,
http://visitkronshtadt.ru/informaciya_o_gorode.
Повторяем дорогу по дамбе до Горской. На переходной полосе появляется много рыбаков. У них тут сейчас сезон корюшки! Ехать приходится аккуратно. Получаю прокол, но не критичный. На паре подкачек докатываем до Горской, и возвращаемся поездом на Финляндских вокзал. В вечернее время уже без разницы, как ехать от Финляндского вокзала домой: народу везде хватает! Поэтому импровизируем по ночному городу. В районе Сенатской площади встречаем длинную, военную колонну, они возвращаются с репетиции парада Победы на Дворцовой. А подкачка держит! Меняем камеру уже у себя, на черной лестнице. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|