День 1: 12.05.15
Дубна,
мкр.Большая Волга (Правобережье) – Волжский гидроузел – Иваньковская дамба –
поселок «БАМ» - лес к северу от Иваньковского водохранилища – СНТ «Чайка-2» -
СНТ «Восход» - Дубна, мкр.»Тридцатка» (Левобережье) – пос.Ла-Кросс - Волжский
гидроузел - мкр.Большая Волга (Правобережье) 41 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Ясное, теплое утро. Савеловский вокзал. Поезд из Кубинки (белорусское направление) до Дубны прибывает на отдельную проходную платформу вокзала, на нее переход с основной территории через тоннель. Через турникеты все равно проходить надо. Дубна - конечная станция. Не доезжая одну остановку - станция Большая Волга. Выходим здесь. Турникетов нет. На привокзальной площади - разворотный круг с паровозом, установленным в центре на постамент. Здесь начинается проспект Боголюбова (другого Боголюбова, не того, что из РКВ J ). Через пару километров подъезжаем к Центрхостелу.
Это, действительно, хостел. Устроен на 1-м этаже жилого дома в перепланированной квартире. Вполне достойное жилье. Есть 6, 4 и 2-местный номер. Забронировав номер заранее, заселяемся в "двушку". Маленькое текущее неудобство. Администратор заведения Сергей сейчас работает совершенно один. Раньше была девушка на ресепшне, но сейчас отсутствует. Поэтому Сергей, похоже, рарывается на части, вынужден оставлять ключи кому-то из жильцов. О прибытии-отбытии надо либо договариваться с ним, либо как-то координироваться с соседями. Трудности, видимо, временные. Во всяком случае, хостел только что получил диплом от booking.com, как лучшая гостиница города. Сайт Центрхостела: http://centerhostel.ru/ Заселяемся. Велосипеды можем держать в номере. Душевая и туалет - общие, в полном порядке. Есть общие холодильник и микроволновка. Чай, кофе, кулер - бесплатные. Заселившись и пообедав, выезжаем на Иваньковское водохранилище. Южная и северная половина Дубны соединяются единственной дорогой: той, которая проходит через начало канала Москва-Волга. Шоссе проходит в тоннеле под каналом, резко спускаясь ниже уровня канала, |
|||||||||||||||||||||||||||||||
проходя по тоннелю и так же резко поднимаясь. Участок дороги узкий, двухполосный, движение всегда очень оживленное. Асфальт в тоннеле с ямами. Прохождение участка всегда требует внимания. Участок имеет форму подковы, мы условно "Подковой" его и прозвали. Дорога после "Подковы" проходит по Иваньковской плотине. Движение также очень оживленное, дорога узкая. Узкий пешеходный тротуар есть только со стороны Волги. Прохождение также требует внимания.
За плотиной оживленная дорога поворачивает направо, в левобережную Дубну. Это - на будущее. А сейчас - прямо, на Дамбу. Иваньковская Дамба - техническое продолжение плотины, подпор водохранилища. Площадь водного зеркала большое, берега вокруг очень низкие, поэтому Дамба очень длинная. Сверху проходит грунтовая дорога, которая зрительно теряется вместе с дамбой чуть ли не возле горизонта. Въезд на Дамбу для машин закрыт: металлический шлагбаум на замке. Что для велосипеда не препятствие. Но характер грунтовки - вполне автомобильный. С Дамбы открывается прекрасный вид на водохранилище. Лесные берега сильно изрезаны, множество островов. По берегам - много песчаных пляжей, обширные мелководья покрыты тростниковыми плавнями. Водоем протянулся с запада на восток примерно на 60 км, но, поскольку его форма не прямая, то полная перспектива не просматривается. На дальнем горизонте виден отрезок северного берега. 3 км от начала дамбы - городской пляж, песок. Сейчас вода еще прохладная, и народа мало. Хотя, двое купающихся уже есть. А дорога все тянется по прямой, как стрела, дамбе. С левой стороны - водохранилище, здесь все ясно. С правой: сначала - влажный, заболоченный березово-сосновый лес. Затем - территория МЧС за забором. Далее - снова влажные леса, порой - с дренажными каналами. Затем - участок сухого соснового леса с удобными стоянками. Еще дальше находится эдакий городок из лодочных гаражей. Есть широкая, пологая деревянная эстакада для подъема лодок и катеров на Дамбу, а по другую сторону Дамбы - эстакады для спуска плавсредств. В том числе и передвижные эстакады! Вообще, жить в Дубне и не пользоваться иваньковскими просторами - это был бы непорядок! И словно в подтверждение этих мыслей, совсем недалеко от северного берега водоема появляется город на воде. Это - БАМ! Собственно, это - дачный поселок на сваях. Улицы - мостки и проливы. Очень напоминает Венецию, а еще больше - селения в юго-восточной Азии. Просто рыбацкая мечта! Поселок довольно приличных размеров. Говорят, там есть даже гостиница. Почему БАМ? Разные версии есть. То ли из-за удаленности от города, то ли строился в то время - как бы там ни было, название прижилось. С материка на БАМ ведут пешеходные мостки, самые ближние к северному берегу проложены уже не над водой, а над болотом. Фото БАМа: А за противоположной стороной Дамбы в этом месте находится влажный лес, за ним - дачные участки. Так как лес очень влажный, на Дамбу с дач тоже проложены деревянные мостки. И не только пешеходные: один - автомобильный! Это будет наш вариант обратного пути. Северный берег. Но Дамба не кончается. Она уходит в дремучий лес Левобережья, где тянется по лесу на север еще 3 км. Почему? Как мы уже говорили, здесь очень низкие берега. В половодье вода заливает лес и через него, обходным путем может подтопить городские кварталы. Продолжение Дамбы сдерживает весенний напор.
Дорога продолжается поверх Дамбы. Здесь она несколько более разбитая. Дамба тут уже небольшой высоты, и постепенно понижается еще. Слева от насыпи протянулась цепь озер и болот, подпитываемых половодьем, они не высыхают никогда. Тут обитают бобры. Справа от Дамбы водоемов нет. Вокруг - чернолесье: береза, осина, ольха. Лес ненаселенный. Много следов лосей и кабанов. В глубине чащоб северного берега, почти прямо по курсу нашего следования находится легендарный достоприм: Дубнинский Шар. Среди глухомани стоит полая сфера из пористого пластика. Это - защитный колпак, устанавливаемый поверх параболической антенны. Как он туда попал? Готовое изделие транспортировали, подвесив на тросах к вертолету. Одни источники говорят, что он оторвался и упал в лес. Это - вряд ли. Шар абсолютно целый. Кроме того, он стоит четко основанием вниз. Другие источники говорят, что во время транспортировки нарушилась система тросов, и во избежание сценария выше (это ведь могло случиться и над населенкой) его аккуратно приземлили на первую пригодную площадку, да так потом и не вывезли. Это скорее всего и было. Еще говорят, что никуда его не возили, а монтировали тут на месте. Сомнительно. Места вокруг почти ненаселенные, инфраструктуры - никакой. Каких-бы то ни было следов присутствия военных или строителей в округе также не обнаружено, а должны были бы быть, если так. Как бы то ни было, шар служит местом паломничества для разных экстремалов (дорога туда непростая), чуть ли не как Вотоваара или Аркаим! В меньших масштабах, разумеется. Посещение шара было у нас запланировано, отводился целый день. Чтобы доехать туда из Дубны, нужно сделать приличный крюк. А сейчас мы находились на дороге, которая, теоретически, могла бы вывести в д.Ларцево по кратчайшей. А оттуда до Шара уже недалеко. Только уже наступает вечер. Даже при удачной сквозной дороге времени маловато. Дорога становится совсем разбитой, едем медленно, как бы переваливаясь по морским волнам. Высота Дамбы уже не более метра. Почва глинистая, но, так как погода сухая, все проходимо. В дождь тут должно быть просто непролазно. Ах, как хорошо, что еще нет комаров!
До Ларцево остается всего 3.5 км. А там до Шара уже недалеко. Но времени уже слишком мало. Посетим его засветло, позже. Той же дорогой (а других и нет!) возвращаемся к БАМу. По широкой деревянной эстакаде скатываемся в сырой лес, а оттуда - в дачный массив. Довольно длинными дачными дорогами выходим в левобережную Дубну, едем городскими улицами. Много кварталов такого типа: сосновый лес, под его пологом - участки с индивидуальными домами. Дома совершенно не помпезные, достаточно бюджетные, но аккуратные. И, главное - идеально вписываются в окружающий пейзаж и имеют очень обжитой и уютно-домашний вид в отличие от осточертевших коттеджей. Как мы уже говорили, дома строились как муниципальное жилье, по крайней мере, изначально. Даже надписи на калитках таковы: "Кв.№...". А между кварталами - обычные асфальтовые улицы. Снова пройдя плотину и Подкову (это нам предстоит делать еще несколько раз) затемно возвращаемся домой. Трек: СКАЧАТЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|