Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу

 

 

Актуальный репортаж с места событий.

Здесь размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты.

 

 

11.10.20: Коломна, городской велоэкскурсион

 

 

Маршрут: станция Голутвин – парк Мира – Репинские пруды – Ямская слобода – Покровская слобода – коломенский кремль – Луговая слобода – Городищи – Гражданская улица – Старо-Голутвинский монастырь – Парковый район - Кузнечная слобода – Гончарная слобода – станция Коломна.

 

42 км, 2 человека. 

 

Коломна - один из крупнейших городов Московской области. Более того, это город с древней и богатой историей. Коломна долгое время была столицей самостоятельного, очень весомого княжества. Город отличается обилием памятников истории и архитектуры, даже порой более, чем иные города Золотого Кольца. На первый взгляд, удивительно, что город не вошел в Кольцо. Но все объяснимо, если вспомнить, что Золотое Кольцо - это, в первую очередь, туристический бренд, не в последнюю степень рассчитанный в советское время на иностранных туристов, посещающих, в первую очередь, Москву. А, стало быть, жестко оптимизированный, с точки зрения логистики. Коломна же - немного в стороне от главного направления Кольца - северо-востока от Москвы. Вспомните, что Великий Новгород - беспрецендентное собрание уникальных древностей, также оказался в стороне от знаменитого маршрута!

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

В Коломне мы были не один раз. Но, всегда - проездом, обычно - старт или финиш некого маршрута. Иногда - пешком. А город заслуживает того, чтобы зависнуть в нем, как минимум, на день. И очень желательно - на велосипеде. Город большой.

Целодневную программу по городу на велосипеде мы, наконец, решили сделать в октябре 2020 года!

Забегая вперед, скажу, что этого - мало!

Во-первых, мы изначально исключили посещение музеев (на велосипеде это всегда связано с определенными трудностями). Ограничились только внешним осмотром достопримечательностей (в некоторые храмы, впрочем, заходили). А музеев в городе - великое множество!

Во-вторых, даже такая программа не была реализована до конца (об этом - позже). Либо ее можно было выполнить, как говориться, "галопом по европам". Ну а толку-то от этого? Лучше, если надо - еще приедем. И с удовольствием!

Итак, теплый октябрь 2020 г. Воскресное утро. Электричка на Голутвин. Народа заметно больше, чем можно было ожидать из опыта предыдущих лет. Может быть, причиной явилась аномально теплая осень.

Станция Голутвин, конечная, и главный вокзал города. Сразу скажем, что с познавательными целями лучше выходить на предыдущей станции Коломна: там и исторический центр рядом, и коломенский кремль тоже. И вообще, до всех главных достопримов ближе. Но наша задача была следующей: объять по максимуму весь город. И маршрут мы выстроили именно так: Коломна современная - Коломна историческая - Коломна пригородная, и так далее. Схема очень условная, здесь возможно много вариантов. Наша схема - одна из них.

Вокзал. В Голутвине теперь установлены турникеты, и, судя по всему - совсем недавно. На станции Коломна - тоже.

Новые кварталы. Сразу скажем, что Коломна - хоть и исторический город, но город очень современный, живущей реальной жизнью! Это - крупный промышленный город. Самое известное его предприятие - завод тепловозостроения. И в подтверждение этих слов, недалеко от вокзала стоит памятник - паровоз на постаменте. Это один из самых совершенных паровозов, выпущенный уже после войны, незадолго до заката паровой эры. Современные китайские парозы мы, конечно, в расчет не берем: это - вообще фантастические машины!

Город стоит сразу на двух больших реках в месте их слияния: Москва-Река и Ока, и имеет форму клина между реками. Примерно посередине этого клина мы сейчас едем, по улице Гагарина.

Парк Мира - главный парк города, зеленый квадрат в самом центре городских кварталов. Пересекаем его.

 

Улица Октябрьской Революции

Памятник паровозу

Парк Мира

Парк Мира

Парк Мира

 

Что нам еще нравится в Коломне - это широкие городские тротуары. Ехать по ним на велосипеде - одно удовольствие! В историческом центре они, конечно, будут уже. Но там очень спокойное дорожное движение по самим улицам.

Улица Ленина приводит нас в район Репинских прудов. Они совершенно никак не обустроены, заболочены, берега поросли бурьяном. Но рядом находится элитный коттеджный квартал – «Репинские Пруды». Как мы сегодня часто говорим, "Коломна - она бывает разная!"

 

Коломна трамвайная

«Репинские Пруды»

«Репинские Пруды»

 

Немного покрутились по прудам и коттеджам. Знаете, как называется по науке "изучать, как люди живут"? "Социальная антропология"! Между прочим, моя троюродная сестра со своим мужем - социальные антропологи! Но эта семья больше знаменита тем, что это - ЕДИНСТВЕННАЯ российская семья с детьми, которой удалось в полном составе, без потерь, сбежать из Норвегии, вырвавшись из гнусных когтистых лап ювенальной юстиции!

Но вернемся нашему городу. Выходим на улицу Ивановскую, и вскоре оказываемся в самой настоящей, купеческой Коломне с застройкой прошлых веков. Этими улочками можно гулять очень долго, и не надоест!

Но тут же - и главная улица: Октярьской Революции. А напротив нас - кремль и высокая колокольня церкви Иоанна Богослова. Но сначала мы немного отьезжаем по главной улице к юго-востоку и посещаем фирменный магазин меда "Золотой улей". Цены в 2 раза ниже московских, а мед - отменный!

 

Улица Ивановская

Храм Троицы-на-Репне

Коломна купеческая

Коломна купеческая

Храм Иоанна Богослова

 

Коломна купеческая

Фирменный магазин меда «Золотой Улей»

Коломна купеческая

 

«Золотой Улей»

«Золотой Улей»

«Золотой Улей»

«Золотой Улей»

 

Ну а теперь - в кремль.

Коломенский кремль - мощная крепость со впечатляющими стенами. Стены сохранились лишь частично. А в их черте (когда они были целыми) находится целый старинный городской квартал с большинством музеев, магазинами, кафе, храмами, двумя монастырями: Брусенским и Ново-Голутвинским. По кварталу ездит запряженная карета для желающих. С наружной стороны стены - памятник Дмитрию Донскому. Князь собирал в этом городе войско перед Куликовской битвой.

Особо отметим Успенский собор: очень стоит войти внутрь, собор величественный. Отметим также уцелевшие Пятницкие ворота с надвратной церковью.

А рядом с кремлем - огромный дворец конькобежного спорта, входящий в первую четверку мира.

Подробнее о коломенском кремле:

http://коломна.su/old-kolomna/kolomenskiy-kreml/

http://kolomna-kreml.ru/

Смотрите фото:

 

Колокольня церкви Иоанна Богослова

Коломенский кремль. Брусенский монастырь.

Коломенский кремль. Улица Лажечникова.

Коломенский кремль. Улица Лажечникова.

 

Коломенский кремль. Улица Лажечникова.

«Бассейка» - коломенское название водной колонки

Коломенский кремль. Улица Лажечникова.

 

Улица Лазарева

Коломенский кремль

Дом Горлицина

 

 

 

Кремлевская стена

Брусенский монастырь

 

 

 

 

Осень в Коломне

Дворец конькобежного спорта

 

Кусочек кремля

История и современность

 

 

 

 

 

Соборная площадь

Пятницкие ворота

Храм Троицы Ново Голутвинского монастыря

Кирилл и Мефодий

Ново-Голутвинский монастырь

 

 

Если выйти из кремля через Пятницкие ворота, вы попадаете на улицу Зайцева. Налево улица спускается прямо к Москве-Реке, к Бобреневскомумосту. Мост устроен по понтонному принципу, но его поплавки - стационарные, неразборные. Судоходство по реке сейчас редкое, но иногда судно пропустить надо. В этом случае мост "снимается с якоря", разворачивается, и вместе со своими фонарными столбами отплывает в сторону (по другим источникам, эти движения выполняет его центральная секция). В Питере мосты разводятся, в Лодейном Поле мост через Свирь поднимается, а в Коломне - вот так.

Справа от моста на реке стоит стилизованный дебаркадер. Это - гостиница "40-й Мередиан Арбат". Она действительно плавучая, но она так и спроектирована: хотя, возможно, это – какое-то переделанное плавсредство.

А напротив нее, на высоком берегу стоит бывший речной вокзал: красивое, старое деревянное здание, которое сейчас не используется по прямому назначению.

Строительство "Арбата" вызвало у части жителей Коломны бурю негатива: дескать, нарушен вид на реку и все такое. А по-моему, получилось неплохо, и стиль места выдержат. Ну, может быть, здание излишне высоковато.

Слева от моста - вот это совсем новый объект: деревянный променад на крутом и немного топком берегу реки. Сооружен на сваях, и освещается фонарями. Великолепное решение! Только вот жалко, что до кремля не дотягивает, а то уж мы хотели по нему вернуться! См.фото:

 

 

 

 

 

 

 

Между тем, за мостом через реку начинается дорога на Бобренев монастырь, до которого - полтора километра. Он у нас в изначальных планах. Но можем не успеть охватить все, это уже видно по времени. А у нас впереди - уникальный объект. Так что монастырь пока откладываем.

Итак, возвращаемся в кремль. Попытка проехать вдоль самого берега не увенчалась успехом: там стоит избушка водомерного поста, а дальше кустами - пешая тропа. Пока она хорошая, а там - неизвестно.

Ледовый дворец. КПП с охраной на входе на территорию. А нам - именно через нее. Но пусть вас это не смущает: вход на территорию свободный. А вот на выходе висит табличка: "Сквозной проход запрещен". Но калитка открыта, а охрана не прореагировала. Формализм!

Собственно, мы хотели срезать путь, чтобы не выходить на шумную улицу Октябрьской Революции, что пересекает город из конца в конец, и, по сути, является старым Рязанским шоссе. И это получилось: мы вышли на тихую улочку Луговая со старинной застройкой. И почти сразу пересекли третью реку города - Коломенку. Она образует пруд с пляжем и зоной отдыха. А мы рассмотрели плотину пруда, такого средневекового облика. Сразу вспомнился Августовский канал в Западной Белоруссии! Ниже плотины Коломенка течет в красивом, глубоком каньоне.

Выходим на Рязанское шоссе, и пересекаем его. Дальше лежит одноэтажная окраина города - Городище. Мы едем в его дальний конец, чтобы посмотреть на древнейшую церковь Московской области - храм Иоанна Предтечи. Церковь была построена при Дмитрии Донском. Несмотря на позднейшие достройки, невооруженным взглядом видна ее древность. Включая купола из лемеха и каменную, старую, грубую кладку.

 

Река Коломенка

Плотина на Коломенке

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Храм Михаила Архангела

 

Возвращаемся в город по Городищенский улице. Снова выходим на улицу Октябрьской Революции. Теперь наш путь лежит на восток города, где Москва-Река впадает в Оку, где стоит Старо-Голутвинский монастырь. Но едем не по проспекту - мы его знаем вдоль и поперек, а по параллельной Гражданской улице. Единственный транспорт, который по ней двигается - это трамвай.

 

Улица Октябрьской Революции

Улица Гражданская

Коломна трамвайная

 

Знаменитый коломенский трамвай, любимый всеми и образцовый! Сейчас это единственный город Подмосковья, где есть трамвай. За всю историю не было разобрано ни одного пути, не было срезано ни одной контактной сети! В городе есть аж 10 маршрутов, не в пример Ногинску, где единственную линию угробили буквально на наших глазах. А еще говорили: " Мы его не только восстановим, мы еще и в Электросталь линию проведем!"

Между прочим, Коломна - родина российского трамвая! Первый образец был здесь изготовлен еще в 19 веке!

Ну вот, выходим на улицу Октябрьской Революции, проезжаем по ней 4 км и поворачиваем налево. ЖД-переезд, за ним - спуск к реке. Тут еще один такой же плавучий мост - Митяевский, как и возле кремля.

Совсем рядом - Старо-Голутвинский монастырь.

Это тишайшая окраина города. Монастырь очень душевный, а монастырские коты красивы и общительны. Небескорыстно, разумеется: посетители их прикармливают!

К нам подошла бабушка, и поинтересовалась: не были ли мы час назад на Иоанна Педтечи? Конечно были! "Как вы быстро добрались, я-то на поезде ехала!"

 

Старо-Голутвинский монастырь:

 

 

 

 

 

 

У нас осталась рядом еще ключевая точка: стрелка Москвы-Реки и Оки. Всякая застройка кончается, а донельзя разбитая, но очень твердая сейчас дорога идет ивовым лесом вниз к воде. В мокрую погоду мы здесь не советуем ездить никому: почва глинистая, и будет месиво. Сейчас это разбитое в сырую погоду месиво застыло, как бетон, и представляет из себя полосу препятствий. Впрочем, на велосипеде не быстро – но проходимо. А вот на ином автомобиле можно и днище побить!

Итак, стрелка. Место ничем не примечательное, кроме кострища, рваной рыбацкой сети и двух великих рек. Рядом – окончание грузовой ЖД-ветки, где ведется погрузка окского песка и щебня.

 

Стрелка Оки и Москвы-Реки

 

На другом берегу Оки - микрорайон Щурово, бывшее раньше отдельным городом. Гигантское здание его швейцарского цементного завода видно издалека за много километров, когда подъезжаешь к городу вдоль Оки.

Едем обратно к центру новыми кварталами. Снова выходим на Октябрьской Революции и углубляемся в Мемориальный парк. Глубокие сумерки.

Подведем итоги. Исторический центр мы посетили. Храм на городище видели. На стрелке мы побывали. На Москве-Реке - немного тоже. Проехаться вдоль Оки уже не успеваем. В Бобренев монастырь - тоже. Проедемся еще немного при свете фонарей по улицам старого города.

Гончарная слобода. Большая закрытая территория за глухим забором, окруженная исторической застройкой. Некогда здесь находилось Коломенское артиллерийское училище.

На его летней базе, на Оке, близ деревни Сельцы в Рязанской области ваш покорный слуга проходил в свое время военные сборы на звание офицера запаса. А именно здесь, в Коломне, на этой территории, нас сперва собрали, выдали обмундирование, а затем на той самой пристани, где сейчас стоит "Арбат" нас посадили на корабль и повезли по Оке в военные лагеря.

Сейчас тут тоже какое-то военное учебное заведение, кажется, беспилотников готовят.

Едем по ночному центру. Посадская улица. Белый храм Воскресения на Посаде, красивой, своеобразной архитектуры. Это - действующая староверческая церковь.

Еще раз оценили деревянный променад на Москве-Реке при электрическом освещении. Смотрится!

Что еще сказать про этот город? Помимо тепловозов, трамваев, меда и кремля Коломна также славится пастилой по старинным рецептам. В 2012 г.мы попали сюда на фестиваль «Антоновские Яблоки», и посетили Музей Пастилы. А потом дома варили пастилу по коломенским рецептам. Также мы посетили Музей кузнечного дела. Даем ссылку НА ГАЛЕРЕЮ ТЕХ СОБЫТИЙ.

Пора отправляться домой. Садимся на поезд на станции Коломна.

От души посмотрели прекрасный город. У нас еще свежа память о Вышнем Волочке, интереснейшем городе, где мы побывали этим летом. Можно с уверенностью сказать, что Коломна ему ничем не уступает. Но если Волочек, извините, порой, чуть ли не в руинах, то Коломна сверкает, как бриллиант в короне!

Сайты города Коломны:

http://коломна.su/

https://colomna.ru/guide/top-10-places-for-visitation/

https://kolomnaonline.ru/blog/category/dostoprimechatelnosti-turizm/

https://kolomna-exkursii.ru/category/dostoprimechatelnosti-kolomny/

https://my-kolomna.ru/places/

 

 

Трек: СКАЧАТЬ

 

 

 

Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу