День 1: 12.06.14
Фруктовая – Перевитский Торжок - Белоомут - Сельцы - Хворостово –
кордон Панкрушино. 51 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ясный, солнечный день. Изнуряющая жара, стоявшая почти месяц, заметно ослабла, так что ехать будет значительно легче. Казанский вокзал. Электричка на Рязань. Она, конечно же, будет переполнена. Раньше, при заброске в Рязанскую Мещеру, чтобы избежать езды в экстремальных условиях, мы использовали 2 варианта: 1) Поезд до Голутвина (г.Коломна). Пересадка на поезд Голутвин - Рязань. Интервал между поездами - около полутора часов. Это время можно с толком использовать для осмотра древнего города. На заброску следует закладывать первые полдня. Для нашего плана это слишком много. 2) Экспресс Москва - Рязань. Комфортная езда, раннее прибытие. Но поезд не останавливается на станции Фруктовая. В итоге мы сознательно пошли на страшную давиловку в беспересадочной электричке Москва -Рязань, чтобы маршрут полностью состыковался. Не будем рассказывать о превратностях езды в рязанском поезде с велосипедами. Порой забота была только одна: уберечь раму! Но хочу сказать: ничто так не успокаивает нервную систему. Когда в Раменском из вагона вышла огромная толпа, а в Воскресенске - следующая толпа, до сознания дошло, что жизнь прекрасна и удивительна, а наши мелкие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
повседневные тревоги и неприятности - полная чепуха! И кажется, что уже ничто на свете не способно вывести нас из себя! Проникаешься бескорыстной любовью к оставшимся в поезде пассажирам. После Голутвина все платформы низкие, это надо учесть при выгрузке и быть готовыми заранее. Все платформы, кроме Луховиц, находятся слева по ходу поезда. Станция Фруктовая. К северу от станции - Ока, естественная граница двух больших природных зон. На нашем, южном берегу - бескрайние поля, яблоневые сады и многочисленные села. Отсюда, с высоких окских берегов открываются захватывающие виды на заокские дали. Там, за рекой - Мещера, сплошное зеленое море ее лесов уходит за горизонт. На том берегу очень мало человеческого жилья. Только сразу же за Окой лежит крупный поселок Белоомут. Остальное население края - большей частью военные, на своих лесных учебных базах, да и тех уже осталось гораздо меньше, чем раньше. Именно там, в учебном лагере Коломенского артиллерийского училища проходил сборы на звание офицера запаса ваш покорный слуга, и с тех пор больше там не был. Отчасти этот факт был причиной для составления сегодняшнего маршрута. Хотелось посмотреть, как там сейчас.
Мы выехали на высокий берег Оки, рассеченный оврагами. Великолепная панорама. Ока выписывает по равнине внизу живописные петли. Невдалеке хорошо виден холм с плоской вершиной, отделенный старым рвом от основного берега. Здесь был когда-то город Перевитск. Сейчас на его месте стоит памятный крест. Но его посещение - это на будущее.
С большой скоростью скатываемся по шоссе вниз в пойму. Поворот направо. Здесь река делает широкую петлю. Земля распахана и возделана. Работают трактора и поливальные установки. Для сельского хозяйства эти земли - золотые, по плодородию не уступают дельте Нила. Ежегодно половодье оставляет на этих полях много плодородного ила. Тут выращивают знаменитые луховицкие огурцы. Наш путь лежит к пристани белоомутского парома. Именно здесь нас когда-то везли со сборов на станцию Фруктовая. Паром ходит не только по расписанию, но и в промежутках между ним, по мере наполнения. Фактически - постоянно. Переправа бесплатная.
Белоомут. Край Московской области. Поселок большей частью одноэтажный, очень симпатичный. Много старых построек. Во время половодья переправа не работает, а асфальтовое шоссе может быть затоплено, в такое время Белоомут оказывается отрезанным от внешнего мира. Раньше там еще ходил катер на воздушной подушке, это - постоянная связь с Большой Землей. Как сейчас - не знаем. Вроде были какие-то проблемы.
Заправившись водой, уходим в лес на восток от поселка. Мы были готовы встретить следы лесных пожаров, завалы от них, и готовились к тому, чтобы искать дороги. А, может быть, продираться через бездорожье. Но окраина Белоомута встретила нас потрясающей красоты вековым сосновым бором. Дорога из плотного песка уходит вглубь сосен. Привал на перекус. Едем лесом в сторону большой деревни Сельцы, почти единственной на этом берегу. Лес великолепный! Он полностью уцелел от пожаров, по крайней мере, вдоль нашей дороги. Вековые сосны, густой подлесок из можжевельника, порой встречаются огромные дубы. Густой запах смолы и хвои. И тишина до звона в ушах! Очень радует песок, не до конца высохший после недавних дождей. Он достаточно плотный, и ехать по нему легко. Бич мещерских лесов в июне - огромная масса кровососущих насекомых. Мы всегда планировали июньские походы в этих краях, привязывая маршрут к асфальту по максимуму. Насекомые доставляют здесь столько неудобств, что это сложно оценить, пока не столкнешься с этим воочию. Маршрут этих дней планировался, несмотря на комаров, в основном, лесными дорогами: уж очень хотелось! И поэтому мы везли с собой море репеллента и были готовы выливать на себя ведра этой химии каждые полчаса. Но сегодня было просто какое-то чудо! Комары, слепни и мошка, конечно, были, но не больше, чем в августе. То ли перемена погоды сыграла свою роль, то ли что-то еще, но июньская Мещера была не похожа сама на себя! И действительно, сегодня не жарко. На небе порой пробегают эдакие рельефные, темные облачка, чередуясь с ярким солнцем. Чувствительный северный ветер. В лесу его почти не заметно, а вот на пароме он очень ощущался. Пару раз пролил короткий, прохладный дождь (переждали под деревьями), и еще несколько раз...просто погрозил с неба. В лесу безлюдно. Пару раз нас обогнали одинокие машины, следующие в сторону Сельцов.
А вот и сами Сельцы. Это уже Рязанская область. Высокие антенны на длинных шестах над домами. Сельцы за 30 лет изменились. Раньше это были некрашеные, серые избы. Сейчас многие дома перестроены и отделаны современными материалами. Появились и совсем новые дома. Но в принципе, это как был, так и остался глухой угол. Общественный транспорт туда не ходит, доехать можно только на машине. Раньше в Сельцах был паром через Оку, принадлежащий военным. С ликвидацией ряда воинских частей паром демонтировали и вывезли. Входим в лес восточнее Сельцов. Тут уже чисто военный край. Раньше здесь находились базы Рязанского автомобильного училища и Рязанского училища связи, сейчас, насколько нам известно, их нет. На северо-восток уходит разбитая лесная дорога. Она ведет к затерянному в этих лесах селу Шехмино. Районы вокруг него сильно пострадали от пожаров 2010 года, это мы знаем точно. Само село большей частью выгорело, и было отстроено вновь на средства федерального бюджета, как и другое мещерское село Криуша, которое мы наблюдали в 2012 г. Дорога на Шехмино проходит близ места, обозначенного на карте "урочище Лосиная Даль". Это - учебный полигон Коломенского училища. В 1984 г.довелось пострелять там из гаубиц. Но мы едем не туда, а на восток, параллельно Оке. Песок становится рыхлым (разбит техникой) и ехать тяжелее. Кругом все те же прекрасные сосновые боры.
Действующая военная часть. Принадлежность не определили. На КПП - никого. Проезжал мимо УАЗ - "буханка" защитного цвета. Остановился поодаль, пронаблюдал, пока мы не уедем. Позже он мелькал на нашем пути еще несколько раз. Возможно, какой-то контрольный объезд. С правой стороны потянулись полигоны полузаброшенного вида. Некоторые сооружения на вид вроде бы действующие, некоторые - нет. Народа - никого. В остатках сооружений кое-где угадываются учебные "полосы препятствий". По пути попадается указатель охотбазы "Сельцы" (оно где-то возле Оки) и щит-схема Селецкого охотничьего хозяйства. Не помню, было ли что-либо такое тут раньше. В этих местах в годы Отечественной войны формировалась дивизия им.Тадеуша Костюшко в составе Войска Польского. А вот слева и остатки дивизии: большой, капитальный дом из массивных бревен, явно не русской архитектуры. Дом пустой, в полуаварийном состоянии. Крышу проломила упавшая вековая сосна, да так на ней и осталась. Смутно, но припоминаю: было здесь что-то такое. Как выяснилось уже после похода, в этом здании находился штаб дивизии. Смотрите старое фото НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ. А современное фото (точная копия нашего) – НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ сайта газеты «Егорьевский Курьер». С правой стороны от песчаной дороги видна Ока, перед ней - большой луг. Перед лугом - большое ровное поле с бетонными кругами на земле диаметром метра 3 - 4 и бетонными дорожками между ними. Это - имитация огневой позиции, но, так сказать, "облегченный вариант". Насколько помню, мы на подобных площадках изучали орудийную мат.часть и действия огневого расчета. Не помню, здесь ли, или на похожем месте. На краю луга - рубленый деревянный стол, скамейки и кострище. Тут и встаем на обед. Искупаться бы в Оке, но на пути - некошеный луг с травой по плечи. Это в июне - рай для клещей, помню это по карельским сенокосам!
После обеда продолжаем движение на восток. Справа видим развалины здания из красного кирпича. Узнал это место! Это была баня, где мылась дивизия Тадеуша Костюшко, а потом мылся и наш брат-курсант.
Баня уже тогда была полуразваленным сараем. Похоже, что с тех пор, как в ней мылся Тадеуш Костюшко в 43 году, ее никто не убирал. Пол в помывочной был покрыт водой по щиколотку, а на дне - натуральный, черный ил! Ей-богу, не вру! Неглубокий такой слой, от силы сантиметр, но этого было достаточно, чтобы наши бойцы мылись, не снимая кроссовок. А некоторые (внимание!) - не снимая кирзовых сапог! Ваш покорный слуга был одним из немногих, кто рискнул зайти в это болото босиком. Не потому, что храбрый такой: просто лень было обувь сушить. Но, так как угроза здоровью ног была реальная, я делал следующее. По краю дороги в лагерь росло много чистотела. Я набирал толстый веник, переламывал его пополам и желтым соком растения с усилием натирал себе ступни. Кожа становилась аж черная, но ноги оставались здоровыми. Боже, да что ж это я пишу?! Тадеуш Костюшко не мог там мыться, он жил почти на полтараста лет раньше Второй Мировой J Просто польская дивизия носила его имя! Красивый бор продолжается. Сейчас тут пусто, а раньше под пологом леса были разбросаны летние домики, где господа офицеры с военной кафедры жили в течение наших сборов. А неплохо: полдня проведут занятия в полях, а потом - грибы собирать, рыбу ловить...Природа-то кругом шикарная! Приезжали с семьями и жили подолгу. Бетонный забор. Раньше его не было. Движемся вдоль него на юг и упираемся в Старицу. Написал ее с большой буквы, поскольку названия у нее нет, а внимания она заслуживает. Это большая старица Оки, в форме огромной капли, отходит от главного русла. Старица опоясывает по периметру большой массив заливных лугов и ивняка. Наш берег тут нехарактерно высокий и обрывистый. Собственно, на берегу Старицы и находится база Коломенского высшего артиллерийского командного училища, сокращенно - КВАКУ. Обрыв тут зарос лиственным лесом. Внизу под берегом - источник. Не сразу, но вспомнил его. В заборе - железные ворота. За ними 2 одноэтажных дома, признаки жизни и автомобиль.
Едем вдоль забора обратно. Вскоре показывается заброшенная проходная. Сохранились надписи. Да, это - КВАКУ. Ныне оно расформировано, и база не действует. За забором - никого. Сохранилась планировка: дорожки, фонари, все это под пологом соснового леса. Раньше тут стояли палатки коломенских курсантов. Студенты жили чуть дальше, на открытом, вытянутом поле. Снова едем параллельно Оке. Глухой забор сменяет колючая проволока. Вдали показывается водонапорная башня, прямо-таки резанувшая по памяти. Да, лагерь студентов стоял именно здесь!
Следует отметить, что ни забора, ни проходной раньше в этих местах не было. Информация о КВАКУ по состоянию на 2010 год: СМ.ЗДЕСЬ Снова выкатываемся на берег Старицы. Здесь он...хотел сказать - открытый. Нет, открытый он был тогда, а сейчас кусты, растущие на крутом склоне, выросли до размеров деревьев и уже несколько закрывают обзор на окские дали. Еще что бросается в глаза: Старица зарастает! В нашу бытность она была похожа на довольно широкую реку, только почти без течения. Щуки, помнится, плескались в ней, как дельфины! А сейчас появилось много водной растительности, и берега стали топкими. Впрочем, рыбы вряд ли стало меньше.
Наверху как было, так и осталось большое поле. Вид на противоположный гористый берег Оки по-прежнему красив (здесь одна из лучших точек обзора), но сплошной панорамы уже не видно. Там, вдали, на высоком склоне, стоит есенинское Константиново. На этом поле у нас проводились занятия по военной топографии, и крест церкви в Константиново служил прекрасным ориентиром для приборов. На самом краю обрыва сохранились окопы, выложенные кирпичом. Тут мы и учились. Дальше вдоль Старицы узкой полосой протянулся сосновый бор. Слева от него пустоши, принадлежащие уже Рязанскому десантному училищу. По утрам, когда мы бежали кросс, небо в этой стороне было усеяно парашютами курсантов. А после отбоя отсюда доносились звуки стрельбы: ночные занятия. Сейчас этот участок был у нас под вопросом: не тормознут ли нас тут? Помню, когда на день ВДВ мы организованно посетили показательные выступления в учебном центре, там вокруг вроде все было достаточно свободно. Песок высох окончательно, да еще и прилично разбит техникой, ехать трудно.
Выкатываемся на поле десантного аэродрома. Все действующее. Народу - никого. Длинная асфальтовая полоса дала нам передышку от песка. Снова песок. Налево - учебная база училища ВДВ. Едем направо, максимально прижавшись к подкове Старицы. Все-таки немного проехали через территорию базы, без ограничений. Палатки курсантов. Еще при посещении базы много лет назад обратил внимание на гнезда под палатки десантников: они выложены из кирпича. Гнезда коломенских курсантов были сделаны из добротных досок, гнезда наших студентов - из всякого деревянного хлама, который удалось найти на территории базы, либо спереть где-нибудь. Закончатся сборы, разберут лагерь - и наш деревянный хлам сопрут курсанты. На следующий год все повторится. Круговорот вещей в природе! Дорога стала асфальтовой, ведет на юг к парому ВДВ, переправа до села Кузьминское. Но нам не туда, а на восток вдоль Оки. Ищем грунтовую дорогу, обозначенную на карте ГШ.
Сворачиваем с асфальта на юго-восток, в большое поле. Это - Тактический центр. Его корпуса виднеются на кромке леса. По полю разбросаны недействующие танки и БТРы, окопы, укрепления. Дорога едва угадывается в жухлой траве. Ехать трудно, но можно. Поле становится совсем диким. Переправляемся по камням и доскам через болотину. Дальше дорога заросла высокой травой, фактически ломимся через нее. Неизвестно, когда тут ездили последний раз. Но ехать можно, хотя и очень медленно. Едем по берегу очередной старицы, больше похожей на небольшую реку без течения. Галереи из ивы и ольхи по берегам. По северному краю огромного приокского поля тянется бесконечный лес.
Наконец нашли в полях более-менее четкую грунтовку. Она ведет к лесу, где раньше был кордон Панкрушино, а теперь находится учебный центр ФСИН. Там дальше дороги не предвидится. Поворачиваем к Оке, едем мимо озера Дедня и вскоре выходим на прекрасно укатанную грунтовку, идущую вдоль берега Оки. Похоже, идет от парома. Оттуда в следующий раз и будет смысл ехать. Вот тут мы разогнались от души! Уже вечер, ищем место стоянки. Слева - огромное поле. Справа - полоска галерейных лесов по берегу Оки: ива, тополь, ольха с густым подлеском, перевитым лианами хмеля и диких огурцов. Вдруг Влад находит в таком лесу свежевытоптанную среди метровой травы полянку со следами стоянки. Дорога - совсем рядом, но стоянки не видно, да плюс дорога совершенно пустынная. Очень неплохой вариант! Дрова также нашлись, хотя костер был больше для антуража: готовили на горелках всю дорогу. Один недостаток: берег Оки в этом месте на протяжении нескольких километров хоть и возвышенный, но у воды представляет сплошную грязь, а вода у берега заросла болотной растительностью. А вот противоположный, очень высокий берег - там есть небольшие песчаные пляжи. Тот берег очень красивый и густо заселен. Пасмурно, но тепло. В поле ветер, а 2 шага в сторону нашего лагеря - штиль и комары. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|