День 2: 13.06.14

 

Кордон Панкрушино -  Заборье -Ласково - озеро Уржинское - Картаносово -Деулино - Лесохим - Горки.

 

57 км.

 

Подъем 8-00, солнечно, тепло. Едем полевой дорогой по берегу Оки. Ветер освежает. Временами на дороге попадаются немного разбитые участки, но по сухой погоде все это проходится легко.

Ока. Пойменные лес.

Луговая дорога

В лугах севернее нашей стоянки лежит пойменное озеро Прыщино. Навстречу едет машина. Высовывается водитель и спрашивает: «Прыщ, как к берегу подъехать?»

В стандартной ситуации я бы, наверное, ответил: «Сам ты – прыщ!» Но здесь я знал, о чем идет речь, и объяснил дорогу J

Ока делает большую излучину, заворачивает в сторону Рязани. Начинается Солотчинская пойма. Между Окой и нашей дорогой возникает новая старица, широкая и длинная, с высоким, обрывистым берегом и чистой водой. Очень напоминает нашу военную Старицу, какой она была 30 лет назад, просто дежавю!

(УВЕЛИЧИТЬ)

Останавливаемся искупаться. Главное - спуститься и подняться по отвесному склону. Берега глинистые.

Слева, возле небольшого соснового леса показалось какое-то обжитое подворье. Это дом рыбака. К нему ведет от Солотчи хороший грейдер, на него мы и переходим.

 

Это был дкий огурец!

Луговая дорога

Окские берега

Луговая дорога

 

 

 

 

Орел над Окой

Старица Оки

Старица Оки

Заборье

 

Справа вместо старицы снова появилось коренное русло. Вокруг уже освоенные сельскохозяйственные земли, вдали на высоком коренном берегу - Солотча.

Грунтовками, грейдерами, бетонками пересекаем пойму и входим в большое село Заборье. Теперь наш путь лежит на реку Пра. Сначала едем на север по шоссе Рязань - Спас-Клепики.

Ласковское озеро

Бескрайний выгоревший лес

Возле Ласковского озера

В Ласково уходим хорошим, новым асфальтом через сосновые боры на северо-восток и ненадолго останавливаемся на лесном озере Ласковское.

За озером выходим на асфальт до Деулино. Это прямая дорога на реку Пру. Почти сразу за озером начинаются огромные пустоши, оставшиеся после пожаров 2010 г. Озеро Уржинское, возле которого мы когда-то стояли лагерем в густом лесу, лежит теперь на большом, открытом пространстве отвратительного вида. Все это мы уже видели в 2012 г., а нашу старую  стоянку едва нашли среди головешек.

Проехали Уржинское. Раньше дорога до самого Деулино шла прекрасным лесом, совершенно ненаселенным. Еще не так давно дорога была песчаной, рейсовый ПАЗик из Рязани переваливался по ней на песчаных буграх, как катер на волнах. Позже проложили асфальт, и мы успели съездить по нему в 2008 г. А сейчас...

Лес кончился, не успев начаться. До самого горизонта, насколько хватает глаз, потянулись горелые пустоши. Кое-где идет работа по спиливанию и вывозу горелого сухостоя, работает техника. Сколько же леспромхозовцам тут еще вкалывать? Это же все равно, что вычерпать море!

Дорога через бывший лес неблизкая. Каждый раз перед очередным массивом черных, сухих стволов мелькает надежда: ну может быть, все, пожары закончились, пойдет нормальный лес? Ничего подобного! Гнусная пустыня все тянется и тянется, и, кажется, что конца ей не будет до самого Тихого океана. Настроение падает с каждой минутой. Представляется грязная Пра, текущая среди безжизненных берегов, подобно сточной канаве….

Но вот появляется лес, могучий и прекрасный, каким он был тут всегда. А через 5 минут - Деулино. Огонь не дошел до Пры каких-то 3 км.

НАДОЛГО ЛИ??? Знакомый деревянный мост. Деревянный щит национального парка. «Мещерский». На схеме обозначены места палаточных стоянок на реке, больше всего их в непосредственной близости от Деулино. Неудивительно: тут сосновые боры и дороги одновременно подходят к коренному берегу. Сухие боры-то тянутся по всей Пре, но вот из глубины леса подъехать к ним проблематично. На отрезке Горки - Деулино вам, скорее всего, преградят путь старицы и болотины, непросыхающие до конца после половодья. А с реки, плывя, скажем, на байдарке, без проблем высадиться на берег почти в любом месте.

Возле моста на обоих берегах лежат кучами стволы сосен с корнями. Это топляк, застрявший в пролетах моста и вытащенный на берег: пролеты чистили для прохода лодок. Пра постоянно подмывает песчаные берега, и самые близкие к воде деревья периодически падают в воду. И плывут по реке, пока не потонут или не застрянут где-нибудь. Топляк - препятствие, за которым надо следить при сплаве по подобным рекам.

 

Плавник из реки Пра

Деулино. Мост через Пру.

Деулино. Пра.

Деулино. Мост через Пру.

Национальный парк «Мещерский»

 

Едем по песчаной дороге параллельно правому берегу реки. Это основная дорога в здешних лесах. Леса вдоль дороги сохранились полностью, даже не верится, что всего лишь в паре километров отсюда местность стала неузнаваемой. Песок достаточно тяжелый, местами он плотный, местами колеса просто вязнут. В целом, приходится ехать с усилием и на малых скоростях. Что очень радует: опять же, мало насекомых.

Лесная дорога на многих участках выглядит, как двойная: параллельно, в нескольких метрах рядом, идет дублирующая дорога. Такая же песчаная. Но одна из двух дорог оказывается, как правило, чуть более плотной и удобной для езды. Но не всегда.

Несколько раз пытаемся подъехать к удобному берегу Пры для обеда, но все отворотки в сторону реки неизменно упираются в водные препятствия.

 

Лесной ручей с бобровой плотиной

Напрямик через лес

Боры на Пре

Уж

Боры на Пре

 

Подходим к лесной деревне Горки, одной из немногих на Пре. Заинтересовала хорошая правая отворотка. Чтобы не тратить времени, устраиваем короткую остановку, один еду на разведку.

Дорога выкатывается на прекрасный, сосновый берег Пры. У берега байдарка, на берегу - женщина с собакой. Водный турист, ждет свою группу.

Прекрасное место! Отзваниваюсь ребятам, подъезжают. Располагаясь на обед, смотрим на часы. Уже полседьмого, ужинать пора! А не лучше ли тут и расположиться на ночлег? Лучшее место отыскать трудно. Мы ж не на байдарке, к берегу, где захотим, не причалим. Сказано - сделано.

Стоянка на Пре

Водные туристы на Пре

Пра

Вот тут у байдарки есть неоспоримое преимущество. Как ни хорош велосипед, но на байдарке с воды можно подобраться к таким чудесным берегам, куда путь на велосипеде просто невозможен. В лучшем случае надо ломиться через нехоженый лес по азимуту! Но у велосипеда есть другие плюсы, которые мы оценили давным-давно. Главный плюс - универсальность. Как бы там ни было, но в настоящий момент мы стоим на отличной байдарочной стоянке. Захотим - будем в чистом поле. Захотим - на лесной дороге. Захотим - в старинном белорусском замке. А захотим - в мегаполисе! А вот на байдарке так не получится J

Прекрасная река Пра

Уж хочет уплыть

Прекрасная река Пра

Солнечно, тепло. Мимо нас прошло более 10 водных экипажей: и байдарки, и катамараны. Длинные выходные, вот водники и ломанулись на Пру!

В 100 м от нас стоит лагерь водников. Зашли, поздоровались, познакомились.

Искупались на сон грядущий в мягкой, теплой воде Пры цвета крепкого чая.

На нашем берегу следы нескольких стоянок. Но хочется отметить чистоту: мусора - никакого.

Что вспомнилось: Влад первый раз ходил с нами именно этим отрезком вдоль Пры во время совместного похода с Велокэтом на майские праздники в 2008 г.

Ночь. Не белая, северная ночь, но в палатке без фонаря можно всегда найти любую вещь.