День 5: 02.08.21

 

Железноводск – дорога АО «Трахит» - Бештау – Поселок-1 – Пятигорск.

 

12,6  км

 

 

 

Сегодня у нас - восхождение на гору Бештау.

Это - самый высокий из лакколитов КМВ, 1400 м. Превышение над местностью - около 900 м.

У северного подножия горы расположен Железноводск. У южного - Пятигорск. У западного - город Лермонтов. У восточного - Иноземцево. На гору ведет несколько маршрутов различной сложности. Мы выбрали вариант: подъем - от Железноводска, спуск - до Пятигорска.

Варианты восхождения на Бештау: СМ.ЗДЕСЬ.

Сегодня будний день, и поезда до Железноводска не ходят. Поэтому едем на электричке до Пятигорска, а далее на маршрутке.

Отправляемся, как и в прошлый раз, в 09-20. Только поезд сегодня идет на Мин.Воды по расписанию буднего дня. Прибываем в Пятигорск в 10-05. Автостанция - на площади, сразу к югу от вокзала. До Железноводска ходят маршрутки 213, с 06:30 до 20:10, раз в 13 минут.

Пятигорск мы еще увидим отдельно, у нас на него - послезавтрашний день. Но даже из окна маршрутки город понравился: тихий, зеленый. Но - большой, это сразу видно.

 

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Маршрутка идет в обход нашей славной горы через Иноземцево. Поселок чистый, симпатичный, большой. Имеет облик южной казачьей станицы, а они часто выглядят, как небольшой город, хоть и 1-2-х-этажный.

Между прочим, ваш покорный слуга, по бабушке с материнской линии - Иноземцев! Только не со Ставрополья, а с Липецкой области. Но тоже, считай – отчасти казак! Правда, казачество там было ликвидировано еще при Екатерине II, поскольку пограничная черта передвинулась гораздо южнее. Мои отец и мать были родом из пригорода Лебедяни, который официально называется «Покрово-Казацкая слобода», в просторечии – «Казаки». А бабушка по маме была из соседнего села Крутое, где людей с фамилией Иноземцев была половна жителей. Вторая половина – Мишкины.

Железноводск. Уже знакомый нам вокзал, отдыхающий по случаю буднего дня. Если повернуться спиной к горе Железной, лицом к Бештау - обходим вокзал слева по еле заметной тропинке. Переходим ЖД - пути. Вдоль путей - налево. Грунтовая тропинка, которую ни с чем не перепутаете. Вскоре она поворачивает направо, от железной дороги, проходит небольшой хутор, и начинает полого подниматься вверх.

Дорога вымощена булыжником, но очень сильно разбита. Тем не менее, вполне проходима. Вокруг - старый буковый лес, деревья, порой, огромные.

На Бештау, еще до Октябрьской Революции, работало бельгийское АО "Трахит" по добыче камня. Они и построили эту дорогу. Дорога – почти ровная, с небольшим повышением к Бештау (в веритальном направлении, в горизонтальном – изрядно разбита, но пешком вполне проходима).

Трахит – это горная порода. Ее и добывали. Подробнее о ней:

http://ecosystema.ru/08nature/min/2_5_1_14.htm

 

Дорога АО "Трахит"

Дорога АО "Трахит"

Остатки каменоломни

 

Через 2,5 км от ЖД наш путь перпендикулярно пересекает грунтовая дорога. Это - кольцевая дорога вокруг Бештау. Программа на будущее. Сейчас скажем от себя, какой мы увидели эту дорогу на перекрестке. Приметно тот же грунт, который мы прошли только что от Железноводска. Только больших камней – значительно меньше, больше – гравий.

Тут начинается, собственно, подъем. Вот здесь расскажем дополнительно. Бештау на подъем требует определенных усилий. Это отмечают все: здесь и расход жидкости (рекомендуют не менее 1,5 л на человека, мы запаслись), и неплохая физическая форма, и хорошая дыхалка. Последнее особенно относится к подъему на Большой Тау - высшей вершине. Но многие отмечают, что подъем на Бештау доступен и с детьми, в чем мы, позже, лично убедились.

"Бештау" - по-русски значит "Пять Гор". Точнее - "Пятиглавая Гора". Замечено, что почти все путешественники автоматически начинают пересчитывать вершины по головам. Примерно, пять, и получается.

Отсюда и название города: "Пятигорск".

Итак, кольцевая дорога вокруг горы. Немного не доходя до нее, мы видим каменное сооружение в виде буквы "Н" и остатки какого-то каменного фундамента. Это - либо инженерные сооружения АО "Трахит", либо.....

Гора Бештау хранит в себе урановые залежи. После Отечественной войны их стали интенсивно разрабатывать: открывалась ядерная программа, и военная, и гражданская. Проект лично курировал товарищ Берия. Построили даже отдельный закрытый город для работников проекта: Лермонтов. Но со временем оказалось, что и запасы во многом выработаны, и главное: Минздрав выступил с ходатайством о прекращении промышленных разработок. Иначе, продолжение их может негативно сказаться на источниках бесценных минеральных вод. Проект свернули, штольни забетонировали. Но все предусмотреть было невозможно. И потому, вход в некоторые штольни Бештау доступен и поныне. Для диггеров и сталкеров это не секрет: имеются подробные карты. Но фактор риска - это ваши издержки: сколько вы там подхватите миллирентгенов и изотопов - не известно.

Анекдот восьмидесятых: «В Чернобыле остались только два еврея: Миля Рентген и Изя Топ».

Убедительно прошу не расценивать это, как антисемитизм! Просто народный юмор!

Но есть и еще один положительный момент наличия радиоактивных запасов: в Пятигорске есть радоновые источники, которые с успехом используются.

Итак, руины, которые встретились нам на пути, могут быть инженерными сооружениями атомного века.

За перекрестком с кольцевой дорогой наша тропа резко поднимается вверх, и утрачивает булыжное покрытие. Время от времени, тропу перекрывают упавшие деревья. Есть оползни. Короче, поднимайтесь аккуратно!

 

 

 

 

 

 

 

Нас догоняет группа ветеранов ВДВ. Хотя, не совсем ветеранов: иным не больше 25 лет. Сегодня ведь День Десантников! И ребята решили его достойно отметить восхождением. Они все блестят от пота, и спрашивают нас: далеко ли осталось до вершины? И когда мы им называем конкретную цифру (порядка 1,5 - 2 км), они радуются, как дети! Стало быть, нагрузка и впрямь серьезная! И что греха таить, мы ощущаем ее и на себе.

Просвет в лесу, седловина! Седловина между главными вершинами: Большой Тау и Малый Тау.

Поскольку у нас были медицинские ограничения от физических нагрузок, мы, на подъем на Бештау, разработали 3 варианта, по уровню сложности. Самый легкий - как раз до седловины, отсюда уже открываются очень красивые виды, скрытые до этого момента лесом.

Усиленный вариант - до Малого Тау, второй по высоте вершины. Большой и Малый Тау как раз и разделяет наша седловина. Как утверждают, подъем на Малый Тау в разы легче, чем на большой.

И Большой Тау - самый сложный вариант. Сейчас мы выбираем именно его. Назло докторам!

На седловине начинается пояс альпийских лугов. Здесь, еще какое-то время, продолжаются отдельные участки низкорослого леса, и заросли кустов рододендрона вполне южного размера, но вскоре заканчиваются. Обе вершины безлесные.

Десантники постояли на седловине, развернули флаг, и отправились на Малый Тау. А мы - на Большой.

 

Седловина Бештау

Малый Тау

Рододендроны

Десантники поднимаются на Малый Тау

 

Седловина Бештау

Вид с седловины на Железную, Развалку и Железноводск

Вид на Железную, Развалку и Змейку

 

Узкая тропинка, покрытая щебнем, поднимается вверх по гребню горы. Навстречу спустилась группа с детьми, что весьма показательно.

 

Подъем на Большой Тау

Вид сверху на Малый Тау

 

Немного не доходя до вершины, мы ненадолго присели на плоский камень. Со всех сторон, кроме верхней точки - воздух, открытое пространство.

Снизу поднимается человек очень преклонного возраста, но идет достаточно легко. Поздоровались, перекинулись парой слов, пообещали встретиться на вершине. Как выяснилось, человек ходит сюда, как на прогулку.

Тут снизу поднимается молодой, крепкий мужик, причем...бежит трусцой! Не успели мы подняться, чтобы продолжить путь, как он уже бежит с вершины обратно. Тропу на вершину назвать экстремальной нельзя, но для бега трусцой она совершенно не подходит. Ну, всякое на свете бывает!

 

 

Вид с седловины Бештау

 

Вершина. Плоская площадка. В центре стоит передающая радиостанция за многократно усиленным ограждением. По некоторым сведениям - объект особого назначения. Вокруг него - кольцевая тропинка.

 

 

Город Лермонтов

 

Сверху открывается величественная картина. Весь район Минеральных Вод - как на ладони. Только Кисловодск трудно разобрать в его горной долине, и то, больше - из-за легкой дымки. Малый Тау уже далеко внизу. Горы Железная, Развалка и Змейка кажутся кротовыми кучками в огороде, Железноводск - белыми крапинками на зеленом фоне. У подножия приткнулся Лермонтов, его большей частью прикрывает Малый Тау. У самого подножия - Бештаугорский монастырь, мы чуть ли не висим над ним. С юга внизу раскинулся Пятигорск. Его главная гора Машук (994 м) с транслятором на вершине кажется отсюда муравейником. К северу, насколько хватает глаз, протянулись, сливаясь с горизонтом желтые квадраты Ставропольских степей. Ближние отроги Кавказа на юге плохо различимы из-за полуденной дымки. Эльбрус же проглочен ей полностью.

Вдали, примерно над Георгиевском, льет гроза. Гром слабо доносится и до нас. Надо быть начеку! Хотя, вокруг нас, вроде бы, пока все нормально.

 

Вид на Лермонтов

Вид на Лермонтов, Малый Тау и жилую часть Железноводска

Вершина Бештау

Передающая станция на вершине

Бештаугорский монастырь

 

Вершина Бештау

Вид на Иноземцево

Вид на Пятигорск

 

Наш знакомый сидит на вершине, в тени передающей станции, и перекусывает. Оказалось: это альпинист с опытом, имеет в активе порядка 7000 восхождений, сам он - из Лермонтова. На Бештау ходит регулярно. Раньше работал шахтером в урановых штольнях здесь, на Бештау. А сейчас ему - 91 год!

Пожелав успехов, начинаем спуск с горы. Тропа должна вывести нас в Пятигорск. На наши расспросы о характере тропы наш альпинист охарактеризовал ее так: "Ну как вам сказать? Кому - как!"

Начало спуска с Бештау

Эта тропа была разведана и проложена Кавказским Горным обществом в начале ХХ века. Она - не самая легкая, но и не самая сложная. Она, пожалуй - оптимальное сочетание уровня сложности с теми красотами, которые увидит человек, проходящий маршрут. В общем, это интригует!

Зона альпийских лугов. Спускаемся щебеночной тропой по гребню горы. "Альпийские луга" здесь не совсем правильный термин, тут для настоящих ландшафтов этого типа несколько низковато. Скорее это - некое подобие крымской яйлы. Но это уже тонкости, внешне - аналогично.

Внизу по склону виднеется скальная группа. Тут начинается низкорослый лес.

"Храм Солнца"

В скальниках есть объект: "Храм Солнца".

Это большой камень, относительно правильной формы, со сквозным туннелем внизу. Предполагают, что это - древнее аланское святилище (аланы - предки современных осетин). Но 50% экспертов считают, что это игра сил природы. Факты против - следующие:

1) Камень сориентирован строго по солнцу. В дни равноденствия и солнцестояния дает особые картины света и тени.

2) Порода камня не относится к породам, слагающим гору. Явно, он принесен извне.

3) По свидетельствам очевидцев, камень в определенные дни испускает внутреннее свечение.

Спускаемся ниже. Пролезаем в узкие щели в скальниках, опираясь на естественные ступени большой высоты. Участки выглядят немного пугающими, но они очень надежны: камень - жестко фиксированный монолит, сыпухи нет вообще.

Со стороны  Ессентуки  небо подозрительно затемнилось. Но через некоторое время тучи отнесло в сторону.

Дождь в горах - очень неприятная вещь, особенно на такой тропе. Следует сказать, что погода на Бештау часто может сильно отличаться от таковой внизу, особенно в межсезонье. Но сегодня все складывается неплохо.

Лес отличается от того, что был на Железноводской стороне. Там рос высокоствольный буковый лес, здесь - невысокий лес из граба и дуба, с примесью ясеня. Попадается скальный дуб. В целом, больше напоминает горный лес Южного берега Крыма. Видимо, разница вызвана различием в экспозиции северного и южного склонов. Уклон достаточно крутой, но грунт твердый. Для подстраховки удобно использовать стволы деревьев, некоторые отполированы до блеска – многие точно так же, как и мы, хватаются за них. Много скальников. Окружающие скалы, порой, достигают огромных размеров. Тропа на порядок красивее северной, но не сказать, что проще.

Ровная площадка под скалой, между двумя отрезками спуска. Завалинка с бревном. А на скале высечена памятная надпись начала ХХ века, об открытии этой тропы.

 

Надпись на тропе КГО

Тропа КГО

Тропа КГО

 

Южный склон Бештау

Вид на Машук и Пятигорск

Южный склон Бештау

Бештаугорский заказник

Южный склон Бештау

 

Крутой спуск временно заканчивается, начинается относительно ровная, горная тропа по гребню маленького, внутреннего хребта. Вершина уже просматривается высоко вверху. Пройденные скальники отсюда кажутся мизерными, но мы знаем, как они выглядят вблизи! Погода окончательно наладилась. На тропе попадаются небольшие скальники, почти на каждом - хорошая обзорка с видом на Пятигорск. Надо же, сколько спускаемся, а город все еще очень внизу. Да не только город - Машук тоже!

 

 

Пятигорск и Машук

 

На юге, в облаках на горизонте стал смутно просматриваться силуэт Главный Кавказский хребет. И частично вылез Эльбрус, но, чтобы узнать его на фоне облаков, надо заранее знать его очертания и примерное расположение. И внимательно вглядеться. От окружающих облаков он, сейчас, по цвету почти не отличается.

Тропа снова становится круче. Вообще, Бештау - это целый отдельный мир, здесь множество малых, внутренних, глубоких долин, небольших внутренних хребтов, скальных районов, и еще много-много чего. Не зря район Бештау объявлен природным заказником. И местным путешественникам, и нам - тоже, здесь есть чем заняться, на долгое-долгое время!

Спуск

Нижняя дорога

Бештаугорский заказник, СМ.ЗДЕСЬ.

Наша тропа выходит на очень хорошую, горную грунтовую дорогу. Куда она ведет - Бог весть! Возможно, на Козьи Скалы, где проходит самый сложный путь восхождения. Они - рядом.

Дорога вливается в долгожданный асфальт. Еще немного - и с него будет асфальтовая отворотка направо, и сразу - почти назад. Это - дорога на Бештаугорский монастырь. А нам - почти прямо.

Предгорья Бештау. Почти равнина. Но, велосипедисты, едущие нам навстречу (а их не так уж и мало), крутят педали с очень жестким усилием. Да мы и сами чувствуем: хоть склон и пологий, а приходится сильно притормаживать коленными чашками.

Вокруг - акациевые леса. Тут это - большое дерево с огромными шипами. Из таких акаций состоят все южные лесополосы.

Дорога от Бештау до Пятигорска

По дороге миновали дубовый лесной массив (слева) и наелись алычи на лесопосадках (справа).

Асфальт полупустой. Он приводит нас к шоссе Мин.Воды -  Ессентуки, движение оживленное. Пересекаем шоссе, и двигаемся к ЖД-станции Лермонтово (окраина Пятигорска).

Едем через местную промзону, и выходим на станцию.

Подробнее о горе Бештау:

https://etokavkaz.ru/kavkazskie_gory/beshtau

https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-marshrut/tainy-gory-beshtau-prizraki-vedmy-i-drevnie-yazycheskie-khramy

http://www.okavkaze.ru/?p=3636

Кисловодск . Ужин в "Пепо". И только мы вышли на Курортный бульвар - хлынул мощный, кавказский дождь! Не зря над Георгиевском висел фиолетовый хвост!

В старом, добром Кисловодске есть такая архитектурная черта - большие, южные балконы. Вот, под одним из них, мы и схоронились. Брызги со всех сторон, конечно, летели.

Сложнее было то, что горные улицы старого города превратились просто в горную реку! В полном смысле этого слова! Где ее перейти?

Да перешли! Начерпавшись, естественно, по уши. Горный поток - это не шутки!

Но этим все и отделалось. Ботинки просушили, под душем отогрелись, "Прасковеева" внутрь приняли (ставропольский коньяк с режущим, жестким вкусом).

Ох, как хорошо порой, что ночевать придется не в палатке в горах!