День 10: 13.08.19

 

Кузомень - Горка – Леуново – Петухово – Белогорский – Луковецкий – р. Малра – р.Бол.Юра.

 

66,2 км.

 

Лагерь на Пинеге

Пинега близ лагеря

 

Солнечно, тепло. Наши соседи уехали, а вскоре - и мы.

Поднялись на тягун, встали на гладкое покрытие. И понеслись с ветерком!

 

Пинега близ дорка

Деревня Горка. Дорога снова скатывается вниз к Пинеге. И снова захрустел гравий! Все эти сыпучие участки весной заливает половодье. С одной стороны, вымывается глина, с другой стороны, гравия для укрепления полотна тут насыпают много.

Дорога ушла вверх, и снова стала гладкой. Леуново, деревня, вытянутая над Пинегой в одну улицу. Примерно в 0,5 км за деревней – одинокий, панельный, 2-этажный, жилой многоквартирный дом. Выглядит он здесь, как сущая экзотика! Отвыкли мы уже от таких! Рядом с домом – дорожное кафе. Магазина в Леуново мы не увидели, а кафе – пожалуйста! Пользуемся им. Кормят вкусно!

 

(УВЕЛИЧИТЬ)

Леуново

Грейдер перед Белогорским

Пересеченка

Тепло и солнечно

Мы обнаружили, что на ходу велосипеда у нас из-под резинового амортизатора выскочили флиска и стопер. Где именно – непонятно, за спиной у нас сегодня – уже 10 км. Обедающий в кафе водитель рассказал, что видел наши вещи на деревенской улице. Едем проверять.

Так и есть! Лежат себе на виду у всех, на проезжей части! Яркие вещи видны издалека. Если бы они были утеряны в Москве – не пролежали бы и нескольких секунд!

Покидаем Леуново. С двух сторон - лес. Сосна, ель, густой подлесок из можжевельника.

И снова - простор Пинеги, и снова - деревня на возвышенности. Петухово.

Переехали распадок. Пошел холмистый район среди тайги. Стало чуть побольше гравия.

Последний спуск в долину Пинеги. Въезжаем в большой поселок лесорубов Белогорский: https://vk.com/poselokbelogorskiy. Здесь недалеко - станция Паленьга на ЖД Карпогоры - Архангельск. Здесь недалеко - паромная переправа через Пинегу. Что привлекло внимание: в поселке есть светофоры, размеченные переходы и ограждения пешеходных тротуаров! При том, что автомобильного трафика здесь почти нет. Главная улица покрыта асфальтом.

Заправляемся в магазине продуктами, и вкусно обедаем в знаменитом дорожном кафе. Очень жаль, что на него нет, практически, никаких ссылок в сети. По нашим оценкам, это – главный пункт питания на всём Мезенском тракте! И, действительно, очень вкусно и качественно!

 

Спуск к Белогорскому

Белогорский

Белогорский

Благоустроенные улицы

Штабеля леса

 

Возле кафе к нам подошли мужики, и поинтересовались нашими велосипедами, дорогой и прочим. Ребята оказались из подмосковного Королева, а здесь они постоянно занимаются геодезической работой: исследуют карст. Мы снова встретили земляков на краю света! Нам очень тепло пожелали успехов.

Асфальт за Белогорский

Болота вдоль асфальта

Покидаем берега Пинеги. Дорога поднимается от реки на северо-запад. И ближайшие 25 км - это будет асфальт! Даже не верится!

Вправо уходит технологическая (лесовозная) дорога. Она идет очень далеко, и в полную глухомань. Ничего, кроме делянок, там нет.

Всякие признаки населенки снова кончаются, дорога входит в таежный коридор. Ель, сосна, примесь чернолесья. Пинежская лиственница исчезает. Временами, дорога пересекает моховые болота, порой - очень большие. И тут стоят снегозадержатели.

Асфальт тут - далеко не самый новый, но нам он кажется чем-то удивительным! Идем на всех скоростях! Давно такого не было!

 

Пушица

Болотный перегон

Болота,…

…болота…

…болота!

 

Болота, порой, просто белые от пушицы. Вернее, от какого-то, очень похожего на нее растения, только карликовых размеров. Да и цвести ей, вроде бы, не сезон.

Впрочем, здесь сезоны другие. Иван-чай и лабазник тут сейчас в самом цвету, в то время, как в Средней полосе они давно отцвели. И вместе с ними цветет наше, типично августовское растение - пижма.

Особо хочется сказать о таком растении, как северная ромашка. Она здесь растет везде, где только можно, и в огромных количествах, порой, даже, кое-где - на болоте. И достигает очень больших размеров. Между тем, это не отдельный вид, а обычная, полевая ромашка.

Всех, обычно, интересует вопрос: а как с комарами? О, комары - это отдельная сказка Севера! Порой, сказка страшная! Нас все поморы в один голос предупреждали: берите больше репеллента! Да, репеллент пригодился! Комары здесь летают, чуть ли, не до морозов. На Мезени, ближе к Полярному кругу, их – побольше, ближе к Архангельску - вроде бы, поменьше. В безветрие, во влажных местах, появлялась и мошка. Но, в общем и целом, это все -  не было каким-то критичным неудобством. Все -  в пределах нормы!

Возможно, нам повезло с погодой. То ли было холодновато, то ли наоборот - дожди прекратились!

А еще: мы успешно пользовались накомарниками. Но, это, обычно - утром и вечером, и только в лагере.

Всех также интересуют дожди. Вот с ними - очень повезло! Перед нами творилась просто катастрофа, мы об этом уже много говорили. А во время похода - это были столь незначительные эпизоды, что мы почти не одевали дождевиков. Был один ночной дождь средней силы (он нам еще предстоит). И был только один дневной, серьезный дождь, который бы затруднил передвижение (еще предстоит), но мы на тот момент будем уже в Архангельске.

На подходе к Луковецкому

Луковецкая технологическая дорога

А тем временем, из-за леса слышны звуки локомотивов. Слева, менее чем в километре от нас, параллельно нашей дороге, проходит ЖД-ветка Карпогоры - Архангельск. Пассажирские поезда ходят по ней дважды в сутки, и не в эти часы. Стало быть, товарное сообщение по этой дороге - чаще.

Перекресток. Налево - поселок лесорубов Луковецкий. Вдали отворотки видны большие штабеля бревен. Направо - технологическая дорога уходит в безлюдную даль.

На этом самом перекрестке мы снова встречаем нашего перевозчика – Вадима. Перекидываемся вживую парой добрых слов. Мы – на своем пути, и у нас – все по плану. Вадим – в своем графике перевозок, работа идет! У всех всё идет, как надо!

Проезжаем еще 4 км. Вдали уже виден конец асфальта. Он виден не на земле - в воздухе, дальше, висит непроницаемая пыль!

Конец асфальта

И вот, снова, пошел грейдер. Мы не просто снова застучали - мы чуть совсем не встали! Это было, вообще, нечто! Толстый, сыпучий гравий, с обилием мелкой пыли, плюс постоянная, вездесущая гребенка. Участков, для более-менее нормальной езды на поверхности - вообще нет! Велосипеды болезненно скрипят, наши зубы лязгают. Видимость в сплошной пыли - не более 50 м! Трафик, вроде бы, не стал больше, но каждая машина воспринимается настолько болезненно, что кажется, будто они идут сплошным потоком!

Похоже, что дорожники не работали над этим участком много лет!

Очень тяжелый участок!

Река Малая Юра. Высокий, бетонный мост. Проверяем это место на предмет лагеря. Вниз спускаются хорошие бетонные лестницы, но для кого? Идти тут некуда: густая растительность, ни единой тропы. Подход к воде крайне затруднен. Палатки можно поставить только под мостом, но это уже - в крайнем случае.

Далее мы проверяем, вроде бы, хорошую отворотку направо. Встать можно, но источников воды не предвидится.

Путь в 4 км до реки Большая Юра кажется вечностью.

За 450 м до моста - перекресток с грунтовкой. Если поехать налево, то там излучина Юры близко подойдет к дороге. И будет источник воды. Едем!

Чернолесье, хороший грунт. Мы уже отвыкли от того, что дорога может быть нормальной!

Грязноватая отворотка вправо и вниз, в долину Большой Юры. Дорога выходит в луга вдоль реки. Вставать тут не очень хочется –влажновато, и очень высокая трава. А подход к реке один - с крутого склона. Но до воды все равно не дотянуться. Поэтому кидаем складное ведро на веревке, и наполняем бурдюк.

Поднимаемся обратно на дорогу. Развилка. Вправо - на ЖД-полустанок Юра. Влево - старая дорога на Луковецкий и Паленьгу. Вокруг - высокотравные луга и группы кустов, небольшие рощицы ивы и ольхи. Пейзаж может даже показаться симпатичным. Но когда мы стали искать участок для лагеря, выяснилось, что нет ни единого пятачка! Под высокой травой вся земля изрыта буграми, ямками, и густо усеяна древним, деревянным хламом. Здесь даже ходить сложно! Похоже, что очень давно здесь был лесоповал, который велся очень архаичными и варварскими методами (зеки лес валили, не иначе!)

Обследовав территорию, мы нашли единственное ровное место на самом краю дороги. Надо вставать, время позднее. Велосипеды мы положили на землю, перепутали тросом, пропустив его через стойку палатки, и накрыли все это тентом. Разобрать все это тихо и быстро ни у кого не получится. Да и некому, скорее всего.

Пасмурно тепло. Место не очень приятное, я бы сказал - несколько зловещее. Не иначе, как зеки тут лес валили!

На будущее посоветую: с асфальта сразу сворачивайте на Луковецкий, заправляйтесь водой, и езжайте по старой дороге вдоль железки. Судя по началу, дорога должна быть хорошей. Так вы избежите экстремальной езды по убитому грейдеру. Если его к тому времени не приведут в порядок. А если вас не интересует отрезок до Архангельска, можно вернуться карпогорским поездом.

Ночью был дождь.