День 03: 06.08.19

 

Река Това - Заозерье – Дорогорское – Кимжа.

 

46,8 км.

 

Река Това

Стандартный подъем - в 8-00. Переменная облачность, прохладно. Кстати, в 3-00 было уже совершенно светло.

Вчера вечером готовили ужин на горелке, сегодня готовим на дровах. Сушняк найти можно, но не сразу: похоже, Тову любят охотники и рыбаки, и сухую древесину они уже выбрали.

Пока готовится завтрак, разведываем нашу тропинку чуть дальше: уж очень хороша! И не ошиблись, совсем рядом - стоянка дивной красоты на колоритной излучине. Да еще и с готовыми дровами в шалаше! Но нам это уже неактуально.

Странное дело: на грейдере уже долгое время что-то тарахтит! Не дорожники ли путь приводят в порядок?

Стандартный выход - около 11-00. Вот это подарок! Мало того что грейдер за ночь неплохо подсох, так он еще и тщательно вылизан ковшом грейдерной машины! Вот кто тарахтел у нас под боком! Вчерашних препятствий на дороге как не бывало. Катится легко и весело. Да еще и северный попутный ветер в спину! (по-местному – «сиверко»)

Одно жалко: на ничейную, пограничную территорию, в кулойскую глухомань грейдерную машину уж точно никто не пошлет. Что называется: соседи, это ваши проблемы!

Как почти на всем Русском Севере (кроме, может быть, Кольского полуострова) вся населенка находится по рекам. И Мезень не исключение. По реке и по нашему грейдеру будут стоять все поселения. И такая же картина - до Лешукони (куда мы сейчас не едем).

(УВЕЛИЧИТЬ)

Мезенский тракт

Мезенский тракт

Более того, тот северный лес, через который мы сейчас едем - это лишь узкий лесной коридор. Чуть в стороне от него, на огромных, плоских водоразделах лежат верховые болота фантастических размеров, а то и вовсе лесотундра. Мы всего этого насмотримся достаточно, но не в тех размерах, которые дали бы нужное представление о характере местности. Дорогу ведь прокладывали по относительно сухим, т.еесным участкам. И только там, где по другому было никак нельзя, делали насыпь прямо через болото. Но старались обходиться без этого.

Рельеф пересеченный. С попутным ветром преодолевается легко.

Кое-где в отдельных понижениях осталась жидкая грязь. Но ее настолько мало, и она настолько точечная, что об увиденных вчера перелазах не может быть и речи. Всё проходим не останавливаясь.

На шеях у нас, как нательные кресты, висят спортивные судейские свистки. Это – на случай встречи с медведем: зверь может убежать от резкого звука. Так что, действительно – как кресты! J Употреблять свистки по-другому у нас строжайше запрещено, чтобы не дезориентировать товарищей. За исключением случаев, когда ты потерялся, и связаться с группой другим способом нет никакой возможности. Или, если жизни угрожает опасность.

Отворотка вправо на одну из плановых стоянок: озеро Узкое Место. Посмотрим, любопытства ради!

Спуск еловым лесом в пойму Мезени. Далее - высокотравные луга с отдельными еловыми рощицами. Автомобильная колея уходит в траву. Смотреть смысла нет - искать долго. И хорошо, что тут не встали: по всем признакам, может быть слишком влажно.

Возвращаемся на грейдер. Отворотка вправо на Закакурье, https://vk.com/zaakakurye. Наше пожелание - посмотреть всю населенку по максимуму, но в разумных пределах. В Кимже нас ведь ждут к сроку! Поворачиваем, но скоро возвращаемся назад. Дорогу преграждает ручей, вышедший из берегов. Делать брод не резон.

Проезжаем остатки деревни Бор на высоком холме справа.

Мезенские боры

Поворот на Лампожню

Красивый бор-беломошник. Мезень славится такими лесами! Также ценят их соседи-ненцы. Беломошники - это их зимние оленьи пастбища. Оленеводы со стадами каждую зиму совершают миграции на юг, в леса и обратно.

Основательная отворотка вправо. Дорога на Лампожню. Это - первое поселение поморов на Мезени. Деревня стоит на острове мезенской поймы. Также, это родина олимпийского лыжного чемпиона Кузина, там его музей, о чем повествует большой стенд на повороте. В идеале, съездить хорошо бы, но не едем. 10 км туда-обратно могут оказаться лишними. И что гораздо существеннее: на остров нет моста. В отлив курья вполне проходима на велосипеде. Но графика отливов мы не знаем. Так что рискуем оказаться запертыми на острове на 6 часов.

Кстати, о приливах-отливах. На Мезени это очень мощное явление. Прилив в Мезенской губе составляет 9 метров! Это завораживающее явление: большая волна поднимается вверх по реке! Заливает все курьи, покрывает глубокий ил ("няшу", по местному). И горе тому, кто в ней не вовремя завяз!

Прилив распространяется по реке почти до Лешукони. Но наблюдать его нам так и не довелось.

Заозерье

Заозерье

На Дорогорское

Очень красивый сосновый бор. Делаем роздых с перекусом. Вообще, по нашему распорядку мы устраиваем 5-минутный отдых раз в час (либо раз в 10 км).

В глубине бора - что-то очень цветное и яркое, напоминающее детский городок. Но при ближайшем рассмотрении это оказалось..ладбище! Но, действительно, очень яркое!

Заозерье. Классическая мезенская деревня. Прекрасные виды на реку и острова.

Параллельно резень

На тракте

Грейдерная машина

Поворот вправо на Дорогорское, https://vk.com/club78113401, самое крупное село мезенского куста. На повороте встречаем работающую грейдерную машину, которая сделала нам такую прекрасную дорогу.

Скатываемся к реке на холостом ходу. Останавливаемся на площади, вымощенной доской-сороковкой. Заправляемся в магазине и общаемся с местной бабушкой.

На Мезени и Пинеге жители каждой деревни имели свои коллективные прозвища. Дорогорцы именовались "совами", поскольку кто-то распустил слухи, что они сов едят! Совиный мотив активно используется в оформлении улиц и домов. А еще дорогорцы продвигают свою историю: в селе много информационных щитов.

 

Дорогорское, здание администрации.

Дорогорское

Деревянная площадь у магазина

 

Дорогорское

Дорогорское

Сова – символ Дорогорского

 

Тяжело крутя вверх, мы выходим обратно на грейдер. Последние километры до переправы, лес носит след деятельности человека, а именно: большая примесь чернолесья.

Переправа. Перевозчики трогаться не торопятся, ждут, когда паром заполнят. Но вот, пришел паром с Лешукони, и часть машин перешла на нашу переправу. Бросилось в глаза, что лешуконские машины густо забрызганы глиной. Мы вчера такими же были. Видимо, грейдерные работы до соседей не дошли.

Трогаемся. На пароме оказался человек, вчера вместе с нами посещавший Мезенский музей. А с ним в паре - уроженец города Королёв! Ну, кто бы предполагал встретить земляка на краю земли!

Течение на Мезени быстрое, вода так и прёт. Мимо проплывают хлопья белой пены, как в весеннее половодье. Кимженский берег.

 

Близ переравы на рёза

На пароме

Переправа через Пёзу и Мезень

На пароме

 

На пароме

По воде на Кимжу

Затонувший трактор. Используется, как якорь для понтона.

Кимженский берег

 

Длинный подъем по широкому, песчаному, чуть-чуть сыпучему грейдеру. Чем выше, тем пейзаж более болотный, по сторонам сосновый лес, более похожий на болото. Водораздел!

 

Через 1 км от переправы - поворот вправо от трассы на Кимжу. Дорога сбегает вниз к одноименной реке. И вот показалась Кимжа во всей красе!

Такое ощущение, что мы перенеслись на 200 лет назад! Огромные, двухэтажные избы-корабли из вековой лиственницы, с резными головами коней на коньке крыши. Множество самых разнообразных лодок на берегу реки и во дворах, кверху днищем. И посреди всего этого – ажурная, устремленная ввысь, многоглавая церковь Одигитрии, недавно отреставрированная, и потому, аж светящаяся свежим белым деревом. Все это очень напомнило музеи деревянного зодчества, в которых мы были в разное время, в разных городах. Только это – настоящая, жилая деревня, здесь живут люди, и старинные дома используются по своему прямому назначению!

На въезде щит: "Кимжа - самая красивая деревня России!" Истинно так! За щитом на большом поле стоят 2 деревянные ветряные мельницы, самые северные в России.

Спускаемся на главную площадь к Одигитрии. Возле храма играют дети. Это первый признак того, что село живет и здравствует!

Мы планируем остановиться в Кимже на 2 ночи. Первоначально, в планах, было поселиться у Селивановой Нины Николаевны. Женщина из Архангельска купила в Кимже старинный дом, стала проживать здесь круглый год и принимать гостей. Интерьер дома со старинных времен был сохранен почти полностью, разве что, был немного адаптирован к нуждам времени (биотуалет, стиральная машина, связь). Более того: силами хозяйки за это время было добавлено много старинных предметов. Настоящий музей древнего быта!

Мы созвонились с Ниной Николаевной заранее. Но принять нас не получилось! У женщины очень старая мать, которая сейчас требует повышенного внимания. Так что весь год Нина Николаевна будет жить в Архангельске. А нас переадресовали директору музея-заповедника "Кимжа" Репицкой Евдокии Гавриловне, коренной кимжанке, большому энтузиасту своего дела: https://vk.com/id229497338

Вызваниваем женщину. В Кимже до сих пор неустойчивая связь, хотя, в последние годы она стала гораздо лучше. Связаться не получается. Спрашиваем у детей, где здесь "Приют Путника" (это наше жилье). И через минуту подъезжаем к старинному, двухэтажному поморскому дому.

На рубленом крыльце – этюдник, краски и девушка-художник. Нас уже ждут. А вскоре появляется и хозяйка.

Дом - первый сезон, как принимает гостей. Раньше здесь жили реставраторы, сейчас дом отремонтировали. Снаружи он такой же, каким был последние 200 лет. Внутри его приспособили для нужд постояльцев. Горячая вода, смывная канализация (единственная в Кимже), кухня, стиральная машина, телевидение. Комнату на 6 мест занимаем мы втроем. В соседней комнате живут художники, оттачивающие практику на красивой, кимженской натуре (это вам – не Плёс, это – гораздо дальше!). "Кают-компания" - общая. Огромные сени сохранились со старых времен. Мы там паркуем велосипеды. Из сеней ведет еще одна дверь, с иконой на входе. Это официально - освященное молитвенное помещение. В Одигитрии, главном храме села, продолжаются внутренние отделочные работы, и помещение для службы пока мало приспособлено.

В доме сохранилась поветь (большой, крытый, двухэтажный, хозяйственный двор), но сейчас там просто склад всякого-разного.

 

«Приют Путника»

Парковка в сенях

Жилое помещение

Жилое помещение

 

В нашу программу, кроме проживания, входит, также, трехразовое питание и экскурсия по Кимже. Экскурсия будет завтра. А ужинать идем сегодня.

Недалеко от Одигитрии стоит старый, добротный дом. Там жила зажиточная семья. После раскулачивания там находился сельский клуб, впоследствии - самые разные учреждения. Сейчас там располагается трактир "Кимженская Паужна".

Что означает "паужна"? Поморы принимали пищу не 3, а 4 раза в сутки. Иначе, морского промысла не потянешь! Прием пищи между обедом и ужином назывался "паужна". По нашему - "полдник". Но только это - не чай с булочкой, а полноценная трапеза.

 

Улицы Кимжи

Улицы Кимжи

Олень на крыше

Трактир «Кимженская Паужна»

Трактир «Кимженская Паужна»

 

Нас вкусно накормили мясом с картошкой в горшке и клюквенным киселем. Идем гулять по Кимже!

Про архитектуру Кимжи: лучше смотрите фото:

 

Церковь Одигитрии

Улицы Кимжи

Приполярная Кимжа в цвету

 

Старый взвоз

 

 

Дом культуры

Амбар

Реконструированный взвоз

Лодки - мезенки

 

Река Кимжа

Северный закат

Река Кимжа

Временный храм.

 

«Меня нет дома!»

Мезенка

Кимженская мельница

 

От себя добавим: в Кимже оставленного жилья, которое покинули жильцы, ОЧЕНЬ мало. А обитаемое жилье - полностью приспособлено для круглогодичного проживания. Почти везде сохранилась поветь и взвоз (эстакада из бревен для поднятия запряженного воза с сеном на второй этаж). На каждой избе - тарелочка от "ТВ-Триколор". В каждом дворе - теплица с покрытием из карболита, с огурцами и помидорами. А на огороде - такой дендрарий, что в близость Полярного круга просто не верится!

Если хозяина нет дома, дверь не запирается на замок. А просто подпирается палкой. Это значит: "Меня нет, зайдите позже!"

Красная щелья вдоль речного берега. Множество моторных лодок. Поморские карбасы подходят больше для выхода в море. А для плавания по реке, с преодолением перекатов и мелей, больше подходят длинные и легкие "мезенки" и "зырянки". Первые - с килевидным днищем. Вторые - плоскодонки. Они более мобильны на мелководье.

К береговой линии ведут обустроенные тропинки с перилами. Они часто вымощены использованными гусеницами от снегоходов.

Нам попалась простая изба, но с крестом на коньке. Назавтра мы задали про нее вопрос на экскурсии. Оказалось, что это был временный молельный дом. Сейчас перенесен в помещение «Приюта Путника», а старое помещение не используется.

Дальняя от реки окраина Кимжи – это несколько фермерских хозяйств. Дома здесь относительно новые, и выглядят очень скромно. Но на подворье много техники.

А мельницы мы посмотрим завтра.