День 2: 05.08.19

 

Автомобильная заброска Архангельск – Мезень. Мезень – р.Това.

Автомобиль – 386 км, велосипед - 25,1 км.

 

В 06-00 поезд прибывает в Архангельск. Пасмурно и холодно. Выгружаем оборудование и отправляемся на автостоянку для встречи с перевозчиком.

Машины не оказалось на месте. Звоним диспетчеру. Пока мы были в дороге, мы были недоступны для связи. А тем временем у нашего водителя произошли накладки. Сообщили: пришлют другого.

А у другого водителя - еще сложнее: на борту 8 пассажиров, и почти нет багажных мест. Надо отдать ребятам должное: ситуацию они разрулили достаточно быстро, пассажиров раздали другим водителям, а всю машину отдали нам. Общая стоимость перевозки - 15000 р., или 5000 р.на человека, в нашем случае. Цена вполне адекватная.

Старт. Нас повезли по окружной дороге, в обход Архангельска-города (т.е., исторического центра). Справа от дороги - складские сооружения железной дороги. Слева - моховые болота, поросшие низкорослой сосной, любимые места архангелогородских лыжников. Немного позже окружная дорога сливается с Ленинградским проспектом.

Периодически идет дождь, настраивая нас на правильное отношение к походу.

Возле д.Ценовец асфальт закончился, пошел грейдер. И затрясло, ох как затрясло! Грейдер очень побитый, усеянный лужами. Из-под колес полетела во все стороны грязная вода. А как же мы тут на велосипеде поедем?

И, конечно, трудностей нам в дороге добавит большая пересеченность местности.

На прегоне протяженностью порядка 25 км - о счастье - снова асфальт! На нем мы потом и отдохнем, когда поедем обратно.

Белогорский. Знаменитое дорожное кафе, где останавливаются все дальнобойщики. Мы и раньше слышали хорошие отзывы об этом месте. И, действительно:  кормят тут вкусно.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Заброска из Архангельска

Заброска из Архангельска

Мезенский тракт Близ Совполья

Перекусив, едем дальше. Снова застучал грейдер вдоль Пинеги, снова полетела жидкая грязь из-под колес.

Березник. Дорога отошла от реки и рванула резко вверх. Это - карстовый район, один из самых сложных по прохождению участков. Ландшафт напоминает низкогорье. Дорога постоянно петляет и ныряет вверх-вниз.

В паре мест мы заприметили участки, которые потом придется преодолевать пешком: сплошная жидкая грязь. Все-таки чем хороша такая заброска: заранее можно посмотреть проблемные места. Тогда мы еще не знали, что главные проблемы будут впереди.

Нас могут спросить: а раз вы уж видели всю дорогу, интересно ли вам будет ее еще раз проезжать на велосипеде? Безусловно, интересно! Дорога из окна автомобиля и с седла велосипеда отличается по восприятию, как небо от земли! Из авто путь больше похож на кино, порой, не самого лучшего качества. А с велосипеда – каждый чувствует себя частицей того, что его окружает. Это – очень сильное ощущение, и не раз проверенное!

Головокружительный спуск к Пинеге. На резком повороте внизу - лесной отель Голубино. Там нам еще предстоит жить.

Поселок Пинега. Небольшая остановка и заправка в магазине.

В районе д.Кулогоры дорога покидает долину Пинеги и уходит резко на север. Входим в Кулойские леса. Не проходит и 20 минут, как началась сплошная жидкая грязь. Да, это будет серьезный перелаз!

Святая наивность! Если бы только это!....Проходим километр, другой, третий, десятый....Грязь не прекращается вообще! И становится все хуже. Машину начало водить из стороны в сторону.

Я ощутил себя поморской лодьей, которую занесло на далекий Грумант и раздавило льдами. Как здесь ехать? Здесь даже идти нельзя! Мы уже более 40 км плывем по непрерывной, грязной реке. И что я скажу нашим ребятам, этим замечательным людям, которые верят мне? Какие слова мне найти, чтобы объяснить все это?

Вариант один: доехать до Мезени на авто и просмотреть всю дорогу до конца. А там уже будем решать по факту.

Что удивительно: вокруг сухие кулойские боры-беломошники, никак не болота. И все редкие отворотки в глубину лесов такие чистенькие и аккуратные! Откуда же на главной дороге такая грязь?

Что еще заметил: вдоль дороги совершенно нет дренажных канав. Спрашиваю у нашего водителя Вадима: это еще старый тракт, или уже начался новый? Поясню: дело в том, что до города Пинега и несколько дальше, грейдер был проложен достаточно давно. А вот с Мезенским краем его соединили недавно.

Оказалось, что сейчас мы едем по старому грейдеру. А новый грейдер  начнется километров через 20, на границе Пинежского и Мезенского района. И качество дороги должно там резко улучшиться. Все ясно: граница районов - ничейная земля, обычное российское явление. Да, плюс к тому, отрезок, по которому мы сейчас едем, абсолютно не населен. Тут бывают только охотники, рыбаки и транзитные водители.

Вадим также рассказал, что какое-то время назад он вот так же забрасывал в Лешуконь группу велотуристов. А потом они ехали оттуда в Архангельск, но по другой дороге. Ничего себе!!! Ведь других дорог, проходимых на велосипеде, здесь просто НЕТ! Может через республику Коми? Нет, не через Коми.

Тогда остается единственный вариант: старый Лешуконский тракт, идущий от Карпогор вдоль Ёжуги Пинежской и Ёжуги Мезенской, или иначе - трасса "Тайбола" (позже мы это слово еще употребим в несколько ином значении). Но эта дорога находится сейчас в таком состоянии, что, в лучшем случае, ее можно пройти пешком, и то - с трудом. Этого мало: на пути из Карпогор в Архангельск ребят поджидает отрезок, который по сей день считается зимником. Так что они пошли на жесточайший экстрим. Интересно, чем у них все закончилось?

А вообще, до нас в этих краях на велосипеде бывали считанные единицы. Прежде всего, это Федор Сафонов, путешественник из Мезени (он как раз прошел до Коми через Лешуконь, Палащелье и Вожгору). Также в этих краях ходила группа зимой на шипах. И также мне рассказывали, что не так давно парень из Лешукони доехал до Архангельска за три дня (!!!)

И уж совершенно точно, что ни одна женщина-велотурист не была на Мезени. Тут мы первые.

Ну, вот, пока я чесал языком, начался сухой, плотный, нормальный грейдер. По бокам дороги - отбойники и дренажки. Это уже радует!

Стало проглядывать солнце. Дожди пошли интенсивные и короткие, "залповые".

Река Немнюга, куст деревень Совполье. Сами деревни стоят чуть в стороне от дороги. Прямо на трассе - дорожное кафе "Хуторок", которое все хвалят. Водители перекусывают (с нами ехал еще напарник), мы воздерживаемся.

Подсаживаем в нашу машину бабушку, место есть.

Дальше грейдер также хороший.

По дороге разгуливает глухарка. В наших подмосковных самых глухих лесах (под Петушками, например) если посчастливится встретить глухаря, то мы его видим пару секунд. Взлетит с шумом, прямо, как кабан какой (правда, кабаны не летают J ) – и исчезнет, только его и видели! А эта даже никуда не спешит. Только перед самым бампером заметалась, как курица, и, нехотя, взлетела. Непуганный край!

Возле Кимжи

Река Мезень

Переправа на Мезени

Река Кимжа с ярко-красными берегами. В одноименной деревне неподалеку мы еще будем. Река неширокая, ее полностью перекрывает секция понтона, которую и оставили для переправы.

Осталось посмотреть участок дороги по ту сторону Мезени. А вот и она блеснула синевой в конце длинного спуска. Переправа!

Водители всю дорогу поторапливались: понтоны разобраны, вместо них ходит паром по расписанию (либо по фактическому заполнению). Поэтому может образоваться очередь. Надо занять ее пораньше.

Очередь оказалась короткой. У берега стоят 2 связки: катер-толкач и металлический плот, больше похожий на понтонную секцию. Одна связка с партией машин отчалила. А у другой двигатель не заводился.

Наши водители перенесли аккумулятор от стартера со своей машины на катер, и тот вскоре запустился.

А пока производилась вся эта процедура, мы осмотрели берег.

Самая характерная черта всех рек Мезенского края - высокие ярко-красные обрывы из красного мергеля. Внешне материал напоминает слоистую обожженную глину. По-местному такой берег называется "щелья". Этот корень используется во многих географических названиях края.

Обетный крест

Обетный крест

На переправе - тоже невысокая щелья. А противоположный берег вдали просто светится красными полосами!

На ровной площадке наверху берега (такое место называется "угор") стоят 2 поклонных обетных креста. Один - маленький замшелый. Другой - очень большой, с резной фигурой Христа и многочисленными принесенными обетными полотнищами. Поклонных крестов в Мезенском крае вообще очень много. Назначение такого креста то же, что у часовни. А, кроме того, они еще служат ориентирами.

Разговорились с нашей попутчицей. Погода стояла тут очень дождливая. Вода прибывала до сегодняшнего дня, сегодня - остановилась. На переправе работают гидрологи, следят за уровнем воды. Только сейчас мы заметили их металлическую треногу, стоящую в воде.

Из-за такой погоды в реках почти не клюет рыба. Не задались грибы и ягоды.

А про наш страшный грейдер женщина сказала, что как только погода налаживается, так он и просыхает моментально. Дорожное покрытие: песок, глина, щебенка, мергель. Последнее слово несколько пугает: по опыту на Западном Кавказе дороги из мергеля становятся абсолютно непроходимыми для велосипеда даже после маленького дождя. Ну, посмотрим!

Много было рассказано о ближайших соседях – ненцах. В частности, про некоторое противостояние между поморами и оленеводами. С одной стороны, после зимних выпасов прекрасный мезенский лес, богатый на грибы и ягоды, часто оказывается поврежденным: олени начисто съедают и вытаптывают моховой покров: перевыпас. С другой стороны, поморские лайки, натасканные на дикого оленя, порой начинают охотиться и на домашних. А ненцы защищают свое стадо с оружием в руках! А хорошая лайка тоже стоит больших денег!

Это мы слышали и раньше. Причем знали, что в недавние годы дело доходило и до отстрела оленей, хорошо – не людей! Но самый пик непонимания уже позади.

Если раньше для кочевых оленеводов в поморском крае употреблялось название «самоеды» (не от слов «себя есть» - просто переиначенное собирательное название группы народов «самодий»), то теперь употребляется слово «чукчи», но в ругательном смысле.

Однако в межнациональных отношениях не все так плохо! Межэтнические браки на Мезени – нормальное явление, и подчас, задав помору вопрос: «Кто твоя жена?» в ответ можно услышать: «Оленеводочка!»

Слово «ненец» у поморов не в чести. Не принято. Если хотите назвать аборигенов Севера в положительном смысле – употребляйте слово «оленеводы». Именно так их тут и называют.

Но пора переправляться. Катер толкает плот сзади, и немного - сбоку. Понтонных мостов в этих местах было два: через Мезень и через Пёзу, большой приток Мезени. Сейчас линии паромов выглядят так:

1) От кимженского берега паром пересекает Мезень, входит в устье Пёзы и поднимается пару километров вверх по реке. Дальше пойдет грейдер до города Мезень.

2) Паром ходит через реку Пёза от лешуконского до мезенского берега и связывает Мезенский и Лешуконский районы.

Переправа на Мезени

Красная щелья

На пароме

Мы плывем первым вариантом.

Мезень широка! Но в обычное лето она мелководна. Река изобилует песчаными островами, пляжами и подводными мелями. Фарватер меняется чуть ли не ежедневно, и навигация по Мезени - это особое искусство! Но не сейчас. Сейчас река полноводна, как весной.

Подробнее о реке Мезень СМ.ЗДЕСЬ.

На реке, в некотором отдалении от берега стоят 2 секции разобранного понтонного моста. Земляная дамба, подходившая к мосту от берега, затоплена, и видно, как она образует длинный порожек. Якорем для секций служит затонувший трактор!

На пароме

Понтон на якоре

Съезд на берег

Пёза. Берега - тоже красные щельи. Причаливаем - и вперед!

Северный, невысокий, разреженный лес, болота, пересеченка. Покрытие - нечто среднее между "страшным участком" (будем его теперь именовать: "Кулойский перегон") и нормальным грейдером. Относительно хорошая дорога на возвышениях, и обильная, жидкая грязь в понижениях. Ехать, в принципе, можно, но будет тяжело. Предварительно мы насчитали уже порядка 20 предстоящих перелазов. Но этот отрезок мы сделаем.

А вот Кулойский перегон проходить ни в коем случае нельзя: это совершенно нереальная задача. Будем искать перевозчика, который нас перекинет через все это. А в Пинеге, или немного раньше, снова пересядем на велосипеды. Попробуем найти транспорт в Кимже, благо там есть к кому обратиться.

Город Мезень. Здесь кончается дорога. Отсюда 45 км до Белого моря, 70 км до Полярного круга. В конце июня тут уже не заходит солнце. На север путь - только по воде, пешком, или на снегоходе. До Долгощелья, говорят, еще можно по зимнику на внедорожнике добраться. И дальше Мезени с Каменкой начинается погранзона (а заграница - это Канада и Штаты по ту сторону Ледовитого океана). А еще 2 года назад для посещения Мезени и Каменки надо было оформлять пропуск. Сейчас они выведены из погранзоны.

Высадили нас, как мы и просили, возле краеведческого музея. Спасибо, мужики, что доставили!

Мы задержались на старте, потом - на переправе, и к тому же по Кулойскому перегону передвигались на пониженной скорости. Поэтому полностью познакомиться с городом мы, к сожалению, уже не успеем. А хотелось бы объехать город, выйти на окраину лесотундры, посмотреть деревянный аэропорт...но надо пожертвовать либо обзором, либо музеем. Идем в музей, раз уж доехали. А город мы все равно немного посмотрим: нужно заехать в магазин, и еще заправиться водой.

Музей небольшой, но очень интересный. Спасибо персоналу и экскурсоводу Александру Петровичу Рыжкову, уроженцу поселка Каменка, что стоит на другом берегу реки. Все они специально ради нас задержались на полчаса после закрытия музея.

 

Мезенский музей

Мезенский музей

А.П.Рыжков

Мезенский музей

 

Мезенский музей

Прялки

Поморский карбас во дворе

 

Страница мезенского историко-краеведческого музея на ВК:

https://vk.com/public31728292

Солнце, умеренно тепло. Во дворе музея, рядом с поморским карбасом мы распаковываем чехлы, собираем велосипеды, грузим рюкзаки. И выезжаем на главную улицу: Советский проспект . Конечно, мы смотримся здесь, как инопланетяне!

Мезень - город одно-двухэтажный, внешне больше напоминает село. Но это - самый настоящий уездный город, ныне райцентр. Советский проспект вымощен бетонными плитами, асфальта здесь нет. И, конечно же, везде проложены деревянные тротуары: ну как без них на Севере!

Мезень – город не совсем «мезенский», если так можно сказать. Деревни мезенского района отличаются своей могучей деревянной архитектурой, для них характерны огромные двухэтажные дома-корабли из вековых бревен, вмещающие под свою большую крышу все подворье, которое в Средней полосе насчитывало бы целый ряд построек за общим забором. Постройки же города Мезени больше напоминают именно постройки Средней полосы, а для Севера подобная архитектура более типична для поселков лесорубов. Хотя в городе есть и очень интересные здания.

В целом город, хоть и совсем небогатый, но чистый и аккуратный. И зеленый. Это тем удивительнее, что на старых фото Мезени в городе не видно ни кустика. В чем причина? А в том, что вечная мерзлота отсюда ушла!

Жители Мезени по-поморски спокойные, обстоятельные и очень положительные.

Что еще обращает на себя внимание: для масштабов города тут много машин. Почетом пользуется УАЗ, особенно "буханка".

Река Мезень здесь образует множество островов и малых проток (протока - по местному "курья"). Город стоит у низменной части поймы, которую затопляет половодье и подпирает прилив Белого моря. Поэтому городские кварталы стоят на курье, максимально удаленной от основного русла. На противоположном берегу Мезени находится поселок Каменка, берег там высокий.

Градообразующее предприятие - лесопильный завод в Каменке, сейчас не работает. Равным образом не работает и морской рейд, обслуживавший, в первую очередь, лесозавод. Именно рейд: причала в Мезени и Каменке не существовало.

Мезень - город самодостаточный, в том или ином виде там есть все, что нужно для жизни. Работает и пассажирский воздушный транспорт. Большая Земля далеко!

Итак, магазин «Северный», заправка продуктами. Местные говорят: как построили дорогу, так у нас магазины появились! А раньше только ларьки были.

Магазин вполне нормальный, ассортимент мало отличается от среднего российского. Такое явление как "северный завоз" осталось тут в прошлом!

Чтобы не тратить время на природные водоемы, решаем заправиться водой в городе. По расспросам находим общественную колонку - рубленую будку с насосом внутри.

 

Город Мезень

Архитектура Мезени

Магазин «Северный»

Советский проспект

Город поморской славы!

 

Единственный в городе старинный каменный дом, ныне РКЦ.

Советский проспект

Мезенские дворики

 

Архитектура Мезени

 

Пара залповых дождичков - и погода разгуливается окончательно. Покидаем город. Теперь будем двигаться, в основном, на юг.

Подробнее о городе Мезень: СМ.ЗДЕСЬ.

Мезень на ВК: https://vk.com/mezen_rodina

Бетон кончился, пошел грейдер. Он что, и вправду, подсох?! Во всяком случае, грязь через лобовое стекло выглядела гораздо хуже, чем сейчас под нашими колесами. Но едем все равно осторожно и избирательно: дорога далека от идеала.

Грейдер проходит параллельно Мезени в 5 км от основного русла реки и примерно в километре от ближайшей курьи. Начинаем присматривать место для стоянки. Предварительно у нас на заметке 3 места: речка Това, пойменное озеро Узкое Место (это название такое!), и еще стоянка на курье. А вот и Това! Речка совсем маленькая. Сразу за мостом вправо уходит тропинка. Северный, невысокий разреженный лес: ель, сосна, береза, ольха. В подлеске растет багульник и карликовая береза. Полярный круг здесь гораздо ближе, чем Архангельск, не говоря уже о Москве!

Речка маленькая, с чистой водой и высокими берегами, очень извилистая. Хорошие подходы к воде и удобная, насиженная стоянка. Ставим лагерь.

Ясное небо. Холодно, воздух влажный. Белые ночи уже закончились, но настоящая темнота так и не наступает. В палатке можно ориентироваться даже в полночь.

 

Мезенские просторы

Начало пути на Архангельск

Мезенская тайга

На Тове в сумерках