День 3: 14.06.14

 

Горки - Малаховские Выселки – озеро Шуя – озеро Орос - Заводская Слобода - Гришино - Натальино -Печурино - Борисово - Макарово - Екшур - Макеево -Сергеево - Первушкино - Полушкино - Ершово -Радовицкий – озеро Сильма.

 

88 км.

 

Подъем 8-00, солнечно, тепло, сухо.

 

Утро на Пре

Лагерь утром

 

Дорожки по берегу Пры

Участники на Пре

 

Участники на Пре

Деревня Горки

(УВЕЛИЧИТЬ)

Продолжаем путь по той же дороге.

Деревня Горки. Мост через Пру стоит немного в стороне. Видим объявление: жителей деревни сегодня собирают на коллективный ремонт моста. Судя по времени, большинство уже там.

Заправились колодезной водой, поговорили с хозяином ближней избы, симпатичным, общительным дедом. Рассказал нам немного про пути-дороги.

Речка Могино

Тяжелые пески и радость на лице :)

Малаховские выселки

Едем дальше. Характер дороги все тот же. Песок относительно легкий. Но вот перед местечком Малаховские Выселки, где дорога пошла через сосновое мелколесье, высотой в человеческий рост, ехать стало по-настоящему трудно. Порой приходилось переходить на пеший шаг.

Сами Выселки – это, по сути, хутор на одну семью. Изба, хозяйственные постройки и забор. Дед из Горок рассказывал, что подворье выкупили какие-то люди со стороны, и вот, живут своим хозяйством в лесу. И действительно, подворье выглядит очень хорошо. В настоящий момент хозяева отсутствуют, на окнах закрыты ставни.

За Выселками есть 2 варианта пути. Один - классический, параллельно Пре, через Жуковские Выселки, кордон Желтова и озера Шуя и Орос. Данный отрезок именуется Тропой Паустовского и считается особой достопримечательностью. Второй вариант проходит западнее. Это дорога, которая причудливо извивается среди леса, и, по словам деда, песок там не такой сыпучий. Выбираем вариант 2. Да что там не сыпучий - проходится просто на "ура"!

Боры

Боры

Сосны и можжевельник

Ехали-ехали, да вдруг и видим по приборам, что озеро Орос находится совсем рядом. А вскоре находим и отворотку туда. Отворотка заканчивается на удобной поляне с "разворотным кругом". Далее - плотный, непролазный кустарник, за которым светлеет открытое пространство. Были бы мы рыбаками - ломанулись бы.

Продолжаем путь. Местность стала пересеченной: холмы, поросшие сосновым бором, дорога идет вверх-вниз. Узнал местность: именно так, след в след мы проходили этот край с Велокэтом на майские праздники 2008 года. Но одно "но": тогда песок здесь был гораздо более вязким и труднопроходимым. Вот именно этот холмистый участок многие просто шли пешком. А сейчас мы едем без труда! Трудно сказать, отчего это зависит. Скорее всего, от той техники, которая тут прошла (либо не прошла) до нас.

Вообще хочу сказать, что, несмотря на сложные песчаные участки, прохождение отрезка через леса на Пре ЗНАЧИТЕЛЬНО легче, чем в тот майский поход!

Наша дорога снова выходит на Тропу Паустовского. До окончания лесного пути и выхода на асфальт остается каких-то 3 км. Есть большое желание одним глазом взглянуть на Тропу Паустовского и побывать на озерах Шуя и Орос. А также посетить кордон Желтова. Поворот налево, т.е.по общему направлению откатываемся немного назад.

Местность холмистая, дорога неплохо укатана. Слева показывается котловина, в ней лежит озеро Шуя. Прямо у дороги - источник. Типичное лесное озеро. Берега твердые.

Озеро Шуя

Дорога на кордон Желтова

Кордон Желтова. Фото 2002 г.

Орос находится рядом, только по другую сторону дороги. И до него надо еще немного доехать.

Размером Орос побольше Шуи и со всех сторон окружен топким березовым мелколесьем шириной до 500 м. Попытки найти с ходу подъезд к берегу ни к чему не привели, а долго искать времени у нас не было.

Точно так же не нашли с ходу кордон Желтова (кордон 273), по ошибке выкатились на высокий красивый холм с вековым бором, который оказался берегом Шуи. На холме - обустроенная стоянка, и, как написано на щите - платная.

Собственно мы перепутали Шую с глухим рукавом Пры, в конце которого стоит кордон. На фото байдарочного похода 2002 г. - кордон по состоянию на то время. Это просто сохраненный памятный сруб того места, где время от времени жил Паустовский.

(К.Г.Паустовский. «Кордон 273»: ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ)

Окончание Тропы Паустовского

Возвращаемся назад по Тропе Паустовского и вскоре выходим на тихий асфальт. Перекусываем за рубленым столом на перекрестке.

И вот началась населенка. Крупное село Заводская Слобода.

Во время плавания по Пре в 1995 г. В нашем составе были рыбаки. Но не было червей. Все попытки накопать червей на Пре окончились ничем: в песке червяки не водятся. Вся надежда была на Слободу: там хоть в какой-нибудь куче отыщем! И только с помощью местных мы нашли скромную навозную кучку, единственную на все село. После тщательных усилий выкопали несколько тощих червячков, мечтающих о капле живительной влаги!

Асфальт уходит в лес. Машин почти нет. Лес отлично сохранился.

Периодически стали попадаться деревни. Возле Борисово срезали крюк по болотине с гатью и переехали Пру по деревянному мосту. Здесь Пра уже течет в лугах: близко Спас-Клепики.

 

Заводская Слобода

Каналы…

Асфальт на Спас-Клепики

Мост в Борисово

Пра

 

В Клепики заезжать не стали, вышли на шоссе Клепики - Рязань. Количество машин сразу возросло.

Через час езды сходим с шоссе на тихий асфальт, поворот направо на Тюково. А вскоре переходим на лесной грейдер, проложенный по разобранной узкоколейке. Прямая как стрела дорога идет красивым хвойным лесом.

Локальная переправа

Болото Мурох

Грейдер кончается, начинается дорога с глубоким зыбучим песком. Скорость резко падает. Развилка. Идем налево и выходим из леса на огромное открытое горелое пространство.

Дорога, извиваясь, идет по краю леса. Гарь успела зарости березовым самосевом высотой по колено. Как деревья в саванне, с интервалом 10 - 20 метров над самосевом всюду торчат обугленные сосновые стволы. Катастрофа пришла и сюда.

Дорога выпрямляется, теперь видно, что она идет по линии бывшей узкоколейки. Песок очень тяжелый. Идем на минималке, временами переходя на пеший шаг.

Слева от дороги в глубине пустоши лежат озера Комгарь и Негарь. Раньше их окружало многокилометровое, чуть подболоченное сосновое,  мелколесье. Сейчас - горелая пустыня.

Тем не менее, находим пробитую квадрациклами отворотку на Негарь. Хоть озеро, не сказать, чтобы очень уж близко, оттуда слышны подозрительно громкие голоса. Решаем радиалку не делать, тем более, что сил и воды у нас не так уж много.

Вековые сосны

Радовицкие леса

Тяжелые пески на Радовицкий

Следы огромного пожара

 

 

 

 

На Радовицкий!

Тяжелые пески на Радовицкий

Тяжелые пески на Радовицкий

Пожарище под новой зеленью

Наконец, песок начинает понемногу уплотняться, к нему примешивается гравий. Появились настоящие не горелые деревья. Мы въезжаем в крупнейший болотно-торфяной массив Подмосковья - Радовицкий Мох.

Дороги в массиве идут по насыпям в шахматном порядке. Большей частью они  проложены по старым узкоколейкам. Время от времени пересекаем дренажные каналы. Вокруг - сырой лес из березы, осины, ольхи и ивы с высоким подлеском из травы и кустарника. Покрытие дороги - всякое: и сложный песок, и плотный песок, и грейдеры, и что-то среднее. Идти все же скорее трудно, чем легко. Наша цель - поселок Радовицкий, нам нужна вода. Напрямую выйти на него сразу не получается, идем "галсами" по "шахматной доске".

Радовицкий Мох - огромная территория. Мы захватываем ее очень малую, юго-восточную часть. Раньше здесь были большие, разрабатываемые торфяные поля. Сейчас еще остались маленькие участки действующих торфоразработок, их постоянно пытаются закрыть, и на сегодняшний день, может быть, уже и закрыли. Но до последнего времени какая-то работа все же велась.

 

Радовицкий Мох. Грейдер.

Каналы Радовицкого Мха

Радовицкий Мох. Тяжелые пески.

Каналы Радовицкого Мха

Каналы Радовицкого Мха

 

Болотам, бывшим узкоколейкам и каналам, кажется, не будет конца. И вот, наконец, показались корпуса Радовицкого торфопредприятия, ныне не действующего. Они производят на усталого велотуриста такое же впечатление, как статуя свободы - на моряка, переплывшего Атлантику! Но вид у впечатляющих корпусов, прямо скажем, не рабочий.

Поселок Радовицкий

Поселок Радовицкий

Поселок Радовицкий. Край области. Даже, судя по карте, какой-то анклав области в торфяном массиве. Но поселок симпатичный, аккуратный, хотя очень скромный. 1 - 2 этажа, несколько улиц.

Дополнительно о Радовицком крае: СМ.ЗДЕСЬ

Заправляемся водой и через северную окраину поселка выезжаем на пустынный асфальт идущий в сторону Касимовского шоссе. Вокруг глухой хвойный лес. Ищем озеро Сильма.

Недалеко от поселка поворот налево. Переезд через разобранную ширококолейную ЖД Кривандино - Радовицкий, рядом бывшая платформа, не помню: то ли "40-й бор", то ли "Сильма". Переезжаем, берем лесной дорогой чуть правее и оказываемся на озере Сильма. Рядом маленький дачный поселок.

Озеро Сильма

Разобранные пути под Сильмой

Разобранные пути под Сильмой

Озеро очень красиво, со всех сторон окружено старым елово-сосновым лесом. Вода чистая и прозрачная, дно песчаное, берега большей частью слегка заболоченные. Возле дачного поселка - хороший песчаный пляж.

По лесной тропе объезжаем озеро против часовой стрелки. В лесу попадается еще один дачный поселок. Тропа от него выводит прямо на берег к хорошей рыбацкой стоянке с песчаным заходом в воду. Населенка - совсем рядом, но глубокая тишина и красивое озеро подкупают, и мы ставим лагерь.

Недостаток: на много метров вокруг - много лесных муравьев, местами они в траве набили целые свои шоссе! Поэтому место под палатки выбираем внимательно.

В разных местах встречаются разные варианты написания названия нашего озера: где Сильма, где Сылма...В переводе с угро-финских языков это означает что-то вроде "болото", одну из его разновидностей. Вообще, в угро-финских языках для водных объектов существует больше названий, чем в европейских.

В республике Коми есть такой городок Усть-Цильма, столица печорских староверов. Абсолютно то же слово!

От нашей стоянки, оказывается, есть гораздо более короткий путь до большой дороги. Буквально несколько метров по короткой дороге через лес - и мы оказываемся на разобранной ширококолейной ЖД, откуда хорошая тропа выводит на асфальт.

Тихо, тепло, сухо, ясно.