День 6: 07.01.15

 

Петрозаводск – Вилга – Половина – Матросы – Пряжа – МаньгаКрошнозероКутчезероЩеккилаВедлозероПалалахтаКолатсельгаКясняселькяЛеппясилтаКерисюрьяЛяскеляРауталахтиКирьявалахтиРюттювдпхвенкоскиРускеала – (ОБРАТНО).

 

534 км.

 

-7 С, солнечно.

Сегодня едем на мраморный карьер Рускеала. Уже посещали эти места на велосипеде в 2008 г.

Едем опять с «Сааристо-Тур», с тем же экскурсоводом, с которым ездили на Кивач. Экскурсовода зовут Лариса. Место сбора то же самое: гостиница «Северная». Время – 11-00. Между тем, путь не ближний: более 200 км в один конец. Еще из Москвы поинтересовались, почему так поздно? А дело в том, что в темное время суток там включают цветную подсветку, весьма эффектную, на это стоит взглянуть. Поэтому все рассчитано так, чтобы посетители застали кусочек темноты.

Транспорт тот же: микроавтобус на 10 – 15 человек.

Весь текущий выезд в Карелию мы ездили по землям Прионежья. Теперь едем в несколько другой край: Приладожье, т.екрестности самого крупного озера Европы – Ладоги. На мой взгляд, между этими озерами очень много общего: размеры, природа, климат, качество воды. Скалистые и изрезанные северные берега с множеством островов. Пологие и песчаные южные берега с редкими, большими, полуоткрытыми заливами.

(УВЕЛИЧИТЬ)

Большие глубины на севере. Малые глубины на юге. Сложная ледовая обстановка зимой на больших акваториях и прочный лед в изрезанной зоне. И даже обводные каналы для судов: Ладожский и Онежский, соответственно. Оба прорыты вдоль южных берегов. И цель их постройки одна: обезопасить суда от страшных, озерных штормов, которые считаются опаснее морских.

Опытные яхтсмены со мной не согласятся: с их профессиональной точки зрения, эти два озера – совершенно различны почти по всем условиям. Им, по своей части, виднее. Мы, с точки зрения велотуризма, тоже находим много разницы между дорогами Приладожья и Прионежья, а кто-то этого просто не заметит.

Шоссе Петрозаводск – Сортавала, отличное качество, умеренный трафик. Дорога пока что идет параллельно реке Шуя (с трассы – не видно).

Поселок Матросы. К морским делам ни малейшего отношения не имеет. Истоки названия, видимо, какие-то финские: раньше название писалось: «Матроссы». Хотя, самых забавных толкований названия тоже хватает. Матросы - это в свое время был поселок так называемых «американских финнов».

Шоссе идет в обход поселка. На этом шоссе вообще сделан ряд участков в обход населенных пунктов. Еще не так давно трасса была гораздо более извилистая, проходила через центр многих населенных пунктов, и на значительном протяжении представляла из себя грейдер.

Крупный поселок Пряжа на берегу Пряжинского озера. Это столица Пряжинского национального района, территории компактного проживания этнических карел и отчасти финнов. Русских здесь живет немного менее половины. Именно в деревни Пряжинского района и устраивают свои этнические экскурсии большинство петрозаводских туроператоров. А нам по землям национального района предстоит ехать почти ровно полпути.

Есть расхожая версия, что название поселка пошло от высказывания Петра о дороге, по которой мы едем: «Будто пряжа вьется!» Это, конечно, сказка. Скорее всего, название пошло от финского «prassata» - глажка утюгом. Есть версия, что корень названия – в переупряжке лошадей: все-таки – узловой пункт. Возможно, какая-то связь есть с ныне исчезнувшей деревней Прякка, почти совпадающей по месту с поселком.

После Пряжи дорога раздваивается. На юг уходит трасса на Олонец, а с ней – и большая часть машин. Наша дорога идет на запад, в сторону Сортавалы. Трафик падает почти до нуля. Но качество дороги не снижается. Начинается очень сильная пересеченка, сразу вспоминаются слова, приписанные Петру. Резко увеличивается количество снега. Густо усыпан весь лес! Видимо, тут прошли сильные снегопады.

Лес начался на нашем пути сразу же за окраиной Петрозаводска. Преобладали красивые, высокие ельники. В отличие от Подмосковья короеды тут, похоже, вообще отсутствую. Просто глаз радуется! За Пряжей потихоньку начинает преобладать сосна.

Маньга, старинная карельская национальная деревня. Состоит из 2-х отдельных частей: возле реки Маньга и на берегу озера Маньга. Много старинных деревянных домов. Есть древняя деревянная Рождественская часовня. Спросили у экскурсовода, остановят ли нас в Маньге. Лариса ответила, что вообще-то не планируется, но специально ради нас остановят. И остановили: на первой попавшийся улице, просто выглянуть в окошко автобуса J Потом поняли, что мы имели в виду. Часовня оказалась дальше, на высоком холме. Группу туда поднимать не стали, посмотрели на ходу.

Ведлозерье

Крошнозеро на берегу одноименного озера, уходящего вдаль на 10 км.

Приближаемся к большому озеру Ведлозеру и крупному одноименному селу. И то и другое объезжаем по обводной дороге.

Ведлозеро – старое карельское национальное село, административный центр, как это сейчас принято говорить «Ведлозерского сельского поселения», а по старорусски выражаясь – волости (от слова «поселение» у меня сразу возникают какие-то нехорошие ассоциации). И сложившаяся неформальная столица исторической области – Ведлозерья.

Сайт административной единицы: http://vedlozero.ru/

О Ведлозерском крае на geocaching.su: СМДЕСЬ

Берегами Тулмозера подъезжаем к старинному селу Колатсельга. Остановка на 20 минут. Одноэтажное магазин-кафе, есть туалет. В заведении установлена русская печь (не в туалете, имеется ввиду!).

2 км не доезжая до Колатсельги, есть маленькая деревня Пажала, почти прямо на шоссе находится гостевой дом. Может пригодиться при многодневных поездках.

В 4 км к северу от Колатсельги, среди леса недалеко от ролласйоки находятся Колатсельгские штольни и руины Тулмозерского завода. Подробнее – СМДЕСЬ и ЗДЕСЬ ,  (о создании Рудного Парка).

В дополнение к ссылкам выше: в итоге Тулмозерский рудный парк открылся!

Местность становится менее холмистой, но вокруг появляется много скальников. Дорогу часто пересекают сельги – узкие, высокие скальные гряды, вытянутые с северо-запада на юго-восток. Дорога пересекает их сквозь искусственные выемки, автобус проезжает, как сквозь скальные ворота.

Где-то недалеко протекает река Тулемайоки. Примерно в этих местах до 1940 г.пролегала старая граница с Финляндией. И это заметно по географическим объектам: все чаще и чаще они звучат чисто по-фински, без русской транскрипции. А несколько позже и со всеми населенными пунктами будет аналогично: на бывших финских территориях, присоединенных к Карельской АССР после Зимней войны, названия не меняли. На территориях, присоединенных к ленинградской области, все названия поменяли на русские.

Слева сквозь деревья показывается озеро Кескимяярви. Это уже Суоярвский район, бывшая Финляндия. Маленький резонансный материал на тему этих мест: http://petrredsea.livejournal.com/5559.html

Вот, собственно, уже и Приладожье пошло!

Так, потихоньку, пересекаем границу Питкярантского района. Перекресток нашего шоссе с грейдером Питкяранта – Суоярви. Именно здесь в 2008 г меня появился интерес к той самой дороге, по которой мы ехали: отсюда – до Петрозаводска. Пометил себе тогда этот вопрос на будущее.

Если проехать по грейдеру чуть более 300 м в сторону Питкяранты, в лесу будет монумент «Крест скорби», с моей точки зрения монумент несколько неоднозначный, и, мягко говоря, непонятный. Читайте наше мнение о нем в материалах 2008 года. Сейчас у креста собирались сделать короткую остановку, но место проскочили, обнаружив это только где-то под Леппясилтой.

Леппясилта – самый удобный населенный пункт, от которого можно добраться до водопада Юканкоски, о котором мы говорили в теме о Киваче.

После Леппясилты трафик немного возрастает.

Рельеф Приладожья приближается к низкогорному. Очень пересеченная местность. Много камней и скальных выходов. Преобладают сосновые леса.

Шоссе обходит стороной поселок Импилахти. Южнее поселка лежит основная часть одноименного залива Ладожского озера и большой полуостров Хунукка с мысом Импиниеми на южной оконечности. Эти места исключительно красивы!

На шоссе – длинные подъемы и спуски с большими перепадами высот. На велосипеде, при спуске на холостом ходу, тут развивается очень большая скорость. Чтобы совсем не притормаживать, нужны особые навыки: велосипед начинает трясти на идеально ровном шоссе. В идеале, тут нужна даунхильная техника, которая совершенно не годится для многодневного туризма.

Поселок Ляскеля на реке Янисйоки. Возле моста – бумажный завод, рядом – плотина ГЭС с мощным водопадом. На рассматривание в окно времени почти не было, но показалось, что водопад сейчас не работает.

Рауталахти («Железный Залив», финн.). Тут шоссе выходит на берег Ладоги. Дорога жмется к самому берегу у подножия крутого скального массива. Нам рассказывали, что, несмотря на ограниченную пропускную способность, какое-либо расширение дороги здесь невозможно.

Длинный, узкий, глубокий залив Кирьявалахти с гористым архипелагом на входе и гористыми берегами. Характер дороги тот же: прибрежный серпантин. На берегу находится дача Яскеляйнена, владельца известной аптеки в Хельсинки, образец финской архитектуры 20-х годов. Это экскурсионный объект (и Дом творчества композиторов одновременно), но нашей программой он не предусмотрен. Раньше существовал одноименный с заливом поселок. Но сейчас это, скорее, просто набор частных владений на берегу.

За 2,5 км до Хелюли – пригорода Сортавалы – поворот направо. Это дорога до посяртсиля - пункта перехода границы с Финляндией. Поворот туда. Трафик падает. Населенки почти нет, за исключением маленького поселка Рюттю. Местность лесная, пересеченность сохраняется.

Водопады Ахвенкоски

Водопады Ахвенкоски

Водопады Ахвенкоски

Шоссе пересекает реку Тохмайоки. Здесь находятся одни из самых доступных в Карелии водопадов. Так как шоссе - в двух шагах, то здесь бывает много народа, есть автостоянка и точки питания (палатки). На этих водопадах снимался фильм "А зори здесь тихие" и целый ряд других фильмов. Автобус делает остановку с выходом.

В велопоходе 2008 г нас появилась традиция безымянным объектам природы, либо таким объектам, имена которых нам неизвестны, давать свои имена. На финском языке - в соответствии с традициями местности, с большей или меньшей успешностью перевода. Этим водопадам дали условное название "Хильянрускекоски" - "Водопад тихих зорь". Сейчас выяснилось его настоящее имя: Ахвенкоски.

Водопад, по сравнению с летним, не узнать. В отличие от Кивача он почти полностью покрыт чехлом изо льда, за исключением нескольких промоин.

Слева от дороги, в лесу находится гораздо более крупный водопад с руинами финской ГЭС. Мы там ставили лагерь. Тогда мы приберегли для водопада название "Тохмакоски", от имени реки. Сейчас тоже узнали настоящее имя: Рюмякоски. На этот водопад экскурсантов не водят. ПОСЛЕДНИЕ ДАННЫЕ: ГЭС на Рюмякоски восстановлена!

 

Водопады Ахвенкоски:

 

 

 

 

 

Через 2 км от водопадов слева от шоссе начинается поселок Рускеала, 1-2-этажный, большей частью - деревянный. Еще через 1 км -  поворот с основной дороги налево. Вдоль дороги идет улица поселка, стоящая отдельно от основной застройки. Далее через 800 м – территория горного парка Рускеала.

В самой старой части мраморного карьера Рускеала добыча мрамора сейчас не ведется. С 2005 гдесь находится Горный парк – специально оборудованный для массового посещения туристический объект, являющийся одновременно как природным, так и промышленным памятником. Именно здесь велась добыча мрамора для самых известных зданий Петербурга: Исаакеевского собора, Зимнего дворца и т.д. Парк включает в себя Мраморный каньон (Главный карьер), Малый карьер, прилегающие шахты и штольни, а также ближайшую прилегающую территорию.

Мраморный каньон - это провал в земле размерами 450х100 м и глубиной 50 м, с почти отвесными стенами. Стены под крутым углом сразу уходят под воду в озеро. Глубина озера серьезная: 75 м.

Парк с 2008 гзменился. Появились длинные сувенирные ряды, новое кафе и новые рубленые туалеты, вместо бывших (в финском стиле). Их пропускная способность, правда, мало изменилась. А вот очереди в них появились. Потому что народу в Рускеале стало очень много! В 2008 г., несмотря на лето, тут было почти пусто.

Может, это из-за новогодних праздников? Нет! Нам рассказали, что летом тут вообще не протолкнуться.

Вход платный. А нас забирает местный экскурсовод.

Ограждения по краям теперь установлены везде. Единственный спуск к воде (и вовсе не из-за ограждений – из-за рельефа!) - по крутой лестнице вниз, к лодочной станции. Она сейчас не работает - на озере лед, и лестница закрыта. Зато появилось круглогодичное развлечение: через каньон натянут наклонный трос. По нему, вися в обвязке под роликовым карабином, проносится на приличной скорости человек. Адреналин бурлит!

Народ сплошным потоком медленно перемещается по овалу вокруг каньона. Очень напоминает мавзолей на Красной Площади! Следует соблюдать осторожность: рельеф неровный, а тропинки обледенели. Хотя, песком посыпают.

Внизу, у уровня воды - 3 грота. Летом в некоторые можно заплыть на лодке. Но рассказывают, что на лодочную станцию теперь очень большая очередь.

С одной из обзорных точек на Мраморном каньоне также открывается вид на Малый карьер, разработки на котором начались уже в советское время. Сейчас разработки не ведутся. На дне карьера также находится озеро. На льду сейчас организован каток.

Между тем, смеркается, и на карьере потихоньку зажигаются разноцветные огни.

Для посещения все так же открыта одна штольня. Внутри она освещается.

Многие источники утверждают, что во Вторую Мировую финны, отступая из Рускеалы, затопили карьер, вот откуда в нем глубокое озеро. Другие источники говорят, что самом деле этого не было, по 2-м причинам:

1) У финнов просто не было на это времени. Поэтому они занялись самым важным: вывозом всего карьерного оборудования.

2) Источник воды для затопления отсутствовал. Как вы это себе представляете? Перед носом у Красной Армии тянуть трубы за семь верст из Тохмайоки и подгонять насосы? Додуматься до подобного могли бы разве что хохлы в Донбассе!

Те же источники утверждают, что карьер уже после войны заполнили грунтовые воды. Причем, происходило это в течение 3 лет.

Можно предположить, что финны все-таки приложили руку к затоплению карьера, пробив каналы к пластам грунтовых вод. Тогда и постепенное затопление находит свое объяснение.

Между тем, стемнело. Иллюминация включилась в полную силу. Цвета прожекторов периодически меняются. И вправду, красиво!

Сайт Горного парка Рускеала: http://ruskeala.info/park.

Озеро в Мраморном каньоне, со своей немалой глубиной и многочисленными затопленными подземными (виноват: подводными J! ) коммуникациями представляет большой интерес для дайверов. Информация по каньону на сайте дайверов: http://www.tech-diving.ru/index.php?Articles__Ruskeala_ART_1

 

Смотрите фото:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тепло, не холоднее - 3 С. Крупными хлопьями идет снег.

Группа садится в транспорт и едет на ужин в поселок Рускеала. В поселке есть финская кирха (официально именуется: Рускеальская церковь), которая также занимается обслуживанием туристов (кормление, проживание). Там и заказан ужин.

Финская кирха в Рускеале

С виду совершенно не подумаешь, что это церковь. Выглядит, как простой, 2-этажный дом. Внутри - так же совершенно домашняя обстановка. Все надписи по-фински и по-русски.

Спросили, много ли финнов живет в Рускеале? Оказалось - вообще нет! То есть, церковь рассчитана только на приезжих, и финансируется из Финляндии.

Путешествуя, при желании можно воспользоваться их услугами. Это, так сказать, их коммерческая составляющая.

Телефоны Рускеальской церкви:

(81430)-33-268

+7921-467-63-20

Северное Приладожье – край редкой красоты. В последнее время обсуждается тема создания в этом регионе Национального парка «Ладожские шхеры» Но не все в этом вопросе так однозначно. Проект вызвал жесткое противодействие местных жителей. Но есть и противоположное мнение. Чем все закончится – пока непонятно.

Обратный путь совершаем в ночной темноте при свете фар. В автобусе имеется видео. Чтобы скоротать время, прокрутили какую-то негритянскую комедию, "Большая Мама", кажется. Рядовые американские фильмы я не люблю. Но негритянские комедии - жанр достаточно приятный и легкий, чем-то напоминает французское или итальянское кино.

Еще 2008, заметив с трассы Олонец - Сортавала поворот на Петрозаводск, я отметил про себя, что как-нибудь есть смысл подумать о маршруте с использованием этой дороги. Сейчас можно сказать, что ее стоит включить в какой-нибудь план. Дорога красивая, интересная и несложная, годится для людей с небольшой велотуристической подготовкой. Можно посетить интересные объекты и сделать увлекательные радиалки. Ведлозерье - край перспективный!

В Петрозаводск вернулись где-то около 23 часов. Город наконец-то засыпало нормальным снегом!

 

Трек: СКАЧАТЬ