День 9: 06.08.23
Федоровка
– Кейкино – Дальняя Поляна – Извоз – Ивангород – Заречье – Карлово –
Комаровка – Кингисепп. 48,6 км. |
|||||||||||||||||||||||||||
Ночью шел дождь. Но к утру мы хорошо просохли. Выходим на асфальт,
идущий вдоль Луги. С левой стороны теперь идут не старицы реки, а основное
русло. И там есть прекрасные заходы, чтобы искупаться. В понтонах здесь нужды
нет! Тростников хватает, но и твердых берегов тоже хватает. Через 10 км после выезда
мы сворачиваем с основной дороги направо - это путь на Ивангород. Сначала
дорога у нас гравийная, проходит мимо какого-то фермерского хозяйства, или,
как еще в этих краях называют - мызы. За мызой дорога
переходит в грязную, мокрую двухколейку с высокой
травой и множеством комаров. Вдоль дороги идет влажное чернолесье. Сегодня мы идем на риск: двое участников у нас - без погранпропусков. Ну развернут нас - так развернут! Мы не настолько глупы, чтобы думать, что на этой заброшенной дороге нас не заметят. Наверняка уже с мызы позвонили: едут чужие! В 2008 году мы сталкивались в Карелии с тем, что взаимодействие местного населения с пограничниками организовано очень четко: мышь не проскочит! А сейчас так и вовсе, где-нибудь на дороге у них, наверняка, камеры спрятаны! |
|||||||||||||||||||||||||||
Меня могут спросить: а
чего вы тогда поперлись по этой дороге, а не по Кингисеппскому шоссе? Да
главным образом - для разнообразия! Ивангород для нас - логистический тупик.
Только вот не предполагали мы, что здесь будет такая грязища. Вдруг я начинаю падать
без причин! Еле удержался! Оказалось: репей зацепился за перчатку и начал
разворачивать мой руль. Чернолесье
заканчивается, дорога выходит в поля, теперь она сухая и удобная. И вдруг
навстречу - автомобиль! Вылезают два бойца. Обычная процедура
проверки документов. Похоже, бойцы даже удивились, что у троих из нас
документы в порядке. А еще у двоих - электронные копии об оказанной услуге по
оформлению пропусков. Мы приятно удивлены,
но пограничники отнеслись к ситуации с пониманием. Спросили только, как мы
нашли эту дорогу? По Яндексу? Нет, при планировании
маршрута мы предпочитаем пользоваться своей головой. А навигационные системы
используем редко, как дополнительный инструмент. Нас сфотографировали и
отпустили! Только категорически попросили кроме крепости ничего не посещать.
Ни променад на Нарове, ни квартал Парусинку,
который у нас был в планах. Жаль конечно, но за
такое отношение мы сделаем все, о чем нас просят! И, напоследок, наш
вопрос: "Наша встреча - не случайность?" "Конечно нет, за что же мы зарплату получаем!"
А вдали (да какой
вдали, совсем вблизи!) уже показался замок Германа.
Это - эстонский берег. А на русском берегу, прямо напротив него стоит
Ивангородская крепость. Мост через Нарову. Это погранпереход.
Раньше здесь были пробки, сейчас какое-то затишье. Тем не менее, в зоне
погранконтроля стоит несколько грузовиков, а по мосту границу переходят люди.
Здесь переход и авто, и пеший. Есть еще чисто пеший переход в той самой
Парусинке, куда нас настоятельно попросили не ездить. Нарва - почти чисто русский
город, и третий по величине в Эстонии. По обеим
берегам Наровы живут родственники, друзья. Пограничный режим для местных -
облегченный. Итак, Ивангородская
крепость. Посещаем фортификационное сооружение в две смены. Пока ожидаем ребят, мы
увидели запрещающий знак на проход справа от крепости. Вот это та самая
дорога, по которой нас просили не ходить: там - пункт погранперехода. Можно пройтись по
забралу стены и полазить внутри башен. На территории есть музей крепости и
два храма. Один из них был открыт. Подробнее о крепости
Ивангород: https://histrf.ru/read/articles/krepost-ivana-velikogo-ivangorod https://www.lenoblmus.ru/museums/ivangorodskiy-muzey С крепостной стены
открывается красивый вид на Нарву. У них там по берегу Наровы сделан
прекрасный променад, длиной не менее километра. Народ гуляет, много
велосипедистов. А на русской стороне променад, увы не
более пары сотен метров! И на него нас просили не ходить. Подробнее о городе
Нарва: https://triptoestonia.com/narva/ Ребята, заказывайте
погранпропуска очень и очень заранее! То ли почта работает плохо, то ли
Ленинградское управление ФСБ. Пропуска в Псковскую погранзону дошли гораздо
быстрее. Кроме Гены. На эстонской стороне
есть пляжная зона. Российский берег - гораздо более обрывистый, у нас такого
нет. На эстонском берегу установлены три флага: эстонский, евросоюза и...украинский! Ну не дураки, а? Выше по течению Наровы
видна Нарвская
ГЭС. Она находится в собственности России. Сама Нарова - река
бурная и порожистая. Жаль мы не увидели водопадов выше по течению. Но
пограничники успокоили нас: там сейчас смотреть нечего. Сброса воды ГЭС в
настоящий момент нет. Смотрите фото
Ивангородской крепости:
Итак, обе смены
участников крепость посетили. Заезжаем в «Юникс»: рыбный магазин, он же -
дегустационный зал, он же - рыбное кафе, где есть знаменитая ивангородская
минога и угорь. Но сейчас у них какой-то учет. Обедаем в столовой по
адресу: ул. Гагарина, д.1А, и покидаем Ивангород. Подробнее об
Ивангороде: https://a-121.ru/ivangorod-i-ego-okrestnosti-chast-pervaya/ Погранпункт Комарово.
Пограничники нас сегодня успокоили: на выезде никакого контроля не будет. А
вот на въезде - обязательно. И еще нас
предупредили, что грязной лесной дорогой ехать не надо. Весь учет и контроль въезжающих ведется только в Комарово, на Кингисеппской
трассе. Еще раз
приятно удивлен: какие же корректные и вежливые пограничники!
А могли бы просто отфутболить, и имели на то полное
право. А у нашего Геннадия
нет пропуска и в Псковскую область. И вот здесь все может быть гораздо
сложнее: это - почти дневной перегон. И надо будет в случае неудачи применить
альтернативный вариант. А это - три дня пути, через Струги
Красные. Смешанные леса
чередуются с полями. Шоссе идет параллельно ЖД-ветке. Ветер встречный. Да тут
у меня еще и колесо спустило, накачиваем.
Спустя 10 км от
Ивангорода, справа по ходу от шоссе, за полосой леса находится фосфоритный
рудник. "Фосфорит"
это градообразующее предприятие Кингисеппа, аналог нашего "Минудобрения"
в Воскресенске (или, по-народному, "Химдым"). Его промзона
находится слева от шоссе, тоже за полосой леса. А территория рудника очень
напоминает Хорлово
и Лопатино, те же карьерные выработки, те же сосновые посадки, те же
отвалы фосфогипса. Сейчас мы туда не заезжаем, а о ландшафте судим по чужим
фотографиям. Вот мы хотели сегодня заехать
в исторический квартал Парусинка. Сейчас могу с уверенностью сказать: не
получилось бы! Просто не хватило бы времени. Итак, Кингисепп. Мост
через Лугу. На том берегу - собор Екатерины. А у
нас сегодня здесь - ночевка под крышей, отель "Well". Как
говориться, надо перевести дух, помыться, почистить
перышки. Отель неожиданно
оказался просто шикарным! Кингисепп -
классический российский райцентр. Старых зданий там сохранилось очень мало, в
основном на проспекта Карла Маркса (бывшая Большая
Санкт-Петербургская, позже – Петроградская). Хотя город он старый, основан
еще до Петра. Сначала он назывался Ям, при Петре - Ямбург. При Советской
власти был переименован в Кингисепп, в честь Виктора
Кингисеппа, эстонского революционера. Самое интересное, что не столь
давно в городе проходил референдум по обратному переименованию города.
Подавляющее большинство жителей эту идею не поддержали. Идем гулять и ужинать.
На проспекте Карла Маркса, кроме старой архитектуры, установлен памятник
Петру, памятник самому Кингисеппу и скульптура пограничника с собакой.
Кингисепп – столица ингерманландского порубежья! Ужинаем в заведении
под названием "Жаровня". Сегодня день был не
по-ингрийски жаркий. Сейчас - ночь, темнота, но жара не спадает. Это даже не
Сочи, это Сингапур какой-то. Это - Ингрия, ребята! |
|||||||||||||||||||||||||||
|