День 3: 02.05.14

 

Минск (поезд) – Столбцы – Дрозды – ПеретокиЦвирки – Грядки – Любно – Горячки – Мир – Симаково – Городея – Несвиж

 

65 км.

 

Подъем в 6-00. Очень холодно, пасмурно, ветер. Выезжаем утепленными. Едем садиться на поезд до Столбцов.

Совсем рядом с гостиницей находится транспортный узел, подобный нашему Выхино: станция электрички и станция метро, "Институт культуры". Оттуда идет большинство поездов на Столбцы, часть идет с центрального вокзала.

Наш поезд - от Института культуры в 07-30, конечная - Столбцы.

Прибыв на станцию, мы выяснили, что 2 мая в Белоруссии - рабочий день, электричка в 07-30 по этому случаю не ходит, а вчерашняя девушка в кассе просто ввела нас в заблуждение. Старая, как мир, истина, что не всем женщинам следует верить!

На наше счастье, в 8-00 с главного вокзала отправляется электричка до Бреста через Столбцы. А вокзал, как мы уже знаем, совсем недалеко.

По темпу городской жизни заметно что сегодня будни.

На вокзале - никаких турникетов. Но здесь и тарифы соответственные! У нас за те же деньги, за какие мы едем в Столбцы, можно доехать разве что до Выхино!

Пригородные платформы низкие. Электричка по конструкции напоминает наши нынешние демиховские, но с маленьким тамбуром.

Сидящие пассажиры заполнили вагон полностью, но стоя не ехал никто. Мы поставили велорюкзаки на пол в вагоне, а велосипеды разместили в тамбуре. Двери в поезде почти на всех остановках открывались в одну сторону: направо по ходу.

(УВЕЛИЧИТЬ)

В нашем вагоне ехала группа велотуристов с Украины. 7 - 8 человек, самых разных возрастов. Группа категорийная, за плечами - Алтай, Тянь-Шань, Саяны.. Белоруссии - первый раз. Высаживаются в Барановичах.

Поезд идет населенными местами, напоминающими Ближнее Подмосковье 80-х годов. И природа тоже похожая. Чередование: лес - город - деревня - поле и так далее.

После Дзержинска народа в поезде стало значительно меньше.

Между Дзержинском и Столбцами поезд персекает большой, малонаселенный лесной массив.

Еще вчера мы заметили, что ранняя весна в Белоруссии опережает московскую, тоже раннюю. Все деревья тут распустились полностью. Запад, дыхание Гольфстрима! Что там говорить, если в Брестской области уже выращивают абрикосы, виноград и грецкие орехи!

Столбцы. Электричка стоит 2 минуты. Подготовились к высадке заранее, и по прибытию на платформу быстро выгрузились.

Большая станция, новый, чистый вокзал. В ближнем магазине закупаем продукты в дорогу, а заодно и пару фликеров в газетном киоске.

Столбцы - тихий, провинциальный белорусский город. Тут родился белорусский поэт Якуб Колас, есть дом-музей. В нашу сжатую программу не входит.

 

Столбцы. Вокзал.

Столбцы. Кинотеатр.

Столбцы

Столбцы

 

Значительная часть застройки одноэтажная. Часть домов интересной формы: как будто от городского квартала XIX века, где дома стоят стена в стену, как будто отрезали кусочек гигантским ножом, как от пирога. "Снесли соседние строения" - подумали мы. Но нет! Целый квартал (и более) частных домов застроен точно в таком же стиле. И вокруг каждого дома - участок, огороды и забор. Это, просто, стиль такой, видимо, идущий от средневекового польского города. Да, и крыши тут тоже типично польской формы.

Понравился городской кинотеатр: деревянный, но какой-то авангардной формы, как дизайнерский эксперимент из нашего Николо-Ленивца под Калугой!

Выезжаем на старое шоссе Минск - Брест. Новое, архиевропейское, идет параллельно чуть севернее. Кратчайший путь до Мира - по любому из них. Но наш путь запланирован местными дорогами, по белорусской глубинке.

Столбцы. Феликс Эдмундович.

 

Почти на перекрестке видим бетонный бюст огромных размеров. Чертовски напоминает Феликса Эдмундовича! Подъехали ближе - да он и есть! Дело в том, что тут, неподалеку - его родина, Дзержиново. Отсюда и название города Дзержинск, что мы недавно проезжали на поезде.

Какое-то время надо проехать по старому шоссе. Езда приятная, трафик низкий, а асфальт очень неплохой. Но до Мира по ней было бы ехать скучновато: прямая, как стрела, дорога уходит за горизонт а по сторонам - одни поля.

Немного потеплело, но пасмурно.

Мост через Нёман. Вдали по берегу видны сосновые боры.

Поворот с шоссе направо на местный асфальт в сторону села Дрозды. Сразу же появились два аиста и дали круг над головами. Мало того, приземлившись на крышу, один из них еще и спел!

Аисты на крыше

Аист на гнезде

Вы слышали когда-нибудь песню аиста? Дело в том, что у него полностью отсутствует голос. Не в музыкальном смысле, а в физическом: аист не издает звуков. Но петь же как-то надо, птица все-таки! Аист поет, часто-часто щелкая клювом, при этом он откидывает голову далеко назад, красиво изгибая шею.

Деревни очень чистые и аккуратные, везде чувствуется хозяйственная рука. Бросовой земли нет вообще нигде, используется каждый клочок. Маленькое трудолюбивое государство, фактически живущее в условиях экономической блокады со стороны так называемых "западных демократий" рассчитывает только само на себя. А дармовых нефти и газа в земле у них нет. Их кормит сама земля, как таковая.

Большинство домов в селах - деревянные. Но сруб несколько отличается от нашего. Бревна не круглые, а обтесаные четырехгранные, по форме бруса. Соединение "в лапу" не выступает концами бревен за пределы угла, а вписывается в этот самый угол. Это - западный сруб. Излюбленные цвета для покраски домов - сочетание желтого и зеленого.

"Нравится дом?" - спросил нас пожилой дядька. И с гордостью добавил: "Это - мой дом!"

Мы ответили, что дом очень хороший.

Переезжаем сверху по эстакаде новую трассу Минск - Брест.

Село Цвирки. Асфальт заканчивается, начинается грейдер.

Омела

На деревьях растет омела. Дыхание запада! Часто встречаются гнезда аистов. В полях вовсю идут работы.

По дороге - небольшой островной лес, окруженный полями. Заезжаем позавтракать. Лес - смешанный, сосна, ель, береза, с густым подлеском из кустарников. На краю леса - большая груда больших гранитных камней, скорее всего привезенных с окрестных полей. Сразу вспомнились "Борисовы камни" прошлого года.

Любновский Бор

Возвращаемся на грейдер. Дорога поворачивает в тот же самый лес. Здесь он более сухой, сосны на песке, мох, можжевельник. В лесу - католическое кладбище, многие надписи на надгробиях на польском. Вскоре сворачиваем с грейдера на лесную тропу. Тропа становится все менее выраженной, а на коротком участке мы пешком переходим небольшую болотину. Надо же, и в Белоруссии умудрились перелаз найти!

Любно. Погост.

Возделанные поля

Снова пошла хорошая грунтовка. Село Любно. Православное кладбище с деревянной часовней явно старой постройки. За селом снова начался грейдер, вышел в возделанные поля.

Солнечно, заметно потеплело.

Грейдер снова вошел в лес, уже относительно крупный массив. Ель, сосна, дуб. Дубы, порой, просто огромные. А временами - даже бук попадается . Европа...

Дорога извилистая, идет под небольшим уклоном вниз, катится легко.

Мирский лес

Мирский лес

В лесу - "Т" - образный перекресток, поворот налево. Вдоль дороги посажены вековые лиственницы. Судя по размерам деревьев, посадка явно времен Радзивиллов.

Небольшая речка Мирянка. Рядом с новым бетонным мостом - быки от старого моста, несравненно более старой постройки и деревянные элементы бывшей плотины. На берегу возле моста - развалины какого-то старинного сооружения, построенного большей частью из природных валунов и меньшей частью - из кирпичей.

Как выяснилось позже, это остатки водяной мельницы.

Рядом – кострише и несколько бревен вокруг. Место, действительно, симпатичное и несколько экзотическое.

Грейдер выходит из леса на большое поле. Вдали показался Мир и узнаваемые контуры Мирского замка.

риранка

Развалины водяной мельницы

Белорусский грейдер

Солнечно и уже просто жарко. Переодеваемся.

Мир даже нельзя назвать городом, это скорее поселок, большей частью одноэтажный. Много старых и даже каких-то ветхих построек. Центр Мира отреставрирован и симпатично смотрится. В центральной части есть церковь свроицы и костел св.Николая.

Мирский замок, главная достопримечательность города и одна из главных достопримечательностей страны. Это бывшая резиденция Радзивиллов, но не основная, а вспомогательная. Основная будет в Несвиже. Замок свыше 200 лет находился в состоянии запустения, либо откровенных развалин, в последние годы восстановлен "под ключ", вместе с интерьером. Сейчас замок является музеем. Информации о нем в сети множество, например:

http://mirzamak.by/ru/

http://piligrim.iatp.by/history.html

Мирвято-Троицкая церковь.

Мир. Костел Николая Чудотворца.

Мир.Главная площадь.

На подходе к замку сразу становится многолюдно. При нас подъезжет группа велотуристов с дальним снаряжением.

Какой-либо охраняемой велостоянки при замке нет, поэтому в музей идем посменно. Кстати, видели еще одну велотургруппу, оставившую близ замка свои велосипеды и дежурного при них.

Несмотря на то, что солнце сильно припекает, дует довольно холодный северный ветер. Пока ехали в лесу, да потом по полю с попутным ветром, холода совсем не чувствовалось. А сейчас специально располагаем велосипеды с южной стороны замка.

Смотрите фото Мирского замка:

 

Мирский замок

Мирский замок. Внутренний двор.

Башня Мирского замка

Мирский замок. Внутренний двор.

 

Мирский замок. Внутренний двор.

Мирский замок. Внутренний двор.

Мирский замок. Внутренний двор.

Музей Мирского замка

 

Музей Мирского замка

Музей Мирского замка

Музей Мирского замка

 

Музей Мирского замка

Подъем на башню

Музей Мирского замка

 

К замку прилегает парк с прудом. В парке - часовня-усыпальница одних из последних владельцев замка Святополк-Мирских. С противоположного берега пруда замок смотрится особенно эффектно.

 

Мирский замок со стороны озера

Часовня Святополк-Мирских

Мир

 

Подробнее о поселке Мир: http://globus.tut.by/mir/index.htm

Осмотрев все, где-то в 18-00 заправляемся в дорогу прекрасным лидским квасом - и в путь. Сегодня вечером надо прибыть в Несвиж.

От Мира до Несвижа ведет прямое шоссе с очень хорошим покрытием и маленьким трафиком. Едем с сильным попутным ветром. Слегка холмистая равнина, незначительные перепады высот. Вокруг - возделанные поля, вдали - островки леса.

Белорусские поля

Шоссе Мир - Несвиж

Шоссе Мир - Несвиж

Снова трасса Минск - Брест. Перед ней устраиваем короткий перекус в небольшой роще. Трассу пересекаем сверху по эстакаде.

Старая трасса Минск - Брест. Наземный переход. Перпендикулярный трафик небольшой.

Интересные лесозащитные полосы: густо посаженные невысокие елки, подстриженные в форме правильной, прямоугольной стены.

Навстречу нам из Несвижа в Мир едет большая группа велотуристов. Не исключено, что они едут каким-то другим маршрутом. Но по всей логике, скорее всего их путь лежит от одного достоприма к другому. Группа разбилась на несколько подгрупп и растянулась более чем на 3 км. Каждый раз думаем, что колонна уже прошла, и тут появляется новая группа. Все с большими, походными велоштанами и в шлемах.

Немного сочувствуем ребятам: весь перегон им приходится проходить против сильного и холодного встречного ветра.

Городея, небольшой город. Вокруг него идет окружная дорога, просто по чистому полю, совершенно не интересная. Естественно, едем через город, надо же на него взглянуть!

Тихий белорусский город, большей частью одноэтажный, больше внешне напоминает крупную кубанскую станицу. Через город проходит ЖД Минск - Брест, останавливаются электрички. Это один из вариантов заброски из Минска как в Мир, так и в Несвиж, если вы ограничены во  времени. Так, если у нас послезавтра, в последний день погода вдруг критично изменится в худшуюю сторону (будут идти сильные дожди), Городея будет вариантом нашей аварийной эвакуации. Тогда просто сядем на электричку, и доедем на ней до Барановичей - оттуда у нас обратный билет.

В Несвиж мы прибудем уже поздним вечером. Поэтому в Городее мы пополняем запас продуктов на ужин.

За чертой города - относительно пологий, но длинный спуск. С попутным ветром развиваем очень большую скорость, приходится притормаживать.

Слева от нас протянулся красивый лесной массив островного типа. На карте он правильной прямоугольной формы, с противоположной от нас стороны за лесом во всю длину протянулось село Завитая (мы его, естественно, не видим). Знаки: "Несвижский лесхоз" и олень в треугольнике, что значит: "Осторожно, дикие животные на дороге". Лес, хоть и маленький, но обитаемый!

Шоссе Мир - Несвиж

Местность становится холмистой. В лесу обращают на себя внимание большие сосны со стволами конической формы.

За лесом - развязка в форме кольца. Направо - объездная дорога вокруг Несвижа. В город - налево.

В Несвиж въезжаем в глубоких сумерках. Вдоль шоссе вытянулась новая застройка не выше 9 этажей, а большей частью - значительно ниже. Город понравился уже даже в этой части - очень чистый и аккуратный.

Вскоре пошла и старая, историческая застройка. Гостиница близко.

Несвиж сейчас - видимо, самый яркий туристический объект Белоруссии в части культурного наследия. Но инфраструктура города пока что не поспевает за туристической популярностью. Выбор жилья пока что небольшой. Мы думаем, что это только вопрос времени. Мы же забронировали номер в гостинице Несвижского ЖКХ.

Гостиница находится в самом центре, в одном из зданий бывшей воинской части. По стилю это видно. Все удобства в коридоре (но все цивильно!) Номер - большая комната с металлической дверью, возможно, бывшая оружейная комната. В номере - раковина, телевизор, холодильник. Душ - на этаже, общего пользования, но вполне аккуратный. Кулеров в гостинице нет, но чайник на номер выдают. В общем, безо всякого сибаритства, строго, чисто и аккуратно. И все, что необходимо для нормальной жизни, тут есть.

Да, и самое главное для нашего брата! Велосипеды размещаем в техническом помещении на 1-м этаже.