Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу

 

 

Актуальный репортаж с места событий.

Здесь размещаются свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего – фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты.

 

 

27.08.16: Туголесское трофи-2016.

 

 

Маршрут: Туголесский Бор – ХаринскаяВасюковка – Ивановская – ЛешниковоМитинскаяТуголесское болото – НовосельцевоЕпифановская – станция Пожога - Пожога – Маланьинская – Семеновская – Осаново-Дубовоерадиалка до роля – Семеновская – Починки – ЛузгариноКурьянихаИнюшинская - Кривандино.

 

92 км, 1 человек. 

 

Туголесскоее болото - одна из самых крупных болотно-торфяных систем Мещеры. Помимо, собственно, болот, туда входит очень много озер, затопленных выработанных торфяных карьеров, осушенных пустошей, заболоченных лесов и островных, сухих, высокоствольных лесов. А, также, плотные заросли березово-осинового мелколесья, тонкие стволы которого стоят так плотно, что передвижение в них без топора невозможно. Видимо, отсюда и пошло название – «Туголесье».

В августе 2014 г. мы делали трофи в эти края, и получили много интересной информации. Исследование болотно-торфяных систем - интереснейшая тема, ее можно продолжать до бесконечности. Вот и сейчас состоялся разведывательный поход в Туголесье. Основным замыслом было исследование периферийных лесов, примыкающих к массиву с запада, и по возможности - выход к отдельным, периферийным водоемам. Но наибольший азарт представлял сквозной проход по западной границе болота. Это 6-километровый участок вдоль дренажного канала по насыпи (если это возможно). Обратный путь планировался великолепными сосновыми борами, примыкающими к ЖД-ветке Кривандино - Рязановка.

Платформа Туголесье, поселок Туголесский Бор. Солнечно, жарко. Еду в обход озера Свиношное, через деревни, примыкающие к поселку с запада. Поля, пустоши, далее - уход в лес.

Леса здесь коренные, высокоствольные, хвойные, очень красивые. Лесные дороги в большинстве своем прекрасно проходимы. Встречаются лужи после недавних дождей, но все они проходимы.

От дитинская выхожу на отличный грейдер, который идет красивым черноольшанником, перевитым лианами хмеля. Далее грейдер проходит между старыми, затопленными торфяными карьерами. Встретил необычного ужа: очень больших размеров, и разрисован мелкими ярко-зелеными пятнами. Эдакий уж-дракон, первый раз вижу такого! Сразу вспомнились страшные рассказы про аномальных ужей Шушмора. При ближайшем рассмотрении оказалось, что уж, вылезая из воды, просто обляпался в ряске! J

(УВЕЛИЧИТЬ)

 

Озеро Свиношное

Туголесская переферия

Леса к западу от Туголесского болота

Леса к западу от Туголесского болота

Леса к западу от Туголесского болота

 

Непролазное Туголесье

Туголесские каналы

Туголесские каналы

Дом в Ивановской

Лесные дороги

 

Возле Лешниково

Ромашковое поле

Черноольшанник

Грейдер на Видный

Ольховые джунгли

 

Залитые карьеры

Залитые карьеры

Залитые карьеры

 

Грейдер уходит налево, в направлении дачного поселка Видный. Мне – направо, по тропинке вдоль карьера. Тропа с глубокой грязью, разводья перелезаются с большим трудом. А вот и квадроцикл! С разбегу препятствия преодолеть не может, посмотрит, примерится, потом нехотя переползает, раскачиваясь и буксуя. Куда уж нам!

Неожиданно нахожу сухой и удобный объезд лесом. Пара сотен метров - и я, в обход проблемных мест, оказываюсь на канале.

Длинный, прямой канал направлением север - юг. Есть грунтовая дорога. На моей стороне – вековой сосновый бор, на противоположной - чернолесье. Дорога так укатана, что можно ехать на самой большой скорости.

Но это счастье продолжается недолго. Появляются отдельные лужи, потом еще больше. Ехать можно, но урывками. Дорога разбита квадроциклами. На моем берегу, слева от дороги - болото с непролазным "туголесьем", на противоположном - чернолесье.

И так - где-то километра три.

Канал перекрывает большая бобровая плотина. Вот кто еще добавил дороге непроходимости: бобры подняли уровень воды в канале, а вместе с ней - и уровень грунтовых вод, который тут и без них высокий.

Дорога начала улучшаться. Болото слева сменило чернолесье. А потом - и вовсе сосновый бор. Примерно такой же лес и на другом берегу.

 

Канал южного направления

Боры в начале канала

Вдоль канала

Непролазное Туголесье

Середина пути

 

Плотина на канале

Тростники посередине дороги

Дорога улучшается

Противоположный берег

Боры в конце канала

 

Примерно через 6 км от начала перегона вдоль канала, доезжаю до бетонной перемычки. Дорога идет вдоль канала и дальше, только несколько поросла травой. С этой же точки вглубь соснового бора уходит отличная лесная дорога неизвестного пока направления. На перемычке установлены задвижки регулировки уровня воды в канале.

 

Перемычка

Задвижки

Бобровое полено в задвижке

Притоки канала

 

Переезд на другой берег. Главная задача выполнена, теперь, как "бесплатное приложение", будет дорога по сосновым лесам.

 

Туголесские пустоши

Скотопрогонная дорога

Вишня среди леса

 

Большая луговина. Вдали пасется стадо коров. Из соснового леса на луговину выходит широкая скотопрогонная дорога, целиком вытоптанная коровами. Сегодня по ней проехала одинокая легковушка отпечатав яркий след. Давно не видел у нас таких дорог. Они больше характерны для Испании, где используются для ежегодных перегонов овец и существуют со времен мавров, если не Рима.

Ехать по такой дороге, конечно, очень неудобно, но по автомобильному следу - несколько проще.

Дорога подходит к довосельцево. Где-то здесь, по старым данным, есть (или была) небольшая роща из древовидного можжевельника. Когда-то давно, еще на дорожном велосипеде «Урал», я пытался ее отыскать. Это без координат - как иголка в стоге сена. Но что-то похожее  мне попалось.

На опушке леса, на окраине маленького, заброшенного поля было скопление можжевельника высотой до 3 м, или несколько выше. Но, судя по описаниям, это было не совсем то.

И сейчас мне показалось, что я снова попал в это место. А может быть - дежавю.

Нет, либо место не то, либо за долгие годы много чего изменилось. Несомненно одно: окрестный лес, действительно, очень богат на можжевельник. Здесь его очень много, и много высоких экземпляров.

Д.Новосельцево. Переход через шоссе Дмитровский Погост - Кривандино. Вырубки на месте старых пожарищ.

Снова еду лесом. По ошибке завернул в Епифановскую, здесь тупик. После белорусского похода этого года, сейчас мне бросилось в глаза, что многие деревни Подмосковной Мещеры имеют довольно ухоженный и аккуратный вид. Даже такие затерянные, как Епифановская. Я думаю, это связано с покупкой домов и земли в них городскими представителями среднего класса. Иными словами, это те же дачи.

А основная дорога идет чуть в стороне от деревни, и представляет собой две колеи с полоской дерна между ними. Но дорога очень хорошая.

Обращают на себя внимание сосны, которые растут, как бы извиваясь, наподобие океанской водоросли ламинарии гигантской у берегов Камчатки. Почему-то в этом лесу такие деревья не редкость.

 

Под Новосельцево

Под Новосельцево

 

 

Извивающиеся сосны

Извивающиеся сосны

Извивающиеся сосны

Извивающиеся сосны

 

Затерянная в лесах станция Пожога. Год назад мы тут проезжали с велокэтовцами Velo и Velexx-oм. Только тогда тут был оранжевый грейдер. А сейчас - евроасфальт без единого шва, который так порой приводит в восторг некоторых наших велосипедистов в загранке. Асфальт абсолютно пустой.

 

Пожога. Лесная дорога.

Пожога. Новый асфальт.

Осаново-Дубовое. Прежде чем перейти однопутную ЖД, я обратил внимание, что грейдер с которого я хотел свернуть, уверенно уходит в лесную даль. По предварительным данным, там есть только мосты через реку Поля, и существование этих мостов под вопросом. А за ними путь на Шатуру. Интересно, однако!

Итак, небольшой запас времени есть. Посмотрим, по крайней мере, состояние грейдера, и есть ли перспективные отворотки. Ехать на Полю - это не сегодня.

А грейдер великолепен! Отлично укатанный, красного цвета, как где-нибудь под Мезенью! А вокруг - ну совершенно реальная, медвежья глухомань. Куда же он ведет? Неужели к мостам? Тогда я и в Шатуру успею!

 

Грейдер в никуда

Грейдер в никуда

Грейдер в никуда

 

Еду долго. Миную слева большое болото. Поворот на 90 градусов, на повороте охотничьи скамейки. И качество покрытия сразу резко падает. Но на автомобиле ехать можно, а на веле тем более.

Перпендикулярная просека ЛЭП. Это запасной путь до двух из мостов. Но пути нет, и, похоже, никогда не было: просека заросла полностью. Остается третий мост, самый проблемный. Но дорога теперь стала не менее проблемной.

Это долина Поли. Леса в верхнем течении этой реки (да еще реки Бужа это далеко отсюда) - это нечто! Самыми непроходимыми лесами Мещеры можно назвать черноольшанники, но здесь, наверное, еще хуже. Это смесь всех деревьев, включая дуб, липу и хвойные. Все это заросло высокой травой, крапивой, кустарником, перевито лианами хмеля и очень напоминает амазонские джунгли. Много поваленных деревьев. Под ногами хлюпает грязь. Комары здесь не переводятся, наверное, до морозов. Если не проложено специально отсыпанной дороги, передвигаться тут крайне затруднительно, а с велосипедом - практически невозможно.

Но дорога когда-то отсыпана была, тем более, что это была узкоколейка. Сейчас, по тому что есть можно передвигаться пешком, и то с неудобствами.

Ну, пара сотен метров все равно погоды не сделает. В вопросе про мост есть смысл поставить логическую точку.

Поля. От моста остались только гнилые опоры. Вдали, правда, видно что-то вроде большого дерева, поваленного поперек реки. Но подойти туда - целая проблема.

 

Разрушенный мост через Полю

Разрушенный мост через Полю

Дорога в районе моста

Леса на Поле

 

Дорога в районе моста

Полная глухомань

Полная глухомань

 

 

 

Делать нечего, придется всю эту длинную радиалку проделать обратно. И поторопиться, тогда можно успеть на последний поезд. Главное сейчас - не нахватать сгоряча щепочек ходовой частью, а то еще не хватало тут петух погнуть!

Шоссе на Кривандино

Обратный путь до Семеновского. А дальше - только асфальт до Кривандино другие пути уже просто не прокатят по времени.

Благополучно успел на поезд. Да еще и предпоследний.

И все-таки: почему такой отличный грейдер вел в никуда? По внешнему виду мост рухнул давно.

Как вариант, его используют охотники и рыбаки. Последние подъезжают по бывшей узкоколейке (а отчего же ее не использовать) к Поле настолько близко, насколько это возможно, а последние метры просто несут лодку до воды. Рыбалка-то на Поле отменная!

 

 

Трек: СКАЧАТЬ

 

 

 

Наши походы

Планы походов

Участники проекта

Актуальный репортаж

Написать нам

Арт-страница

На главную страницу