День 1: 23.07.22
Москва –
Кандалакша, заброска. Поздний вечер, Ленинградский вокзал. Очень тепло. На вокзале очень много водников. Не дай Бог попасть с ними в один вагон, а тем более - в одно плацкартное купе! У них же тоже багаж объемный. Но все обошлось самым лучшим образом, разместились прекрасно. Поезд № 016А "Арктика", Москва - Мурманск, отправление в 00-41. В вагоне очень мощный кондиционер. Внизу комфортно, а вот на верхней полке откровенно продувает. Наша попутчица поделилась методом: она обычно заклеивает на время пути решетку кондиционера газетой. Но сейчас крышу образуют наши велосипеды на багажных полках: это как дополнительный потолок. Но я на всякий случай приготовил себе на ночь подшлемник. И - спать! День 2: 24.07.22
Москва –
Кандалакша, заброска. Просыпаюсь, и вижу с полки: поезд переезжает по мосту Неву. Сан-Питер. Через несколько минут - Ладожский вокзал, где мы стоим почти час. До постройки этого вокзала поезд "Арктика" ходил в обход Питера, по перегону Чудово - Ирса. Станция Свирь. Стоянка полчаса, смена локомотивной бригады. Здесь на платформе всегда продают копченую рыбу и морошку. Также есть всякая еда, мороженое, пиво. А при желании могут предложить и кое-чего покрепче. Наш выбор - морошка. Петрозаводск. Дождь. Стоянка 20 минут. На здании вокзала - новый сверкающий шпиль, и построили новый надземный переход. Под его прикрытием можно и в дождь немного прогуляться. Кондопога. Сухо, но начинается мелкий дождь. Медвежья Гора. Сухо, тепло. Сегежа. Последняя прогулка перед сном. Вечер, ясно, прохладно. Все карельские крупные города немного подновили, это видно из окна поезда. Спать, завтра утром прибываем. День 3: 25.07.22
Автомобильная
заброска Кандалакша - Варзуга. Велосипед: Варзуга –мыс Толстик – Лодочный
ручей. Автомобиль
– 249 км, велосипед – 30,6 км. |
|||||||||||||||||||
Проснулся в пять утра, почти за 2 часа до прибытия. За
окном - густой туман, и типично северные пейзажи. Подъем - аналогично. Только вместо густого тумана - яркое солнце и голубое небо. Северные пейзажи при таком освещении особенно красивы. А вот над водоемами кое-где стелется легкий туман. Видимо, на улице прохладно. Полустанок с говорящим названием "Полярный круг". Проходим без остановки. Но где-то уже спустя час небо становится пасмурным. Мелькнул очередной водоем, но со следами отлива и желтыми
водорослями на берегу. Губа Белого моря! Не отследил, какая именно. Кандалакшские проливы. ЖД по насыпи пересекает беломорскую
губу Канда. Недалеко к западу, по аналогичной трассе, губу пересекает шоссе
Москва - Мурманск. Канда - это самый удаленный залив Белого моря. В дамбах
сделаны узкие проходы для воды. Успел разглядеть, как через проход в море
прет бурная вода. Отлив! И сейчас тоже - отлив! |
|||||||||||||||||||
Между ЖД и шоссе вода в Канде несколько опресненная. А за шоссе
- и вовсе пресная. Невдалеке видна Кандалакша и горы Кольского. Их вершины - в тумане. Поезд описывает
дугу вокруг Кандалакшского залива и прибывает на станцию. Прибытие в 06-37. Прохладно, пасмурно. К станции близко подходит цепочка
гор. Выгружаемся, но велочехлы не распаковываем. Будем их грузить в машину в
упакованном виде. По рекомендации нашего доброго знакомого, Виталия
Иващенко, мы заранее списались с водителем, который делал их выброску из
Кузомени пару лет назад - Игорем Пироговым, телефон 8-911-340-72-32,
8-921-270-72-32. На платформе нас встречает его напарник Вадим. Оба мужика -
из Умбы. А на пристанционной площади стоит УАЗ "буханка" с
тентованным прицепом. В принципе, в этих краях достаточно широкий выбор
перевозчиков. Да сейчас почти везде с этим неплохо! На этот раз Игорь встретил нас лично, с той же "буханкой", но без прицепа: в прошлый раз нас было 5 человек, сейчас - 3. Только если в 17 году заброска до Варзуги стоила 11000 р за машину, то теперь 19000 р. А учитывая, что нас теперь не пятеро, а трое, издержки на человека будут еще несколько больше. Переход через пути - короткий и наземный, без тоннеля и
эстакады. Переходить рельсы по кратчайшей не стоит: тут ходят маневровые
локомотивы. И если вас заметят менты, могут быть неприятности. Тем более, что
недавно на путях случилось ЧП, и они бдят! Но об этом мы узнаем гораздо
позже. В 17 году мы узнали об этом на выброске, когда незадолго до посадки в поезд мы с Геной перешли пути на вокзале в Кандалакше в неустановленном месте. Полицейский тогда просто поговорил с нами, объяснил ситуацию и.....отпустил! На все четыре стороны, или, как говорят поморы, "на все четыре ветра"! Ситуация, по московским меркам, совершенно немыслимая. В Первопрестольной из нас бы всю душу вытрясли! А заодно, вытрясли бы и кошельки. Погода в Кандалакше пасмурная, на улицах следы дождя. Да и сейчас он идет, но очень редкий, отдельными каплями. И совершенно не мешает нам грузиться. А на улице довольно тепло! Велосипеды в чехлах размещаем в прицепе, в положении
«стоя». Сначала заезжаем в военкомат, отметить отпускное
удостоверение Геннадия. Служба! Затем отправляемся в "Пятерочку", и
закупаем продукты на ближайшие три дня. Велосипеды в чехлах мы загрузили прямо в «буханку». Заехали и теперь, только не в военкомат, а в отделение полиции. Видимо, правила для военнослужащих стали проще. А вот в "Пятеру" не получилось: раньше она работала в Кандалакше чуть ли не круглые сутки, а теперь еще даже не открылась. Но в Умбе мы должны поспеть как раз к открытию. Насчет дозаправки продуктами в пути: магазины есть не во
всех населенных пунктах. Есть вот где: - Варзуга; - Кузомень; - Кашкаранцы; - Умба; - Лувеньга; - Кандалакша. В Кузомени мы не будем, а остальной список магазинов остается в силе. С маленькой поправкой: в субботу и воскресенье в Кузреке (это – между Кашкаранцами и Умбой, но ближе к Умбе) работает ларек. Поселок разросся! И вот, выезжаем из города. Примерно половина Терской
дороги имеет хорошее асфальтовое покрытие, как минимум до Оленицы. Но асфальт
дорожники потихоньку продолжают тянуть в сторону Варзуги, и докуда дотянули
его сейчас - точно не известно. Протянули еще! На 14 километров. Для прошедших пяти лет это - всего ничего. В области поменялась власть, и новый губернатор заявил, что асфальт - это дорого. А до Варзуги осталось всего-то дотянуть 47 км из общего расстояния 249 км до Кандалакши! Но на укрепление оставшегося грейдера он деньги выделил. Как бы там ни было, но в процессе прохождения увеличение асфальтового отрезка не осталось для нас незамеченным. Здесь и
далее каждый панорамный снимок открывается с увеличением простым кликом по
панораме. Сразу за чертой города - крутой подъем до Крестового
перевала. Наверху есть отличная смотровая площадка, с видом на Кандалакшский
залив. Просим Вадима остановиться. На самой высокой точке перевала есть другая обзорка:
площадка с грунтовым покрытием. Но вид оттуда - несколько хуже. А немного
ниже - асфальтовый пятачок. Оттуда - вид что надо. Выходим из машины. Вид великолепен, несмотря на пасмурную
погоду! Залив покрыт множеством островов. Море удивительно спокойное. Сейчас
- примерно половина отлива.
Нельзя не остановиться на этой точке, настолько прекрасный вид с нее! Но: за прошедшие пять лет низкорослые деревья выросли, и закрыли значительную часть обзора. Подрубили бы их, что ли? Ну не пострадает от этого экология! Сейчас, чтобы увидеть полный обзор, надо немного пройти от традиционной смотровой по тропе вниз. Со скальной ступеньки оттуда тоже открывается прекрасный вид, но несколько в другом ракурсе. Колвица. Игорь просит заехать в село: ему надо отдать пару шин своему другу, тоже Игорю. Конечно, нет проблем!
У Игоря из Колвицы очень хороший, добротный дом прямо на берегу Колвицкой губы, до моря - десяток шагов. На море сейчас мощный отлив. Не успели мы отъехать от Колвицы, как пасмурное небо разошлось. Голубая синь от горизонта до горизонта, яркое солнце. Терская дорога в такую погоду смотрится феерически. Ребята даже не узнали залив в устье Кузреки, и обратились ко мне с вопросом: "Что это?" Да я сам ее с трудом узнал! Но Кузрека - это чуть позже, а пока мы заехали в Умбу, столицу Терского административного района. Здесь находится последняя бензозаправка, восточнее их не будет. Так что автопутешественникам по Терскому берегу следует здесь запасаться бензином впрок. А мы едем к "Пятерочке" и успеваем к самому открытию. Запасаемся продовольствием. Трафик на Терской дороге очень низкий. А за Умбой он
становится почти нулевым. До постройки новой дороги (а это было совсем недавно),
сначала в виде грейдера, а потом - наполовину - и асфальта, значительная
часть сообщения по Терскому берегу велась по старой дороге: непрофилированной
грунтовке, идущей прямо по берегу моря. Большая часть этой дороги сохранилась
до сих пор, и используется, в основном, рыбаками и туристами. Местами, старая
и новая дорога совпадают: это там, где скальные массивы подступают к самому
морю, и путь отходит от береговой линии. Либо - в отдельных местах переправы через некоторые реки. Таких мест мало, я запомнил только два. А так - на Старом Терском тракте либо наведены свои переправы, либо (и гораздо чаще) переправляются вброд. А так - старая и новая дорога почти параллельны, и
расстояние между ними составляет не более 1-2 км. С новой дороги,
периодически, есть отворотки в сторону моря (и старой дороги тоже), и выехать
на берег не представляет проблем. Когда мы поедем своим ходом, мы постараемся
ехать старой дорогой как можно дольше. Это – интереснее! И только потом
выйдем на новую дорогу. На этот раз мы дорогу вдоль моря будем использовать еще больше. Такая возможность есть. Где-то, в районе Мосеево, Вадим показывает одну из таких
отвороток. Там находится его тоня - Троицкая. Вадим приглашает нас заехать
позже, если будет время. В тот раз так и не заехали. Сейчас Игорь подтвердил, что такая тоня была, но сейчас, вроде бы, не используется. А вообще, рыбацкие тони мы постараемся посетить по максимуму, как действующие, так и заброшенные. Знак Полярного круга: беседка, дерево с многочисленными
ленточками. Стоп: на всех последних фото в сети здесь был грейдер! А сейчас -
новый асфальт. Уже дотянули! Ну, значит, грейдер вот-вот начнется. А он все не начинается и не начинается. Спрашиваю у
Вадима: "Неужели асфальт положили до самой Варзуги?" Но нет, не
положили: осталось еще 70 км грейдера! И вот, начался грейдер красного, марсианского цвета. Стоят
дорожные знаки ремонта, работают дорожные машины. И сразу затрясла
"гребенка"! Сейчас асфальт продлен еще на 14 км, что за 5 лет - ничтожно мало! Временами начинает моросить дождь. А сейчас-то погода - прямо сказка! Игорь рассказал, что жара, к нашему счастью, закончилась, и началась комфортная погода. А то и до + 30 С доходило! У многих граждан превратное представление о нашем Севере. Большинство сходится во мнении, что там "холодно". Причем на это утверждение порой ведутся даже опытные туристы. Конечно, летом + 10 +12 С - это здесь нормально. Но разве это холод? А чаще бывает + 14 + 16 С. Совсем не редкая температура за + 20 С. А случается и жара под 30. Более того, даже зима здесь совсем не холодная, в среднем - 10 -12 С, то есть, нормальный московский январь. Причина простая: греет Гольфстрим. Так где же, спросите вы, этот "суровый Север"? Дело в том, что зима здесь, хоть и не холодная, но очень долгая. Снег может лежать пятнами даже в начале июня. Ну и конечно следует помнить, что погода тут может радикально поменяться несколько раз за сутки. Но в этом есть и свой плюс: если пошел серьезный дождь, вряд ли он затянется на несколько дней. По крайней мере – в летнее время. И еще момент: многие погодные приметы средней полосы здесь просто не работают. Долговременный прогноз составлять сложно, и часто приходится принимать решения по текущей ситуации. Многих пугают дороги Кольского. Да, их здесь очень мало. А многие из тех, что есть, очень труднопроходимы. Но что касается именно Терского берега, то дорога тут чудесная, и доступна даже велосипедистам с весьма средней подготовкой. Вот по такой прекрасной дороге нас везут сейчас, и по такой мы поедем сами. Грейдер начинает забирать к северу и отходить от моря.
Финишная прямая! И вот он начинает уверенно спускаться вниз, а в конце дороги
обозначилась лесистая гряда: это восточный берег реки
Варзуга! Машина выкатывается на главную площадь села. Моросит дождь.
На площади - маленький рынок с полиэтиленовыми тентами, и рубленая,
автобусная остановка (есть автобусное сообщение с Кандалакшей с пересадкой в
Умбе. Рейсы не каждый день.) Мы выгрузились, и перенесли вещи под крышу
остановки, благо она очень большая. Собираем велосипеды. Продавцы на рынке - семья из Кировска. Проявили живейший
интерес к нам. Весьма приятные и простые люди! Доехали до Варзуги. Погода просто шепчет! Нас высадили на площади перед деревянным храмовым комплексом, о нем позже. Тепло попрощались с Игорем, и - собирать велосипеды. А комары и мошка уже тут как тут. Тепло им тоже нравится! Варзуга - старейшее поселение поморов на Кольском. Это
большое и благоустроенное село. Тут живут не дачники, не летние жильцы, здесь
люди живут постоянно и всерьез. Магазины, кафе, школа, отделение связи,
пекарня –все это здесь имеется. Недавно построили еще и небольшую гостиницу. А теперь и еще одну, уже после 17 года. Без нас она успела и сгореть, и заново отстроиться! В селе работает успешный рыболовецкий колхоз (именно
колхоз!) "Всходы коммунизма". Вот такое
интересное название! Очень развит туристический бизнес, в первую очередь -
рыболовной направленности. Причем, самый выгодный контингент – европейцы,
особенно англичане, и, представьте себе - норвежцы ("норги")! Что
сюда тянет представителей очень рыбной страны? Правильно: еще лучшая, чем у
них, рыбалка! Варзуга - самая семужная река Терского берега. Более того: самая семужная во всем мире! Поголовье семги здесь выше, чем вообще где бы то ни было. Хотя, конечно, неумеренный промысел сказался и здесь. Но
за поголовьем ухаживают, работают рыборазводные хозяйства. Выше по Варзуге, и на лесных озерах расположен ряд
рыболовных баз, куда наших братьев по разуму доставляют аж на вертолетах! Ни в коем случае не пытайтесь купить семгу с рук! За такое предложение вас и побить могут. Семга - товар стратегический, лов ее жестко регламентирован, а за незаконный промысел (тем более, с целью сбыта) можно заработать серьезную статью, немногим легче, чем за оружие и наркотики. Поэтому, если вы предложите продать вам семгу, вас посчитают за провокаторов из органов, которые косят под наивных туристов. Последствия могут быть самые неприятные. Покупайте, что хотите: щуку, камбалу, зубатку, палтуса, треску, даже горбушу, но только не семгу. Тем не менее, отметим, что браконьерский промысел ведется, и семга у народа есть. Не народ плохой, жизнь плохая. В большинстве населенных пунктах Терского берега почти нет никакой работы. В Варзуге – есть: колхоз и турбизнес. Еще пару слов о рыбе. Этот год выдался очень урожайным на грибы и ягоды, в чем мы еще убедимся. А вот с рыбой в этом году ни шатко, ни валко. Впрочем, Игорь нам дал адрес в Умбе, где по его рекомендации мы можем купить рыбу. Не семгу! Село расположено на обеих берегах реки Варзуги. Там, где
мы сейчас - это новая Варзуга и ее официальный центр (Успенская или
Пречистенская сторона). На левом берегу - старая Варзуга или "Варзуга
для своих" (Никольская сторона). Левобережье значительно полнее
сохранило старый поморский колорит. Но главный достоприм Варзуги, разумеется - деревянный
храмовый комплекс, старейший на Кольском, и крупнейший за Полярным кругом в
мире. Туда мы и отправляемся пешком посменно (он находится на этой же главной
площади). Продавцы на рынке, видя наши телодвижения, предложили
присмотреть за нашим снаряжением, чтобы мы могли сходить все вместе. Очень
отзывчивый народ! И поморам можно доверять, особенно в такой дали. В других
местах страны мы этого никогда бы не сделали. Комплекс состоит из Афанасьевской церкви, колокольни и самого
выразительного здания - Успенской церкви. Церковь недавно
прошла капитальную реставрацию, и теперь светится свежим деревом. А на земле
дожидаются установки несколько маковок для Афанасьевской
церкви. Рядом - дом настоятеля и причта. Храмы обычно закрыты,
но женщина из Кировска позвонила персоналу, подошла женщина в монашеском
одеянии и открыла храм. Кстати, на дверях висит объявление, призывающее
звонить им при желании войти внутрь, и указан телефон. В 17 году отреставрированная Успенская церковь отливала желтым цветом свежего дерева. За 5 лет храм приобрел благородную серебристо-серую окраску, и теперь мало отличим от старых деревянных построек. А купола так и стоят на земле! К сожалению, мы уже не застали здесь настоятеля Успенской
церкви – отца Митрофана. Это – человек очень интересной судьбы. В миру отец
Митрофан был военным моряком, с двумя высшими, военными образованиями. Он
командовал несколькими военными кораблями Северного Флота, в разное время. В
более позднее время он был настоятелем Успенской церкви села Варзуги, а ныне
– митрополитом Североморской и Умбской епархии, кем и является по сей день. Отец Митрофан пользовался большим почетом и уважением у
жителей Варзуги. Река Варзуга протекает в глубокой долине. От главной
площади села на высокий склон ведет капитальная, деревянная лестница с
красивыми фонарями. Наверху – новое, современное здание школы, и смотровая
площадка, с отличным видом на село и окрестности. На другом берегу виден
большой крест, стоящий среди леса. Что нам сразу же, после высадки из авто, бросилось во
внимание: необычайно чистый воздух! Первая ассоциация, пришедшая на ум:
горный! Что, отчасти, и верно: при восхождении вверх, и при перемещении в
высокие широты, многие физические процессы сходны: плотность и прозрачность
воздуха, атмосферное давление, ультрафиолет, и, конечно же, температура. Но здесь был еще какой-то, специфический, очень приятный
запах. Хвойного леса? И, он тоже. Но был еще какой-то запах, не то -
ароматизированного чая, не то - пряной приправы. Через пару часов, мы к
запаху привыкли, и не замечали его до конца пути. Позже мне удалось опознать 3 составляющие аромата:
багульник, полярный чабрец и можжевельник, которого здесь немеряно. Но было
много и еще чего-то другого. Варзуга – единственное село Терского берега, стоящее в
отдалении от берега моря. Выше по реке, кроме нескольких рыболовных баз,
человеческого жилья нет до самого истока Варзуги. Более того - до самого
Баренцева моря! Теперь мы посетим старую Варзугу. Переправа на лодке. Под
горой, внизу главной площади, всегда дежурят перевозчики. Стоимость - 30 руб
с человека. Вместимость лодки, обычно - 6 человек. Деревянные тротуары, старые, но добротные дома. Крытых,
северных дворов из вековых бревен, как в других местах Русского Севера - нет.
Дома одноэтажные, небольшие и компактные. Деревянная церковь Николая Чудотворца, старейший на
Кольском православный храм. Чуть ли не до последних лет, он использовался,
как магазин. Сейчас он закрыт на замок, над дверьми – икона, а новый магазин
- рядом. Возле магазина - воинский мемориал, как в любом российском
населенном пункте. Но исполнение!...Это же просто Почозерский, или Порженский погост в миниатюре!
Обелиск окружен добротным, деревянным забором, с лемеховой крышей. А на внутренней
стороне ограждения, по всему периметру - персональные фото бойцов, участников
ВОВ! Теперь идем на Золотой Крест, тот, что мы видели издали.
Идти надо по улице, максимально приближенной к реке, вверх по течению реки. Мы
свернули раньше, и случайно зашли в чужой двор (вот такая там
огороженность!). Хозяева любезно показали нам правильный путь, и выпустили
нас через калитку (которая все же была!). Дальше тропинка приведет куда надо, не ошибетесь! За
околицу села, вдоль реки, потом в лес, и вверх. Лес в Варзуге северный, невысокий. Как из новогодних
елочек, но не тех, что стоят в квартире, а, скорее, из тех, что стоят на
площади перед муниципальным ДК. Но имеют при этом форму «штыка от винтовки».
Это – «финская ель» - переходная форма от европейской ели к сибирской. Травы
здесь очень мало. Вместо нее – мох, толокнянка, брусника, можжевеловый
стланик. Смотрится все это, прямо, как ландшафтный парк! Золотой крест Варзуги. Установлен в честь защитников
Варзуги от нападения викингов, которое имело место в давние времена. Крест
огромных размеров, отделан золотом. Дальше: тропа идет к святому источнику, вглубь леса. Туда
уже не идем: сегодня надо и проехать немножко! Возвращаемся через реку обратно. Периодически моросит
дождь. На этот раз мы в левобережную, исконную Варзугу не переправлялись. Программа по Варзуге была короткой: проехаться по главной улице правобережья и посмотреть храмы снаружи. Но удалось зайти и внутрь Афанасьевской церкви. Сейчас там идет косметический ремонт. Едем по главной улице. Оба берега реки высокие, с обеих берегов прекрасный обзор. Дома варзужан крепкие, добротные. Далеко не всегда поморские аутентичные, но и не режут глаз откровенными элементами новодела. Люди здесь живут постоянно, и свой быт обустраивают капитально. На одном сайте мы видели фото варзужского дома изнутри, так там даже аквариум со скаляриями есть! Это в такой-то дали! Не забывайте, что на другом берегу Варзуги нет уже ни дорог, ни мостов. Проезжаем мимо нового дома с надписью "Кафе". Заглянем на обратном пути. В конце улицы начинаются сенокосы с буйно цветущим иван-чаем. На Терском берегу это растение образует порой мощные заросли, и издали прямо-таки горит мощным ярко-розовым сиянием. Здесь же, в конце улицы оказалась небольшая роща, огороженная старым деревянным забором. Мы думали - погост, но сразу же за плотными деревьями там оказался большой глубокий провал с лесом на склонах и на дне. И больше ничего! В чем смысл забора? Единственное объяснение, которое пришло в голову: это мера элементарной безопасности. Чтобы не улететь в провал, который совершенно не просматривается. Ну вот, пора бы и пообедать! Кафе - это, оказывается, не только кафе, а целый культурный центр с конференц-залом. Кормят очень вкусно, выбор большой, порядка 10 видов только одного кофе. Еще раз заметим, что Варзуга живет очень капитально! Между прочим, в селе есть аж три (!) музея: Музей поморского быта, Поморская изба и Музей колхоза "Всходы коммунизма". Все три музея создал один человек: варзужский краевед Заборщиков Петр Прокопьевич. https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/s/arktika-segodnya/9510281 Но, к сожалению, их посещение у нас не запланировано. А у велотуристов время регламентировано жестко. Кстати, Варзуга - это единственный населенный пункт на Терском берегу (кроме относительно крупных Умбы и Кандалакши), где с вами не торопятся здороваться на улице: привыкли к туристам. Но присутствие последних здесь совсем не ощущается: они не ходят по улицам, а рыбачат на дальних точках, собственно за этим они сюда и приехали. Заходим в магазин купить вкусного хлеба варзужской
выпечки. Важной статьей нашего походного хозяйства будет закупка рыбы. Как
раз сейчас идет горбуша, причем, этот год на нее - урожайный. Но сейчас не
срослось: завоз улова был утром. Как мы уже отмечали, этот год выдался не рыбным. Но в магазин мы заглядываем, больше ради любопытства. Магазин в северной деревне - это больше, чем магазин. Это - место общения! И если туда пришли местные бабушки, не рассчитывайте, что ваша очередь подойдет быстро. Пока не обсудят все темы, они от прилавка не отойдут! И продавец тоже - непосредственный участник дискуссии. Спешить здесь некуда! Впрочем, если вы обратитесь народу с просьбой отпустить вас побыстрее, отказа вам, разумеется, не будет. Посмотрев на красивую панораму села с обзорной точки наверху лестницы, мы выдвигаемся в путь-дорогу. Подробнее о Варзуге: СМ.ЗДЕСЬ. Варзуга на Википедии: СМ.ЗДЕСЬ Официальный сайт Варзуги: СМ.ЗДЕСЬ Варзуга на ВК: СМ.ЗДЕСЬ Перекус на автобусной остановке. Кировские товарищи
снабдили нас кипятком (по собственной инициативе!). Дождь прекратился. И вот,
наконец, едем! Сначала едем по тому же грейдеру, по какому приехали сюда.
Сразу же - длинный тягун (спуск к Варзуге, повернутый наоборот). Вокруг –
типичный, варзужский лес, много участков беломошника. Вот и сейчас едем по той же дороги, ощущая педалями притяжение реки Варзуги. Дорога идет ступенями вверх-вниз, но общее направление - на подъем. Долина реки Варзуги глубокая! А погода вокруг - летняя! А грейдер - абсолютно пустой! Начало
велосипедного пути: Через 5,5 км после старта - поворот налево, по стрелке
"Кузомень". Аналогичный грейдер. Пологие, но очень ощутимые тягуны
и спуски. Впереди предстоит пройти Кузоменьские пески: самую
настоящую песчаную пустыню, размером 2х10 км. В этот раз мы не посещаем Кузоменьские пески и село Кузомень. Вместо этого мы планируем 2 ночевки на тоне Тетрина, восхождение на гору Домашняя близ Колвицы, и радиалки в горном районе под Кандалакшей. Но всем, кто путешествует в этих краях, посетить Кузомень мы советуем обязательно. Скажем несколько слов о этих местах. Кузоменьские пески - явление рукотворное. Кузомень
дословно обозначает: "Еловый мыс" ("Kuusiniemi",
совр.финн.) Заготовка леса на топливо для солеварен и неумеренный выпас скота
в 19 веке привели к появлению незакрепленных песков. Лесной пожар довершил
начатое. Сегодня Кузоменьские пески занимают полосу вдоль Варзуги длиной 10
км и шириной 2 км, и тянутся до самого впадения реки в Белое море.
Сопоставимую площадь занимают пески и на другом берегу Варзуги. В песках - множество автомобильных следов. Большинство из
них, так или иначе, идут в сторону села Кузомень, но много и бессистемных.
Эти места ценят любители экстремальной езды по пескам на транспорте высокой
проходимости. А при езде на обычном автомобиле здесь лучше вообще не
останавливаться: есть риск потом вовсе не сдвинуться с места без помощи
трактора. Что касается велосипеда, то с ним здесь трудно двигаться даже
пешком. Мы идем, выбирая участки поплотнее. Основная дорога, если ее можно так назвать, на Кузомень,
огорожена с двух сторон снегозадерживающими заборами, чтобы зимой на дорогу
не сдувало снег из пустыни и не заносило дорогу. Песок здесь, на дороге,
самый рыхлый и глубокий. Здесь встречаются самые настоящие дюны и барханы, порой очень
высокие. Пытаемся высмотреть в понижениях среди них проходы в сторону моря,
по кратчайшей. Бесполезно: все перепутано! Ну и ладно. Тем более что село
Кузомень тоже посмотреть хочется! Пейзаж вокруг выглядит совершенно нереально. Представьте
себе настоящую пустыню, пропитанную влажным морским воздухом, где по барханам
со стороны моря быстро ползут клубы тумана, стелясь по пескам на уровне не
выше колена. Песок откровенно марсианского цвета. Шарму добавляет пурпурный
щебень поверх песка. Кожей ощущаем, что вокруг – холодно, но от влажности и
физических усилий организму жарко! Пустыня расширяется, пески надвигаются на Кузомень и
окраины лесов. С ними борются, завозят торф, укрепляют им песок, высаживают
траву и саженцы сосны. Мы видели такие участки рекультивации. Чья сторона
берет вверх - пока сказать трудно. В любом случае, борьба нелегкая! Подробнее о прохождении Кузоменьской пустыни в 2017 году: http://bibolsh.narod.ru/ways/tersky2017/day4/day4.htm Сейчас поворот на Кузомень мы проезжаем мимо. И уже сегодня мы будем на морском берегу. Спустя 7 км после поворота на Кузомень - отворотка влево, хорошая грунтовая дорога. Едем туда. Через 800 м направо уходит еще одна грунтовка. Она не ведет к морю, и примерно через километр заканчивается на объекте, который выглядит со спутника, как маленькое озеро. Но почему-то к нему проложена несоразмерная дорога. Мало того, что она очень хорошего качества, она еще и широкая, как шоссе. Что-то сомнительно, что туда ездят рыбаки и охотники. Что же там такое? Решаем сделать разведку, благо недалеко. Дорога отличного качества быстро заканчивается, теперь она в беспорядке завалена камнями. А потом и вовсе начинается болотина. За болотиной дорога становится вроде бы приемлемой, но разведку решаем не продолжать: есть риск потратить много времени. И только тут мы заметили одну особенность, которая не сразу бросилась нам в глаза. Вдоль дороги с обеих сторон тянутся валы из камней, явно искусственного происхождения. Валы старые, заросшие мхом и кустами можжевельника. Над прокладкой дороги изрядно кто-то поработал! Не исключено, что в ее конце находится карьер. Возвращаемся на грунтовку, ведущую к морю. Дорога идет прекрасным сосновым бором. Леса Терского берега вообще очень красивы, но те, что находятся ближе к Варзуге и Кузомени, просто феерические! Без подлеска (кроме многочисленных кустов можжевельника), с разноцветным моховым ковром. Колорита придают многочисленные камни. Сосны в лесу невысокие, но очень интересной формы. Молодые деревья пирамидальные, старые растут не ввысь, а вширь. По форме они напоминают не то вековые дубы, не то японские бонсаи, только большого размера. Ближе к Кузоменьским пескам - вообще стопроцентные беломошники. Попадая туда трудно отделаться от ощущения, что на земле лежит снег. Даже не верится, что это настоящий природный ландшафт, а не компьютерная графика. По такому лесу можно гулять бесконечно! Почти не крутим педали, велосипеды катятся сами: уклон к морю. "Чувствуете притяжение моря?" - спрашиваю я ребят. "Чувствуем!" - отвечают они. Уклон, большей частью, незаметен для глаза, но временами местность спускается вниз большими уступами. На дороге пошли отдельные лужи. По всему заметно, что обычно здесь сухо. Видимо, ранее прошел сильный дождь. Позже местные нам расскажут, что это лето выдалось дождливым. И очень теплым. И забегая вперед, скажу, что в процессе похода мы, порой, наблюдали следы этих дождей, там, где в 17 году было совершенно сухо. В нос ударил свежий запах водорослей и соленой воды. Выезжаем из леса на открытое пространство. Примерно на 500 метров в ширину и сложно сказать, насколько в длину, земля устелена мхом, брусникой, толокнянкой, вереском, вороникой, кустами можжевельника и очень редкими отдельными соснами, не более метра ростом. Местность выглядит, как самая настоящая тундра, но является не совсем таковой: везде абсолютно сухо. Видимо, такой пейзаж - следствие морских ветров. А вот и само море! Мы выкатываемся на высокий скальный обрыв из темно-красного камня. Мыс Толстик! Такие же красные глыбы высовываются внизу из морской воды, дно усеяно ими метров на 300 от берега. На самом деле - значительно дальше, мы наблюдали это в 17 году, когда, плутая между этими камнями, мы выходили здесь на берег со стороны Кузомени, во время полного отлива. А сейчас - примерно половина прилива. Погода прямо летняя, очень тепло, и море выглядит прямо по-южному. На море - прибой, но его валы пенятся вдали от берега, за зоной отлива. А под обрывом на воде тишина! На обрыве находятся развалины тригапункта из бревен. А в прошлое наше посещение он еще стоял! Здесь же установлен деревянный поклонный крест. Это старая поморская традиция. Такой крест - это своего рода часовня. И одновременно – ориентир и навигационный знак. А здесь, на высоком мысу он виден издалека! Просто не хочется уезжать отсюда. Но путь продолжать надо. А для начала сделаем небольшую разведку. Мы уже обмолвились, что в свое время мы поплутали среди камней по обсохшему морскому дну. Было это так: Пляж и локальный участок тундры закончились, к берегу
подошел лес. Вместо плотного песка под колесами пошел темно-пурпурный гравий,
а вдоль береговой линии протянулся невысокий, чуть больше метра, обрывчик из
камня такого же цвета. Отлив продолжается, но от береговой линии в море
особенно не отъедешь: участки ила, много водорослей и много больших камней
лежат в отливных лужах. И все это тянется очень далеко в море. Ехать стало
заметно труднее. Дальше - сложнее. Каменные поля следи отливных луж и
донной грязи тянутся аж к самому горизонту. На берегу - уже не гравий, а
каменный хаос, да еще с завалами из плавника. Береговая линия перестала быть
прямой, одна за другой пошли полукруглые бухты до километра в диаметре.
Срезать их по прямой оказалось еще сложнее, несмотря на то, что вода из них
отступила. Мы поднялись на берег, пытаясь найти какую-нибудь тропу.
Бесполезно: только трава по пояс и лес неподалеку. У нас был трек от Веломурмана, и мы шли четко по нему.
Значит, все по плану! Но как же тогда тут автомобили ездят? А они ездят! Как оказалось потом, если увеличить масштаб навигатора до
упора, то было бы видно, что путь мурманчан пролегал в паре десятков метров
от нашего. Но ничего не просматривалось в упор! А как потом выяснилось, их дорога сходит с морского песка
на западной оконечности подтурка (локальный тундровый участок). Но продолжим. Устье ручья. Удалось переехать с разбега:
неглубоко, и дно относительно ровное. Ломимся дальше. И вот на берегу
показался высокий холм с тригапунктом и поклонным крестом. Мыс Толстик.
Выходим на берег, и сразу же находим грунтовку. Идет со стороны Кузомени.
Если ехать в направлении, противоположном нашему, заблудиться сложно. Теперь, когда мы оказались в тех же местах, очень интересно выяснить и увидеть вживую: где же мы пропустили выход на правильную дорогу. Расстояние этой радиалки будет не более 3 км туда-обратно. Едем. Едем по основной, грунтовой, хорошо проложенной дороге. Некоторое время едем по пустоши. Как же ее лучше назвать? Давайте будем именовать ее "сухая тундра". Ведь и в настоящей, климатической тундре не все участки заболочены, есть и сухие места, точно с такой же растительностью, как и у той, что сейчас у нас под колесами. Граница леса. Березовое криволесье. Дорога уходит туда, и сразу упирается в очень глубокую лужу. Ну, может быть, прямо по морскому берегу мы найдем тропинку? Да, поначалу она есть. А потом просто обрывается. По берегу большой бухты (такой знакомой!) нет даже пешеходной тропы. Ну, все. Примерно знаем, где мы тогда потеряли дорогу. А ломиться любой ценой ради простого любопытства - это не совсем правильно. Кстати, незадолго до нас с этой самой дороги выехал джип. Это уже информативно! Едем обратно, на запад, по "сухой тундре", по неплохой грунтовке. Единственный маленький минус - на дороге много камней. Но дорога вполне проходима. С холма хорошо видно, что каменные поля на отливе совсем
даже не уходят за горизонт, но тянутся достаточно далеко. Море спокойное.
Солнце в тумане. Теперь едем по грунтовке. Пересеченка. Много вросших в
землю валунов и гравия. Кругом пустошь с покровом из толокнянки, брусники,
мха и вереска. Травы почти нет. В стороне тянется лес. Лес вскоре подходит к окраине дороги. Море - тут же,
рядом. На дороге, временами, попадаются песчаные подушки, и велосипед
заносит. Тогда было солнце в тумане, и довольно прохладно. Сейчас же - сияющее солнце, голубое небо, и вопрос - как бы не обгореть. Не обгорели! В такую погоду ехать по самому берегу арктического Белого моря, больше похожему сейчас на Черное - это просто счастье! Ехал бы так до конца жизни! В процессе подготовки похода, немного западнее мыса Толстик, в некотором удалении от моря мы на спутниковой карте увидели пустошь среди тайги. Аналогичная пустошь (выглядит сверху на спутниковых снимках точно также) нам попалась в 17 году. Это был локальный остров Кузоменьской пустыни. Вот как он выглядел: И вот, первый выход в пески. Пустыня начинается не сразу,
а сначала в виде локальных участков. Этот участок достаточно крупный. Что по песку на велосипедах передвигаться нереально, стало
ясно с первой же секунды. Какое-то время, по самой окраине пустыни, можно
было ехать не по дороге, а по «целине», где песок был покрыт сверху тонким
слоем какого-то черного мха. Но скорость при этом не превышала скорость
пешехода.
Первое предположение: новая пустошь - это тоже локальный участок Кузоменьских песков. Ну это же интересно, надо же посмотреть! Радиалка туда была запланирована заранее.
Среди "сухой тундры" находим нужную отворотку. Въезжаем в лес. Дорога усеяна неровными камнями, а местность ступеньками поднимается вверх, ехать непросто. Спустя 700 м мы выходим на открытое пространство. И...о чудо! Взамен песчаной пустыни мы видим пустыню каменную! Пространство усеяно множеством гранитных камней. Откуда это взялось? Никаких техногенных следов нет, это явно не карьер. Это игра сил природы. Каких? Возвращаемся на основную дорогу.
Позже мы узнаем, что в глубине терской тайги такое явление не редкость. Это курумники: продукты разрушения кристаллических горных пород. Очень характерны для крайнего Севера и сибирских регионов, т.е.мест с достаточно суровыми климатическими условиями. Курумники, как и ледники, могут расти и очень медленно двигаться. Несколько обустроенных стоянок на морском берегу. Недалеко
- 3 деревянных домика, место ночевки туристов от «Кола-Трэвел». В море впадает
Лодочный ручей - поток воды с крупными камнями по всему руслу. Протекает в
небольшом каньоне с красными, каменными стенами. Ручей можно пересечь по
камням (с груженым велосипедом очень неудобно), а можно выехать на грейдер, и
пересечь ручей по мосту. Грейдер – менее, чем в километре справа. Туда и
продолжается наша грунтовка. Не успели мы отъехать по ней, как увидели
хорошую отворотку влево, к ручью. В конце отворотки - прекрасно оборудованная
стоянка со всеми возможными в походе удобствами. Ставим лагерь. Лодочный ручей! Без труда находим нашу старую стоянку. Она занята. Автопутешественниками из Самары. Ну не беда, находим новую, неплохую, совсем недалеко от старой. Вода в Лодочном ручье вкуснейшая, ее можно пить без кипячения, как и в любом водоеме Кольского. За некоторым исключением, о нем скажем позже. Паркуя велосипеды, с удивлением обнаруживаю, что мой велосипед стоит на заднем колесе, на ободе. Прокол! Заклеиваюсь. На море - пик отлива. Прибой шумит где-то на горизонте. Песчано-гравийная отмель мокрая, последние ручьи стекают с нее в море. По отмели можно гулять. И здесь очень тепло: возвратившись в лагерь, мы заметили, что на суше ощутимо прохладней. Море хранит тепло лета! По отливу гуляют какие-то чуваки. Позже мы узнали, что это - участники геологического лагеря, который стоит на противоположном берегу Лодочного ручья. А геологам там есть чем заняться, там же - Аметистовый берег! Но этот берег у нас будет завтра. Ясно, тепло. Отбой! |
|||||||||||||||||||
|