День 3: 31.07.21
Железноводск
(вокзал) – ул.Ленина – ул.Калинина – ул.Семашко – Курортный парк – гора
Железная (подъем-спуск) – Верхняя Каскадная лестница – Нижняя Каскадная
лестница - Ferrum-площадь –
Курортное озеро – ул Парковая – ул.Ленина – ЖД-вокзал. 13,4 км |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Солнечно, тепло. Сегодня у нас - Железноводск. Город находится на кавминводовской равнине, у подножия горы Железной. Как мы уже говорили, почти все курорты края соединены между собой ЖД-веткой Минеральные Воды - Кисловодск. Кроме дальних поездов, по ней ходят электрички с интервалом в полчаса - час. Поезда Демиховского завода, той модели, которая была распространена в Подмосковье лет шесть назад, и ходит до сих пор по Ярославскому, Казанскому и Павелецкому направлениям, ну и кое-где остались и на других ветках. Но составы укороченные. Ходит также Ласточка, по цене обычной электрички. Поезда заполнены очень умеренно. Турникетами оборудован только Кисловодск, но контролеры по составу ходят постоянно. Меня в первый раз очень удивило, когда на входном контроле попросили предъявить работающий телефон и включить фотоаппарат. Оказывается, все просто: под эти безобидные приборы может быть замаскировано взрывное устройство. Это же Кавказ, тут у них Чечня под боком, а за хребтом - и вовсе Грузия! Как мы уже говорили, обстановка тут сейчас спокойная, но привычка осталась. Терские казаки никогда не должны терять бдительности! |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, на ветке находятся почти все курорты. Кроме Железноводска. Уже в эпоху паровозов туда все еще ездили дилижансы, потом провели боковую однопутку от станции Бештау. Уже при Путине пассажирское сообщение по ней отменили. Но в этом году возобновили, но только по выходным дням, прямой поезд от Кисловодска. А сегодня – как раз суббота. Итак, поезд. Отправление в 09-20. Проехали Ессентуки, проехали Пятигорск. Станция Бештау - на окраине города. И в максимальной близости от одноименной горы. Стоянка здесь аж 15 минут, так что гору можно хорошо рассмотреть. Кстати, в Ессентуках мы стояли тоже 15 минут. Видимо, это был какой-то сбой, потому что на обратном пути все остановки были стандартные: 1 минута. После Бештау поезд сворачивает с основной ветки на железноводскую. Дорога становится совсем извилистой. Горы: Бештау, Машук, Железная, отчасти - Змейка и ряд других, менее заметных вершин находятся на территории большого, по здешним меркам, единого широколиственного Бештаугорского лесного массива, куда также входят леса, покрывающие горы Бештау и Машук. Поезд сейчас идет через этот лесной массив. Глядя в окно, думаешь: по азимуту через этот лес идти невозможно, настолько он густой. Будущее покажет, что очень даже возможно: густота, в основном, вдоль ЖД. Видимо, это связано с профилактическими работами, которые время от времени проводятся вдоль любой лесной линии. Рубка дает густой подлесок, который редко бывает в старом лесу. Прибываем на маленький старинный ЖД-вокзал Железноводска. Говорят, что еще год назад он разваливался от бездействия. Сейчас этого не скажешь. Железноводск - самый маленький из курортов края, и самый экологически чистый. Город расположился у подножия горы Железной. Курортный и жилой районы стоят отдельно. Жилой - нам совершенно не по пути, и мы увидим его только с горы.
Железноводск имеет курортный парк, единственный на Водах, который вообще никак не высаживали. Он находится в естественном лесу. На входе в курортную часть - дворец эмира бухарского. Мы еще сюда вернемся, и осмотрим ее. Но получилось так, что по возвращению мы про него просто забыли. Так что приводим фото из открытых источников. Главный променад, где находятся бюветы с водами Славяновская и Смирновская. Здесь же - Пушкинская галерея, металлическая конструкция, возведенная по принципу Эйфелевой башни. Галерея выполняет роль концертного и выставочного зала, или, как тут принято говорить - курзала.
Рядом со Смирновским бюветом находится новый фонтан (причем, он – светомузыкальный) в виде бюветных кружек. Что это за посудины такие? Да просто кружка с носиком. А носик для того, чтобы некоторые виды минералки не соприкасались напрямую с зубной эмалью: вредно! Следует заметить, что во всех бюветах продаются одноразовые стаканчики. Но мы решили: гулять - так гулять, и еще вчера обзавелись кружками, которые теперь носим с собой. От фонтанной площади начинается еще один, гораздо более длинный променад. Это Каскадная лестница. Она гораздо внушительней, чем таковая в Кисловодске. Лестница спускается до Курортного озера - самого красивого и благоустроенного водоема на КМВ. Попутно заметим, что такой замечательный город, как Кисловодск имеет аж 2 озера - но оба без воды! Никак их не доделают. Жители просто возмущены! Ну, здесь мы еще пройдемся. А сейчас будет подъем на гору Железную. Железная - доминанта всего города, она просто нависает над ним. Гора поросла могучим лесом с преобладанием ясеня, граба, дуба и бука. Железная имеет правильную коническую форму. Истинный вулкан! Каким он, по сути, и является (почти). На вершину ведет спиральная грунтовая тропа шириной около метра. Склоны крутые, но за счет спирали набор высоты проходит с малыми усилиями. Это - просто приятная прогулка. Еще дома мы запаслись парой скандинавских палок - по одной на участника. Это у нас - не для занятий скандинавской ходьбой, а для удобного передвижения по пересеченной местности. Высота горы - 853 м. Но с учетом того, что город находится на высоте 550 м, фактический подъем составит около 303 м. В разрывах леса открываются отличные виды. В частности - на соседнюю гору Развалка. Она несколько выше Железной - 926 м. Название ее говорящее: из-за обилия трещин и скальных нагромождений кажется, что гора вот-вот развалится. Подъем на Развалку сложен и опасен, требует серьезного опыта. Восхождение на нее мы делать не будем. А вот к самой горе подойти лесом мы планируем (забегая вперед, скажем, что на это нам не хватило времени). Тропа популярна, на горе встречаются люди, а то и целые экскурсии. На горе много троп, которые позволяют срезать витки спирали. Но они неудобны из-за крутизны, сыпухи и колючих кустов. Но вот, по такому крутому, но хорошо нахоженному склону наверх ушла целая группа. А мы продолжаем путь по спирали. Открываются виды, как на жилые, так и на курортные кварталы Железноводска, и во всей красе - на Бештау. Послезавтра мы делаем на нее восхождение. Собственно, курортный квартал Железноводска находится как раз в седловине между Железной и Бештау. Наша тропа становится совсем узкой, и люди с нее исчезают полностью. Видимо, большинство идет по тому подъему, где до нас взошла экскурсионная группа. Но тропа, по-прежнему, плотно набита. Ближе к вершине тропа становится круче, появляются буковые леса. Итак, сделав 3 полных витка вокруг горы, и полюбовавшись видами во все стороны, мы выходим на вершину. Это - круглая, ровная площадка размером примерно 20х20 м. На ней растут невысокие деревья, и стоит поклонный крест (аналогии с Русским Севером!) Под тонким слоем почвы угадывается плоский каменный монолит. Это - лавовая пробка, которую так и не сумел вышибить несостоявшийся вулкан. На вершине достаточно людно. Однако, обзора с нее нет: его закрывают деревья. Но несколькими метрами ниже вершины есть скальная группа с хорошей обзорной площадкой. Вид с Железной на Бештау Весь город - прямо под ногами. Каскадная лестница кажется совсем короткой, и похожа не на высокую лестницу, а на плоскую полоску. В конце ее - Курортное озеро. Оно видится таким близким, что кажется - плюнешь в него, и попадешь! Проделываем обратную спираль. Один раз, все-таки, срезаем путь - там, где все срезают. Итого, подъем на Железную и спуск с нее составили в сумме 6,2 км. Вид с Железной на горы Лысая (слева) и
Машук (справа) Следует заметить, что у основания Железной гору обходит по лесному кругу кольцевая дорога. Ее протяженность – около 4 км. Она хорошо оборудована, имеет места для отдыха и источники минеральной воды. Это – терренкур железноводского парка. Пройтись по нему интересно, но у нас на это уже не хватит времени. Как и на ряд интересных точек, расположенных в глубине Бештаугорского леса. Дополнительно о горе Железной: http://www.okavkaze.ru/?p=3499 Почти у окончания спуска встречная супружеская пара берет у нас интервью на экшн-камеру. Спрашивают: советуем ли мы людям без подготовки совершать восхождение на Железную? Отвечаем, что не просто советуем, а категорически рекомендуем. Слово за слово, и оказалось, что это - велотуристы из Питера, знают ВелоПитер, Гуревича...Пообщались от души. Сейчас они путешествуют пешком, а живут в палатке, которую в свое отсутствие не боятся оставлять в лесу. Спуск закончен. По плану у нас еще был путь лесом (там проложен официальный терренкур, о котором говорилось выше) до Развалки и немного дальше. Там есть много чего интересного: пещера древнего человека, пещера вечной мерзлоты (есть тут такой феномен), красивое урочище Селитряные Скалы. Но времени уже явно не хватает, точнее - хватает на крайнем пределе - если передвигаться бегом. Не зря все-таки люди говорят, что на Железноводск надо два дня. Ну ладно, посмотрим Каскадную лестницу. Лестница спускается по склону горы. Она здесь разительно отличается от того, что мы видели с горы: большая, высокая и очень длинная. То, что когда-то построили в 50-е годы, уже в наше время продлили почти в 3 раза, и довели лестницу до Курортного озера. Озеро прекрасно оборудовано, набережная, пляж, всевозможные пирсы. А всего лишь несколько лет назад здесь была чуть ли не лужа с лягушками!
На КМВ мне довелось побывать 33 года назад, еще при Советской власти. Это была экскурсия от работы, в ноябре месяце. Стояла промозглая пасмурная погода, в горах уже лежал снег. Но хочу сказать, что Каскадная лестница в снегах смотрится по-своему феерически!
Программа была такова: Ставрополь - Невинномысск - Домбай - Пятигорск - Ессентуки - Железноводск. Кисловодска не было. Разумеется, тогда я не увидел и сотой доли того, что мы видим сейчас! Как раз хватает времени, чтобы дойти от Курортного озера до вокзала. А Развалку с окрестностями отложим до лучших времен. Возвращаемся в Кисловодск. Дополнительно о Железноводске: http://www.na-kmv.ru/component/option,com_kb/task,article/article,133/ https://www.sanatoriums.com/ru/zheleznovodsk/dostoprimechatelnosti?yclid=3154571958910975999 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|