Примечание WEB-администратора:
В июне 2008 года
наше сообщество, совместно с товарищами из Санкт-Петербурга совершили
велосипедный поход по Северному Приладожью (см.ЗДЕСЬ), где нашим главным проводником и организатором был наш
старый союзник Павел Красников, за что выражаем ему огромную благодарность. В
настоящем отчёте Паша продолжает свою традиционную ладожскую тему, и
рассказывает о новых исследованиях этого края в осенний период 2008 г.
4-5 октября 2008 года состоялась очередная поездка в
Северное Приладожье. В ней принимало участие 6 человек: Алексей, Костя
(груднички), а также пока новые для нас люди: Женя, Дима и Ольга, ну и
конечно Мутный. Целью поездки являлось посещение хутора близь Рускеалы,
на котором мы предполагаем провести первую неделю января 2009 года. Приладожье мы посещали уже неоднократно, но, тем не
менее, ещё осталось много уголков этого замечательного края, где я ещё не
был, из них те, что мы наметили для этой поездки - Саркисюрья, железная
дорога, идущая в скалах на перегоне Импилахти-Ляскеля, и ещё раз хотелось
попасть осенью в Рускелу, на мраморные разработки. Ещё хотелось посмотреть
новые дороги на севере Петсеваар. Нелегко было придумать маршрут, соединяющий в себе эти
точки, хоть и расположены они не очень далеко друг от друга. В результате
получился очень интересный маршрут от Импилахти через две всем уже известные
ГЭС в Харлу и Хямякоски, Янисъярви, далее через Петсеваары в Саркисюрью, а
оттуда уже в Рускеалу. В середине сентября было решено, что забрасываться
будем на поезде Санкт-Петербург-Янисъярви, который следует через Лодейное
поле. Короткий световой день подсказал и место старта - либо Ляскеля, либо
Харлу. Остановились на последнем. Выезжаем на дизеле из Сортавалы. На вокзал я традиционно прибыл одним из последних. И сразу пошёл в кассу получать билеты, купленные через Интернет. Эта была моя первая покупка билетов через Интернет. Получение билетов оказалось довольно длительной процедурой, вместе с ожиданием в очереди из двух человек - почти 20 минут. Но, в целом, довольно удобно, при покупке билета можно выбирать ЛЮБОЕ из имеющихся мест, покупать билет без белья. Билет можно купить круглосуточно и, не выходя из дома. Ещё на будущее: сдать билет, купленный через Интернет, можно только при предъявлении банковской карточки, по которой билет был куплен. Я так понимаю, что деньги возвращают на карточку. |
|||||||||||||
Отъезд с Ладожского вокзала проходил в нервной
обстановке. Дима и Ольга подошли буквально за 10 минут до отправления поезда.
При этом, билеты у них тоже были куплены через Инет, а в кассе было много
желающих получить билеты таким образом. Погрузились довольно быстро. А вот легли только в
Лодейном поле, уже после манёвров, осуществляемых доблестными работниками
железной дороги. Нас катали больше часа по одному и тому же пути взад-вперёд,
постоянно толкая. Проснулись около 9 утра и стали неторопливо завтракать,
ведь прибытие поезда в Харлу в 13:15. В Питкяранте выходили на улицу.
Знакомый запах ЦБК и вокзал! Из вагона почти все вышли. После Питкяранты поезд довольно долго идёт вдоль залива,
затем в красивом сосновом лесу, а после Импилахти начинаются скальные выемки.
Очень красиво! Всегда мечтал проехать на этом участке железной дороги.
Проводница была очень любезна и открыла нам дверь в торце состава, откуда мы
и делали многочисленные фотоснимки и видеоролики. В Харлу прибыли без опоздания, выгрузка прошла быстро.
Сразу поехали на ГЭС, где занялись заправкой Костиного тормоза и заменой моей
покрышки. В Янисйоки мало воды, гораздо меньше, чем обычно. Дальше мы ехали к Янисъярви, по пути осмотрев ГЭС и
водопад в Хямекоски. Там везде идёт ремонт. Мост через Янис ввели в
эксплуатацию. Очень хорошо смотрится. Оказывается, даже русский новодел может
отлично вписываться в окружающую природу! Из Янисъярви спустили большое количество воды, обнажились
каменные берега и песчаное дно метров на 200-300 от берега. Мы славно
покатались по твёрдому песку и воде, после чего устроили перекус на косе,
знакомой по летнему походу. Озеро действительно прекрасно. Дальнейшая часть пути проходила в стиле известной
приключенческой гонки BikeAdventure. Нам необходимо было пересечь окраины
Петсевар и попасть на дорогу Харлу-Саркисюрья. В посёлке я получил
информацию, что дороги, по которой мы собираемся ехать нет. Всё заросло
кустами, а лежневка сгнила. По началу действительно мы шли по дороге, а затем
она постепенно растворилась в кустах. Здесь нашли небольшой, но красивый
водопадик. По навигатору вышли на соседнюю дорогу, где нас застал
ливень с градом. Быстро накинули куртки и поехали дальше. Дорога быстро
превратилась в грунтово-травянистую. Она вела к старой вырубке и там
заканчивалась. Соседняя отворотка заканчивалась в болоте, образованной
разливом ручья Пальяккаоя. В болоте Костя сразу провалился по пояс, а потом очень
смешно вылезал. Через 300м болото закончилось, и нас ждал азимут к озеру
Пиени-Кангаслампи. Восточный берег озера оказался скалистым, а само озеро с
подтопленными берегами. Очевидно, что бобры живут и на этом озере тоже и
запрудили ручей, вытекающий из озера на юго-восток. Поэтому мы решили
обходить озеро с севера и северо-запада. Дорога оказалась очень не простой,
здесь мы встретили скальную стенку и бурелом. Ситуация становилась критической, т.к. силы
заканчивались, а огребать предстояло ещё долго. Скорость была 100м/15 мин.
Стемнело окончательно. Спасением стала вырубка, на которой я увидел относительно
свежие тракторные следы. Сообразил, что где-то по краю вырубки должна быть
дорога. Так и оказалось. Через километр колеи вышли на укатанный грунт, хоть
на нём и были большие лужи через каждые 50-100м, для нас это было просто
спасением. Через некоторое время встретили лесовозный вагончик, в
котором, как оказалось, жил сторож лесовозной техники. Он довольно сильно
напугался, увидев велосипедистов в столь поздний час… Поговорили немного,
расспросили о дальнейшей дороге. Продолжили путь в Саркисюрью, большую часть пути
можно было ехать, скорость существенно увеличилась, но всё же передвигались
не достаточно быстро. На полях Саркисюрьи были около полуночи. Как же там было здорово. Тёплый ветер, звёздное небо,
свет Сортавальских огней на горизонте… Мне всё это очень напомнило Крым. Как
раз, год назад в это время мы бежали гонку Х-Крым milo raid… К сожалению, основной здешней достопримечательности -
огромного дома, ради которой сюда ехали, мы не увидели. Было слишком темно, а
сил на поиски уже не осталось. Созвонились с хозяйкой хутора, где нас ждала горячая баня
и ужин, объяснили, где находимся, договорились, что она встретит нас у
рускеальских водопадов. Дальше нас ждала дорога через ферму. Сколько же там
коровьего навоза! Им было завалена абсолютно вся ферма! И очень толстым
слоем, в некоторых местах по колено. Деваться было некуда и приходилось
топтать и топтать! Как же это всё здорово! Жалко, не сфотографировали. Тем
временем, была уже половина первого ночи… На трассу выбрались через час. Я даже залез в
водопад, чтобы смыть навоз. Обувь пришлось снять,
чтобы прополоскать! На хуторе нас накормили очень вкусным грибным супом.
Потом баня. У некоторых остались силы, чтобы просидеть за столом до половины
шестого утра. Это очень приятное чувство усталости, когда ты сидишь и лень
пошевелиться… Проснулись рано. Когда я вышел на улицу, у меня пропали
всякие сомнения относительно нового года. Безусловно, мы сюда приедем: во
дворе кошки играли с собаками, влажный октябрьский воздух, капли росы,
блестящие в лучах низкого солнца… просто идиллия! Отмыли велосипеды от навоза, сами почистились и поехали в
Сортавалу. По пути заскочили на старую ГЭС. Было настолько тепло, что
некоторые отважно решили искупаться в водопаде. Было, действительно,
настолько тепло, что после купания можно было ехать в футболке… День выдался
очень солнечным. Оказывается, и в октябре можно поймать чудесную погоду! Обнаружил для себя и новые интересные места. Это верхняя
и нижняя Мюлюкюля. Две плотины, которые требуют ещё посещений для полного
осмотра. Традиционно посетили Паасо. Всё такие же традиционные
шикарные осенние виды. В дизеле ехали без приключений, а вот в электричке нас 3
часа развлекал генерал ВВС. Всё же выброска дизелем и затем электричкой из
Кузнечного очень неудобна и утомительна. В дороге приходится проводить 6
часов! И это в воскресенье вечером! Фотографии доступны здесь: http://picasaweb.google.ru/sortavalec/NrmAEH?authkey=PYUOu_34DwU# Выводы. Ещё раз зарёкся не ездить с незнакомыми людьми. Даже
сольные поездки проходят, как правило, более предсказуемо. Ещё раз убедился, что навигацию нельзя отдавать ни в чьи
руки. Лучше самому… Приладожье по-прежнему остаётся для меня одним из самых
интересных районов для исследований и спортивных поездок… До новых встреч, друзья! Павел Красников. 20 октября 2008, 1 февраля 2009. Пушкин-Петербург. |