День 7: 07.01.19
г.Архангельск: Пур-Наволок – Набережная Северной Двины –
Кузнечевский мост – Краснофлотская ул. – ПО «Красная Кузница» - набережная
Георгия Седова – Никольской проспект – ул.Терехина –
Кемский Поселок – Троицкий проспект - Набережная Северной Двины –Гостиный
двор – ЖД-вокзал. 24,7 км. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слабый мороз, идет густой снег. Сегодня, поздним вечером, мы садимся на московский поезд. А сегодня - весь день в нашем распоряжении. Можно было бы съездить в музей деревянного зодчества Малые Корелы. Но есть одно "но": Ленинградский проспект – дорога, ведущая в Малые Корелы - одно из немногих мест в Архангельске, где возможны серьезные пробки. Дважды мы по нему ездили, и дважды в эти пробки попадали. Не хотелось бы совмещать это с поездом. К тому же, Малые Корелы у нас запланированы на летний, Мезенский поход. Так что, сходим лучше в Соломбалу! Выписываемся из отеля, оставляем рюкзак на хранение, и идем по Набережной до Кузнечевского моста.
Соломбала - старейшая из крупных верфей России. Если во времена Петра и Екатерины там строили боевые корабли, то Соломбала сегодня - это Северодвинск. А в настоящей Соломбале производится, в основном, судоремонт. Но производится самым серьезным образом! Предприятие "Красная Кузница" имеет федеральное значение. Собственно, Соломбала - это большой остров. Сам район занимает его южную часть, и хорошо просматривается уже с Пур-Наволока. Задолго до Кузнечевского моста видно много кораблей на зимней стоянке. Судоремонтная промзона. С воды это смотрится интересно, но ходить туда смысла нет: со стороны суши это сплошные, глухие заборы и безликие тупики. Очень сложно догадаться, что самое интересное находится по ту сторону заборов. Но туда не пустят.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
На Соломбальском берегу Кузнечихи видна прямоугольная бухта, с катерами и яхтами на зимней стоянке и большим эллингом. Это - парусный центр "Норд". Раньше тут был затон лесопильного завода Макарова. Рядом сохранилось несколько интересных зданий той поры. Но специально делать туда радиалку мы не будем. Кузнечевский мост. Подвесная конструкция с широкими пешеходными тротуарами. Ниже моста, Кузнечиху разделяет на 2 рукава остров Шилов. Лед северного рукава усеян зимними рыбаками. Соломбала. Район в наибольшей степени сохранил черты старого Архангельск. Многочисленные деревянные дома, как многоквартирные, так и частные. Некоторые - аж в три этажа! Пешеходные мосты, деревянные причалы, лодки и катера на стапелях возле избушек. Деревянные тротуары, и даже автостоянки, вымощенные деревом! В воздухе даже порой чувствуется некий запах стружки и рыбы, в то время как в центре города чаще ощущается запах, который доносится с Новодвинского ЦБК. Но, наверное, главная особенность Соломбалы – эклектика, выраженная еще ярче, чем в Городе. Вплотную, и вперемешку с поморской застройкой, соседствуют и каменные особняки позапрошлого века, и хрущевские пятиэтажки, и новые панельные дома. Все густо перемешано, и повсеместно сдобрено элементами промзоны. Но промзоны морской, мастеровой. Соломбальский ЦБК, который раньше добавлял промышленной грязи, уже несколько лет как не работает. Да и то, строго говоря, была уже не Соломбала, а так называемый Район Первых Пятилеток, а по простому - "Сульфат". Река Соломбалка, с ее облицовкой из лиственничных свай, и набережной с деревянным настилом. Летом колорита добавляют многочисленные лодки.
Проходная "Красной Кузницы". Сворачиваем севернее, и выходим на самое длинное здание Архангельска (если не всей России XIX века) – казармы флотского полуэкипажа. Там жили и проходили подготовку экипажи кораблей, которые строились на верфи. Позже этажность была надстроена. До 2005 г. здесь находилась военно-морская школа младших специалистов. Сейчас здание принадлежит УФСИН. А на месте бывшего плаца напротив – большой, общедоступный каток, он же – стадион "Волна". Мы ни с кем здесь не пообщались, но есть ощущение какой-то положительной атмосферы! Набережная Георгия Седова. Выходит на Корабельный рукав Северной Двины. Чем-то неуловимым напоминает Набережную Города, но других масштабов, и с Соломбальской деревянной застройкой, которая придает свой шарм. Мы попали на набережную Седова не в самое удачное время. Сейчас тут идут ремонтные работы, и место мало приспособлено для гуляния. Большая часть вида на Корабельный рукав просто закрыта строительным забором. Среди береговой застройки, внимание привлекла деревянная, англиканская церковь, в псевдоготическом духе. Сохранилась со времен интенсивной торговли с Англией через северные моря. В наши времена далеко не лучших отношений с этой страной, церковь оказалась невостребованной, как храм: англиканской конфессии сейчас в Архангельск просто нет. Поэтому в здании находился детский культурный центр, а сейчас оно просто на реставрации, и выглядит не лучшим образом.Подробности о реставрации: https://29.ru/text/gorod/398952101134337.html
Ледовая переправа на остров Хабарка, что находится напротив Соломбалы. Там живут люди: 2-этажная деревянная застройка и небольшой дачный поселок. Раньше там был лесозавод. Сейчас работы на острове нет, и кто не смог переехать, те работают на материке. Посередине переправы - тоже ледокольный фарватер с раздвижными мостками. У фарватера собралось необычно много транспорта. В том числе и несколько таких машин, которые у нас в Мещере называют "каракат". Это мотоцикл, поставленный на шасси с огромными колесами из камер, как минимум, от Урала-вездехода, а то и БелАЗа небольших размеров. Идеальный транспорт для движения по глубокому снегу, болотам и бездорожью. Очень в чести в Архангельск области! Впрочем, на Хабарку мы не пошли. Слева и справа от начала переправы находятся 2 причальные территории. Слева – архангельская гидробаза, справа – соломбальская лесобиржа (или уже не пойми что – реструктуризация идет!). У причалов – многочисленные суда.
Возвращаемся назад по Никольскому проспекту. Пройдя центр Соломбалы - площадь Терехина, отклоняемся к востоку. Выходим к Кемскому поселку. Это, пожалуй, самая колоритная часть Соломбалы. Сплошь деревянный город. Одноэтажная застройка, частные дома с заборами и огородами, лодки у ворот, деревянные мостики на Соломбалке, тихие улицы, белый снег. Ну, точно, попадаешь во времена старых верфей! Собственно в Кемский поселок мы почти не заходили, по единственной причине: что не знали о пешеходных мостах через Соломбалку, и думали, что придется сделать большой крюк. Но примыкающие кварталы не отличаются от Кемского поселка ничем! Здесь же наблюдали следующее: вдоль улицы идет дренажная канава ливневого стока. Но она скрыта от глаз прохожих, потому как поверх нее проложен деревянный пешеходный тротуар. Вот такое техническое решение! Кемский поселок: Здесь, в поселке, но уже на берегу Кузнечихи, не так давно стоял небезызвестный дом Сутягина, он же - "соломбальский небоскреб". Это было самое высокое деревянное здание в мире. Дом насчитывал 13 этажей, или 38 метров, и был виден издалека, за много километров. Мне еще довелось его увидеть в 2001 г., в бытность работы с Архангельским морским портом Экономия. Сейчас от него не осталось даже следов. Понятно, что Сутягин нарушил все градостроительные нормы, что даже создал чуть ли не аварийную ситуацию в квартале, но дом, все-таки, следовало бы оставить для истории. Дом Сутягина на Википедии: https://ru.wikipedia.org/?oldid=95000421 Подробнее об истории Соломбалы: https://vk.com/topic-232050_29434658 Соломбала на ВК: https://vk.com/club_solombala Возвращаемся из Соломбалы на рейсовом "ПАЗике". Валит снег. Посещаем ресторан поморской кухни "Боброфф", расположенный на Набережной (точнее - ул.Попова, д.2), в бывшем доме английского консула Р.Вайтеда. Уха с печенью трески, треска, запеченная с картошкой, блины с морошкой, морс из облепихи. Красота! Глядя на здание ресторана, хочется отметить: в Архангельске потихоньку начался процесс восстановления старых, деревянных домов. И не только на улице Чумбарова-Лучинского! Это только первые шаги, но если дело пойдет, лет через 50 город может предстать перед нами в совершенно ином облике! Хороший пример тому - Вологда. Оставшееся время перед поездом есть смысл пойти в Гостиный двор, где находится краеведческий музей. Мы его уже видели в предыдущие приезды, но музей очень интересный. Исключительно богатая морская экспозиция, начиная от ранних поморских времен, и кончая Северным Морским Путем. По-хорошему, здесь нужно не менее, чем полдня. Мы, конечно, осмотрели все на бегу. Информационно-туристический сайт по Архангельску: http://gotoarkhangelsk.ru/ru/ Информационно-туристический сайт по Архангельской области: http://www.pomorland.travel/
Поезд № 015ЯА Архангельск-Москва. Отправление в 20-25. Поезд заполнен на 2/3. Исакогорка: второй вокзал Архангельска на другом берегу Двины. Тут предпочитает садиться все левобережье. И сейчас подсело немало. Обозерская, с ее историческим, деревянным вокзалом. Стоянка - 30 минут. Прогуливаясь по станции, сделали фото главного здания и новой деревянной часовни. Что интересно: на получившихся фото наложился какой-то штриховой рисунок, очень напоминающий изображение радиопомех на экране телевизора. А в небе нарисовались огромные, слабо светящиеся пузыри. Ничего подобного в реальности не было. Не исключено, что это было начало северного сияния. Но пока еще в недоступном для глаза частотном диапазоне. А матрица фотоаппарата его уловила. Ну, а помехи – того же происхождения. Северное сияние – явление электромагнитное. Плесецкая, родина Вашего покорного слуги. Поезд загрузился полностью. Пассажиров поставляет город Мирный: третий по величине в области. Похоже, что в данный момент многие из них - студенты. Глубокая, северная ночь за окном. День 8: 08.01.19
ЖД-выброска Архангельск – Москва. Данилов: смена локомотивной бригады. Стоянка 30 минут. Гуляем. Как вдруг на перроне встречаем тех самых лыжников-спелеологов, с
которыми ехали неделю назад. Пошел обмен впечатлениями. Удивительно, но наше,
совершенно некатегорийное путешествие серьезно заинтересовало бывалых зимних
туристов. Заинтересовали сами места: среднее Пинежье, Карпогоры, Еркино,
Веркола, Сура. А там уже и Коми близко! Прибытие в 16-43 на Ярославский вокзал. Погода в Москве - как и на
Севере. Итак, зима в этом году удалась, что в Центре, что в Северном крае! А
сама поездка дала много полезной информации, часть из которой будет
использована для подготовки летнего велосипедного похода по Мезенскому
тракту. Владимир Ельшаев, Елена Гненкова, Архангельск - Карпогоры
- Северодвинск, январь 2019 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|