День 1: 01.01.19

 

Москва – Архангельск, ЖД-заброска.

 

Новый Год на носу. Дома делаются одновременно три дела:

- приготовление праздничного ужина;

- подготовка аквариумов к недельному отсутствию хозяев (это - особая тема: велосипедист, время от времени путешествуя внутри большого мира, имеет возможность, также, наблюдать особый, малый мир извне. Национальный парк на столе!);

- сборы в дорогу.

И вот пробило 12 часов. С Новым Годом, дорогие велосипедисты и прочие граждане огромной страны!

Посидев часик за столом перед телевизором, мы снова возвращаемся к процессу сборов. Своеобразный Новый Год! И, несколько необычный. А завтра утром мы получим главный подарок - Дальнюю Дорогу!

Успеваем еще и поесть, и погулять.

Время - 5-00. Отбой! Можно поспать еще 2 часа.

 

7-00. Подъем! Астрономически еще продолжается Новогодняя ночь, но догуливают ее уже самые стойкие. А нам - в путь!

Москва потрясающе пустая! И метро - тоже.

Ярославский вокзал, поезд Москва – Архангельск, № 016МА, отправление 10-05. Сегодня - весь день в пути, и можно выспаться. Но, пока светло, большее желание смотреть в окно.

В нашем вагоне едет большая туристическая группа. В разговоре ребят часто слышалась тема пещер. Наверняка, они едут на Пинегу, в карстовый район. Мы поинтересовались. Действительно на Пинегу! У них лыжный поход, заодно посетят и 2-3 пещеры.

 

 

День 2: 02.01.19

 

Архангельск, грхангельск: ул.Воскресенская – Пур-Наволок – Набережная Северной Двины – Троицкий проспект – Морской вокзал – проспект Ломоносова – ул.Чумбарова-Лучинского. ЖД-заброска Архангельск – Карпогоры.

 

20,6 км.

 

 

 

 

Прибытие в Архангельск в 6-00. Легкий мороз, идет густой снег. Погода не отличается от подмосковной. Последние зимы у нас были, считай что, никакие, и мы всегда стремились уехать на Новый Год на Север. А эта зима выдалась настоящая!

Вечером у нас будет посадка на местный поезд Архангельск - Карпогоры. А весь сегодняшний день поморская столица будет в нашем распоряжении.

Оставляем рюкзак на вокзале в камере хранения, и идем гулять по городу. Начало – традиционное, от вокзала - по прямой, как стрела, Воскресенской улице до Пур-наволока - точке на набережной Северной Двины, откуда пошел исторический город.

В процессе подготовки были мысли посетить в городе что-нибудь такое, где мы еще не были. Но разве можно отказаться от Набережной, Пур-Наволока, Троицкого проспекта, Чумбаровки...! Единственное: сегодня сходим в морской-речной порт, куда пока что не доходили. А когда снова вернемся в Архангельск через несколько дней, уделим внимание Соломбале.

Утренний Архангельск в праздничные дни невероятно безлюдный! И поражает чистый белый снег под ногами, причем в центре города.

 

Воскресенская улица

Воскресенская улица

 

Дом Овчинникова

Площадь Ленина

(УВЕЛИЧИТЬ)

Площадь на пересечении улицы Воскресенской и проспекта Обводного канала. Ее трудно узнать! Там где стояли старые, 2-х этажные, деревянные дома, теперь стоит большой торговый центр "Титан-Арена". А напротив "Титана", на другой стороне Воскресенской улицы появилось очень высокое для этого города здание. Самое высокое сооружение Архангельска - Здание проектных организаций, оно же - "Высотка", оно же - "Карандаш". Скоро мы и к нему подойдем. Так вот: новое здание по высоте где-то, наверное, приближается к Карандашу.

Здание областного УВД

Помимо всего этого, появились и другие новые здания. Архангельск меняется! А вот старый, интересный, деревянный дом Овчинникова так и стоит нетронутый и даже жилой: памятник архитектуры.

Карандаш. Почему-то сейчас он не подсвечивается, а раньше его яркие белые полосы на фоне ночного неба выглядели очень эффектно. Зато теперь интересная подсветка у здания областной администрации.

Велодорожка на Набережной Северной Двины

Набережная Северной Двины

Памятник северным конвоям

Пур-Наволок. Белый лед Северной Двины занимает почти все пространство, насколько хватает глаз. Огни дальних островов почти неразличимы за пеленой густого снегопада.

На Набережной - ослепительно белая чистота, и почти полное безлюдье. Прямо по пешеходной части проходит лыжный след. Лыжные следы видны также на льду Двины вблизи берега. А где-то через 100 м дальше от берега проходит полоса слабого льда, ее переходить нельзя. Дело в том, что из-за близости Белого моря на Двине есть приливы-отливы, вплоть до 200 км выше по течению, и лед возле береговой полосы постоянно ломается. В местах организованных ледовых переправ через такие места проложены деревянные настилы.

Памятник тюленю

Особняк Суркова и усадьба Вайтеда

Троицкий проспект

А вот и ледовая переправа на Кегостров, что находится прямо напротив Пур-Наволока. В сторону острова тянется цепь огней временной зимней линии освещения.

Такие переправы - это особая тема в Северном крае! Каждое межсезонье, когда водное сообщение уже закрыто, а прочный лед еще не встал, связь между соседними населенными пунктами разрывается, а часть из них и вовсе оказываются отрезанными от Большой Земли. Народ с нетерпением ждет переправы, обменивается новостями в соцетях, выкладывают фото: вот по реке шуга пошла, вот незамерзший фарватер остался, вот пешеходное сообщение открыли, вот ледяную дорогу намораживать начали....И когда переправа открывается официально, по всему району проносится радостный вздох облегчения!

Продолжаем путь по белоснежной Набережной в сторону Кузнечевского моста, связывающего центральную часть (именуемую "Город") с Соломбалой. Не доходя до моста, сворачиваем с Набережной и переходим на Троицкий проспект - центральную улицу Архангельска. Проспект в точности повторяет очертания Набережной. Гуляем по нему в обратном направлении, проходим площадь Ленина (в двух шагах от Пур-Наволока), и чуть позже, заглянув сперва на Банковскую пристань, что находится напротив Северного Морского музея (закрыт по случаю праздников), и пройдя мимо подворья Соловецкого монастыря и подворья Николо-Корельского монастыря (оба подворья совместно образуют отдельный исторический квартал), снова выходим на Набережную. На ее южную половину.

 

Николо-Корельское подворье

Театральный переулок

Усадьба Плотниковой

Церковь Николая Чудотворца

Исторический квартал

 

Банковская пристань. Суда на зимней стоянке.

 

 

 

 

Исторический квартал

 

Менее, чем через полкилометра начинается новый участок Набережной. До недавнего времени здесь было некое подобие промзоны: старые склады, пустыри. Сейчас территория интенсивно застраивается, появилось много новых зданий, жилой комплекс "Альфа" оригинальной, авангардной архитектуры. На другой стороне проезжей части Набережной – старое красно-кирпичное здание подворья Сурского монастыря (и в Суре, и в монастыре мы скоро будем). И в завершение всего - главный храм города, новый кафедральный собор Михаила Архангела. Когда сегодня утром наш поезд шел по мосту через Двину, подсвеченный силуэт собора был виден издалека, и сразу привлек к себе внимание: в прошлый раз там хоть уже и шло строительство, но еще ничего не просматривалось. Собор почти завершен: идет подготовка к его официальному открытию.

Рядом с собором сейчас находятся 2 временные деревянные часовни: Михаила Архангела (для сбора пожертвований) и Матроны Московской (для хранения мощей).

 

Новая набережная

Подворье Сурского монастыря

Поморское граффити

Северное морское пароходство

 

Собор Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела

Часовня Матроны Московской

 

Сразу за собором находится пассажирский речной-морской вокзал, с главным зданием в стиле советского брутализма. В лучшие времена это был важный транспортный узел города. Сейчас здание используется, в основном, многочисленными арендаторами. В отношении будущего вокзала у руководства области появились некоторые планы, прямо скажем, не бесспорные, хотя и красиво звучащие: http://dvinanews.ru/-gao94jza.

Но в сезон навигации от причалов вокзала отправляются городские и пригородные рейсы. По островам дельты Двины разбросано множество периферийных городских районов, и населенных пунктов, административно не относящиеся к городу. Для них летом водный транспорт - единственный способ связи с Большой Землей и между собой.

Сейчас во льду у причалов стоят несколько архангельских ледоколов. Акватория вокруг порта на большой площади усеяна ледяными торосами. Значит, ледоколы работают. Посередине же Двины ледокольный фарватер заполнен совсем мелкими торосами, и лед там еще менее прочный. Движение ледоколов там регулярное. Впрочем, фарватер мы еще увидим.

Ледоколы в порту:

 

 

 

 

 

 

 

От порта поднимаемся по Северодвинской улице, а перейдя на проспект Ломоносова снова двигаемся в сторону центра. Тут много старых деревянных домов, вперемешку с новостройками. Эклектика - отличительная особенность архитектуры Архангельска, по которой его можно поставить почти на один уровень с Москвой. Здесь рядом с суперсовременными зданиями мы можем увидеть не только деревянные дома, но и деревянные тротуары!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За Центральным рынком начинается улица Чумбарова-Лучинского, куда были перенесены наиболее интересные деревянные здания Архангельска. Это – пешеходная улица, одно из главных прогулочных мест города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часовня Артемия Веркольского

Архангельск без иллюзий

 

Старый и новый Архангельск

На лыжах – по Чумбарова-Лучинского!

 

 

Социальная обстановка в области очень напряженная. Губернатор Орлов не только не пользуется уважением и популярностью, но вызывает у народа резкое отторжение. При том, что область по уровню жизни занимает одно из последних мест в России, для людей здесь не делается ровным счетом ничего. И это было бы полбеды! Областная администрация вынашивает планы (и уже приступила к их реализации) по созданию на архангельской земле гигантских мусорных полигонов для размещения отбросов из Москвы. Ранее безвестное местечко под названием Шиес стало уже притчей во языцех! Митинги следуют по всей области один за другим, соцети раскалились от эмоций!

Здание проектных организаций («Карандаш»)

Дополнительно о мусорном полигоне Шиес: http://www.шиес.рф/

При всем при том, НИКТО и НИКОГДА из местных жителей не попенял нам московское происхождение! Хотя, в свете последних событий, относиться к Москве с любовью, мягко говоря, сложно.

Архангельский вокзал

Так незаметно прошел день. Архангельский ЖД-вокзал. Поезд Архангельск - Карпогоры № 668ЯА, отправление в 17-05. Сидячий вагон. Хотя есть и плацкартные: путь до Карпогор - 5 часов. Сейчас поезд ходит не каждый день, летом - ежедневно. Поезд заполнен полностью. Для того, чтобы попасть в Карпогоры и далее, это - самый удобный путь. Есть еще, конечно, и автомобильный извоз. Летом проблематичен и он - часть дороги представляет собой зимник.

Поезд идет не быстро. В левом окне по ходу поезда пока еще различимы большие, поросшие низкой сосной болота, подходящие к самой окраине города. Архангельск постепенно отдаляется, и исчезает в темноте ночи. За окном - кромешная тьма, и глухой, лесной край с редкими полустанками. Как жалко, что сейчас - не белая ночь: очень хотелось бы полюбоваться дорогой!

В поезде едет много мужчин, одетых в спецовки, как позже выяснилось - вахтовики. На остановке Паленьга к нам подсел лесоруб с логотипом "Титан" на груди и надписью на спине "Усть-Покшеньгский леспромхоз". Человека звали Александр. Разговорились.

Почему-то в этих краях часто вызывает удивление, что мы - из Москвы, вот взяли и приехали сюда просто так. Но удивление – приятное, это видно. Вообще, все-таки, есть некое предубеждение, что там, в Москве, мы все какие-то распальцованные! А между тем, в Москве живет 20 миллионов человек, и все разные. Да на всех, просто, гнутых пальцев-то не хватит J !

Послушали много интересного про житье-бытье жителей Северного края. Очень часто, единственным заработком становится вахта. И люди ценят ее не за объем зарплаты - он невысок. А за сам факт, что работа есть. И относительно стабильная.

Вот и наш знакомый такой же. 2 недели Александр проводит дома (дел-то в Паленьге хватает!), а 2 недели - на вахте. А его жене, так и вообще, до работы - час ходьбы по тайге с фонарем! А там, не дай Бог, и волки в избытке: край такой. Вот они, русские женщины в регионах! Разве кто нас победит при таком раскладе?!

Хочу сказать: у вахтовиков маргиналом и близко не пахнет. Это крепкие, трезвые, основательные мужики, умные и воспитанные. От общения с Александром мы получили истинное удовольствие (похоже, что взаимное). А наблюдения за другими вахтовиками только подкрепляют это ощущение.

Станция Карпогоры-Товарные. Оно же - поселок Ясный, столица Усть-Покшеньгского леспромхоза. Почти все вахтовики сошли на этой станции.

Далее - ЖД-мост через Пинегу. Ничего не видно в темноте.

Через 14 км после моста - конечная станция Карпогоры-Пассажирские. Прибытие в 22-10.

Подробнее о ЖД Архангельск – Карпогоры: http://infojd.ru/22/arh-karpogory.html

Полотно дороги на этом не заканчивается, но пассажирского сообщения дальше нет. Дорогу изначально планировали построить до райцентра Лешуконского, но проложили только 52 км по глухой тайге, где дорога и оборвалась в районе моста через реку Ежуга. Сейчас по этому участку только лес возят, и там, как в песне поется, "сплошные лагеря".  Ну, не сплошные, но есть.

Официальное название этого участка – Мезенская железная дорога.

Была еще одна ветка – продолжение ЖД Архангельск – Карпогоры: Карпогоры – Вендинга, протянувшаяся в юго-восточном направлении от Карпогор. Было построено 16 км полотна до рижняя Шарда. По состоянию на 2019 г. дорога полностью разобрана.

Ее все-таки планировали восстановить и продлить до Вендинги, это уже республика Коми. Дорога должна стать в будущем частью трассы Белкомур (сокращенно "Беломорье - Коми - Урал"). Пока что так.

Но вернемся в Карпогоры. Это административный центр Пинежского района, большое село. Но от станции Карпогоры-Пассажирские отстоят на 4,5 км. Возле станции только маленький поселок, да зона-ИТК в лесу.

На пристанционной площади – оживление, много машин. Все приурочено к архангельскому поезду. Вообще, в Карпогорах есть такой термин: "Город". Когда говорят "Город" - имеется ввиду, конкретно, Архангельск. Все остальные города мира называются по именам, и находятся они гораздо дальше. Это прямо как с рыбой: "Рыба" - это лососевые. Всю остальную рыбу зовут по именам!

Нас уже ждет машина. 4,5 км по глухому, темному лесу (правда по асфальту) - и мы в Карпогорах.

Окраина села. Гостевой дом "У Полины". Деревянный, двухэтажный дом с хорошими номерами. Ужин с оладьями, маслом своего приготовления (бесподобный вкус!) и вареньем из морошки и брусники.

Жилье со всеми городскими условиями: водопровод, канализация, телевидение, вай-фай.

Проваливаемся в глубокий сон.